Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4221/2022
07 сентября 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО «Офис-Центр»: ФИО1, представитель по доверенности от 18.01.2022, ФИО2, генеральный директор,
от Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 11.08.2022 №04-05-5714,
от Правительства Хабаровского края: ФИО4, представитель по доверенности от 07.10.2021 №12325-15090,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Офис-Центр»
на решение от 01.06.2022
по делу №А73-15261/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Офис-Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Хабаровск)
к Министерству экономического развития Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Хабаровск),
Правительству Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Хабаровск)
о признании недействительным одностороннего отказа от инвестиционного соглашения,
третье лицо: Администрация города Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Центр» (ООО «Офис-Центр») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского к Министерству инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края (Министерство) с иском о признании недействительной сделкой односторонний отказ от инвестиционного соглашения №ИС-3/16 от 27.01.2016, выраженный в уведомлении №01-11-2854 от 02.10.2019.
Определением суда от 06.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Хабаровского края.
Определением суда от 17.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Хабаровска.
Определением от 01.04.2022 произведена замена ответчика Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края на его правопреемника Министерство экономического развития Хабаровского края (ИНН <***>) в порядке процессуального правопреемства. Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Правительство Хабаровского края, исключив его из состава третьих лиц.
Решением от 01.06.2022 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие судом оценки заседанию инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края от 25.09.2018, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в спорное инвестиционное соглашение и принятии решения о признании целесообразным внесение изменений в названное соглашение.
При этом полагает, что судом также не дана надлежащая оценка направлению Министерством в адрес истца проекта дополнительного соглашения, которое впоследствии подписано истцом.
По мнению заявителя жалобы, решение заседания Инвестиционного совета при правительстве Хабаровского края 11.09.2018 принято неправомерно, с грубым нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявлений субъекта инвестиционной деятельности о внесении изменений в инвестиционное соглашение; судом не применен пункт 5 статьи 450.1 ГК РФ.
Ссылается на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что истец не обращался в Администрацию с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и в проект планировки «Центрального района г. Хабаровска», что, в свою очередь, привело к невыполнению со стороны органов государственной власти и местного самоуправления остальных мероприятий, предусмотренных дорожной картой от 14.12.2018.
Кроме того, судом не дана оценка доводам истца относительно того, что без выполнения Правительством Хабаровска пункта 1.1 дорожной карты и присвоения проекту статуса «масштабного» не представлялось возможным выполнить остальные пункты дорожной карты.
Министерство и Правительство в отзывах на доводы апелляционной жалобы возражали, решение суда первой инстанции полагали законным и обоснованным.
От Администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Администрация, извещенная в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своего представителя не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, пояснений представителей в судебном заседании, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Офис-Центр» (субъект инвестиционной деятельности) и Правительством Хабаровского края заключено инвестиционное соглашение №ИС-3/16 от 27.01.2016, предметом которого являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта «Многофункциональное высотное здание с тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина-Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» приоритетным инвестиционным проектом края (пункт 1.1 соглашения).
Дополнительным соглашением №ДС-10/16 от 19.08.2016 в пункт 1.1 внесены изменения: предметом настоящего соглашения являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта «Многофункциональное высотное здание с конгресс холлом, тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина-Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» приоритетным инвестиционным проектом края.
Пунктом 1.2 инвестиционного соглашения установлено, что инвестиционный проект признается приоритетным инвестиционным проектом края в целях предоставления земельного участка в аренду без торгов, в случае соответствия его критериям, установленным Законом Хабаровского края от 29.07.2015 №102 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов».
В силу пункта 2.2 соглашения стоимость инвестиционного проекта составляет 6 500 000 000 руб.
Сроки реализации инвестиционного проекта установлены пунктом 2.3 соглашения: начало реализации инвестиционного проекта: январь 2016 года; окончание реализации инвестиционного проекта: июнь 2018 года; дата ввода объекта в эксплуатацию: июль 2018 года.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения основными параметрами инвестиционного проекта и результатов его реализации являются:
- объем средств, направленных субъектом инвестиционной деятельности на финансирование инвестиционного проекта, не менее 6 500 000 000 руб., в том числе за счет собственных и заемных средств (доля заемных средств составит не более 70% от общего объема инвестиций);
- планируемая мощность инвестиционного проекта: суммарная площадь здания составляет 94 494 кв.м, в том числе площадь подземной части - 45 034 кв.м, площадь наземной части - 49 460 кв.м;
- количество созданных новых рабочих мест и сохраненных рабочих мест: проект предусматривает создание 130 рабочих мест;
- налоговые поступления в консолидированный бюджет края в размере не менее итоговой суммы по году (по всем налогам), указанной в графике налоговых платежей, являющемся неотъемлемой частью настоящего соглашения (приложение №1).
