Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-646/2016
«07» октября 2016 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, Д.В. Басаева, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2016 года по делу №А10-646/2016 по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество: детский сад, условный номер 03-03-12/003/2007-437, площадью 3137,9 кв.м., находящийся по адресу: Республика Бурятия, <...>
суд первой инстанции, судья Кушнарева Н.П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2016
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц: Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, представитель по доверенности от 21.01.2015;
от Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>): не было;
установил:
Заявитель, Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество: детский сад, условный номер 03-03-12/003/2007-437, площадью 3137,9 кв.м., находящийся по адресу: Республика Бурятия, <...> возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования «г. Улан-Удэ» на указанное имущество.
Решением суда первой инстанции от 22 июля 2016 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой пришёл к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит требованиям ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", оспариваемым бездействием нарушаются права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200202332878.
Из апелляционной жалобы следует, что Управление предпринимало все необходимые меры для проведения государственной регистрации в установленном законом порядке. Так, регистрирующим органом в адрес органа местного самоуправления направлялось соответствующее письмо о поступлении в адрес Управления приказа № 180 от 19.03.2013 № 07-259 от 17.05.2013 в целях представления соответствующего заявления о государственной регистрации права собственности муниципального образования; 27.01.2016 в адрес органа местного самоуправления повторно направлено уведомление о необходимости представления заявления о государственной регистрации права собственности.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание положение ст. 3 Закона 423-ФЗ, которое закрепляет, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.
Представитель Учреждения и Министерства обороны в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200202332861.
Отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 07.09.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Кяхтинский район Республики Бурятия» переданы следующие объекты недвижимого имущества (т.1, л.д.12-13): детский сад, условный номер 03-03-12/003/2007-437, площадью 3137,9 кв.м., находящийся по адресу: Республика Бурятия, <...>.
16 апреля 2013 года указанный приказ направлен в Управление (т.1, л.д.89).
22 мая 2014 года ФГКУ обратилось в Управление с письмом, в котором просило представить информацию о реализации приказов Министерства обороны Российской Федерации о передаче недвижимого имущества в собственность муниципальных образований, в т.ч. приказа от 19 марта 2013 года №180 (т.1, л.д.73-74).
03 июня 2014 года Управление сообщило ФГКУ о том, что в целях реализации приказа Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 в адрес Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» 17 мая 2013 года направлено письмо о необходимости представления заявлений о государственной регистрации права собственности, которые до настоящего времени не поступили (т.1, л.д.77-79).
08 июня 2015 года ФГКУ вновь обратилось в Управление с письмом, в котором просило представить информацию о государственной регистрации права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, подлежащее передаче на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 (т.1, л.д.80).
17 июня 2015 года Управление сообщило ФГКУ о том, что государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 не произведена в связи с не поступлением заявления о государственной регистрации от Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» (т.1, л.д.81-83).
15 января 2016 года ФГКУ вновь обратилось в Управление с письмом, в котором просило представить информацию о государственной регистрации права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, подлежащее передаче на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 (т.1, л.д.84).
29 января 2016 года Управление сообщило ФГКУ о том, что государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 не произведена в связи с непоступлением заявления о государственной регистрации от Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» (т.1, л.д.11).
Полагая, что Управлением допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по регистрации перехода права на указанное имущество, ФГКУ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и 5 основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно статье 2 Закона №423-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений. Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Статьей 3 Закона №423-ФЗ установлено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность (далее – решение) принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и 6 распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В течение двух рабочих дней со дня принятия решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия решения.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.
С принятием решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" и Федерального закона от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Как правильно установлено содом первой инстанции, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года №180 из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Кяхтинский район» передано здание детского сада.
16 апреля 2013 года указанный приказ направлен в Управление для государственной регистрации перехода права собственности.
Поскольку до настоящего времени государственная регистрация перехода права собственности Управлением не осуществлена, решение о приостановлении государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации Управлением также не принято, суд первой инстанции правомерно указал, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управлением допущено бездействие при рассмотрении вопроса о государственной регистрации перехода права собственности, а доводы апелляционной жалобы о том, что Управление предпринимало все необходимые меры для проведения государственной регистрации в установленном законом порядке, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект недвижимого имущества невозможна без заявления Администрации муниципального образования «Кяхтинский район Республики Бурятия», не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в соответствии с приведенными выше положениями Закона №423-ФЗ установлен упрощенный порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность иных публично-правовых образований и государственной регистрации перехода права собственности.
Единственным документом, необходимым для принятия решения о государственной регистрации перехода права собственности является решение уполномоченного органа о передаче военного недвижимого имущества.
При этом для государственной регистрации перехода права собственности не требуется заявления лица, которому указанное имущество передается в собственность.
Таким образом, в рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие заявления Администрации муниципального образования «Кяхтинский район» не являлось препятствием для государственной регистрации перехода права собственности.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое бездействие противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а оспариваемым бездействием нарушаются права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ (на которое возложена защита интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны), поскольку несмотря на прекращение права оперативного управления, здание детского сада находится в фактическом владении Министерства обороны Российской Федерации и последнее несет расходы на его содержание.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от «22» июля 2016 года по делу №А10-646/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Е.О. Никифорюк
Д.В. Басаев