ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-2845/2011
28 ноября 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Юдина С.И., Бушуевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашиевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная фирма «ФИО1 и К» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.08.2012 по делу №А58-2845/2011, по иску общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная фирма «ФИО1 и К» (ИНН:<***>, ОГРН: <***>, 677007, <...>) к открытому акционерному обществу «Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 677001, <...>) о признании договоров незаключенными и взыскании 4 134 593 рубля 54 копейки неосновательного обогащения, (суд первой инстанции: судья Семенова У.Н.),
при участии в судебном заседании: от истца: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная фирма «ФИО1 и К» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Водоканал» о признании публичных договоров от 21.04.08 №3, от 21.02.08 №4, от 05.08.08 №4 незаключенными и взыскании 4 134 593,54 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.09.2011 по делу №
А58- 2845/11 публичные договоры от 21.04.08 №3, от 21.02.08 №4, от 05.08.08 №176 по
оплате за подключение к сетям и сооружениям водопроводно-канализационного
хозяйства города Якутска признаны незаключенными. С открытого акционерного общества «Водоканал» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная фирма «ФИО1 и К» взыскано неосновательное обогащение в размере 1 702 204,08 руб. и 25.905,91 руб. расходов истца по уплате государственной пошлины. В остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутии) от 07.09.2011 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно – Сибирского округа от 23.04.2012 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутии) от 07.09.2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении истец уточнил исковые требования и просил признать публичные договоры №3 от 21.04.2008, № 4 от 21.02.2008, № 176 от 05.08.2008 по оплате за подключение к сетям и сооружениям водопроводно-канализационного хозяйства г.Якутска – недействительными в силу ничтожности пунктов договора; взыскать 4134593 руб. 54 коп. - неосновательное обогащение; 43672 руб. 97 коп. – государственную пошлину.
Решением от 02.08.2012 Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в удовлетворении исковых требований отказал. В обоснование указал, что учитывая, что публичные договора от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176, заключены, действительны, фактически исполнены, то есть ответчик получил встречное удовлетворение требований, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства неосновательного обогащения ответчика за счет истца, так как денежные средства перечислялись во исполнение условий публичных договоров от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176. Кроме того, истек срок исковой давности по требованию о признании публичных договоров от 21.02.2008 №№3, 4, от 05.08.2008 №176 недействительными в силу ничтожности.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить его, взыскать неосновательное обогащение в полном объеме. В обоснование указал, что инвестиционной программой ГУП «Водоканал» на 2008 -2012 г. утвержденной Решением Окружного Совета г. Якутска от 20.12.2007 г. г. № РОС-58-8 «Об утверждении Инвестиционной программы ГУП «Водоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Якутска на 2008 г. 2012 г.г.» не предусмотрено реконструкции сетей в районе жилой застройки мкрн. «Ильинка», а также не предусмотрено мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети. Основания для взимания с истца платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствуют. Выданные ответчиком условия подключения предусматривали подключение строящихся истцом объектов к внутриплощадочным сетям водоснабжения и водоотведения от принадлежащего ООО «ПКФ ФИО1 и К» существующих зданий, в границах принадлежащего истца земельного участка. Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств несения расходов на подключение истца к городской сети водоснабжения. Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил № 360, согласно подпункту 3 которого если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности, плата за подключение не взимается. В силу изложенного не соответствует положениям действующего порядка взимания платы за подключение довод ответчика о том, что плата за подключение подлежит взиманию в любом случае, поскольку подключение нового здания влечет увеличение потребляемой нагрузки действующих сетей. С учетом изложенного ответчик должен был узнать о неосновательности приобретения денежных средств в сумме 4 134 593 рубля 54 копейки с момента получения сведений об их зачислении на его счет каждой части денежных средств.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 10.10.2012 и от 25.10.2012. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО СПФ «ФИО1 и К» осуществляет строительство 24-х квартирного жилого дома №3/4, 54-квартирного жилого дома №5/1, 48-квартирного жилого дома кор.3/2 и кор.3/2 в микрорайоне «Ильинка», расположенного в границах земельного участка 14:36:108008:0009 по адресу: город Якутск микрорайон «Ильинка».
Для подключения внутриквартирных сетей водоснабжения и внутриквартирных сетей канализации указанных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения истцу выданы технические условия на подключение объектов истца к сетям водоснабжения, канализации внутриквартальных сетей водоснабжения: № 11 от 22.02.2008 (24-квартирный жилой дом) с максимальным количеством отпускаемой воды (принимаемых стоков) 28.8 м.куб.сут. с гарантируемым напором водопровода 10 м.в.ст.; № 184 от 04.08.2008 (48-ми квартирный жилой дом) с максимальным количеством отпускаемой воды (принимаемых стоков) 28.8 м.куб.сут. с гарантируемым напором водопровода 10 м.в.ст.
