Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1808/2019
17 мая 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ: ФИО1, представитель по доверенности от 22.02.2019 №54;
от Минобороны России: Дю У.В., представитель по доверенности от 04.12.2018 №207/4/17д;
от Администрации Березовского сельсовета: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 14.02.2019
по делу № А04-6890/2018
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Наринской С.А.,
по иску Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
к Администрации Березовского сельсовета
об обязании подписать акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, принять к бюджетному учету объекты недвижимого имущества,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, г. Хабаровск, далее – ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Березовского сельсовета (ОГРН <***>, Амурская область, Ивановский район, с. Березовка, далее – Администрация) об обязании ответчика в течение десятидневного срока со дня вступления решения суда в законную силу подписать акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101, принять к бюджетному учету объекты недвижимого имущества, обратиться в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в отношении следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Амурская область, Ивановский район, с. Березовка, в/г № 23:
1. здание хранилища, инвентарный номер 10, кадастровый номер 28:14:000000:1279;
2. здание водомаслогрейки, инвентарный номер 23, кадастровый номер 28:14:000000:1246;
3. здание контрольно-технического пункта, инвентарный номер 47, кадастровый номер 28:14:000000:1242;
4. здание пункта технического обслуживания, инвентарный номер 49, кадастровый номер 28:14:000000:1280;
5. здание пункта технического обслуживания, инвентарный номер 50, кадастровый номер 28:14:000000:1250;
6. здание хранилища, инвентарный номер 51, кадастровый номер 28:14:000000:1275;
7. здание хранилища, инвентарный номер 52, кадастровый номер 28:14:000000:1232;
8. здание хранилища, инвентарный номер 55, кадастровый номер 28:14:000000:1261;
9. здание хранилища, инвентарный номер 56, кадастровый номер 28:14:000000:1217;
10. здание хранилища, инвентарный номер 57, кадастровый номер 28:14:000000:1249;
11. здание хранилища, инвентарный номер 62, кадастровый номер 28:14:000000:1209;
12. здание хранилища, инвентарный номер 63, кадастровый номер 28:14:000000:1213;
13. здание хранилища, инвентарный номер 65, кадастровый номер 28:14:000000:1262;
14. здание хранилища, инвентарный номер 66, кадастровый номер 28:14:000000:1265;
15. здание хранилища, инвентарный номер 67, кадастровый номер 28:14:000000:1234;
16. здание контрольно-технического пункта, инвентарный номер 72, кадастровый номер 28:14:000000:1226;
17. здание мойки, инвентарный номер 73, кадастровый номер 28:14:000000:1257;
18. здание пункта технического обслуживания, инвентарный номер 74, кадастровый номер 28:14:000000:1253;
19. здание караульного помещения, инвентарный номер 79, кадастровый номер 28:14:000000:1225. Требования мотивированы положениями Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 № 773 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Петропавловский сельсовет» Ивановского района Амурской области», с изменениями, внесенными приказом от 15.06.2014 № 560, необоснованным уклонением ответчика от подписания актов, принятия к муниципальному учету, регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Решением от 14.02.2019 в удовлетворении иска отказано.
На судебный акт ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ и Минобороны России поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на обязанность ответчика, в силу положений Федерального закона №423-ФЗ, принять к муниципальному учету все спорное имущество на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 № 773 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Петропавловский сельсовет» Ивановского района Амурской области», с изменениями, внесенными приказом от 15.06.2014 № 560 (далее - Приказ №773), согласно которому в муниципальную собственность Березовского сельсовета Ивановского района Амурской области передан имущественный комплекс военного городка № 23 (с. Березовка, Ивановский район Амурской области); подписание сторонами акта от 27.08.2014 №192, что свидетельствует о начале процедуры передачи, которая должна быть завершена; необоснованный вывод суда о невозможности принятия объектов в связи с их разрушением; регистрацию за Администрацией земельного участка, на котором расположены спорные объекты; противоречие действий ответчика действующему законодательству.
