Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-38948/2013 |
25 августа 2014 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2014 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес»,
апелляционное производство № 05АП-9930/2014
на решение от 03.06.2014
судьи Т.Е. Мангер
по делу № А51-38948/2013 Арбитражного суда Приморского края
заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.12.2002)
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2007)
о признании недействительным пункта 2 приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края от 27.11.2013 года № 1060 и признании незаконным действия и.о. руководителя Департамента лесного хозяйства Приморского края, изложенного в письме от 04.12.2013 № 38-02-09/4067;
при участии:
от ООО «Дальнереченсклес»: представитель ФИО1 по доверенности от 09.01.2014 № Ю-5/01/03 сроком действия до 31.01.2015, паспорт;
от Департамента лесного хозяйства Приморского края: о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным пункта 2 приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее – Департамент, административный орган) от 27.11.2013 № 1060 и о признании незаконным действия и.о. руководителя Департамента, изложенного в письме от 04.12.2013 № 38-02-09/4067.
Решением арбитражного суда от 03.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с чем Общество обратилось с апелляционной жалобой на указанный судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт сослался на то, что экспертная комиссия по государственной экспертизе проекта освоения лесов по используемому Обществом лесному участку сформирована в соответствии с приказом Минприроды № 125 от 14.05.2007, которым не предусмотрено обязательно нахождение в её составе двух представителей общественных организаций. Считает, что приказ Департамента № 1060 от 27.11.2013 не соответствует Лесному кодексу РФ, при его издании не внесены изменения в лесохозяйственный регламент Чугуевского лесничества и в лесной план Приморского края. В связи с этим полагает незаконными действия и.о. директора Департамента, обязавшего Общество внести исправления в проект освоения лесов. Утверждает, что оспариваемый приказ Департамента № 1060 и действия и.о. директора Департамента вводят запрет Обществу как арендатору земельного участка на его использование в соответствии с условиями договора аренды без нормативно-правового обоснования в соответствии с лесным законодательством.
Отзыв на апелляционную жалобу от Департамента в суд апелляционной инстанции не поступил.
В судебном заседании на основании статей 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 15 часов 40 минут 18 августа 2014 года.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено 18.08.2014 в том же составе суда с участием представителя Общества.
Извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, продолжил судебное заседание в отсутствие указанного лица.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
22.10.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края как арендодателем и обществом с ограниченной ответственностью «Чугуевский леспромхоз» как арендатором заключён договор №111/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду лесной участок площадью 52 489,0 га с местоположением: Приморский край, Чугуевский район, Чугуевское лесничество, Чугуевское участковое лесничество, кварталы №№ 188, 189, 190, 191, 203, 204, 205, 206, 207, 209, 215, 216, 217, 218 Березовское участковое лесничество кварталы №№ 16, 19, 20, 28, 39, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 73, 86, 87, 107, 108, 109, 110, 116, 117, 118, 129, 130, 131, 135, 136, 138, 143, 147, 148, 149, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 163, 164, 165, 166, 168, 169, 173, 177, 178, 179, 180, 183, 184, 185, 192, 193, 199, 200, 201, 202, 203, 207, 208, 210, 211, 212, 213, 216, 223, 227, 231, 232, 233, 234, 235 (в редакции дополнительных соглашений от 10.04.2009 и от 27.09.2009 о внесении изменений и дополнений к договору аренды лесного участка от 22.10.2008).
Указанный лесной участок имеет номер учётной записи государственного учета лесных участков 17/1105030-2008-05. Целевое назначение и объемы использования указаны в приложении № 3 договора от 20.10.2008 - заготовка древесины.
16.12.2008 договор от 22.10.2008 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, номер регистрации 25-25-03/005/2008-319.
01.09.2011 решением единственного участника ООО «Чугуевский леспромхоз» реорганизовано в форме присоединения к ООО «Дальнереченсклес».
26.07.2012 Управление лесным хозяйством Приморского края приказом № 940 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов на лесном участке Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества, переданного в аренду по договору №111/29 от 22.10.2008» признало положительным и утвердило заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов.
Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 №373-па Управление лесным хозяйством Приморского края переименовано в Департамент лесного хозяйства Приморского края.
