Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2523/2019
26 июня 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «ЦЭНКИ»
на решение от 14 марта 2019 г.
по делу № А04-8266/2018
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Наринской С.А.,
по иску федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ОГРН <***> ИНН <***>)
к администрации закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области (ОГРН <***> ИНН <***>)
о взыскании 11 262 079, 61 руб.,
третьи лица: публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания», Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области (администрация ЗАТО Циолковский) о взыскании неосновательного обогащения за период с 06.10.2017 по 31.03.2018 в размере 11 262 079, 61 руб. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14 марта 2019 г. в иске отказано, поскольку истцом не доказан факт возникновения неосновательного обогащения на стороне ответчика.
В апелляционной жалобе ФГУП «ЦЭНКИ» просит отменить принятый судебный акт, иск удовлетворить. В обоснование жалобы приводит доводы о нарушении арбитражным судом норм процессуального права и неправильном применении норм материального права. Настаивает на ранее приведенных доводах.
Отзыв на жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от истца посредством системы «Мой арбитр» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Федерального космического агентства от 28.12.2015 № 250 жилые помещения на космодроме «Восточный» отнесены к специализированному жилому фонду, в том числе: МКД № 8 по адресу: <...> квартиры с № 1 по № 72; МКД № 8/2 по адресу: <...> квартиры с № 1 по № 72; МКД № 7 по адресу: <...> квартиры с № 1 по № 84; МКД № 8/1 по адресу: <...> квартиры с № 1 по № 72.
16.05.2016 Государственной жилищной инспекцией Амурской области истцу выдана лицензия № 0280000172 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
27.07.2016 между истцом, как эксплуатирующей организацией и ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России» (переименовано 24.05.2017 в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам»), как исполнителем заключен договор о возмещении затрат за коммунальные ресурсы № 1607-05-Р, по условиям которого исполнитель обеспечивает предоставление, а эксплуатирующая организация осуществляется использование в хозяйственных целях (для удовлетворения собственных нужд) или предоставления конечному потребителю, коммунальных услуг (холодное водоснабжение/водоотведение, электроэнергия, теплоэнергия) и возмещение затрат исполнителя по оплате коммунальных ресурсов за период, указанный в счете на оплату по договору (п.п. 2.1., 1.2. договора).
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 01.01.2016 и действует до полного исполнения обязательств принятых сторонами по данному договору (п. 7.2. договора).
24.07.2017 между истцом (потребителем) и ПАО «ДЭК» (энергосбытовая организация) с соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (идентификационный код закупки № 181770204453077020100114960003511000) заключен контракт энергоснабжения № Ц/ДЭК-250/17, по условиям которого энергосбытовая организация обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п. 1.1. контракта).
Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2018.
Исполнение обязательств по контракту начинается 01.01.2018 (п. 9.1. контракта).
В соответствии с Распоряжениями № 219 от 07.09.2017, № 259 от 21.11.2017 Федерального агентства по управлению государственным имуществом «О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность ЗАТО Циолковский Амурской области» переданы объекты жилого фонда по адресу: ул. Гагарина д. №№ 6/2, 8, 8/1, 8/2, 7; ул. 3-я Строительная д. №№ 3, 6/1 (МДОУ «Детский сад»).
На основании Протоколов от 06.10.2017 № 16 и 27.12.2017 № 17 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации ЗАТО Циолковский решено было назначить управляющую компанию ФГУП «ЦЭНКИ» до проведения открытого конкурса и заключению договоров по отбору управляющей организации.
01.03.2018 между истцом (управляющей организацией) и ответчиком (собственником) на основании решений и протоколов заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключен договор об управлении многоквартирными домами № 4-085/18 (МКД микрорайона «Звездный»), целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и в жилых помещениях МКД, обеспечение сохранности, надлежащего управления и содержания, ремонта общего имущества МКД, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях в МКД (п. 1.1. договора).
Согласно п. 4.1. договора собственник поручает, а управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам (нанимателям), проживающим в жилых помещениях собственника, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность (п. 4.1. договора).