Минобороны России в своей апелляционной жалобе также считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на то, что спорные объекты продолжают числиться в бюджетном учете ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ; отсутствие нарушения прав ответчика в случае подписания им актов приема-передачи нефинансовых активов по форме 0504101; уклонение ответчика от подписания актов препятствует исключению сведений об объектах из государственного реестра федерального имущества.
Администрация в отзыве на апелляционные жалобы выразила несогласие с их доводами, указав нанеобходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемых объектах, ссылаясь на то, что передаваемые объекты утратили свои основные свойства оборотоспособности и не пригодны для использования их в целях, для которых они предназначены, отсутствие волеизъявления ответчика; приостановление государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты, поскольку из передаточного акта №192 от 27.08.2014 невозможно определить (идентифицировать) объекты, подлежащие передаче; передаваемое имущество фактически не существует, так как полностью разрушено, в связи с чем уточнение их местоположения, площадей, инвентарных номеров невозможно.
В судебном заседании представители ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ и Минобороны России поддержали доводы своих жалоб, считая, что ненадлежащее техническое состояние объектов недвижимости не может служить основанием для отказа в иске, поскольку законодательно на передающую сторону не возложены обязанности по приведению передаваемого имущества в определенное состояние, в связи с чем Администрация должна принять спорные объекты к муниципальному учету в том виде, в каком они имеются.
Администрация, извещенная в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своего представителя в заседание суда не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, пояснения истца и третьего лица, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, нa основании Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ, во исполнение приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 № 773 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Петропавловский сельсовет» Ивановского района Амурской области», с изменениями, внесенными приказом от 15.06.2014 № 560 (далее - Приказ №773), в муниципальную собственность Березовского сельсовета Ивановского района Амурской области передан имущественный комплекс военного городка № 23, расположенного в с. Березовка Ивановского района Амурской области, а именно:
1. здание хранилища, инвентарный номер 10, кадастровый номер 28:14:000000:1279;
2. здание водомаслогрейки, инвентарный номер 23, кадастровый номер 28:14:000000:1246;
3. здание контрольно-технического пункта, инвентарный номер 47, кадастровый номер 28:14:000000:1242;
4. здание пункта технического обслуживания, инвентарный номер 49, кадастровый номер 28:14:000000:1280;
5. здание пункта технического обслуживания, инвентарный номер 50, кадастровый номер 28:14:000000:1250;
6. здание хранилища, инвентарный номер 51, кадастровый номер 28:14:000000:1275;
7. здание хранилища, инвентарный номер 52, кадастровый номер 28:14:000000:1232;
8. здание хранилища, инвентарный номер 55, кадастровый номер 28:14:000000:1261;
9. здание хранилища, инвентарный номер 56, кадастровый номер 28:14:000000:1217;
10. здание хранилища, инвентарный номер 57, кадастровый номер 28:14:000000:1249;
11. здание хранилища, инвентарный номер 62, кадастровый номер 28:14:000000:1209;
12. здание хранилища, инвентарный номер 63, кадастровый номер 28:14:000000:1213;
13. здание хранилища, инвентарный номер 65, кадастровый номер 28:14:000000:1262;
14. здание хранилища, инвентарный номер 66, кадастровый номер 28:14:000000:1265;
15. здание хранилища, инвентарный номер 67, кадастровый номер 28:14:000000:1234;
16. здание контрольно-технического пункта, инвентарный номер 72, кадастровый номер 28:14:000000:1226;
17. здание мойки, инвентарный номер 73, кадастровый номер 28:14:000000:1257;
18. здание пункта технического обслуживания, инвентарный номер 74, кадастровый номер 28:14:000000:1253;
19. здание караульного помещения, инвентарный номер 79, кадастровый номер 28:14:000000:1225.
Обеспечение передачи имущества, указанного в Приказе № 773, поручено ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ.