Пунктом 2.5 соглашения установлены характеристики земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта:
- муниципальное образование Хабаровского края, на территории которого предполагается размещение объекта - городской округ «Город Хабаровск»;
- размер земельного участка - 175 093,4 кв.м, в том числе 17 589,0 кв.м и 157 504,4 кв.м;
- вид разрешенного использования - земельный участок, предназначенный для объектов общественно-делового назначения.
Письмом от 30.08.2018 №282 истец обратился с просьбой к Министру земельно-имущественной политики Хабаровского края рассмотреть заявление о внесении изменений в инвестиционное соглашение от 27.01.2016, поскольку в связи с доработкой проекта в части увеличения суммарной площади здания, переноса тоннеля с уровня В2 на отдельный уровень В6 и организацией отдельных въездов с уровня земли на каждый подземный парковочный этаж и отдельных выездов на уровне земли из каждого подземного парковочного этажа изменились стоимость проекта, площадь испрашиваемого земельного участка и сроки реализации проекта.
25.09.2018 на заседании инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края рассматривался вопрос о внесении изменений в инвестиционное соглашение от 27.01.2016, принято решение признать целесообразным внесение изменений в инвестиционное соглашение:
- администрации городского округа Город Хабаровск» поручено определить земельные участки, необходимые для реализации инвестиционного проекта;
- Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края рекомендовано подготовить и согласовать проект дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 на основании информации, представленной администрацией;
- Министерству строительства Хабаровского края рекомендовано заключить дополнительное соглашение к инвестиционному соглашению от 27.01.2016.
11.09.2019 на заседании инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края рассмотрено текущее состояние спорного инвестиционного проекта. Совет принял решение рекомендовать Правительству края отказать ООО «Офис-Центр» в заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 и расторгнуть соглашение, поскольку при реализации проекта возник ряд проблем: отсутствие информации о подтверждении источников финансирования проекта; необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Хабаровска; отсутствие решения вопроса предоставления земельного участка для реализации проекта в границах водоохраной зоны.
02.10.2019 от Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в адрес истца поступило извещение №01-11-2854 с предложением подписать соглашение от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного соглашения №ИС-3/16 от 27.01.2016.
26.04.2021 истец направил в Правительство Хабаровского края предложение №8 о заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению №ИС-3/16 от 27.01.2016, считая, что Правительством края в одностороннем порядке нарушается процедура внесения изменений в инвестиционное соглашение.
Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в ответ на данное предложение письмом №01-12-1985 от 17.05.2021 сообщило об отсутствии оснований для заключения дополнительного соглашения в связи с неисполнением ООО «Офис-Центр» существенных условий соглашения, сославшись, в том числе, на результаты проведения проверки деятельности органов исполнительной власти края прокуратурой Хабаровского края, об отсутствии выявленных нарушений в части расторжения инвестиционного соглашения.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец сослался на то, что односторонний отказ от инвестиционного соглашения №ИС-3/16 от 27.01.2016, выраженный в уведомлении Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края №01-11-2854 от 02.10.2019, является ничтожным, поскольку данная сделка совершена со злоупотреблением правом.
Впоследствии истец изменил основание исковых требований, просил применить к спорным правоотношениям статьи 124, 168 ГК РФ, свидетельствующие о признаках недействительности оспариваемой сделки, в связи с тем, что должностное лицо, подписавшее оспариваемое уведомление, а именно Министр инвестиционного развития и предпринимательства края ФИО5 не имеет таких полномочий в силу Порядка рассмотрения и отбора масштабных инвестиционных проектов (утверждено Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 №331-пр) и Положения о Министерстве инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края (Постановление Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 №485-пр).
Изменение основания иска принято судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Спорное инвестиционное соглашение, исходя из его предмета и условий, является смешанным договором, содержащим в себе элементы договора купли-продажи будущей недвижимой вещи (в части обязательств по передаче объекта), договора строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подлежащих регулированию главами 30, 37 ГК РФ, общими нормами об исполнении обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 740 ГК РФ).