13.11.2013 Приморской Межрайонной природоохранной прокуратурой принесён протест №7-3-2013/123/2646 на приказ Управления лесным хозяйством Приморского края от 26.07.2012 №940, в котором Департаменту предлагалось признать недействительным и отменить приказ и.о. начальника управления лесным хозяйством Приморского края от 26.07.2012 № 940 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов лесного участка Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ООО «Дальнереченсклес».
Основаниями для вынесения протеста явились имеющиеся в нем нарушения действующего законодательства в части мероприятий по охране объектов животного мира, водных объектов, и отсутствия в составе экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов представителей общественных объединений. Кроме того, протест вынесен прокурором в связи с Постановлением Администрации Приморского края от 08.07.2013 № 274-па, на основании которого внесены существенные изменения в Положение о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Березовский», в соответствии с которым на территории заказника запрещается проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами (рубок ухода).
27.11.2013 Департаментом по итогам заседания по рассмотрению протеств природоохранной межрайонной прокуратуры издан приказ от 27.11.2013 № 1060 «Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края от 27.03.2012 № 327 от 26.07.2012 № 940 и от 24.08.2008 № 1211», пунктом 2 которого отменён приказ Управления лесным хозяйством Приморского края от 26.07.2012 № 940 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов лесного участка Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества, переданного в аренду ООО «Дальнереченсклес» для заготовки древесины».
Письмом от 04.12.2013 №38-02-09/4067 Департамент уведомил Общество об отмене приказа № 940, а также потребовал внести изменения в действующие лесные декларации и дополнения к ним в части исключения лесосек, в которых продолжаются рубки спелых и перестойных лесных насаждений в тех кварталах и выделах, которые входят в границы заказника «Березовый», и уведомил Общество о необходимости исправления проекта освоения лесов в соответствии с требованиями протеста прокурора.
Посчитав незаконными отмену Департаментом приказа об утверждении заключения экспертной комиссии и требования, изложенные в письме от 04.12.2013, Общество обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя Общества, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 №373-па, Департамент лесного хозяйства Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края.
Согласно разделу 2 Положения Департамент осуществляет следующие полномочия:
- организует работу по приведению договоров аренды участка лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (п.2.1.6);
- приостанавливает в пределах полномочий использование лесов в соответствии с федеральными законами (п.2.1.10);
- обеспечивает контроль за выполнением гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов (п.2.1.12).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 27 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно статье 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые его издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Таким образом, прокурор, его заместитель вправе принять принудительные властные меры воздействия, предусмотренные законом о прокуратуре, направленные на пресечение правонарушения и восстановление законности путем принесения протеста на незаконный правовой акт об устранении нарушения закона - отмены или изменения незаконного правового акта.
Учитывая данные нормы права, в случае установления уполномоченным органом несоответствия принятого им ранее ненормативного правового акта требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с принесением органом прокуратуры протеста в целях устранения нарушения закона Департамент как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт. При этом отменяющий акт Департамента должен быть законным и обоснованным, то есть основываться на достаточных основаниях и соответствовать требованиям действующего законодательства.
Таким образом, поскольку рассмотрение проектов освоения лесов, проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов осуществлялось в отношении Общества Департаментом, последний в силу вышеуказанных норм права и с учётом протеста прокуратуры вправе принять решение в форме приказа об отмене ранее изданного приказа.
Статьёй 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности; освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По общему правилу, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2 статьи 89 ЛК РФ).
Вместе с тем, частью 3 статьи 89 ЛК РФ установлено, что государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 103 ЛК РФ леса, расположенные на территории государственных природных заказников, отнесены к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, в отношении которых устанавливается особый правовой режим.
В том числе, в таких лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 ЛК РФ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 8 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 № 191 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», согласно которому в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике.
Кроме того, частью 3 статьи 24 ЛК РФ установлено, что задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Из материалов дела установлено, что во исполнение Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Приморского края от 11 мая 2005 года № 245-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края», на основании Устава Приморского края и в целях приведения положений о государственных природных заказниках краевого значения в соответствие с действующим законодательством Администрацией Приморского края 13.10.2008 принято постановление № 252-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения», которым утверждено, в числе прочих, Положение о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Березовый» (далее – Положение о заказнике).
