Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-6680/2015
28 марта 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Барковской О.В., Гречаниченко А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13.01.2017 по делу №А78-6680/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Даурия" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению социального обслуживанию "Нерчинский комплексный центр социального обслуживания населения "Гарант" Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 650 882,26 руб., с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Министерства социальной защиты Забайкальского края, Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, (суд первой инстанции: судья Т.В. Архипенко),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Даурия" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к государственному учреждению социального обслуживанию "Нерчинский комплексный центр социального обслуживания населения "Гарант" Забайкальского края о взыскании 637 658,46 руб. – задолженности за тепловую энергию и горячую воду за период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года включительно.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Министерство социальной защиты Забайкальского края, Государственная жилищной инспекция Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.10.2015 в иске отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19.10.2015 отменено, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.10.2016 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчика задолженность в размере 650 882,26 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.01.2017 исковые требования удовлетворены. В обоснование суд указал, что ГУСО НКЦСОН "Гарантия" должно оплачивать тепловую энергию по зданию на ул. Сибирская, 16 "А" по тарифу "прочие потребители", так как статья 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1192 №4218-1 относила к специализированным домам, вошедшим в состав жилищного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов и ветеранов, и не предусматривала отнесение к таковым центров социального обслуживания несовершеннолетних. Несовершеннолетние проживают в центре на временной основе на период реабилитации, по месту проживания не зарегистрированы, решение об отнесении спорных помещений к специализированному жилищному фонду в установленном порядке органом управления не принималось. Задолженность ответчика за поставленную тепловую энергию по зданию по ул. Сибирская, 16А составила 437 995,39 руб. за период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года.
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части. В обоснование указывает, что не согласно с решением в части применения тарифа "прочие потребители" к зданию по ул. Сибирская, 16А г. Нерчинск. Ссылка суда на статью 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 №4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" необоснованна, поскольку в указанной выше статье к специализированным домам, вошедшим в состав жилищного фонда не отнесены не только центры социального обслуживания несовершеннолетних, но и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (детские дома), в которых несовершеннолетние, оставшиеся без попечения, проживают постоянно и имеют регистрацию. В соответствии с Уставом учреждения, основными направлениями деятельности центра социального обслуживания несовершеннолетних является обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Подтверждением того, что дети постоянно находятся в центре, проживают, проходят курс реабилитации является годовой отчет по форме №1-СД "Территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей" (копия прилагается). Согласно данному отчету дети, получающие социальную реабилитацию в стационарных условиях, находятся в учреждении от 3 месяцев до 1 года. В учреждении рекомендуется создавать условия проживания, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних, адаптации их в социальном окружении. Клиентам учреждения, в том числе несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации предоставляется койко-место, в связи с чем, стоимость услуг, оказанных для помещений, используемых для проживания несовершеннолетних детей, следует отнести к группе "Население". Требования истца в части применения тарифа "прочие потребители" к зданию по ул. Сибирская, 16А г. Нерчинск, в котором проживают несовершеннолетние и получают обслуживание в стационарной форме не подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, лица, участвующие в деле, не заявили возражений, законность и обоснованность решения проверяется только в обжалуемой части.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании государственных контрактов от 15.01.2013 N 38, N 40 и от 30.12.2013 N 92 общество "Даурия" (теплоснабжающая организация) осуществляло поставку тепловой энергии для целей отопления и подогрева воды на объекты ответчика, в том числе расположенное по адресу: <...> (комплексный центр социального обслуживания несовершеннолетних).
Для оплаты поставленной тепловой энергии в период с декабря 2013 года по май 2014 года ООО "Даурия" выставляло ответчику счета-фактуры и акты, в которых в соответствии с условиями контракта определяло стоимость тепловой энергии исходя из тарифа, установленного для категории потребителей "население" (1 669,22 рублей/Гкал) (приказы РСТ Забайкальского края от 21.10.2013 N 383 и от 20.11.2013 N 643).
Ответчик указанные акты подписывал без замечаний и производил оплату выставленных ему счетов.
Впоследствии, в августе 2014 года, ООО "Даурия" произвело перерасчет стоимости поставленной ответчику тепловой энергии , а именно: для здания, расположенного по адресу: <...>, - исходя из тарифа, установленного для категории "прочие потребители". По результатам произведенного перерасчета общество предъявило ответчику для оплаты счета и акты на сумму образовавшейся разницы.
Далее, начиная с сентября 2014 года, ООО "Даурия" выставляло для оплаты счета и акты, определяя в них стоимость поставленной тепловой с применением тарифа "прочие потребители".
Ответчик дополнительно предъявленные ему для оплаты суммы разницы в стоимости тепловой энергии не оплатил, стоимость тепловой энергии по счетам, выставленным за период с сентября по декабрь 2014 года, оплачивал исходя из тарифа для категории "население".
В связи с образовавшейся задолженностью по объекту, расположенное по адресу: <...> (комплексный центр социального обслуживания несовершеннолетних), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса об энергоснабжении.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу частей 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, при этом подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В рассматриваемом случае, как указано выше, между сторонами возник спор относительно применения при определении стоимости поставленной тепловой энергии тарифов, установленных регулирующим органом для категорий потребителей "население" и "прочие потребители" (приказы РСТ Забайкальского края от 21.10.2013 N 383 и от 20.11.2013 N 643).
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, подлежащим применению к спорным правоотношениям по аналогии, предусмотрено, что к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, также подлежащим применению в рассматриваемом случае по аналогии, к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в числе прочих отнесены жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. При этом в домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
В силу пункта 11 этих Правил в качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания.
В период создания ГУСО НКЦСОН "Гарант" и его правопредшественника ГСУСО "Нерчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов", а также на момент вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается, в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Статья 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 относила к специализированным домам, входившим в состав жилищного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов и ветеранов и не предусматривала отнесение к таковым центров социального обслуживания несовершеннолетних.
Судом установлено, что несовершеннолетние проживают в центре на временной основе на период реабилитации, по месту проживания не зарегистрированы, решение об отнесении спорных помещений к специализированному жилищному фонду в установленном порядке органом управления не принималось.
В Уставе учреждения также указано, что одним из основных направлений деятельности центра является обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Их годового отчета "1-СД следует, что дети, получающие социальную реабилитацию, находились в учреждении также временно.
Согласно представленным в суд копиям свидетельств о регистрации права, здание по адресу <...> (где оказываются социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации) является административным, нежилым.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности применения истцом при расчетах с ответчиком по вышеуказанному объекту тарифа, установленного для категории "прочие потребители", и удовлетворил иск в указанной части.
Судебные расходы распределены в порядке статьи 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
1.Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13.01.2017 по делу №А78-6680/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Э.П. Доржиев
Судьи О.В. Барковская
А.В. Гречаниченко