ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-438/19 от 18.02.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита,  672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                              Дело №А10-3204/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцева М.А. рассмотрел  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2018 года по делу № А10-3204/2018 по заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления от 05.03.2018 № 02-12-33/24-680, незаконными действий по бесспорному взысканию из республиканского бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета 712 177 руб. 44 коп.,

суд первой инстанции, судья  Логиновой Н.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2018;

от заинтересованного лица: не было

установил:

Заявитель, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, обратился с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия о признании недействительным представления от 05.03.2018 № 02-12-33/24-680, незаконными действий по бесспорному взысканию из республиканского бюджета Республики Бурятия в доход федерального бюджета 712 177 руб. 44 коп.

Решением суда первой инстанции от 10.12.2018 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и без учета доводов заявителя.

Представитель Казначейства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу Казначейство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.01.2019.

Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Как исходил суд первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" (далее - постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718) утверждена федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" (далее - Программа), которая содержит, в том числе следующие мероприятия:

- «Поддержка региональных программ, направленных на укрепление российской нации и гармонизацию межнациональных отношений» Раздел I «Мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений», глава 1 «Поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности» Приложение №4,

- «Поддержка региональных программ, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России» Раздел II «Содействие этнокультурному многообразию народов России», глава 1 «Реализация мероприятий и инициатив, направленных на этнокультурное развитие народов России», Приложение №4.

Поддержка направлений реализации Программы осуществляется посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и мероприятий указанных региональных целевых программ.

Указанной программой (в редакции постановления Правительства РФ от 25.08.2015 N 881 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)) предусмотрено, что предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет в рамках Программы Федеральное агентство по делам национальностей.

Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации утверждены приложением N 7 Программе (Правила).

Пунктом 5 Правил установлено, что критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие у него региональной программы, прошедшей конкурсный отбор.

Порядок и условия конкурсного отбора региональных программ для предоставления субсидий устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета и утверждены приказом Федерального агентства по делам национальностей от 25.01.2016 №12.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.03.2015 №104 утверждена государственная программа Республики Бурятия «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия».

Законом Республики Бурятия от 21.12.2015 №1575-V «О республиканском бюджете на 2016 год» на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования которых планировалось привлечение средств федерального бюджета, было предусмотрено финансирование за счет средств республиканского бюджета в размере 53 119 700 руб.

06.07.2016 между Федеральным агентством по делам национальностей и Правительством Республики Бурятия заключено соглашение №К-169-16, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2016 году бюджету Республики Бурятия субсидий на реализацию мероприятий ФЦП, связанных с реализацией региональной целевой программы, утверждаемой в форме государственной программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации п.1.1 (т. 1, л. 33).

Пунктом 1.1 также определено, что предоставление субсидии производится по следующим кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации:

- код главного распорядителя средств федерального бюджета: 380 «Федеральное агентство по делам национальностей;

- раздел: 14 «Межбюджетные трансферты общего характера»;

- подраздел 03 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера»;

- целевая статья 11 8 00 52360 «Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы»;

- вид расходов 521 «Субсидия, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».

Согласно разделу 2 Соглашения от 06.07.2016 общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых, предоставляются субсидии, составляет в 2016 году 53 119 700 руб. (п.2.1).

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия в 2016 году составляет 9 307 400 руб. (14,9% от общего объема расходов бюджета Республики Бурятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия) (п.2.2).

Приложением №1 к соглашению от 06.07.2016 «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» установлен перечень мероприятий в целях софинансирования которых предоставляются субсидии (т. 1, л.  37).

Направление расходов:

расходы  на мероприятия направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений:

Наименование мероприятий:

мероприятия направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений

объем финансового обеспечения

- за счет средств республиканского бюджета составляет 14 814 500 руб.,

- за счет средств федерального бюджета- 5 369 600 руб. (26,6%);

Направление расходов:

расходы на мероприятия, направленные на содействие этнокультурному многообразию народов России.

Наименование мероприятий:

мероприятия, направленные на содействие этнокультурному многообразию народов России.