ООО СПФ «ФИО1 и К» (заказчик) и Государственное унитарное предприятие «Водоканал» (правопреемником которого является ответчик ОАО «Водоканал») подписали публичные договоры по оплате за подключение к сетям и сооружения водопроводно-канализационного хозяйства г.Якутска от 21.02.2008 №3, от 21.02.2008 №4, от 05.08.2008 №176.
Согласно пункту 1 предметом указанных договоров является присоединение к сетям ВКХ г.Якутска объектов в микрорайоне «Ильинка соответственно: 24-х квартирного жилого дома №3/4 (В-4), 54-квартирного жилого дома №5/1 (Д-1), 48 квартирного жилого дома корпус 3/2 и 3/3.
Пунктами 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 договоров предусмотрено, что истец обязуется произвести оплату за подключение при строительстве (реконструкции и перепрофилировании) объекта к сетям и сооружениям ВКХ города Якутска путем внесения денежных средств (оплата за подключение) на специальный счет ГУП «Водоканал», исходя из предпроектных нормативных данных суточного водопотребления и водоотведения проектируемого объекта и утвержденной стоимости 1 куб.м. в сутки: по договору № 3 от 21.02.2008г. в сумме 1 128 065 руб., по договору № 4 от 21.02.2008г. в сумме 2 115 122руб., по договору № 176 от 05.08.2008 в сумме 1 088 896 руб.
Полагая, что указанные договоры не соответствуют требованиям законодательства, и взимание платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения ОАО «Водоканал» вышеназванных объектов необоснованно ввиду того, что инвестиционной программой реконструкции сетей в микрорайоне «Ильинка» мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности этой сети не предусмотрены, вследствие чего перечисленные ответчику 4 134593,54 руб., являются неосновательным обогащением, ООО СПФ «ФИО1 и К» обратился в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 4 Закона о тарифах, Постановлениями от 09.06.2007 N 360 и от 13.02.2006 N 83 утвердило Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (Правила N 360) и Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (Правила N 83).
Согласно статье 10 Закона о тарифах финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из положений пунктов 4 - 7, 9 Правил N 83, либо при предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, либо после завершения строительства, но до ввода объекта в эксплуатацию, орган местного самоуправления бесплатно выдает заинтересованному лицу технические условия, в соответствии с которыми и будет проходить подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом пунктом 13 указанных Правил установлено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует, если в сетях есть резерв пропускной способности, обеспечивающий передачу необходимого объема ресурса и резерв мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В связи с этим при наличии утвержденной инвестиционной программы организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не вправе отказать заявителю в выдаче технических условий для подключения и в дальнейшем обязана фактически подключить этот объект к сетям, если заявителем соблюдены все условия подключения.
Пунктом 14 Правил N 360 установлено, что размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или
отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по
увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического
обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства,
обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-
технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных
объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора
о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае
исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных
заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а
плата за подключение не взимается (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 940);
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, для взимания платы за подключения необходимо установить в совокупности следующие обстоятельства (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360): наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации коммунального комплекса (исполнителя) по финансированию строительства и модернизации этой системы; включение в эту инвестиционную программу мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя (заказчика); установление органом местного самоуправления тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства.
Решением окруженного Совета города Якутска от 20.12.2007 № РОС-58-8 утверждена инвестиционная программа ГУП «Водоканал» на 2008-2012 годы (ГУП «Водоканал» преобразован в ОАО «Водоканал»).
В приложении №1 к решению окружного Совета города Якутска от 20.12.2007 № РОС-58-8 в качестве основной цели инвестиционной программы указаны: развитие и модернизация систем водоснабжения и водоотведения г.Якутска, увеличение производительности водозаборных сооружений, водопроводных насосных станций и канализационных очистных сооружений; обеспечение надежной безаварийной работы сетей во избежание экологической катастрофы.
В приложении №1 к решению окружного Совета города Якутска от 20.12.2007 № РОС-58-8, в вводной части указано обеспечение населения доброкачественной водой, отвечающей требованиям санитарных правил и норм «Вода питьевая», в настоящее время является актуальной проблемой г. Якутска.