Граждане (наймодатели), проживающие в жилых помещениях собственника на законных основаниях и пользующиеся жилыми помещениями собственника выплачивают управляющей организации вознаграждение в соответствии с условиями договора (п. 4.3. договора).
Разделом 5. договора определены права и обязанности сторон.
В соответствии с п. 5.1.8. договора управляющая организация обязана производить начисление платежей, установленных п. 6.1 договора, обеспечивая выставление счета в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Управляющая организация обязана обеспечить сбор платежей, установленных разделом 6 договора (п. 5.1.9. договора).
Управляющая организация вправе в случае не предоставления гражданами, проживающими в жилых помещениях собственника, до конца текущего месяца данных о показаниях приборов учета в данных помещениях производить расчет размера платы услуг с использованием утвержденных с последующим перерасчетом стоимости услуг после предоставления гражданами сведений о показаниях приборов учета (п. 5.2.4. договора).
Собственник обязан своевременно предоставлять управляющей организации сведения о заключенных договорах найма (аренды), в которых обязанность внесения платы управляющей организации за содержание и ремонт общего имущества в МКД, а также за коммунальные услуги возложена собственником полностью на нанимателя (арендатора) (п. 5.3.1. договора).
При временном отсутствии проживающих в жилых помещениях граждан внесение платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоотведение при отсутствие в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (п. 6.11. договора).
Настоящий договор заключен на период проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД и до заключения договоров управления МКД по итогам конкурса (п. 11.1. договора).
Стороны установили, что условия договора применяются к отношениям, возникшим между ними до заключения настоящего договора (п. 11.2. договора).
Срок действия договора может быть продлен на три месяца, если организация, выбранная по результатам открытого конкурса для управления МКД, в течение 30 дней с даты подписания договоров об управлении МКД не приступила к выполнению своих обязательств (п. 11.3. договора).
Состав, характеристика и состояние общего имущества в МКД по адресу <...> <...> д. №№ 6/2, 8, 8/1, 8/2 указаны в приложении № 1 к договору (п. 12.2.1. договора).
Истец в целях возмещения понесенных затрат на обеспечение коммунальными услугами на основании актов о снятии показаний приборов учета энергоресурсов от 30.03.2018, выставил ответчику счета на оплатув общей сумме – 11 262 079, 61 руб.
18.07.2018 истец направил ответчику претензию о компенсации затрат в размере 11 262 079, 61 руб., поскольку претензия в добровольном порядке ответчиком не удовлетворена, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 125 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Факт оказание коммунальных услуг истцом, как и факт нахождения спорных жилых помещений в муниципальной собственности сторонами в настоящем деле не оспаривалось.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал, что обязанность оплачивать коммунальные услуги по заселенным помещениям лежит на гражданах, которые проживают в них на законных основаниях, в связи с чем представил в материалы дела следующие доказательства:
