ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4030/20 от 27.10.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А19-30963/2019

«3» ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 3 ноября 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело Арбитражного суда Иркутской области № А19-30963/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма «Стаф» к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о признании отказа в предоставлении места для продажи товаров на специализированной ярмарке, проводимой на пляже "Якоби" в городе Иркутске, изложенного в уведомлении от 14.11.2019 № 505-70-23766/19, незаконным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Стаф" (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, общество, ООО Фирма «Стаф») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - КУМИ администрации г. Иркутска, комитет) о признании отказа в предоставлении места для продажи товаров на специализированной ярмарке, проводимой на пляже "Якоби" в городе Иркутске, изложенного в уведомлении от 14.11.2019 № 505-70-23766/19, незаконным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2020 года по делу № А19-30963/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что суд формально подошел к рассмотрению заявления о фальсификации и в нарушение норм ст. 161 АПК РФ не провел проверку заявления в связи с чем, судом не были установлены юридически значимые факты для рассмотрения данного дела в связи с чем, пришел к неверным выводам об отказе в удовлетворении заявления. Считает, что нумерация заявок и входящей корреспонденции подразумевает присвоение номеров по порядку, о чем свидетельствует нумерация заявок за 08.11.2019, начинающихся с № 503, а также нумерация заявки от 25.11.2019 № 503. В связи с чем заявитель указывает на не соответствие заявки от 05.11.2019 года, которая начинается с № 503, тогда как заявке от 06.11.2019 присвоен номер, начинающийся с № 502.

Судом не дана оценка факту не соответствия номеров регистрации датам их подачи, а также судом не дана оценка факту размещения на территории ярмарки постоянных стационарных объектов для торговли, что подтверждает утверждение истца о том, что «нужная» дата регистрации заявок присваивается лицам имеющим объекты недвижимости на территории ярмарки, тем самым осуществляя незаконную пролонгацию договоров аренды.

Судом была вынесена резолютивная часть решения суда без рассмотрения ходатайства о назначении экспертизы, суд не возобновляя судебное разбирательство, вынес определение об отказе в проведении экспертизы после вынесения решения суда в отсутствие сторон, вне судебного разбирательства.

Комитет в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Определением суда от 04.09.2020 года изменено время судебного заседания на 11 часов 30 минут 29 сентября 2020 года.

Определением суда от 29.09.2020 года суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области № А19-30963/2019 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, судебное разбирательство отложено на 09 часов 40 минут 27.10.2020 года.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.08.2020, 05.09.2020, 30.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в целях принятия участия в специализированной ярмарке по организации обслуживания населения в зоне массового отдыха жителей города Иркутска по адресу: пляж «Якоби» (площадь размещения торговых мест на ярмарке - 222 м2, количество торговых мест 5), организованной Администрацией города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом в период с 15.11.2019 по 15.10.2020, ООО фирма «Стаф», в соответствии с Порядком предоставления мест для продажи товаров на ярмарке, 08.11.2019 представило в КУМИ 5 заявок на участие в ярмарке, в которой просило предоставить торговые места общей площадью 222 м2.

Уведомлением от 14.11.2019 № 505-70-23766/19 КУМИ отказало ООО Фирма «Стаф» в предоставлении мест для продажи товаров на ярмарке по причине отсутствия свободных мест на ярмарке на момент подачи заявления.

ООО фирма «Стаф», считая отказ комитета в предоставлении мест на специализированной ярмарке по адресу: г. Иркутск, пляж «Якоби» необоснованным и неправомерным, изложенный в уведомлении от 14.11.2019 № 505-70-23766/19, обратилось в суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи (часть 1).

Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2).

В свою очередь в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Постановлением Правительства Иркутской области от 17 ноября 2010 года № 284-пп утверждено Положение «О порядке организации ярмарок на территории Иркутской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, организованных на территории Иркутской области».