В соответствии с законом Амурской области от 06.05.2014 № 354-03 «Об объединении Березовского, Петропавловского и Семиозерского сельсоветов в Ивановском районе и внесении изменений в Закон Амурской области «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ивановского района и муниципальных районов в его составе», преобразованы путем объединения Березовский, Петропавловский и Семиозерский сельсоветы в Ивановском районе Амурской области во вновь образованное сельское поселение - Березовский сельсовет. 27.08.2014 на основании абзаца 25 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ во взаимосвязи с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ, ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ и администрацией Березовского сельсовета подписан передаточный акт №192 на переданные, в соответствии с Приказом № 773, объекты недвижимости.
08.09.2014 ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ в адрес Администрации направлена техническая документация на подлежащие к передаче объекты недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 28:14:010418:0001 под переданными объектами принят в муниципальную собственность; 13.07.2015 произведена его государственная регистрация за муниципальным образованием (выписка из ЕГРН).
Письмом №543 от 17.12.2014, направленным в адрес ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ, Администрация указала на факт разрушения передаваемых объектов (л.д.55).
Письмом от 20.11.2015 №586 в подписании акта приема-передачи нефинансовых активов Администрацией отказано, с указанием на факт разрушенного состояния спорных объектов (л.д.18).
13.02.2017 в целях завершения процедуры передачи в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества указанного военного городка и необходимости подписания бухгалтерских документов, для отражения выбытия основных средств из федерального бюджета и поступление в муниципальный бюджет (до марта 2015 года по форме ОС-1, после - по форме 0504101) ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ направило в адрес Администрации реестры документов, инвентарные карточки, акты приема-передачи, извещения.
Письмом от 05.12.2017 №727 в подписании акта приема-передачи нефинансовых активов Администрацией отказано в связи с отсутствием каких-либо объектов на территории бывшего военного городка №23 (л.д.58).
Не совершение ответчиком действий по подписанию актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 на вышеуказанные объекты, не принятию к бюджетному учету данных объектов недвижимого имущества, явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции, перечисленные в пункте 2 указанного Постановления, в том числе передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №122-ФЗ).
Так, в силу абзацев 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Исходя из данной нормы права, передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (что фактически имеет место в данном деле) осуществляется на основании решения, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
На основании пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2011 №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.12.2011 №423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Безвозмездная передача военного недвижимого имущества оформляется принятием решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (статья 3 Федерального закона от 08.12.2011 №423-ФЗ).
При решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего передаче в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона №122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 №8-П, Определении от 07.12.2006 №542-О, Определении от 04.12.2007 №828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также принято Определение от 07.02.2012 №234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 №828-О-П, необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- принадлежность имущества истцу;
- волеизъявление истца на передачу имущества ответчику;
- согласие ответчика на принятие имущества;
- правомерность нахождения заявленного имущества в собственности муниципального образования в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Факт принадлежности спорного имущества истцу и факт волеизъявления истца на передачу данного имущества ответчику подтверждены материалами дела.
Между тем, согласие органа местного самоуправления на их принятие отсутствует.
Возражения Администрации отражены в письмах от 17.12.2014 №543, от 20.11.2015 №586, от 05.12.2017 №747, отзывах на иск, отзыве на апелляционные жалобы, в которых указано, что недвижимое имущество бывшего военного городка №23 полностью разрушено и фактически отсутствует, непригодно для нужд местного самоуправления, в связи с чем Администрация возражает против его принятия в муниципальную собственность, принятия к учету и регистрации перехода права собственности.
Как следует их представленного в материалы дела акта обследования межведомственной комиссией объектов Минобороны России, находящихся в военном городке №23 с. Березовка Ивановского района Амурской области, от 16.08.2012, дополнения к акту, на земельном участке Минобороны России (военный городок №23) с кадастровым номером 28:14:010418:1, площадью 1523000,0 кв.м, находятся разрушенные здания военного городка №23, не убран строительный мусор, территория земельного участка захламлена (л.д.42-25).
Согласно приложению №1 к передаточному акту от 27.08.2014 №192 все перечисленные в нем объекты недвижимости находятся в разрушенном состоянии (л.д.29-31).
Данное приложение к акту передачи подписано представителями ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ и Администрации.