- Протокол № 11 внепланового заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО Циолковский от 26.10.2017, Распоряжение № 521 от 30.10.2017 главы администрации о предоставлении по договорам найма служебных жилых помещений (на время работы 36 гражданам), расположенных по адресу <...>, кв. №№ 32, 9, 28, 26, 7, 22, 6, 2, 8, 14, 30, 8, 4, 27, 23, 19, 11, 20, 36, 18, 10, 15, 31, 16, 34, 35, 3, 17, 29, 1, 21, 13, 25, 33, 5, 24;
- Протокол № 12 внепланового заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО Циолковский от 26.10.2017, Распоряжение № 522 от 30.10.2017 главы администрации о предоставлении по договорам найма служебных жилых помещений (на время работы 72 гражданам), расположенных по адресу <...>, кв. №№ 48, 30, 21, 28, 29, 24, 35, 15, 18, 11, 6, 36, 32, 12, 17, 9, 19, 22, 1, 2, 33, 23, 26, 7, 13, 10, 3, 34, 4, 14, 5, 20, 25, 8, 27, 46, 66, 51, 54, 56, 64, 72, 63, 61, 38, 62, 59, 69, 60, 37, 50, 52, 49, 39, 65, 42, 70, 55, 53, 43, 58, 40, 67, 68, 47, 57, 45, 71, 41;
- Протокол № 13 внепланового заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО Циолковский от 01.11.2017, Распоряжение № 540 от 07.11.2017 главы администрации о предоставлении по договорам найма служебных жилых помещений (на время работы 72 гражданам), расположенных по адресу <...>, кв. №№ 65, 70, 28, 9, 58, 20, 16, 21, 64, 24, 31, 49, 32, 52, 39, 36, 4, 47, 54, 25, 59, 67, 48, 60, 14, 30, 61, 18, 8, 46, 27, 44, 13, 35, 53, 23, 71, 72, 19, 43, 69, 45, 38, 51, 42, 22, 17, 50, 63, 37, 55, 66, 10, 26, 7, 11, 12, 6, 15, 56, 62, 5, 34, 29, 68, 41, 40, 57, 33, 1, 2, 3;
- Протокол № 14 внепланового заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО Циолковский от 01.11.2017, Распоряжение № 539 от 07.11.2017 главы администрации о предоставлении по договорам найма служебных жилых помещений (на время работы 84 гражданам), расположенных по адресу <...> д. 7 кв. №№ 22, 83, 75, 74, 24, 15, 12, 21, 8, 72, 63, 34, 32, 55, 73, 64, 44, 71, 70, 23, 67, 66, 3, 54, 60, 14, 78, 84, 81, 26, 27, 65, 11, 37, 69, 30, 6, 58, 13, 42, 9, 10, 40, 79, 20, 53, 1, 57, 46, 4, 48, 25, 59, 16, 35, 76, 7, 45, 2, 80, 38, 31, 33, 62, 56, 41, 17, 77, 18, 39, 49, 61, 47, 68, 50, 5, 36, 43, 28, 19, 82, 29, 52, 51;
- Протокол № 17 внепланового заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО Циолковский от 13.12.2017, Распоряжение № 634 от 18.12.2017 главы администрации о предоставлении по договорам найма служебных жилых помещений (на время работы 88 гражданам), расположенных по адресу <...>, - 3-я ул. Строителей, <...>, - ул. Гагарина, д. 8/1, кв. № 6, - 3-я ул. Строителей, д. 3 кв. №№ 30, 31, 12, 6, 13, 77, 48, 84, 47, 80, 81, 59. 56, 11, 5, 60, 43, 74, 65, 69, 67, 73, 66, 79, 75, 71, 68, 44, 78, 62, 70, 72, 63, 83, 76, 82, 53, 54, 40, 57, 29, 49, 1, 33, 17, 7, 39, 9, 34, 18, 20, 35, 42, 41, 36, 25, 19, 10, 16, 28, 55, 24, 22, 8, 51, 61, 27, 45, 21, 15, 64, 50, 2, 32, 26, 58, 14, 46, 37, 23, 3, 52, 4, 38;
- Протокол № 18 внепланового заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО Циолковский от 21.12.2017, Распоряжение № 644 от 25.12.2017 главы администрации о предоставлении по договорам найма служебных жилых помещений (на время работы 83 гражданам), расположенных по адресу <...>, - 3-я ул. Строителей, д. 7 кв. №№ 7, 67, 60, 56, 37, 79, 38, 66, 57, - ул. Гагарина, д. 6/2, кв. №№ 37, 38, 58, 61, 40, 29, 52, 45, 46, 22, 43, 23, 44, 60, 62, 32, 59, 33, 34, 31, 63, 28, 20, 19, 18, 16, 15, 47, 41, 14, 53, 49, 12, 21, 13, 11, 5, 56, 10, 25, 24, 8, 2, 3, 4, 6, 57, 36, 17, 42, 7, 9, 35, 55, 1, 39, 27, 50, 51, 54, 48, 26, - ул. Гагарина, д. 8/2, кв. №№ 10,32, 51, 36, 49, 35, 66, 42, 53, - 3-я ул. Строителей, д. 3 кв. № 21.