Согласно пункту 1 Положение устанавливает порядок организации ярмарок на территории Иркутской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, организованных на территории Иркутской области.

Для целей настоящего Положения под ярмаркой понимается самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени торговое мероприятие, организуемое на специально отведенной или приспособленной для этого территории (на ярмарочной площадке) для размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) множеством участников ярмарки.

Действие настоящего Положения не распространяется на иные торговые форматы, не являющиеся ярмарками в соответствии с настоящим Положением (пункт 1.1).

В соответствии с настоящим Положением на территории Иркутской области ярмарки организуются органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организаторы ярмарки) в соответствии с требованиями законодательства в области торговой деятельности, иных нормативных правовых актов и настоящего Положения (пункт 2).

Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, организованных на территории Иркутской области в соответствии с настоящим Положением, предоставляются в порядке, определяемом организатором ярмарки, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) (далее - участники ярмарки) (пункт 3).

Пунктом 6.1. Положения предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке являются:

а) отсутствие свободного места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;

б) несоблюдение условий и сроков подачи заявки на предоставление места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;

в) непредставление или представление не в полном объеме документов, необходимых участникам ярмарки для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, предусмотренных в порядке организации ярмарки;

г) несоответствие предлагаемого заявителем вида (группы) товаров (работ, услуг) типу ярмарки, указанному в порядке организации ярмарки.

В соответствии с пунктом 1 Постановления администрации города Иркутска от 25 июля 2011 года № 031-06-1336/11 «О ярмарках, организуемых органами местного самоуправления города Иркутска» организатором ярмарок, проводимых органами местного самоуправления города Иркутска, выступает комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.

Согласно пункту 2 указанного Постановления администрации города Иркутска организация ярмарок и продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них осуществляется на основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в порядке, предусмотренном Положением о порядке организации ярмарок на территории Иркутской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, организованных на территории Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.11.2010 N 284-пп.

Как следует из материалов дела, Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 1 ноября 2019 года № 504-02-3583/19 (далее - Распоряжение) организована специализированная ярмарка по организации обслуживания населения в зоне массового отдыха жителей города Иркутска по адресу: пляж «Якоби» в период с 15 ноября 2019 года по 15 октября 2020 года, площадь размещения торговых мест на ярмарке - 222 кв. м., количество торговых мест - 5.

Для участия в ярмарке хозяйствующим субъектам необходимо предоставить заявку в Комитет на участие, согласно пункту 3 Порядка представления мест для продажи товаров (оказания услуг) на ярмарке (приложение № 2 к Плану мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (оказания услуг) на них (приложение № 1 к Распоряжению)) (далее Порядок) заявки принимаются весь период действия ярмарки. Заявки рассматриваются специалистами отдела торговли и общественного питания департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в течении трех рабочих дней со дня подачи заявки.

Согласно пункту 4 Порядка при превышении количества заявок над лимитом мест для продажи товаров на ярмарке, место для продажи товаров на ярмарке предоставляется участникам, первыми подавшим заявку.

Как следует из материалов дела, от хозяйствующих субъектов в Комитет поступило 14 заявок на участие в вышеуказанной ярмарке:

- заявление на 2 торговых места от ООО «САТО», вх. № 503-51-21673/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 30 минут;

- заявление на 2 торговых места от ООО «САТО», вх. № 503-51-21674/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 32 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО «ПенсионТурбайкал», вх. № 503 -51-21675/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 33 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502¬05-6985/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 18 минут;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502¬05-6986/19 от 6 ноября 2019 года;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502¬05-698719 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 24 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502- 05-6988/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 45 минут;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502¬05-6989/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 45 минут;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22026/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 03 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22027/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 04 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22028/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 05 минут;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22029/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 19 минут;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22030/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 20 минут;

- заявление на 2 торговых места от ИП ФИО2, вх. № 503-51-23293/19 от 25 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 17 минут;

В соответствии с пунктом 5 Порядка, к основаниям для отказа в предоставлении места для продажи товаров на ярмарке являются:

