ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5197/19 от 08.10.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А19-12770/2019

«8» октября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 8 октября 2019 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

при участии в судебном заседании представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска ФИО1 (доверенность от 16.07.2019), Администрации города Иркутска ФИО1 (доверенность от 25.07.2019), общества с ограниченной ответственностью «Старт Инвест» ФИО2 (доверенность от 13.04.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года по делу № А19-12770/2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Старт Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ООО «Старт Инвест», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - администрация) о признании незаконным (недействительным) уведомление КУМИ г. Иркутска от 24.04.2019 № 505-71-7981/19 о прекращении действия распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.02.2018 № 280/з «О выдаче разрешения на использование земель», обязании КУМИ г. Иркутска предоставить расчет платы за пользование земельным участком в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области № 280/з от 21.02.2018 «О выдаче разрешения на использование земель».

К участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - КУМИ г. Иркутска), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года по делу № А19-12770/2019 заявленные требования к комитету удовлетворены. В удовлетворении требований к администрации отказано.

Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, что суд первой инстанции не учел того, что частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:37414 фактически является предоставлением данного земельного участка муниципальному образованию город Иркутск в лице администрации города Иркутска, являющейся юридическим лицом и осуществляющей исполнительные и распорядительные функции по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе через функциональные структурные подразделения.

Также считает, что в силу пункта 3 распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области № 280/з от 21.02.2018 «О выдаче разрешения на использование земель» решения в виде отдельного правового акта КУМИ г. Иркутска либо Администрацией г. Иркутска не принималось, о прекращении действия разрешения обществу сообщено путем направления оспариваемого уведомления.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.09.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Министерство имущественных отношений Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.02.2018 № 280/з ООО «Старт Инвест» выдано разрешение на использование земель из земель населенных пунктов площадью 1680 м2, с местоположением: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, ул. 3-я Железнодорожная, в соответствии с приведенными координатами. Разрешение выдано для размещения элементов благоустройства территорий и малых архитектурных форм, сроком на 3 года.

В январе 2019 года ООО «Старт Инвест» обратилось в министерство имущественных отношений Иркутской области за расчетом платы на 2019 год.

В предоставлении расчета было отказано в связи с тем, что полномочия по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляемые Правительством Иркутской области, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» с 01.01.2019 переданы органам местного самоуправления.

26.03.2019 ООО «Старт Инвест» обратилось в КУМИ г. Иркутска с письмом от 26.03.2019 № 26 о представлении расчета платы за пользование земельным участком на основании распоряжения от 21.02.2018 № 280/з.

Письмом от 24.04.2019 № 505-71-7981/19 КУМИ г. Иркутска отказал в предоставлении испрашиваемого расчета, а также сообщил о прекращении действия распоряжения от 21.02.2018 № 280/з с 23.04.2018 - с момента регистрации права собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033637414, расположенный по адресу: <...>.

Не согласившись с уведомлением от 24.04.2019 № 505-71-7981/19 и отказом в выдаче расчета платы за пользование земельным участком, ООО «Старт Инвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого (в редакции, действовавшей до 11.07.2018) предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.

Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно «Положению о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп (далее - Положение № 271-пп), обществу выдано сроком на 3 года разрешение на использование земель из земель населенных пунктов площадью 1680 м2, расположенных в <...> в соответствующих координатах, с целью размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, уроны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) (распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.02.2018 № 280/з).

В силу пункта 4 распоряжения от 21.02.2018 № 280/з действие разрешения досрочно прекращено по основаниям, указанным в пункте 60 Положения № 271-пп.

На основании пункта 60 Положения № 271-пп действие разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов прекращается досрочно:

1) со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу;

2) со дня принятия решения уполномоченного органа о прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов по письменному заявлению лица, которому выдано такое разрешение;

3) со дня принятия решения уполномоченного органа о прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов в случае использования земель или земельного участка, в отношении которых выдано такое разрешение, не в соответствии с целями, указанными в разрешении;

4) со дня принятия решения уполномоченного органа о прекращении действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов в случае невнесения платы за размещение объектов в сроки, указанные в пункте 10 настоящего Положения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.04.2018 за муниципальным образованием город Иркутск зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:37414. Доказательств предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу в материалы дела не представлено и на наличие таковых ответчик не ссылается.

Согласно оспариваемому уведомлению действие разрешения на использование земель от 21.02.2018 № 280/з прекращено на основании подпункта 1 пункта 60 Положения № 271-пп, в связи с регистрацией права собственности муниципального образования город Иркутск на спорный земельный участок.

Довод апеллянта о том, что регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:37414 фактически является предоставлением земельного участка муниципальному образованию город Иркутск в лице Администрации города Иркутска, являющейся юридическим лицом и осуществляющей исполнительные и распорядительные функции по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе через функциональные структурные подразделения, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в данном случае, как правильно укал суд первой инстанции, регистрация права собственности муниципального образования город Иркутск на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033637414 произведена в целях разграничения государственной собственности на землю и не свидетельствует о предоставлении земельного участка юридическому лицу.

По данным Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 07.05.2019 на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:37414 по адресу: <...> земельного участка является муниципальное образование город Иркутск, что подтверждается выпиской из ЕГРН; в выписке отсутствует информация о зарегистрированных правах граждан или юридических лиц на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000033:37414. На земельном участке с кадастровым номером 38:36:000033:37414 находится автомобильная дорога общего пользования, являющаяся собственностью муниципального образования город Иркутск.

Таким образом, основание прекращения действия распоряжения министерства имущественных отношений Иркутской области от 21.02.2018 № 280/з, изложенное в уведомлении от 24.04.2019 № 505-71-7981/19, не соответствует основанию, прекращения действия разрешения на использование земель, предусмотренному пунктом 60 Положения № 271-пп.

На основании изложенного, действие выданного заявителю разрешения от 21.02.2018 № 280/з прекращено неправомерно, в связи с чем, у КУМИ г. Иркутска отсутствовали основания для вынесения оспариваемого уведомления.

Кроме того, согласно пункту 64 Положения № 271-пп прекращение действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов должно быть принято в виде решения с указанием основания прекращения действия разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, предусмотренного пунктом 60 настоящего Положения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что такого решения в виде отдельного правового акта КУМИ г. Иркутска либо Администрацией г. Иркутска не принималось, о прекращении действия разрешения обществу сообщено путем направления оспариваемого уведомления.

По мнению заявителя жалобы, согласно пункту 3 распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области № 280/з от 21.02.2018 «О выдаче разрешения на использование земель» действие разрешения прекращается досрочно по основаниям, указанным в пункте 60 Положения «О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп.

Таким образом, как полагает ответчик, с учетом указанного пункта распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области № 280/з от 21.02.2018, само по себе предоставление земельного участка, в данном случае муниципальному образованию город Иркутск, не требует принятия отдельного решения о прекращении действия разрешения на использование земельного участка.

Между тем указанный довод прямо противоречит пункту 64 Положения № 271-пп, а потому позиция комитета является неправомерной.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года по делу № А19-12770/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                             Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                       Е.О. Никифорюк