Как следует из пункта 1.4 вышеназванного Положения о заказнике, он образован решением исполнительного комитета Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 16 февраля 1976 года № 49 «Об организации зоологического заказника «Берёзовый».
Таким образом, на дату предоставления Обществу в аренду лесного участка (2008 год) и на дату подготовки проекта освоения лесов (2010 год), а также на дату проведения его государственной экспертизы и утверждения результатов этой экспертизы приказом Управления Лесным хозяйством Приморского края от 26.07.2012 № 940 в составе осваиваемого лесного участка находились кварталы Чугуевского лесничества, указанные в пункте 2.1 Положения о заказнике в границах (лесоустройство 1997 года), определённых пунктом 2.2 Положения, и составляющие территорию государственного природного заказника «Берёзовый»
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственная экспертиза проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном обществу в 2008 году, подлежала утверждению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении той части осваиваемого Обществом лесного участка, который находится в границах государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения «Берёзовый».
Указанной выше норме корреспондируют полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, вытекающие из содержания статьи 81 ЛК РФ и предусмотренные пунктом 5.4 Положения о данном федеральном органе государственной власти, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404.
Таким образом, проект освоения лесов в отношении переданного Обществу в аренду для заготовки древесины лесного участка в Берёзовском и Чугуевском участковых лесничествах Чугуевского лесничества подлежал обязательному утверждению Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации как предусматривающий освоение лесов особой охраняемой природной территории - государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения «Берёзовый».
Из материалов дела судебная коллегия установила, что указанное требование закона при утверждении проекта освоения лесов нарушено. Доказательства обращения Общества в уполномоченный федеральный орган государственной власти за утверждением проекта освоения лесов в материалах дела отсутствуют.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее – Порядок экспертизы) утверждён приказом Рослесхоза от 22.12.2011 № 545.
Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (пункт 3 Порядка экспертизы).
Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей общественных объединений (пункт 4 Порядка экспертизы).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде (пункт 5 Порядка экспертизы).
Коллегией установлено, что данный Порядок экспертизы являлся действующим с 29.04.2012 на дату рассмотрения Управлением лесным хозяйством Приморского края представленного Обществом проекта освоения лесов и утверждения заключения экспертной комиссии (26.07.2012) подлежал исполнению как Обществом, так и органами государственной власти в силу прямого указания части 1 статьи 89 ЛК РФ.
Однако в нарушение пункта 4 Порядка экспертизы в состав экспертной комиссии не включены не менее двух представителей общественных объединений, то есть состав комиссии не приведён в соответствие с требованиями законодательства, действовавшего на дату проведения государственной экспертизы и утверждения её результатов.
Названное обстоятельство, по мнению коллегии, является существенным пороком процедуры проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, в связи с чем выданное по результатам такой экспертизы заключение не может быть признано законным.
В соответствии с частью 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утверждён Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее – Состав проекта освоения лесов), на соответствие которому, в том числе, подлежал оценке проект освоения лесов Общества при проведении его государственной экспертизы, утверждённой 26.07.2012.
Пунктами 3 и 4 Состава проекта освоения лесов предусмотрено, что проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей; общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьёй 25 ЛК РФ, а специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:
- общие сведения;
- сведения о лесном участке;
- создание лесной инфраструктуры;
- строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
- мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
При этом пунктом 29 Состава проекта освоения лесов установлено, что разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Из договора аренды лесного участка № 111/29 от 22.18.09.2008 (т.1, л.д.110-115) следует, что в качестве разрешённого вида использования арендуемых лесов Обществу установлен вид «заготовка древесины», предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, коллегия пришла к выводу о том, что мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов не относятся к разрешённому виду использования арендуемого Обществом лесного участка и поэтому разработка соответствующего раздела проекта освоения лесов не является обязательной, а отсутствие сведений о таких мероприятиях не является нарушением требований к составу проекта освоения лесов.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений порядка принятия решения, формализованного в приказе Департамента № 1060 от 27.11.2013, об отмене приказа Управления лесным хозяйством Приморского края от 26.07.2012 № 940, а также о наличии правовых и фактических оснований для отмены приказа № 940 ввиду существенных нарушений закона, допущенных при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов Общества и утверждения результатов этой экспертизы.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно требования Департамента о внесении изменений в действующие лесные декларации в части исключения из них лесосек, входящих в границы заказника «берёзовый», судебная коллегия исходит из следующего.