Также ответчиком представлены реестры заселенных граждан по МКД, расположенным по адресу <...> Строителей, <...> и поквартирные карточки; договоры аренды недвижимого муниципального имущества от 11.12.2017 №№ 11 – 46 заключенные между администрацией ЗАТО Циолковский (арендодатель) и ФГУП «ЦЭНКИ» (арендатор), по условиям которых арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование объект: жилое помещение, квартира, назначение: для проживание сотрудников (пункт 1.1. договоров).
Настоящие договоры заключены сроком на десять лет и вступают в силу с момента подписания (пункт 2.1. договоров).
Расходы арендатора на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг не включается в установленную договорами или уведомлением арендодателя сумму арендной платы (пункт 4.1. договоров).
Для надлежащей эксплуатации объекта арендатор в течение пяти дней самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения (канализации), электроснабжения, теплоснабжения, на вывоз мусора (твердые бытовые отходы, крупногабаритный мусор), собранного с объекта и оплачивает предоставляемые услуги (пункт 6.1.1. договоров).
Кроме того, представлены договоры найма служебного жилого помещения, заключенные с ответчиком (наймодатель) и гражданами (наниматель), по условиям которых наймодатель передает согласно акта приема – передачи (Приложение № 1), нанимателю и членам его семьи за плату во владение и временное пользование служебное помещение, находящееся в муниципальной собственности администрации ЗАТО Циолковский, для временного проживания (пункт 1.1.1. договоров).
В силу пункта 2.2.7. договоров наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также плату за наем, до 10 числа месяца, следующего за расчетным по утвержденным на территории ЗАТО Циолковский ставкам и тарифам; обязанность вносить плату за жилое помещение, наем, коммунальные услуги возникает с момента заключения договора.
Настоящий договор считается заключенным с момента подписания его сторонами (пункт 5.2. договоров).
Вместе с тем в силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Таким образом, из содержательно правового смысла приведенных норм следует, что в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда, заселенного по договорам социального найма, обязанность нести соответствующие расходы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи несут их наниматели.
Данный правовой подход сформулирован в ответе на вопрос № 4 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 № 305-ЭС15-8047.
Таким образом, исходя из положений статей 83, 153 ЖК РФ, обязанность по несению соответствующих расходов после заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда не может быть возложена на органы местного самоуправления.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные жилые помещения во владение и пользование физическим лицам предоставлены в отсутствие установленных законом оснований, истцом в материалы дела не представлено. Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, до передачи жилых помещений в собственность муниципального образования в спорных многоквартирных домах проживали граждане, в том числе являющиеся работниками Госкорпорации «Роскосмос» и ФГУП «ЦЕНКИ», после передачи МКД в собственность ответчика все жилые помещения так же были заселены данными работниками и иными лицами, но уже по заключенным с собственником – муниципальным образованием договорам найма. Как пояснил представитель истца, счета на оплату коммунальных услуг гражданам ни до передачи МКД в собственность ответчика, ни после ФГУП «ЦЕНКИ» не выставляли, оплату не взимали.
Доводы истца о невозможности взимания платы с граждан по причине отсутствия заключенных управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями и как следствие обязанности собственника оплачивать коммунальный ресурс, судом отклонены правильно.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, управляющая компания в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с ресурсоснабжающей организацией - абонентом (покупателем), то есть лицом обязанным оплатить энергию, поставленную в управляемые им жилые дома.
Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу данной нормы предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений, в данном случае с 06.10.2017, т.е. с даты принятия собственником (муниципальным образованием) решения о наделении истца функциями управляющей компании, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ должны быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Таким образом, наличие договорных отношений между управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие договора, заключенного в письменной форме в виде единого документа. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил № 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п. По смыслу названной выше нормы неосновательным обогащением следует считать то, что получено стороной в обязательстве в связи с этим обязательством, но выходит за рамки его содержания.
Исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, суд обоснованно счел, что истец по заявленному предмету иска не доказал наличие указных обстоятельств для возникновения неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Таким образом, повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Амурской области от 14 марта 2019 г. не подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14 марта 2019 г. по делу № А04-8266/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Гричановская |
Судьи | Т.Д. Козлова |
И.Е. Пичинина |