ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-2259/2011
“18” ноября 2011 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.М. Паньковой, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Харбин» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2011 года по делу № А58-2259/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Харбин» (ИНН <***> ОГРН <***>) к Комитету занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (ИНН <***> ОГРН <***>)о признании незаконным заключения о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 г. №79, принятое судьей Е.А. Евсеевой,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц:
Управления федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***> ОГРН <***>): не было;
Государственного учреждение «Центр занятости населения г. Якутска» (ИНН <***> ОГРН <***>): не было;
и установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Харбин», обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (далее-Комитет) о признании незаконным заключения о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 № 79 (т. 1, л.40).
Решением суда первой инстанции от 29 июля 2011 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Комитет, в связи с отсутствием в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности Общества в работниках и в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов, в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктами 60-60.3 Административного регламента выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 23 иностранных граждан.
Данное обстоятельство полностью подтверждается представленной ГУ «Центр занятости населения г. Якутска» выпиской из Регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, из которой видно, что Обществом не предоставлялись сведения о потребности в работниках на момент направления Комитету Предложений ГУ «Центр занятости населения г. Якутска» о привлечении и использовании иностранных работников от 21.03.2011 №1026, на основании которых выдано оспариваемое заключение. Также в ходе судебного разбирательства суду представлен на обозрение программный комплекс «Катраксис» версия 7.49, из которого следует, что Обществом необходимые сведения о потребности в работниках представлены только 01.06.2011.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №67200041664628.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки фактическим обстоятельствам дела, а также доводам заявителя о том, что общество уже несколько лет использует иностранную рабочую силу, что свидетельствует о потребностях такой рабочей силы.
Представитель Комитета занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №67200041664611.
Представленным ходатайством, Комитет просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, Комитет просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством, УФМС по Республике Саха (Якутия) просила рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, ФМС по Республике Саха (Якутия) просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Якутска» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №67200041664666.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Государственное учреждение «Центр занятости населения г. Якутска» просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 15.11.2011.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно материалам дела общество (т. 1, л. 35) 14.03.2011 обратилось в УФМС России по Республике Саха (Якутия) с заявлением о выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников на срок с 03.05.2011 по 02.05.2012 года.
УФМС по Республике Саха (Якутия) направило 16.03.2011 запрос в Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), в котором указаны идентификационные данные общества, сведения о планируемом привлечении и использовании иностранных работников. Управление также уведомило, что общество для подбора работников для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) работодатель, заказчик работ (услуг) обращался в государственное учреждение Центр заняточти г. Якутска.
Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) 24.03.2011 выдал УФМС по Республике Саха (Якутия) заключение №79 (т. 1, л.40) в котором указал, что принял решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по запрошенным специальностям, в связи с отсутствием в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест.
Уведомлением №29 УФМС по Республике Саха (Якутия) отказало обществу в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.
В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.
Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ
Согласно ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:
разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ);
документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника (ч.2).
Ходатайство о выдаче приглашения, а в случаях и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, и документы, указанные в настоящем пункте, могут быть поданы в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ч.3).
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на один год. Порядок выдачи данного заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (ч.3).
Таким образом, заключение соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации о привлечении и об использовании иностранных работников является правовым актом, послужившим основанием для отказа заявителю в выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, в связи с чем может быть оспорен в суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как нарушающем права заявителя.
Порядок выдачи указанных заключений о привлечении и об использовании иностранных работников установлен Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008 (ред. от 30.09.2010) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (п.29.1).
Основанием рассмотрения вопроса о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников является получение органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации запроса ФМС России или ее территориального органа о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников (п.63).
Работник органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющий функцию по оформлению заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, рассматривает запрос ФМС России или ее территориального органа о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в части содержания в нем сведений, позволяющих идентифицировать данные о работодателе, заказчике работ (услуг) в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей) (п.64).
В случае если в запросе ФМС России или ее территориального органа о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников содержатся необходимые для идентификации данные о работодателе, заказчике работ (услуг) работник органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющий функцию по оформлению заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, задает критерии поиска данных о работодателе, заказчике работ (услуг) в программно-техническом комплексе, содержащем регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), и осуществляет вывод на экран монитора ПЭВМ найденной информации (п.66).
В случае если идентификационные данные о работодателе, заказчике работ (услуг) совпадают, работник органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющий функцию по оформлению заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, оформляет и направляет запрос в государственное учреждение службы занятости населения, в которое работодатель, заказчик работ (услуг) подавал сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в соответствии с приложением N 4 к Административному регламенту, а также запросы в другие государственные учреждения службы занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с приложением N 5 к Административному регламенту (п.68).
Работник органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, осуществляющий функцию по оформлению заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, анализирует предложения, поступившие от государственных учреждений службы занятости населения, осуществляет подготовку заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с приложением N 8 к Административному регламенту по основаниям принятия решения о целесообразности или нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (п.80).
Принцип организации получения заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, состоит в том, что претендент на указанное, обязан обратиться в уполномоченный орган для изыскания на вакантные должности претендентов состоящих на учете местном органе занятости, который по результатам проверки данного факта и в связи с отсудившем таких претендентов вправе выдать положительное заключение.
Как следует из материалов дела и подтверждается ГУ Центр занятости населения города Якутска (т. 1, л.177), общество с 15.11. 2006 года состоит в регистре получения государственных услуг данного центра.
При этом Центр указывает, что за период с 2006 по 01.06.2011, сведения о потребностях в работниках ООО «Харбин» не подавал, в связи с чем Центр не предоставлял государственную услугу в подборе необходимых работников согласно Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске работы, а работодателем в подборе необходимых работников утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.05.2006 №513. В названных письмах, в том числе от 21.03.2011 года №1026 Центр указывал об отсутствии сведений о потребности в работниках (т. 1, л.161).
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, Комитетом занятости при проведении проверки было установлено, что общество в 2011 году не обращалось за получением государственных услуг в сфере занятости населения (банк вакансий и работодателей) для заполнения вакантных рабочих мест за счет местного населения (граждан Российской Федерации).
Так из материалов дела следует (т. 1, л.155), что общество обратилось в ГУ Центр занятости населения города Якутска 01.06.2011 года.
Доказательств, что общество в 2011 году, до обращения за получением разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, обращалось в установленном порядке за получением сведений из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения не представлено, в то время как данное обстоятельство является безусловным основанием получения положительного заключения о привлечении и об использовании иностранных работников.
Из указанного следует, что общество обратилось за получением разрешения на привлечение и использование иностранных работников на 2011-2012 годы, до обращения в ГУ Центр занятости населения города Якутска за поиском работников из числа претендентов на вакантные рабочие места состоящих на учете в Центре.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на свое заявление от 12.04.2010 (т. 1, л.8) и справку ГУ Центра занятости населения города Якутска (т.1 , л. 12) от 12.04.2010 №737, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из характера данных документов не следует, что в них идет речь о потребностях общества в иностранной рабочей силе на период с 03.05.2011 по 02.05.2012 года, поскольку оспариваемое заключение принято по заявлению от 13.03.2011 года (т. 1, л.35), а не по заявлению от 12.04.2010.
То обстоятельство, что общество в 2007, 2008, 2009 годах (т. 1, л. 131-133) получало разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, не может свидетельствовать, что такое разрешение ему должно быть выдано по заявлению от 13.03.2011 года на период с 03.05.2011 по 02.05.2012 года.
В силу установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое обществом заключение не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует нормам действующего законодательства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «29» июля 2011 года по делу №А58-2259/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Н.М. Панькова
Г.Г. Ячменёв