ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5052/10 от 20.12.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                              Дело №А58-5942/2010

“22” декабря 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия «Жилищно-Коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2010 года по делу №А58-5942/2010, по заявлению Государственного унитарного предприятия «Жилищно-Коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения и предписания по делу № 03-18/10А, принятое судьей Шевелёвым В.В.,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 13.09.2010, ФИО2, представителя по доверенности от 09.12.2010;

от заинтересованного лица: не было;

и установил:

Заявитель, государственное унитарное предприятие «Жилищно-Коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия), обратился с требованием о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)» по делу № 03-18/10А  о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением суда первой инстанции от 25 октября 2010 года заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

суд приходит к выводу то том, что ГУП «ЖКХ РС (Я)» при расчете платы за поставку тепловой энергии и горячей воды применило тариф, установленный для категории «прочие потребители» постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 21.11.2008 №105/46 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2009 год», тем самым, нарушило установленный нормативными актами порядок ценообразования, так как к объемам потребляемых ресурсов граждан применило тарифы, установленные для юридических лиц.

С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение и предписание соответствуют нормам статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Предприятие, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представители предприятия в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, пояснив следующее.

У Управления ФАС по РС(Я) не имелось законных оснований при принятии решения о признании ГУП «ЖКХ РС(Я)» нарушившим п. 10 ч.1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в определении для граждан платы за коммунальные ресурсы по поставке тепловой энергии и горячей воды по тарифам, установленным для юридического лица, в отсутствии на то правовых оснований.

Так, по мнению предприятия, при вынесении Решения УФАС по РС(Я) не были учтены положении статьи 210, 424, 544 Гражданского кодекса РФ, ст.78 Бюджетного кодекса РФ, ст. 381, Налогового кодекса РФ, 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. «307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», регулирующие данный вид правоотношений.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет и опубликована 23.11.2010.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 июля 2010 года по делу № 03-18/10А о нарушении антимонопольного законодательства ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в определении для граждан платы за коммунальные ресурсы по поставке тепловой энергии и горячей воды по тарифам, установленным для юридических лиц, в отсутствие на то правовых оснований; выдать ГУП «ЖКХ РС (Я)» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Как правильно установил суд первой инстанции ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» осуществляет монопольный вид деятельности – передача тепловой энергии, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» указывает на наличие у предприятия доминирующего положения на товарном рынке. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу.

Нормативным актом Правительства Республики Саха (Якутия), а именно постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.05.2007 №199 «О полномочиях по регулированию цен и тарифов в Республики Саха (Якутия)» определено, что тарифы для населения на коммунальные услуги устанавливают органы местного самоуправления, в то время как Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию, услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения.

Постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 21.11.2008 №105/46 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП «ЖКХ РС (Я)» на 2009 год», тариф на тепловую энергию установлен для категории «прочих потребителей» и «для жилищного фонда для расчета дотации», тариф на тепловую энергию по категории «населения» не установлен.

В соответствии с решением Алданского районного Совета РС(Я) от 09.12.2008 №3-4 «О тарифах на коммунальные услуги для населения на территории МО «Алданский район» на 2009 год» установлены тарифы на коммунальные услуги для населения МО «Алданский район», а также МО «Город Алдан» с 01.01.2009 года, в соответствии с которым центральное отопление квартир, домов ЖСК и домов индивидуальных владельцев рассчитывается исходя из 1 кв. метр - 18,05 рублей (с НДС), горячая вода с централизованным водоснабжением рассчитывается на 1 чел.-103,42 рублей (с НДС), холодная вода с централизованным водоснабжением рассчитывается на 1 чел.-82,0 рублей (с НДС), канализация коллекторная с водопроводом и канализацией рассчитывается на 1 чел.-49,27 рублей (с НДС).

Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель при расчете платы за поставку тепловой энергии и горячей воды, применил тариф, установленный для категории «прочие потребители» постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 21.11.2008 №105/46 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2009 год».

Так, согласно материалам дела, 01 января 2009 года между Государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» и Открытым акционерным обществом Акционерной компанией «Железные дороги Якутии» заключен договор № 02-146/1-п-09 на поставку тепловой энергии и горячей воды.

Предметом указанного договора является отпуск Государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» тепловой энергии, горячей воды, контроль за потреблением и оплатой данных ресурсов Открытым акционерным обществом Акционерной компанией «Железные дороги Якутии».

По указанному договору тепловая энергия и горячая вода поставляются в жилые квартиры, принадлежащие на праве собственности ОАО АК «Железные дороги Якутии» и в которых проживают наниматели – физические лица. Указанное обстоятельство не оспаривается заявителем апелляционной жалобы.