Источником водоснабжения г. Якутска является река Лена. Система водоснабжения имеет в своем составе водозабор мощностью 60 тыс. куб. м/сут. с комплексом подогрева, обеззараживания и резервуарами запаса воды на 4 000 куб. м.
Потребность города в питьевой воде составляет 90 тыс. куб. м/сут. Дефицит водопотребления компенсируется плавучей насосной станцией, однако, этот вариант обеспечивает необходимое водопотребление только в зимнее время.
Для обеспечения дальнейшего развития города мощность водозаборных сооружений необходимо довести до 100 тыс. куб. м/сут.
В настоящее время институтом «Якутагропромпроект» разработана проектная документация и ведется строительство водозабора и водопроводных очистных сооружений производительностью 100 тыс. куб. м/сут.
В пунктах 1, 2, 24 приложения к инвестиционной программе ГУП «Водоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2008 - 2012 г.г. указаны объекты: вошедшие в инвестиционную программу водоузаел №4, реконструкция водоузла №6, реконструкция участков сетей канализации Ф 219- 530м, в качестве источников финансирования указана плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и в целях финансового обеспечения реализации развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения в условиях отсутствия и на период разработки комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры с целью дальнейшего осуществления перспективного развития городского округа «Город Якутск» окружной Совет города Якутска решение от 25.07.2007 г. №РОС-51-8 утвердил Положение о порядке разработки и применения в городском округе «Город Якутск» тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, согласно приложению N 1 с Методическими рекомендациями по расчету платы и тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения организаций коммунального комплекса, согласно приложению N 2.
Общими принципами регулирования тарифов в Положении о порядке разработки и применения в городском округе «Город Якутск» тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (в редакции на момент подписания публичных договоров 2008г.) указаны: обеспечение строящихся и реконструируемых объектов на территории городского округа "Город Якутск" необходимыми мощностями по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению с учетом необходимого повышения качества питьевой воды, тепловой энергии и оказываемых услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению, улучшению экологической ситуации на территории городского округа «Город Якутск» и повышения уровня качества оказываемых услуг другим потребителям; установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности ОКК, необходимые для реализации их инвестиционных программ; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации централизованных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения; полное возмещение затрат ОКК, связанных с реализацией их инвестиционных программ.
В соответствии с пунктами 4.7, 4.9, 4.10, 4.11 Положения о порядке разработки и применения в городском округе «Город Якутск» тарифов на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения: плата за подключение вносится на основании публичных договоров, заключаемых ОКК с лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Плата за подключение по публичным договорам с ОКК производится лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта на спецсчет ОКК. Плата за подключение в полном объеме вносится лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта до ввода объекта в эксплуатацию и подключения его к централизованной системе коммунальной инфраструктуры в соответствии с заключенными публичными договорами. Не использованные в течение календарного года средства от платы за подключение ОКК направляет на реализацию мероприятий инвестиционной программы в последующие годы действия этой программы.
В целях реализации Федерального закона N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», распоряжением глав городского округа «Якутск» от 01.02.2008 г. N 179р «Об утверждении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения ГУП «Водоканал» на 2008 год», утверждены тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения ГУП "Водоканал" на 2008 год: на водоснабжение – 29 560 рублей, водоотведение – 3 634 рублей.
Из приложения №1 к решению окруженного Совета города Якутска от 20.12.2007 № РОС-58-8, ответчик занимается эксплуатацией сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со схемой централизованного водоснабжения г.Якутска, водоснабжение микрорайона «Ильинка», в котором истец осуществлял строительство объектов, осуществляется посредством подачи холодной воды от Водоузла №4 по водоотводу холодного водоснабжения Ф 426 мм до КП (камеры переключения) «Ойунского», далее по водоотводу холодного водоснабжения Ф 326 мм до КП «Гимеин» и далее по водоотводу холодного водоснабжения того же Ф до ТП (тепловой пункт) Воинской части. Подача холодного водоснабжения до Водоузла №4 осуществляется комбинированно от ФИО2 №№2 и 6, подача холодного водоснабжения на водоузлы №№ 2, 6 осуществляется от водозаборных сооружений.
