ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-2400/16 от 30.05.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-642/2016

«02» июня 2016 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2016 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Локтелеком» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 апреля 2016 года по делу № А78- 642/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Локтелеком» (ОГРН 1027501161137 ИНН 7536035600) о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края (ОГРН 1087536008163 ИНН 7536095293) от 08.12.2015 № 652-р,

суд первой инстанции, судья Горкин Д.С.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Иванов М.Б., представитель по доверенности от 03.06.2015;

от заинтересованного лица: Тимеркова С.Г., представитель по доверенности от 15.02.2016, Кисель С.Ю., представитель по доверенности от 15.02.2046;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства экономического развития Забайкальского края: Тимеркова С.Г., представитель по доверенности от 09.03.2016, Кисель С.Ю., представитель по доверенности от 09.03.2046;

установил:

Заявитель, открытое акционерное общество «Локтелеком», обратился в арбитражный суд к Правительству Забайкальского края с требованием о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края от 08.12.2015 № 652-р.

Решением суда первой инстанции от 01.04.2016 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В связи с нарушением Инвестором - ОАО «Локтелеком» условий Договора, а также требований Закона 148-ЗЗК, на заседании Совета но вопросам кредитно- финансовой и инвестиционной политики края от 20 августа 2015 года (пункт 5 протокола № 4 от 20 августа 2015 года), было принято решение о возврате субсидий, предоставленных ОАО «Локтелеком» для реализации инвестиционного Проекта в соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края.

Таким образом, решение (обжалуемое распоряжение) о возврате ОАО «Локтелеком» в бюджет Забайкальского края средств в сумме 454709 рублей 22 копейки, предоставленные ОАО «Локтелеком» в качестве государственной поддержки для реализации Проекта, по мнению суда, является законным и обоснованным.

Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что суд первой инстанции не принял во внимание, положения инвестиционного договора, поскольку решение о возврате средств государственной поддержки принимается только после принятия правового акта вышестоящего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края о прекращении государственной поддержки. Таким образом, обжалуемое распоряжение не могло быть принято, поскольку не принимался правовой акт о прекращении государственной поддержке.

Суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о том, что началом реализации инвестиционного проекта явился 2010 год.

Суд первой инстанции не дал оценку приведенным в сводном расчете потерь выручки общества в связи с оттоком абонентов за период с 2009 по 2015 годы.

Представители Правительства Забайкальского края в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились и просили отказать в ее удовлетворении требований.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу Правительство Забайкальского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Министерства экономического развития Забайкальского края в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились и просили отказать в ее удовлетворении требований.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу Министерство экономического развития Забайкальского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 06.05.2016.

Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Из оспариваемого распоряжения №652-р от 08.12.2015 (т.1, л. 30) следует, что в связи с нарушением условий инвестиционного договора ОАО «Локтелеком» в течение 30 дней со дня принятия данного распоряжения должно вернуть в бюджет Забайкальского края средства в сумме 454 769, 22 руб., предоставленные обществу в качестве краевой государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта «Строительство сетей связи нового поколения (NGN) на территории Забайкальского края от 30.12.2008 №221-р.

В случае если ОАО «Локтелеком» не обеспечит в установленный срок возврата бюджетных средств, Министерству финансов Забайкальского края совместно с Министерством экономического развития Забайкальского края принять меры к их взысканию в судебном порядке.

Общество посчитав, что указанное распоряжение нарушает его права и законные интересы и не соответствует номам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как правильно установил суд первой инстанции, распоряжением Правительства Забайкальского края от 30.12.2008 № 221-р ОАО «Локтелеком» была предоставлена государственная поддержка в форме субсидирования за счет средств бюджета Забайкальского края части процентной ставки за пользование кредитом в сумме 20 000 000 рублей, привлекаемые в Читинском филиале ОАО АКБ «Связь-Банк» для реализации инвестиционного проекта «Строительство сетей связи нового поколения (XGN) на территории Забайкальского края» (далее - Проект) в размере 75 процентов действующей ставки рефинансирования Центрального банка российской Федерации сроком на 5 лет.

Во исполнение указанного распоряжения, 31.12.2008 между Министерством экономического развития Забайкальского края, с одной стороны и ОАО «Локтелеком» был заключен инвестиционный договор о реализации Проекта № ИД-02-030- 2008.

Пунктом 44 Устава Забайкальского края предусмотрено, что правительство Забайкальского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии, в том числе:

осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития края для представления их Губернатором края в Законодательное Собрание края;

управляет и распоряжается собственностью Забайкальского края в соответствии с законами края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" и Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 N 602 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Забайкальского края" установлено, что Министерство экономического развития Забайкальского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (далее - край), обеспечивающим организацию решения вопросов стратегического планирования социально-экономического развития края; определяющим перспективные направления развития в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Забайкальского края (далее - закупки), малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности, государственной поддержки инвестиционной деятельности, государственного регулирования торговой деятельности, потребительского рынка, трудовых отношений, реализации государственной демографической политики; осуществляющим некоторые полномочия в области инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений; осуществляющим полномочия по управлению промышленными парками, функции по оценке регулирующего воздействия и принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг в пределах установленных полномочий.

Статьей 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 N 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Забайкальского края. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Забайкальского края.

Постановления и распоряжения Правительства Забайкальского края обязательны к исполнению на территории Забайкальского края.

Оценивая структуру исполнительной власти Забайкальского края, суд апелляционной инстанции усматривает, что Правительство Забайкальского края, как её составная часть, вправе издавать распоряжения обязательные к исполнению на территории Забайкальского края.

Вместе с тем, в данном случае издавая оспариваемое распоряжение, Правительство адресовало его уполномоченному органу исполнительной власти Забайкальского края, Министерству, для принятия таким органом предусмотренным законом действий в отношении лица, вступившего в гражданско-правовые отношения с уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое обществом распоряжение Правительства Российской Федерации не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу, поскольку оно адресовано уполномоченному органу государственной власти Забайкальского края для принятия последним мер по указанному договору в соответствии с действующим гражданским законодательством.

При этом выводы Правительства о нарушении обществом условий договора в данном случае носят субъективный характер и не затрагивают прав общества, поскольку право на обращение в суд не может быть ограничено, в том числе и для государственных органов с их особым порядком принятия решений на обращение в суд.

Ссылка заявителя на п. 2.7 Инвестиционного договора, в данном случае не может быть принята во внимание, поскольку данное распоряжение принималось в рамках системы органов государственного управления. Вопрос же об исполнении инвестиционного договора в данном деле не рассматривается, а выводы суда первой инстанции о его не исполнении являются ошибочными, т.к. указанное может быть разрешено только в исковом порядке, а не в порядке главы 24 АПК РФ.

Между тем ошибочные выводы суда первой инстанции в данном деле о неисполнении обществом инвестиционного договора по существу не привели к принятию неправильного решения по делу.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о том, что оспариваемым распоряжением нарушаются его права и законные интересы, и что оно не соответствует действующему законодательству.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от «01» апреля 2016 года по делу №А78-642/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи Д.В. Басаев

Д.Н. Рылов