В пункте 3.1 названного договора указано, что «расчет оплаты производится в соответствии с постановлением Правительства РС (Я) от 10.05.2007 № 199 «О полномочиях по регулированию цен и тарифов в РС (Я)» и оплачивается по тарифам ГКЦ РЭК РС(Я) и главой Муниципального образования, с учетом НДС, в соответствии с объемами, указанными в приложении №1.

В приложении №1 к договору поставки тепловой энергии и горячей воды расчет платы за поставку тепловой энергии и горячей воды произведен исходя из тарифов, установленных постановлением ГКЦ-РЭК РС (Я) от 21.11.2008 № 105/46 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2009 год», для категории «прочие потребители» в размере 1856 руб. за 1 Гкал.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что по договору от 01.01.2009 № 02-146/1-п-09 поставка тепловой энергии и горячей воды осуществляется для потребителей коммунальных услуг - нанимателей квартир – физических лиц.

Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.05.2007 №199 «О полномочиях по регулированию цен и тарифов в Республике Саха (Якутия)» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия) относится:

1) установление размера платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение не было реализовано.

2) установление тарифов для населения на следующие виды услуг: теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение в соответствии с предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия), до перехода на полную окупаемость платежами граждан услуг коммунального комплекса.

В силу указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в качестве тарифа надлежало применять тариф установленный решением Алданского районного Совета РС(Я) от 09.12.2008 №3-4 «О тарифах на коммунальные услуги для населения на территории МО «Алданский район» на 2009 год», которым установлены тарифы на коммунальные услуги для населения МО «Алданский район», а также МО «Город Алдан» с 01.01.2009 года, в соответствии с которыми центральное отопление квартир, домов ЖСК и домов индивидуальных владельцев рассчитывается исходя из 1 кв. метр - 18,05 рублей (с НДС), горячая вода с централизованным водоснабжением рассчитывается на 1 чел.-103,42 рублей (с НДС), холодная вода с централизованным водоснабжением рассчитывается на 1 чел.-82,0 рублей (с НДС), канализация коллекторная с водопроводам и канализацией рассчитывается на 1 чел.- 49,27 рублей (с НДС).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что тариф для населения при отпуске тепловой энергии предприятием по указанному договору для населения устанавливался с нарушением норм указанного законодательства порядка ценообразования, поскольку вне зависимости от ведомственной принадлежности жилого фонда, стоимость теплоснабжения для населения не может быть иной, чем установлено это в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Довод апелляционной жалобы о том, что у Управления ФАС по РС(Я) не имелось законных оснований при принятии решения о признании ГУП «ЖКХ РС(Я)» нарушившим п. 10 ч.1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», не принимается судом апелляционной инстанции поскольку опровергается материалами дела и правильно установленными судом первой инстанции фактическими обстоятельствами дела.

Доказательств того, что ОАО «ЖДЯ» использовало тепловую энергию и горячую воду, поставляемую по договору №02/-146/1-п-09 от 01.01.2009 года (т.1, л/д.59-70) для целей не связанных с отпуском для населения (т.1, л/д.64-70), заявителем не представлено. Факты установленные УФАС по Республике Саха (Якутия) в ходе проведения контрольных мероприятий заявителем не опровергнуты, а заявленные доводы основаны на предположении.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы, о том, что на граждан проживающих в ведомственном жилье и в частности принадлежащем ОАО «РЖЯ», заявитель не получает дотаций и компенсаций по выпадающим доходам из местного и республиканского бюджетов связи с регулированием тарифов, поскольку не получение таких дотаций и компенсаций, не означает, что граждане обязаны уплачивать стоимость тарифа ресурса по категории потребителей «прочие потребители», а не по категории «население». Согласно действующему законодательству стоимость тарифа коммунальных услуг и ресурсов градируется в зависимости от категории потребителя, а не от ведомственной принадлежности жилого фонда.

Ссылки апелляционной жалобы о том, что ОАО «ЖДЯ» предположительно пользуется льготой по налогу на имущество организаций, а также то, что при вынесения Решения УФАС по РС(Я) не были учтены положения статьи 210,424,544 Гражданского кодекса РФ, ст.78 Бюджетного кодекса РФ, ст. 381, Налогового кодекса РФ, Федерального закона № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. «307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», не принимаются судом апелляционной инстанции как не имеющие отношения к делу и не нашедшие своего подтверждения.

Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 и ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «25» октября 2010 года по делу №А58-5942/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья                                                      Е.В. Желтоухов

Судьи                                                                                                           Д.Н. Рылов

Г.Г. Ячменёв