В качестве доказательств, исполнения инвестиционной программы ГУП «Водоканал» на 2008-2012 годы по увеличению мощности и пропускной способности сетей, участвующих в водоснабжении микрорайона «Ильинка» г.Якутска ответчиком представлены: договора подряда от 22.06.2006 №30/06-9, от 15.10.2008 №026/60-2008, от 22.07.2009 №026/38-09, от 16.09.2009 №026/55-09, от 16.09.2009 №026/55-09, от 20.04.2009 №026/09-09, договор поставки товара с шеф – монтажом от 28.05.2009, от 18.12.2008 №026/70-08, договор поставки от 07.11.2009 №026/65-08, дополнительные соглашения №1 от 16.09.2008 к договору подряда от 22.06.2006 №30/06-9, от 15.10.2008 №026/60-2008, №1 от 20.10.2008 от 10.09.2009 №2, от 30.09.2010 №3 к договору подряда №026/60-2008, дополнительное соглашение от 10.09.2009 №1 к договору от 22.07.2009 №026/38-09, от 10.09.2009 №1 к договору подряда на выполнение работ №026/09-09 от 20.04.2009; договор от 07.11.2008; справки о стоимости выполненных работ и затрат ноябрь 2008, от 25.02.2011 №№1, 2, 3, 4, от 21.12.2009, от 19.11.2009; калькуляции, калькуляция №1; акты о приемке выполненных работ ноябрь 2008 №1, ноябрь 2008 №17, от25.02.2011 №№8, 9, 11, 12, от 21.12.2009, от 19.11.2009; счета от 18.11.2008 №398, от 25.02.2011 №70, от 25.02.2011 №№68, 69, 71, от 21.12.2009 №8, от 19.11.2009 №20; счета-фактуры от 18.11.2008 №9889, от 18.12.2008 №11162, от 25.02.2011 №№62, 65, 66, от
21.12.2009 №8, от 19.11.2009 №15; акт приемки оборудования; платежные поручения от 07.09.2009 №1432, от 03.09.2009 №1421, от 17.07.2009 №1161, от 14.09.2009 №1519, от 14.09.2009 №1519, от 19.08.2009, от 16.09.2009 №1539, от 02.09.2009 №1413.
Из представленных документов следует, что осуществлены работы: по строительству объекта «Водоснабжение г.Якутска. Водоузел №4», по приобретению для Водоузла №4 металлоконструкции резервуара чистой воды емкостью 3 000м?в количестве 1 штуки, по монтажу резервуара чистой воды емкостью 3 000 м? по объекту «Водоснабжение г.Якутска. Водоузел №4», по прокладке отводящих напорных трубопроводов водоснабжения по объекту «Водоснабжение г.Якутска. Водоузел №4», электромонтажные работы по объекту Водоснабжение г.Якутска. Водоузел №4».
В соответствии со схемой централизованного водоотведения г.Якутска,
водоотведение от микрорайона «Ильинка», в котором истец осуществлял
строительство объектов, осуществляется посредством откачки сточных вод по
трубопроводам от канализационной напорной станции ДСК -0 до КНС МЗВ-1, далее до
камеры гашения напора, КНС 110 квартала, ГНС -2, до Камеры переключения канализации-1, КНС СВХМ-2, КПК-СБОС, до Станции биологической очистки сточных вод, затем р. Лена.
В качестве доказательств исполнения инвестиционной программы ГУП «Водоканал» на 2008-2012 годы по увеличению мощности и пропускной способности сетей, участвующих в водоотведении микрорайона «Ильинка» г.Якутска, ответчиком представлены: договора подряда от 20.02.2007, от 26.02.2007, от 30.07.2007, от 17.03.2011 №026/22-11; справки о стоимости выполненных работ и затрат от 24.06.2008 №1, от 19.03.2008 №4, от 20.03.2008, от 21.11.2011 №2, от 19.10.2011 №1; калькуляция, калькуляция №2; акты о приемке выполненных работ от 24.06.2008№1, от 19.03.2008 №4, от 20.03.2008, от 21.11.2011 №2, от 19.01.2011 №1; счета от 24.06.2008 №10, от 19.03.2008 №10, от 20.03.2008 №6, от 24.11.2011 №34, от 19.10.2011 №28; счета- фактуры от 24.06.2008 №392, от 19.03.2008 №10, от 20.03.2008 №4, от 21.11.2011 №33.
Из представленных документов следует, что осуществлены работы: по замене напорного трубопровода канализация Ф 325 мм от КНС «Мерзлотка-1» вдоль ул.Красильникова до КГН по Сергеляхскому шоссе»: на участке №1 от точки «Д» до точки «1») на сумму 478 971 рубль 71 копейка, на участке №3 от точки «2» до точки «А» на сумму 2 166 299 рублей, на участке №2 от точки «1» до точки «2» на сумму 2 302 434 рубля 38 копеек; замена труб напорной канализации 2Ф 800 мм от ГНС -2 до КПК-1 на сумму 4 593 021 рубль 78 копеек, всего на сумму 9 540 726 рублей 87 копеек.