- отсутствие на ярмарке свободных мест для продажи товаров, согласно Схеме размещения мест на специализированной ярмарке по организации обслуживания населения в зоне массового отдыха жителей города Иркутска по адресу: пляж «Якоби»;

- несоответствие либо предоставление не в полном объеме требуемых документов согласно Форме заявки;

- несоответствие поданной заявки Форме заявки;

- заявка подана ранее даты опубликования Распоряжения;

- заявленный ассортимент товара для реализации на ярмарке не соответствует указанному к порядку организации ярмарки и продажи товаров (оказания услуг) на ней.

Согласно оспариваемому заявителем решения об отказе в предоставлении места на указанной ярмарке, изложенному в уведомлении от 14.11.2019 № 505-70-23766/19, ответчик отказал ООО Фирма «Стаф» в предоставлении мест для продажи товаров на ярмарке по причине отсутствия свободных мест на ярмарке на момент подачи заявления.

Однако заявителем не учтено, что на основании Распоряжения от 1 ноября 2019 года № 504-02-3583/19 предоставлялось только 5 торговых мест, площадью размещения торговых мест на ярмарке - 222 кв. м., тогда как заявка ООО Фирма «Стаф» была подана после заявок ООО «САТО» (4 места) и ООО «ПенсионТурбайкал» (1 место), которые подали соответствующие заявки раньше.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает достаточных оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону.

ООО Фирма «Стаф», оспаривая формальное соответствие отказа в предоставлении места на ярмарке приведенным нормативным актам, заявило о фальсификации доказательств, представленных ответчиком.

Общество полагает сфальсифицированной представленную выписку из автоматизированной системы документооборота и делопроизводства «Гран-док» (журнал регистрации заявок), в качестве доказательства представления заявок ООО Фирма «Стаф» позже времени представления заявок других лиц, между которыми были распределены торговые места на ярмарке.

Также общество указывает, что при изучении выписки из автоматизированной системы документооборота и штампов на заявлениях на участие в вышеуказанной ярмарке очевидно видно, что нумерация входящих номеров, не соответствует датам регистрации данных заявок, а именно якобы первые заявки имеют нумерацию начинающуюся с №503, потом идут заявки от ФИО1, нумерация которых начинается с номера №502, а далее вновь идут заявки зарегистрированные с №503, что явно свидетельствует о том, что даты поступления в заявлениях и журнале сфальсифицированы, а именно :

- заявление на 2 торговых места от ООО «САТО», вх. № 503-51-21673/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 30 минут;

- заявление на 2 торговых места от ООО «САТО», вх. № 503-51-21674/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 32 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО «ПенсионТурбайкал», вх. № 503-51-21675/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 33 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502-05-6985/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 18 минут;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502-05-6986/19 от 6 ноября 2019 года;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502-05-6987/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 24 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502-05-6988/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 45 минут;

- заявление на 1 торговое место от ФИО1, вх. № 502-05-6989/19 от 6 ноября 2019 года, время подачи 11 часов 45 минут;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22026/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 03 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22027/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 04 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22028/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 05 минут;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22029/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 19 минут;

- заявление на 1 торговое место от ООО Фирмы «Стаф», вх. № 503-51-22030/19 от 8 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 20 минут;

- заявление на 2 торговых места от ИП ФИО2, вх. № 503-51-23293/19 от 25 ноября 2019 года, время подачи 14 часов 17 минут;

По мнению общества, очевидно, что нумерация заявок и входящей корреспонденции подразумевает присвоение номеров по порядку, о чем свидетельствует нумерация заявок за 08.11.2019, начинающихся с №503, а также нумерация заявки от 25.11.2019 №503. Таким образом, общество указывает на несоответствие заявки от 05.11.2019 года, которая начинается с №503, тогда как заявка от 06.11.2019 начинается с номера №502.