Постановлением Администрации Приморского края от 08.07.2013 № 274-па «О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 13 октября 2008 года № 252-па «Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения» внесены изменения в Положение о заказнике «берёзовый», в соответствии с которыми на территории заказника запрещается проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами.
Названное постановление о внесении изменений опубликовано в издании «Приморская газета», № 64(795), 12.07.2013, является действующим и подлежит исполнению. Тем самым с указанной даты изменился правовой режим особой охраны использования лесов, находящихся в границах заказника «Берёзовый».
В силу части 5 статьи 24 ЛК РФ, определяющей режим особой охраны территорий государственных природных заказников, на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, возложена обязанность соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и нести за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Следовательно, осваиваемые Обществом леса подлежат использованию в соответствии с изменившимся режимом их особой охраны с момента таких изменений, при этом закон не ставит возникновение соответствующих обязанностей Общества в зависимость от иных обстоятельств, таких как внесение изменений в договор аренды, проект освоения лесов, лесные декларации и пр.
Согласно пункту 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Форма и порядок заполнения лесной декларации утверждены во исполнение части 3 статьи 26 ЛК РФ Приказом Рослесхоза от 17.01.2012 № 18 «О лесной декларации».
В соответствии с Порядком заполнения лесной декларации, являющимся приложением к вышеназванному приказу, лесная декларация ежегодно подаётся лесопользователями в уполномоченный орган государственной власти и содержит сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год (пункты 2-3 Порядка).
Кроме того, в лесной декларации, в числе прочих сведений, подлежат указанию: конкретный разрешенный вид использования лесов: заготовка древесины или заготовка живицы; наименование вида целевого назначения лесов: защитные леса (с указанием категории), эксплуатационные леса, резервные леса; наименование лесничества или лесопарка; количество подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра, живицы - с точностью до десятых долей тонны; номера кварталов, выделов и лесосек; в графе «форма рубки» указывается: сплошная или выборочная рубка, рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 6 Порядка).
Возможность подготовки и внесения изменений в лесную декларацию, поданную ранее, предусмотрена пунктом 12 Порядка заполнения и подачи лесной декларации. При этом нормативным актом установлена обязанность заявителя вносить в декларацию все виды рубок деревьев.
Следовательно, в связи с изменением правового режима особой охраны лесных участков, входящих в состав государственного природного заказника «Берёзовый», в виде запрета рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами, Общество обязано произвести корректировку лесных деклараций в соответствии с установленными ограничениями использования части арендуемого лесного участка.
Таким образом, само по себе выраженное в письме Департамента от 04.12.2013 № 38-02-09/4067 требование о внесении изменений в лесные декларации в части исключения из них сведений о рубках лесосеках, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника «берёзовый», является законным и обоснованным.
Указанное требование не нарушает права Общества, поскольку не налагает на него дополнительные обязанности по сравнению с предусмотренными законом положениями о порядке оформления лесных деклараций, и не устанавливает конкретных сроков внесения изменений в лесные декларации.
Указание в письме Департамента от 04.12.2013 № 38-02-09/4067 на необходимость исправления проекта освоения лесов судебная коллегия расценивает как информирование Общества о необходимых действиях для соблюдения установленных законом требований к порядку использования лесов, в связи с чем письмо в данной части не нарушает права и законные интересы Общества, не возлагает на него какие-либо обязанности.
Коллегия также принимает во внимание, что административным органом во исполнение требований части 5 статьи 200 АПК РФ представлены доказательства наличия правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого приказа, совершения оспариваемого действия.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного коллегия считает, что приказ и действия административного органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем суд первой инстанции в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2014 по делу №А51-38948/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Гончарова |
Судьи | Н.Н. Анисимова О.Ю. Еремеева |