Четвертый арбитражный апелляционный суд
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100б
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита Дело №А10-1628/07
«12» сентября 2007 г. 04АП-3674/2007
Резолютивная часть постановления оглашена 6 сентября 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 12 сентября 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Лешуковой Т.О., Доржиева Э.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Григорьевой И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2007 года (судья Ботоева В.И.),
по делу №А10-1628/07 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Бурятия, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом по Красноярскому краю о признании недействительными распоряжений № 07-52р от 23.01.07 г., № 103-р от 16.03.07 г.,
третьи лица: ФГУ «Земельная кадастровая палата», Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия, Отдел Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г. Улан-Удэ, Управление водных ресурсов озера Байкал,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 03.07.2007 г. № 5,
от ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Бурятия: не явился, извещен,
от ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Красноярскому краю: не явился, извещен,
от третьих лиц: ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Бурятия - не явился, извещен,
ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия: ФИО2 – представитель по доверенности № 02-09-09/04 от 09.01.2007 г.
Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия - не явился, извещен,
Отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г. Улан-Удэ – ФИО3 – представитель по доверенности № 127 от 31.08.2007 г.,
Управления водных ресурсов озера Байкал: не явился, извещен,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительными распоряжения № 07-52р от 23.01.07 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Красноярскому краю, распоряжения № 103-р от 16.03.07 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2007 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции не указал в решении о результатах рассмотренного письменного ходатайства предприятия о привлечении к участию в деле Минсельхоза России как федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, и который согласно Уставу одновременно являлся учредителем предприятия.
Считает, что суд не применил законы и правовые акты, на которые ссылался представитель предприятия в письменных пояснениях, не привел мотивы по которым отклонил доводы заявителя.
Заявитель считает ошибочными выводы суда о подтверждении осуществления полномочий собственника в отношении здания предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, единолично ФАУФИ и его территориальными подразделениями, о прекращении осуществления полномочий собственника у Минсельхоза России в отношении имущества предприятия с даты включения предприятия в прогнозный план приватизации со ссылкой на Закон о приватизации.
Ответчики - Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Бурятия и Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом по Красноярскому краю, третьи лица: Отдел Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г.Улан-Удэ, ТУ ФС финансово-бюджетного надзора по Республике Бурятия, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Бурятия, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу.
Ответчики и третьи лица: ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Бурятия, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия, Управление водных ресурсов озера Байкал - в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 30 августа 2007 года до 6 сентября 2007 года 11 часов 30 минут.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 23 января 2007 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю) издано распоряжение № 07-52р о прекращении права хозяйственного ведения на недвижимое имущество федерального государственного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации», расположенное по адресу: <...> «б»:
- нежилое здание, (литер АА1), общей площадью 3021,3 кв.м.,(комнаты№№3, 4, 6, 7 в подвале общей площадью 74,1 кв.м.; №№ 5-38 на 4 этаже общей площадью 456,7 кв.м.).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (далее - ТУ ФАУФИ по РБ) 16 марта 2007 года издано распоряжение № 103-р:
- о принятии у Территориального управления Росимущества по Красноярскому краю казны Российской Федерации - нежилое здание, (литер А - основное; А1- подвал),
расположенное по адресу: <...> «б», общей
площадью 3021,3 кв.м., кроме комнат в здании общей площадью 530,8 кв.м. (далее - Здание):
- в подвале, комнаты №№ 3, 4, 6, 7, общей площадью 74,1 кв.м.;
- на 4 этаже, комнаты №№ 5 - 38, общей площадью 456.7 кв.м.
- о закреплении на праве оперативного управления помещения в Здании за:
· Управлением водных ресурсов озера Байкал - на 2 этаже, комнаты №№ 3,4, 10-29, общей площадью 220 кв.м.;
· Отделом государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г.Улан-Удэ:
- на 1 этаже, комнаты №№ 1 - 3, общей площадью 26,8 кв.м.;
- на 2 этаже, комнаты №№ 1, 42, 43, общей площадью 26,7 кв.м.;
- на 3 этаже комнаты №№ 1, 45 ,46, общей площадью 27,1 кв.м.;
- на 4 этаже, комнаты №№ 1 - 4, 39 - 51, общей площадью 152,6 кв.м.;
- Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по
Республике Бурятия:
- в подвале, комнаты №№ 12-16, общей площадью 103 кв.м.;
- на 1 этаже, комнаты №№ 31 - 50, общей площадью 190,2 кв.м.;
- на 2 этаже, комнаты № 30, общей площадью 31,6 кв.м.
