Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-7826/2013
«28» июля 2014 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Г.Г. Ячменёва, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Алроса-Газ» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2014 года по делу № А58-7826/2013 по заявлению открытого акционерного общества «Алроса-Газ»( ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 5 предписания от 27.09.2013 года №79-ГО и отмене частично,
суд первой инстанции, судья Эверстова Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "АЛРОСА-Газ", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными пунктов 3 и 4 предписания от 27.09.2013 № 79-ГО.
Решением суда первой инстанции от 12 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований Общества о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания от 27.09.2013 года №79-ГО было отказано полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом не доказана организация медицинской защиты по оснащению и созданию требуемого запаса медикаментов, не представлено доказательств проведения занятий по расписанию и рабочим программам по обучению.
Кроме того, суд первой инстанции обратил внимание на то, что оспариваемые пункты в предписании указывают на наличие у Общества соответствующей обязанности, установленной нормативными актами, и на необходимость устранения выявленных нарушений.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить заявленные требования удовлетворить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200276620611.
Из апелляционной жалобы следует, что вывод суда первой инстанции о том, что согласно постановлению Мирового судьи судебного участка №55 Мирнинского района от 09.10.2013 года по делу №5-723/2013 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., за неисполнение тех же оспариваемых пунктов предписания является ошибочным, так как наказание последовало не за оспариваемые пункты предписания, а за неисполнение другого пункта предписания, а именно пункта 3 предписания 44-ГО от 13.05.2013 года, а соответственно, факт отсутствия нарушений, допущенных обществом установлен судом по ранее рассмотренным делам.
Кроме того, заявитель полагает, что постановлением Мирового судьи от 25.06.2013 года по делу №5-245-2013 установлено, что по пункту 3 Предписания общество является некатегарированной по ГО организацией, населенные пункты, где осуществляет свою деятельность юридическое лицо, не включены в Перечень территорий, отнесенных к группам по ГО. Таким образом, нормы Постановления Правительства РФ от 22.06.2004 №303 не распространяются на данное юридическое лицо. Кроме того, Обществом представлено Положение об эвакуационной комиссии вместе с функциональными обязанностями ее членов.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200276620604.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.06.2014.
Согласно пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в результате проведенной внеплановой проверки с 24.09.2013 по 27.09.2013 в отношении общества были составлены акт проверки от 27.09.2013 и предписание № 79 ГО от 27.09.2013, в котором установлены нарушения со ссылкой на нормативный акт и указан срок устранения нарушения.
Пунктом 3 предписания установлено, что в обществе отсутствует документация: положение об эвакуационной комиссии, функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии, приказ об организации эвакуационных мероприятий и подготовке эвакуационных органов в организации, план эвакуации.
Пунктом 4 установлено, что обществом не организована медицинская защита (оснащение, обучение, схема оповещения, создание запаса медикаментов).
Не согласившись с вынесенным предписанием в части, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в части.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции исследовав материалы дела и доводы сторон не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либообязанности,создаютиныепрепятствия для осуществления предпринимательской и ной деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как правильно указал суд первой инстанции, на основании статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании статьи 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 13 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.
Согласно пункту 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
Согласно пункту 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах; подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей. разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постоянно действующими органами управления единой системы являются на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Согласно пункту 11 указанного Постановления органами повседневного управления единой системы являются на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Согласно пункту 28 указанного выше Постановления основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо
хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, то обстоятельство, что общество является некатегорированным по гражданской обороне, не влечет незаконности предписания в части организации эвакуационных мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Кроме того судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки заявителя жалобы на то обстоятельство, что Общество является некатегорированным по гражданской обороне на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Порядком создания нештатных аварийно-спасательныхформирований утвержденным приказом МЧС Российской Федерации от 23.12.2005 № 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" предусмотрено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение илипредставляющимивысокуюстепень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников (пункт 4).
Согласно пункту 16 Порядка № 999 накопление, хранение и использование
материально-технических,продовольственных,медицинскихсредств,предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к Порядку N 999).
Как было правильно указано судом первой инстанции, доказательств соблюдения указанных нормативных актов обществом представлено не было, в материалах дела не содержится.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя на то, что согласно пункту 18 Порядка № 999 подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования. Согласно пункту 20 Порядка № 999 обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. В свою очередь, Обществом не доказана организация им медицинской защиты по оснащению и созданию требуемого запаса медикаментов, не представлено доказательство проведения занятий по расписанию и рабочим программам по обучению. Каких-либо документов в суд не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Федеральные законы от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" распространяются на деятельность заявителя и указывают на наличие у общества обязанностей по выполнению мероприятий по гражданской обороне и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вышеуказанные нормы не предусматривают условий, освобождающих какие-либо организации от исполнения этих обязанностей. Указанные пункты в оспариваемом предписании постановления Правительства Российской Федерации и приказы МЧС России конкретизируют требования указанных федеральных законов. Оспариваемые пункты предписания указывают на наличие у общества соответствующей обязанности, установленной нормативными актами, и на необходимость устранения таких нарушений.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции и административного органа об отсутствии документации по эвакуационной комиссии предприятия не соответствуют действительности, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как необоснованные, в связи с отсутствием указанных документов в материалах дела, а также отсутствием каких-либо доказательств представления указанных документов административному органу либо суду. Ссылка Общества на представление указанных документов в Мировой суд судебного участка №55, в связи с рассмотрением дела №5-245-2013 также не может быть признана состоятельной, в связи с тем, что суд апелляционной инстанции лишен возможности оценивать документы, которые были представлены в рамках рассмотрения иного дела в Мировой суд.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что Общество не было лишено возможности представить вышеуказанные, имеющиеся, по мнению общества, документы, как в административный орган, так и в суд первой инстанции, однако, не проявив должной осмотрительности этого не сделало.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «12» мая 2014 года по делу №А58-7826/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Г.Г. Ячменёв
Е.О. Никифорюк