Истец полагает, что выписка из автоматизированной системы документооборота и делопроизводства «Гран-ДОК», представленной КУМИ в материалы дела, является не полной, поскольку при ее формировании использован принцип выбора корреспонденции «ЯКОБИ», что отражено в выписке. Данный усеченный вариант выписки из журнала корреспонденции невозможно оценивать как допустимое доказательство, поскольку она лишает возможности увидеть, какие входящие номера были присвоены документам в период с 24.11.19 по 28.11.2019, не связанным с подачей заявок и как они регистрируются, по порядку или в случайном порядке.

Истец при проверке заявления о фальсификации доказательств считает необходимым ознакомиться с инструкцией по делопроизводству (правил регистрации входящей корреспонденции, регламента регистрации входящей корреспонденции) КУМИ Администрации г. Иркутска, поскольку это даст возможность оценить то, в каком порядке и каким образом регистрируется входящая корреспонденция, а также запросить сведения у поставщика программного обеспечения «Гран-ДОК», ОАО «НПП «Гранит-Центр о порядке присвоения входящих номеров при регистрации входящей корреспонденции (по порядку или случайно, автоматически или вручную) в программе «Гран- Док».

Таким образом, в заявлении о фальсификации доказательств с учетом позиции, изложенной в дополнении к указанному заявлению от 26.10.2020, ООО фирма «Стаф» заявило о фальсификации доказательств, а именно:

1. Выписки из автоматизированной системы документооборота и делопроизводства «Гран-ДОК», представленной КУМИ в материалы дела А19-30961/2019.

2. Заявлений на торговые места:

- заявление на 2 торговых места от ООО «САТО», вх. № 503-51-21673/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 30 минут;

- заявление на 2 торговых места от ООО «САТО», вх. № 503-51-21674/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 32 минуты;

- заявление на 1 торговое место от ООО «ПенсионТурбайкал», вх. № 503-51-21675/19 от 5 ноября 2019 года, время подачи 10 часов 33 минуты;

Общество считает необходимым проверить заявление о фальсификации доказательств путем:

1. истребования полной выписки из автоматизированной системы документооборота и делопроизводства «Гран-ДОК» за период с 24.11.2019 по 28.11.2019;

2. истребования инструкции по делопроизводству (правил регистрации входящей корреспонденции, регламента регистрации входящей корреспонденции) КУМИ Администрации г. Иркутска;

3. истребования у ОАО «НПП «Гранит-Центр» сведений о порядке присвоения входящих номеров при регистрации входящей корреспонденции (по порядку или случайно, автоматически или вручную) в программе «Гран-Док»;

4.проведения совместного осмотра с составлением акта с фиксацией демонтажа объектов, предназначенных для проведения ярмарки в установленный срок до 26.10.2020 года.

Согласно части 1 статьи 161 АПК РФ если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд:

1) разъясняет уголовно-правовые последствия такого заявления;

2) исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его представившего, из числа доказательств по делу;

3) проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу.

В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

Следовательно, положения процессуального закона не ограничивают арбитражный суд в наборе средств и методов, используемых при проверке обоснованности заявления о фальсификации доказательства.

Поскольку Комитет заявил возражения относительно исключения из числа доказательств по делу перечисленных документов, суд апелляционной инстанции при проверке обоснованности заявления о фальсификации доказательств приходит к выводу об отсутствии основания для признания такого заявления обоснованным по следующим мотивам.

Согласно пункту 3.22 раздела III приказа Росархива от 22.05.2019 № 71 "Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления" регистрация входящих документов осуществляется в день их поступления или на следующий рабочий день, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Как следует из пояснений Комитета, прием документов осуществляется канцелярией, в которой принимает два сотрудника, при поступлении заявки, сотрудник ставит штамп, на котором проставляет дату и время поступления заявки, номер входящего документа проставляется в течении рабочего дня или на следующий рабочий день в зависимости от загруженности сотрудника канцелярии.