Истцу выданы технические условия на подключение к сетям водоснабжения и канализации от 22.02.2008 №11, №12по проектируемым объектам 24 квартирный жилой дом №3/4 (В-4), 54 квартирный жилой дом №5/1 (Д-1), в которых в особые условия включили требование о принятии долевого участия в реконструкции сетей и сооружений водопровода и канализации согласно договоров от 21.02.2008 №№ 3, 4, соответственно. В технических условиях на подключение к сетям водоснабжения и канализации , от 04.09.2008 №184 по проектируемому жилому дому 48 –ми квартирный жилой дом блок «В-2», «В-3»,от 05.08.2008 №176, в особых условиях указано внести плату за подключение к сетям водоснабжения и канализации, согласно договора №176 от 05.08.2008.
Подключение объектов истца к сетям водоснабжения и водоотведения фактически осуществлены, что подтверждается актами приемки узла учета от 05.02.2009, от 18.11.2011, актом границ раздела по обслуживанию сетей водопровода, канализации, договорами на отпуск питьевой воды от 01.01.2011, на прием сточных вод от 01.01.2011 №2059.
Размер платы сторонами согласован в соответствии с нормами права, исходя из размера заявленной нагрузки и тарифа, утвержденного уполномоченным органом.
Техническими условиями на подключение к сетям водоснабжения и канализации от 22.02.2008 №11, №12по проектируемым объектам 24 квартирный жилой дом №3/4 (В-4), 54 квартирный жилой дом №5/1 (Д-1) предусмотрено принятие долевого участия в реконструкции сетей и сооружений водопровода и канализации согласно договоров от 21.02.2008 №№ 3, 4, соответственно. В технических условиях на подключение к сетям водоснабжения и канализации , от 04.09.2008 №184 по проектируемому жилому дому 48 – ми квартирный жилой дом блок «В-2», «В-3»,от 05.08.2008 №176, предусмотрено внести платы за подключение к сетям водоснабжения и канализации, согласно договора №176 от 05.08.2008. В свою очередь истец в публичных договорах от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176 обязался принять участие в финансировании систем коммунального водоснабжения и канализации, находящихся в хозяйственном ведении ГУП «Водоканал»,
Публичные договора от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176, сторонами исполнены, объекты истца подключены к сетям ответчика, следовательно, сторонами согласованы все существенные условия.
Техническими условиями от 22.08.2008 №№11, 12 также установлены условия подключения объектов –это окончание строительства водопроводной, насосной станции в м-не «Ильинка».
Представленные истцом договора подряда, платежные поручения, акты выполненных работ подтверждают выполнение истцом технических условий от 22.08.2008 №№11, 12, в части окончания строительства водопроводной, насосной станции в м-не «Ильинка».
Суд первой инстанции, учитывая фактическое исполнение публичных договоров от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176, а также, что сети водоснабжения и водоотведения от спорных объектов входят в основную систему водоснабжения города Якутска, наличие в деле доказательств, подтверждающих необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети для подключения объектов истца, фактическое подключение объектов истца к сетям водоснабжения и водоотведения ответчика, обоснованно пришел к выводу о заключенности и действительности публичных договоров от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176.
В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Следовательно, истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Учитывая, что публичные договора от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176, заключены, действительны, фактически исполнены, то есть ответчик получил встречное удовлетворение требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства неосновательного обогащения ответчика за счет истца, так как денежные средства перечислялись во исполнение условий публичных договоров от 21.02.2008 №№ 3, 4, от 05.08.2008 №176.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно со ссылками на статьи 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации принял доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, исходя из того, что срок исковой давности для признания публичных договоров от 21.02.2008 №№3, 4, от 05.08.2008 №176 недействительным, в силу ничтожности истек 21.02.2011, а уточнения в этой части в суд были представлены 01.08.2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в иске. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, не представлено. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При подаче апелляционной жалобы истец платежным поручением от 03.09.2012 №1 уплатил госпошлину в размере 1000 руб. и платежным поручением от 04.10.2012 №352 уплатил госпошлину в размере 2000 руб., всего 3000 руб.
На основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
1.Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.08.2012г., принятое по делу №А58-2845/2011, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная фирма «ФИО1 и К» без удовлетворения.
2.Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная фирма «ФИО1 и К» излишне уплаченную госпошлину в размере 1000 руб.
3.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Э.П. Доржиев
Судьи С.И. Юдин
Е.М. Бушуева