ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-1025/2012
17 сентября 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2012.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года по делу № А19-1025/2012 по иску Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664047, Иркутск Город, Байкальская Улица, 77) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 109097, <...>, СТР.1) о взыскании 1 049 473 руб. 20 коп., третьи лица: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664027, <...>, а), муниципальное образование города Иркутска в лице Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664000, <...>), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664073, <...>), Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664007, <...>), Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664007, <...>), (суд первой инстанции: Апанасик С.В.),
от истца – ФИО1, представитель по доверенности № 14Т от 28.02.2012,
от иных лиц, участвующих в деле представители не явились, извещены,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Иркутска (МУП «Ритуал» г.
Иркутска, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России, ответчик) о взыскании 1 049 473 руб. 20 коп. убытков, составляющих разницу в стоимости услуг на погребение, определенных органом местного самоуправления (Администрацией г. Иркутска) и стоимостью услуг, установленных ст. 9 ФЗ РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на категорию лиц, предусмотренную ст. 12 Закона, погребение которых осуществлено истцом в период с января 2010 года по декабрь 2011 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле арбитражным судом привлечены: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Муниципальное образование г. Иркутска в лице Администрации г. Иркутска; Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области; Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ; Отделение Пенсионного фонда РФ - государственное учреждение по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска взыскано: 383 370 руб. 35 коп. убытков, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласно МУП «Ритуал», указавшее в апелляционной жалобе на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что финансирование затрат по возмещению специализированной службе расходов по погребению невостребованных умерших (пенсионеры и работавшие граждане и несовершеннолетние члены их семей), в части, не покрываемой за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. При этом, если для осуществления таких государственных полномочий субъекту РФ выделены субвенции из федерального бюджета, то соответствующее финансирование, в пределах предоставленных средств, должно осуществляться субъектом РФ. Судом установлено, что бюджету Иркутской области не выделялись субвенции из федерального бюджета на покрытие расходов специализированной службы по погребению невостребованных умерших в указанных в иске. Считает, что из содержания статей 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что истец, понесший расходы на выполнение работ, обязанность по выполнению которых возложена на него федеральным законом, вправе потребовать от соответствующего публичного образования полного возмещения убытков за счет средств его казны. Просит решение арбитражного суда в части отказа в удовлетворении иска отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе.
Администрация города Иркутска представила письменный отзыв.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В рассмотрении апелляционной жалобы объявлялся перерыв с 30.08.2012 до 14 часов 00 минут 06.09.2012.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку соответствующих возражений от участвующих в деле лиц не поступило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что согласно Уставу МУП "Ритуал" является предприятием, созданным как специализированная служба по вопросам похоронного дела с целью предоставления государственных гарантий осуществления погребения умерших по исполнения Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
В соответствии со ст. 12 ФЗ РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложена обязанность по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
МУП «Ритуал» г. Иркутска осуществляло погребение таких умерших граждан в
период с января 2010 года по декабрь 2011 года (т.3 л.д.8-15).
Всего в 2010 году погребено 105 тел, в 2011 году – 138 тел.
Истец указывает, что стоимость услуг (фиксированные тарифы) МУП «Ритуал», как специализированной службы по погребению невостребованных умерших установлена Постановлениями Администрации г. Иркутска о фиксировании тарифов - от 10.11.2009 №031-06-3616/9, от 31.12.2010 №031-06-3291/10 «О тарифах на ритуальные услуги МУП «Ритуал» г. Иркутска».
МУП «Ритуал», обращаясь с настоящим иском в суд, указал, что постановлениями Администрации г. Иркутска от 10.11.2009 №031-06-36/6/9, от 31.12.2010 №031-06-3291/10 о тарифах на ритуальные услуги МУП «Ритуал» г. Иркутска установлены предельные максимальные тарифы на погребение тел невостребованных умерших, личность которых не установлена, а фактически возмещение произведено в меньшем размере,
Разница в стоимости услуг на погребение, определенных органом местного самоуправления (Администрацией г. Иркутска) и стоимостью услуг, установленных ст. 9 ФЗ РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на категорию лиц, предусмотренную ст. 12 Закона, погребение которых осуществлено истцом в период с января 2010 года по декабрь 2011 года составила 1 049 473 руб. 20 коп., которая представляет собой для истца убытки.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска, признав обоснованным иск к Российской Федерации в части взыскания за счет казны Российской Федерации суммы 383 370 руб. 35 коп. - убытков, понесенных МУП «Ритуал» г. Иркутска в связи с погребением тел умерших, не имеющих супругов, близких родственников либо законного представителя умершего, личность которых установлена, но не имеется их относимости к социальной категории лиц, установленных ст. 9 ФЗ РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и значащихся в сведениях как категория «неопределенная».
Отказывая во взыскании стоимости услуг по погребению невостребованных умерших пенсионеров представляющей собой разницу между пределом возмещения стоимости таких услуг из Пенсионного Фонда РФ, установленным п.3 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и стоимостью услуг по погребению, определенной постановлениями администрации г. Иркутска от 10.11.2009 №031-06-3616/9 и от 31.12.2010 №031-06-3291/10 в соответствии с п.3 ст. 12 названного Закона, суд исходил из того, что размер возмещения стоимости услуг по погребению умерших установленной категории, устанавливаемый органом местного самоуправления не должен превышать размера стоимости, устанавливаемой Законом о погребении; - из того, что поскольку в постановлениях администрации г. Иркутска от 10.11.2009 №031-06-3616/9, от 31.12.2010 №031-06-3291/10 установлены тарифы по погребению тел невостребованных умерших, личность которых не установлена (п. 2 ст. 12 ФЗ РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), применение данных тарифов при погребении умерших с установленной личностью, неправомерно.
Апелляционная коллегия считает принятое решение подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны. Вместе с тем в пункте 2 статьи 1 Закона о погребении установлены гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших лиц, личность которых не установлена, и умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, из системного анализа указанных норм Конституции РФ и Закона о погребении о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, следует, что финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Материалами дела не подтверждается и Минфином РФ не представлены в суд апелляционной инстанции доказательства, подтверждающие, что в спорный период или на день принятия судом первой инстанции решения по делу из федерального бюджета в бюджет Иркутской области были переданы средства на финансирование и возмещение расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле", понесенных в 2010 и 2011 года специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Иркутскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить финансирование расходов по погребению умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, а истцом представлены доказательства несения расходов по погребению невостребованных умерших в 2010 и 2011 года и возмещения их только в части, не превышающей предела возмещения из пенсионного фонда РФ, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расчет требуемой истцом к взысканию суммы судом основан на установленных постановлениями Администрации г. Иркутска от 10.11.2009г. №031-06-3616/9, от 31.12.2010 №031-06-3291/10 фиксированных тарифах по погребению тел невостребованных умерших, а также умерших, личность которых не установлена. Расчет данных тарифов, согласно заключений по результатам экономической экспертизы тарифов на 2010г. и 2011г., произведен исходя из реальных затрат МУП «Ритуал» на оказание услуг по погребению невостребованных умерших.
Представленный истцом расчет проверен апелляционным судом и признан правильным.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года подлежит отмене в обжалуемой части с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2012 года по делу № А19-1025/2012 в обжалуемой части отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска 1 049 473 рублей 20 копеек убытков, 4000 рублей судебных расходов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий: Скажутина Е.Н.
Судьи: Капустина Л.В.
Юдин С.И.