Согласно приложению № 1 к Положению о регистрационных номерах документов в администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации города Иркутска от 3 сентября 2018 года № 031-10-252/8, КУМИ г. Иркутска согласно классификатору присвоен код 503 для служебных документов, код 502 - для обращений.

Согласно Положению о регистрационных номерах документов в администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации города Иркутска от 3 сентября 2018 года № 031-10-252/8, к группе "служебные документы" относятся: документы, поступающие в администрацию города Иркутска, ее структурные подразделения из органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, должностных лиц указанных органов, организаций, структурных подразделений администрации города Иркутска, документы, связанные с рассмотрением дел в судах (судебные извещения и вызовы, судебные приказы, решения, определения, постановления судов, исполнительные листы и иные документы, непосредственно связанные с рассмотрением дел в судах или с исполнительным производством), адвокатские запросы, запросы нотариусов, редакций средств массовой информации, а также не связанные с рассмотрением обращений граждан, организаций запросы Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Иркутской области, парламентские запросы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Иркутской области, запросы Законодательного Собрания Иркутской области об истребовании информации, запросы, обращения членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатские запросы, депутатские обращения депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, обращения Председателя Думы города Иркутска, обращения, депутатские запросы депутатов Думы города Иркутска.

К группе "обращения" относятся: обращения граждан Российской Федерации (далее - граждане), иностранных граждан и лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, запросы пользователей информации, осуществляющих поиск информации о деятельности органов местного самоуправления города Иркутска в соответствии с законодательством, а также связанные с рассмотрением обращений граждан, организаций запросы Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Иркутской области, запросы органов государственной власти (в том числе парламентские запросы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Иркутской области, запросы Законодательного Собрания Иркутской области об истребовании информации), запросы, обращения членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатские запросы, депутатские обращения депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, обращения Председателя Думы города Иркутска, обращения, депутатские запросы депутатов Думы города Иркутска.

Следовательно, код 503 - заявка от организации, а код 502 - заявка от гражданина.

В этой связи заявки от ООО «САТО», ООО «ПенсионТурбайкал», ООО Фирмы «Стаф», ИП ФИО2 были зарегистрированы с номером, начинающимся на 503, а заявки от ФИО1 были зарегистрированы с номером, начинающимся на 502, так как в заявке не было указано, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем.

Из материалов дела следует, что КУМИ администрации г. Иркутска были представлены в бумажном виде копии вышеуказанных заявлений, на которых присутствует официальный штамп КУМИ администрации г. Иркутска и содержатся сведения о: входящем номере, дате и времени поступления заявки.

Таким образом, следует признать необоснованными доводы о несоответствии номеров, присвоенных заявкам, при их регистрации.

В связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для назначения компьютерно-технической экспертизы по делу и истребования у ОАО «НПП «Гранит-Центр» сведений о порядке присвоения входящих номеров при регистрации входящей корреспонденции (по порядку или случайно, автоматически или вручную) в программе «Гран-Док».

Что касается самих заявок, то поскольку общество не указывает по каким признакам такие заявки являются сфальсифицированными, постольку суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания соответствующих доводов заявителя обоснованными.

Довод заявителя о неполноте выписки из автоматизированной системы документооборота и делопроизводства «Гран-ДОК», представленной КУМИ в материалы дела, поскольку при ее формировании использован принцип выбора корреспонденции «ЯКОБИ», что отражено в выписке, отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом приведенных выше выводов судебной коллегии.

Необходимость ознакомления с инструкцией по делопроизводству (правил регистрации входящей корреспонденции, регламента регистрации входящей корреспонденции) КУМИ Администрации г. Иркутска заявитель может реализовать самостоятельно, поскольку Положение о регистрационных номерах документов в администрации города Иркутска, утвержденное распоряжением администрации г. Иркутска от 03.09.2018 N 031-10-252/8, является нормативным правовым актом муниципального образования, что предопределяет открытость и общедоступность такого документа.