Таким образом, при оформлении акта № 192 от 27.08.2014 спорные объекты не отвечали требованиям, предъявляемым к недвижимому имуществу, а факт подписания сторонами акта с приложением №1 свидетельствует о согласии сторон при его подписании с тем, что имущество, расположенное на передаваемом в муниципальную собственность земельном участке, является полностью разрушенным и не подлежащим восстановлению.
Указанное следует также из фотографий, представленных в материалы дела.
Кроме того, Администрация 05.04.2017 обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области с заявлением о регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости.
Уведомлением от 13.04.2017 государственная регистрация приостановлена ввиду отсутствия в Государственном кадастре недвижимости сведений о постановке на кадастровый учет части объектов, невозможности однозначно определить (идентифицировать) объекты, подлежащие передаче (л.д.50-52).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, исходя из содержания акта осмотра объектов военного городка №23 от 16.08.2012, приложения №1 к передаточному акту №192 от 27.08.2014, возражений Администрации, выраженных в письмах от 17.12.2014, 20.11.2015, 05.12.2017, апелляционный суд считает доводы Администрации о непригодности всех спорных объектов для эксплуатации в интересах муниципального образования обоснованными, поскольку передаваемые объекты утратили свои основные свойства оборотоспособности и не пригодны для использования их в целях, для которых они предназначены, а фактически – отсутствуют.
Утрата недвижимой вещью таких свойств, как пригодность для использования ее в целях, для которых она предназначена, влечет утрату свойства оборотоспособности вещи, что исключает юридические вопросы передачи отсутствующего объекта гражданских прав в силу статей 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, передача разрушенных, непригодных для выполнения своего функционального назначения объектов не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных федеральными законами.
Представленными в материалы дела доказательствами объективная необходимость передачи в муниципальную собственность имущества для его использования в целях реализации функций местного самоуправления, исходя из его финансово-экономических возможностей, не установлена.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанных судебных актах неоднократно разъяснял, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Закона №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, для безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества необходимо соблюдение ряда условий, в частности, таких как: объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий и возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Между тем, по настоящему делу возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана и судом не установлена.
Таким образом, несогласие органа местного самоуправления объективно отражает отсутствие оснований для принятия всех спорных объектов в муниципальную собственность.
Неудовлетворительное состояние спорных объектов истцом в соответствии со статьей 65 АПК РФ документально не опровергнуто.
С учетом установленного, принимая во внимание положения статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, апелляционный суд считает невозможным использование всех спорных объектов, с учетом вопросов местного значения городского поселения, поскольку здания являются нежилыми, фактически разрушены, восстановлению не подлежат, что может существенно воспрепятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
В этой связи отказ в удовлетворении иска является правомерным.
Доводы апелляционных жалоб о наличии у муниципального образования безусловной обязанности принять к муниципальному учету перечисленные объекты недвижимости в границах военного городка, со ссылкой на упрощенную процедуру передачи объектов в муниципальную собственность, при принятии решения об этом органом военного управления, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку положения Федерального закона от 08.12.2011 №423-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие в нарушение конституционных прав органа местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в одностороннем порядке.
По существу доводы апелляционных жалоб ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ и Минобороны России, касающиеся необоснованного вывода суда о невозможности принятия объектов в связи с их разрушением; противоречия действий ответчика действующему законодательству; отсутствия нарушения прав ответчика в случае подписания им актов приема-передачи нефинансовых активов по форме 0504101; уклонение ответчика от подписания актов препятствует исключению сведений об объектах из государственного реестра федерального имущества, противоречат вышеприведенному толкованию норм права, данному Конституционным Судом Российской Федерации, в связи с чем признаются несостоятельными.
При этом, факт регистрации за Администрацией земельного участка, на котором расположены спорные объекты, не может быть принят во внимание, учитывая фактическое отсутствие передаваемых зданий, что следует из материалов дела.
По указанным основаниям доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
С учетом установленного, решение суда, основанное на правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14.02.2019 по делу № А04-6890/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | М.О. Волкова |
Судьи | В.Г. Дроздова |
И.В. Иноземцев |