- о закреплении на праве оперативного управления за Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия нежилое здание, (литер А - основное; А1 - подвал), расположенное по адресу: <...> «б», общей площадью 3021,3 кв.м., кроме комнат в здании общей площадью 1308,8 кв.м., указанных в п.п. 1, 2 настоящего распоряжения, с имеющимся обременением - договор безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом, закрепленным за организацией на праве хозяйственного ведения от 28.12.2004г. №197/04, заключенный между ТУ Минимущества РФ по РБ, ФГУП «Бурятская опытно-мелиоративная станция СибНИИГиМ» и Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия.
Заявитель не согласился с принятыми распоряжениями, обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении данного заявления, исходил из законности и обоснованности принятых распоряжений.
Апелляционная инстанция считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Арбитражным судом Республики Бурятия установлено, что спорное имущество находится в федеральной собственности и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Основания прекращения права собственности предусмотрены статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Из материалов дела следует, что письмом от 24.11.2006г. №116 руководитель филиала (заявитель) обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю о передаче здания общей площадью 3071 кв.м., расположенного в <...> «б», за исключением помещения площадью 258, 6 кв.м.
Согласно указанному письму основанием отказа от имущества явились два обстоятельства:
- сдача в аренду основной части здания федеральным государственным организациям в связи с небольшими объемами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и хоздоговорных работ, выполняемых филиалом;
- в целях исполнения приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.10.2006г. №208 «О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год» в части подготовки предложений по имуществу, не подлежащему приватизации в составе имущественного комплекса предприятия.
Таким образом, на отказ от спорного имущества со стороны предприятия имелось явное волеизъявление.
Действия ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю прекращению права хозяйственного ведения совершены в рамках правомочий, установленных Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 года №691, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01 февраля 2005 года №37, статьями 125, 214, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о необходимости согласия на передачу в казну Российской Федерации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника.
ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» г.Красноярска в соответствии с 2.3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года № 1184-р вошел в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году.
В соответствии с пунктами 4, 5.3 Положения «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691, Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Следовательно, с момента издания распоряжения от 25.08.2006 г. № 1184-р полномочия собственника имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у ФГУП «СИБНИИГиМ», осуществляет Росимущество, в том числе через свои территориальные органы, в связи с чем ТУ ФАУФИ по Красноярскому краю правомерно издано оспариваемое распоряжение.
Заявитель, указывая на незаконность оспариваемых распоряжений, ссылается на отсутствие согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на отказ от имущества, и не приводит каких-либо обоснований относительно того, какие именно его (заявителя) права и законные интересы нарушаются при этом, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным условием для признания ненормативного правового акта незаконным.
Подлежит отклонению довод заявителя о несоответствии номеров комнат, на которые в своем письме от 24.11.2006г. №116 предприятие выразило отказ, с теми номерами комнат, на которые прекращено право хозяйственного ведения.
Суд апелляционной инстанции считает, что данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для признания незаконным оспариваемых распоряжений.
В своем заявлении предприятие просило оставить за собой помещения общей площадью 258,6 кв.м. Фактически за заявителем оставлено право хозяйственного ведения помещениями в спорном нежилом здании общей площадью 530, 8 кв.м., т.е. в большем размере, чем испрашивалось, что свидетельствует об отсутствии нарушений его прав и законных интересов.
Не имеется оснований и для признания недействительным распоряжения ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия от 16.03.2007г. №103-р, которое принято в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями.
Согласно пункту 11 раздела ІІ Положения о ТУ Росимущества по Республике Бурятия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 г. № 37, в функции ТУ Росимущества по Республике Бурятия входит, в том числе закрепление в установленном порядке находящегося в федеральной собственности имущества на праве оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями, и правомерное прекращение этого права в установленном порядке.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о неуказании в решении о результатах рассмотрения заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле Минсельхоза России.
Из протокола судебного заседания от 14.06.2007г. следует, что указанное ходатайство рассмотрено судом в судебном заседании, о чем вынесено протокольное определение.
Данные действия суда соответствуют положениям статьи 51, части 2 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязательное указание в решении суда на результаты рассмотрения всех заявленных в ходе судебного разбирательства ходатайств.
Оснований для привлечения учредителя предприятия - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не имелось.
Всем доводам заявителя, аналогичным тем, что изложены в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая и правильная оценка, оснований для иной оценки доводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Заявителем при обращении с апелляционной жалобой платежным поручением №190 от 17.07.2007г. уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
В соответствии с подпунктами 12, 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой составляет 1 000 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 июня 2007 года по делу № А10-1628/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию «Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий (подпись) И. Ю. Григорьева
Судьи (подпись) Т.О. Лешукова
(подпись) Э.П. Доржиев