Требование о проведении совместного осмотра с составлением акта с фиксацией демонтажа объектов, предназначенных для проведения ярмарки в установленный срок до 26.10.2020 года является неотносимым и не рассматривается апелляционной коллегией.

Таким образом, следует признать, что заявки от иных хозяйствующих субъектов поступили в адрес ответчика раньше даты поступления заявки от ООО Фирма «Стаф», а именно: 05.11.2019, 06.11.2019, что подтверждается материалами дела. Таким образом, обществом поданы заявки на участие на ярмарке на три для позже, после представления первой заявки для продажи товаров на ярмарке.

Согласно пункту 7Положения о порядке организации ярмарок на территории Иркутской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, организованных на территории Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.11.2010 N 284-пп, организатор ярмарки при определении порядка организации ярмарки разрабатывает схему размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, включающую границы и сплошную нумерацию мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом обеспечения необходимых условий для организации торговли, свободного прохода покупателей и доступа к местам для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также с учетом законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

При разработке схемы размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) организатором ярмарки должны быть предусмотрены в том числе места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с открытых прилавков. На ярмарке, где предполагается осуществление деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, должны быть предусмотрены в том числе места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для реализации сельскохозяйственной продукции с автотранспортных средств.

При этом пунктами 5 и 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что:

- стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

- нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно пунктам 1.1. и 1.5 Методических рекомендаций по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации (приложение к Письму Минпромторга России от 03.03.2015 N ЕВ-3949/08 "О дальнейших мерах по развитию ярмарочной торговли") ярмарка - самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.

Ключевым отличием ярмарок от иных торговых форматов (кроме розничных рынков) является наличие на одной ярмарочной площадке множества самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов и граждан, являющихся собственниками товара, которые реализуют однородные группы товаров, конкурируя друг с другом.

Это обстоятельство дает возможность потребителю выбрать оптимальную цену, торговаться или приобрести товар со значительной скидкой при завершении работы ярмарки. По этой причине чем больше ярмарка, то есть чем больше торговых мест с однородными группами товара на ярмарке, тем выше конкуренция и ниже розничные цены, что подтверждается практикой. И наоборот: чем меньше ярмарка и меньше конкуренция между продавцами однородных групп товаров на ней, тем хуже ассортимент, выше цены и ниже качество обслуживания покупателей.

Указанные обстоятельства следует учитывать при организации и размещении ярмарок.

Ярмарочная торговля обладает уникальными особенностями, отличающими ее от других торговых форматов. Нестационарный, легковозводимый характер размещения торговых объектов (лотков), образующих ярмарку, позволяет организовывать торговлю практически на любых площадках и освобождать их, в случае необходимости, в кратчайшие сроки.

Пунктами 62-64 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, предусмотрено:

- торговый павильон: Нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса.

- киоск: Нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса.

- торговая палатка: Нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли.

Таким образом, действующее нормативное регулирование не предусматривает размещение на территории ярмарки как стационарных, так и нестационарных торговых объектов в виде торговых павильонов и киосков.

Между тем судом апелляционной инстанции установлен факт нахождения на территории ярмарки Якоби торговых объектов – деревянных брусовых торговых павильонов, киоска, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 23.10.2020, проведенного с участием представителей истца и ответчика.

Следовательно, довод заявителя о нахождении на территории ярмарки торговых павильонов в отсутствие на то достаточных правовых оснований находит свое подтверждение и признается судом доказанным.

Однако указанное обстоятельство применительно к рассматриваемому спору не имеет самостоятельного значения, а потому на законность оспариваемого отказа в настоящем деле повлиять не может, поскольку такие обстоятельства будут иметь значение при расследовании, проводимом антимонопольным органом в пределах его компетенции.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Определением от 29.09.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области № А19-30963/2019 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2020 года № 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 3 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта по существу спора об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2020 года по делу № А19-30963/2019 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                       В.А. Сидоренко