объем финансового обеспечения

- за счет средств республиканского бюджета - 38 305 200 руб.,

- за счет средств федерального бюджета- 3 937 800 руб. (9,32%).

Всего 

- за счет средств республиканского бюджета 53 119 700 руб.

- за счет средств федерального бюджета 9 307 400 (14,9%).

В 2016 году в рамках указанной федеральной целевой программы бюджету Республики Бурятия предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 9 307 400 руб. (расходное расписание от 07.07.2016 №73) что не оспаривается сторонами.

В то же время, как установил административный орган  и суд первой инстанции,  объем бюджетных ассигнований в бюджете Республики Бурятия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, составил 43 338 800 руб. (приложение №9 к Закону о республиканском бюджете на 2016 год «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета» в редакции Закона Республики Бурятия от 13.12.2016 №2210- V, таб. 4, 5 Акта проверки от 31.01.2018, (т.1, л.д. 62-63)).

На основании изложенного суд первой инстанции согласился с выводами Казначейства, что субъектом не выполнены обязательства в части обеспечения наличия в бюджете Республики Бурятия бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия из федерального бюджета, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения (53 119 700  руб.).

В результате несоблюдения пропорцией софинансирования установленной пунктом 2.1 Соглашения, указанное повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 712 177, 44 руб.

Так кассовый расход при реализации мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия из федерального бюджета, составил: - средства федерального бюджета 7 761 244, 27 руб.; - средства республиканского бюджета 43 224 572, 59 руб., (в разрезе исполнителей Государственной программы Республики Бурятия, кассовый расход приведен в таблице №7 Акта проверки от 31.01.2018 (т.1, л.д. 67-68)).

При этом при реализации «Мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации» расход средств  составил - израсходовано средств федерального бюджета 3 923 305,50 руб., - израсходовано средств республиканского бюджета 30 524 275 руб., - итого израсходовано 34 447 580, 50 руб.

Поступило средств из федерального бюджета на указанные мероприятия в размере 3 930 300 руб.

Как правильно указал суд первой инстанции, принимая во внимание объем финансового обеспечения расходных обязательств 9,32%, установленный Приложением №1 к соглашению от 06.07.2016, по мероприятиям, направленным на содействие этнокультурному многообразию народов России, Казначейство обоснованно исходило из того, что при общем объеме фактически использованных средств в размере 34 447 580, 50 руб., субсидия из федерального бюджета могла быть использована Республикой Бурятия в размере не более 3 211 128, 06 руб. (34 447 580,50 х 3 937 800 / 42 243 000).

Вместе с тем заявителем было фактически использовано средств федерального бюджета - 3 923 305,50 руб., что свидетельствует о нарушении согласованной пропорции софинансирования указанной Программы на 712 177, 44 руб. (3 923 305,50-3 211 128, 06).

Доводы заявителя указанный в апелляционной жалобе о том, что в расчет объема финансового обеспечения указанных расходных обязательств Республики Бурятия по названным мероприятиям, подлежит включению сумма в размере 1 209 670  руб. выделенная бюджетом республики на мероприятие «по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия», судом не принимается, поскольку как указано судом первой инстанции, федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" не содержит условий выделения субсидий на мероприятия «по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия».

Как правильно указал суд первой инстанции, фактически средства федерального бюджета по мероприятию «Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ответственным исполнителем которого являлось Министерство экономики Республики Бурятия, предоставлены Республике Бурятия как иной межбюджетный трансферт в соответствии с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 №217 на основании соглашения от 14.06.2016 №К-138-16 (т.1, л.д.107-128).

Поскольку заявитель не подтвердил правомерность использования субсидии в указанном размере без соблюдения пропорции софинансирования, то названная сумма подлежит возврату в Федеральный бюджет.

Статьей 161.1 БК РФ установлено, что в полномочия Федерального Казначейства входит право осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат в случаях, установленных настоящим Кодексом.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление и требования о по бесспорному взысканию неправомерно использованной суммы субсидии не нарушают прав и законных  интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от «10» декабря 2018 года по делу №А10-3204/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья                                                      Е.В. Желтоухов

Судьи                                                                                                           Д.В. Басаев

Е.О. Никифорюк