В силу положений статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Право заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено статьями 715, 717 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению договора.
Пунктом 4.3.2 соглашения установлена возможность досрочного расторжения соглашения в одностороннем порядке по решению Правительства Хабаровского края в следующих случаях:
- существенного невыполнения субъектом инвестиционной деятельности основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации, предусмотренных в пункте 2.4 настоящего соглашения;
- неисполнения или несвоевременного исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.1.4 настоящего соглашения.
Процедура рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами края, принятия решения о заключении инвестиционного соглашения, внесении изменений в инвестиционное соглашение (о расторжении инвестиционного соглашения) установлена Порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, предусматривающих строительство объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края и определения их соответствия критериям, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 №331-пр (в редакции от 28.08.2018).
В соответствии с подпунктом 3.1.4 пункта 3.1 инвестиционного соглашения субъект инвестиционной деятельности обязуется представлять в Правительство края сведения (ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным):
- о ходе реализации инвестиционного соглашения в произвольной форме;
- о показателях финансово-хозяйственной деятельности субъекта инвестиционной деятельности по форме в соответствии с приложением №2.
Как следует из материалов дела, односторонний отказ ответчика от инвестиционного соглашения обусловлен тем, что истцом допущено существенное невыполнение основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации более чем на 10% от показателей, установленных соглашением.
Согласно отчетным документам за 2018 год, предоставленным истцом письмом от 21.02.2019 №048, по состоянию на начало 2019 года субъектом инвестиционной деятельности фактически достигнуты следующие значения основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации:
1) объем средств, направленных субъектом инвестиционной деятельности на финансирование инвестиционного проекта, - 128,4 млн. рублей (суммарно за с 2016 по 2018 годы) (план - 6 500 млн. рублей);
2) мощность инвестиционного проекта - 0 кв.м суммарной площади здания (план - 94 494 кв.м);
3) количество созданных новых рабочих мест и сохраненных рабочих мест - 3 (план - 130 рабочих мест);
Налоговые поступления в консолидированный бюджет края в 2018 году составили 15,28 млн. рублей (план - 40,6 млн. рублей).
30.08.2018, то есть за пределами срока окончания реализации инвестиционного проекта и ввода объекта в эксплуатацию, истец обратился в Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края с заявлением о внесении изменений в инвестиционное соглашение в части стоимости и сроков реализации инвестиционного проекта.
На заседании инвестиционного совета, состоявшемся 25.09.2018, внесение изменений в инвестиционное соглашение признано целесообразным. При этом, учитывая невозможность использования запрашиваемых земельных участков под производственную и транспортную инфраструктуру в рамках реализации инвестиционного проекта, Администрации г. Хабаровска предложено совместно с ООО «Офис-Центр» определить земельные участки, необходимые для реализации проекта (протокол заседания от 25.09.2018 №6).
По информации администрации г. Хабаровска 14.09.2018 и 19.10.2018 проводились совещания, в ходе которых истцу предложены на рассмотрение несколько вариантов земельных участков на территории города для размещения высотного объекта и производственной инфраструктуры.
Между тем, истцом данные предложения отклонены, что подтверждено письмами администрации г. Хабаровска от 25.10.2018 №1.1.76-2552, от 08.11.2018 №01-40/12270.
Поскольку для реализации инвестиционного проекта с исходными физическими параметрами требовалось решить ряд принципиальных вопросов в сфере градостроительной деятельности, в дальнейшем администрацией г. Хабаровска разработана и согласована сторонами Дорожная карта «О реализации Инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16, заключенного Правительством Хабаровского края и ООО «Офис-Центр», определяющая перечень мероприятий, при исполнении которых инвестиционный проект мог быть реализован.
В рамках исполнения подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пункта 1.3 дорожной карты администрацией г. Хабаровска истцу выдано разрешение на использование земельного участка для проведения инженерных изысканий на объекте «Тоннель с подземным пешеходным переходом и паркингом на пересечении улиц Ленина и Калинина в Центральном районе г. Хабаровска».
В последующем в связи с невозможностью использования испрашиваемых земельных участков под производственную и транспортную инфраструктуру в рамках реализации инвестиционного проекта, отказом истца от альтернативных земельных участков, а также неисполнением истцом существенных условий инвестиционного соглашения на заседании инвестиционного совета, состоявшемся 11.11.2019, принято решение отказать истцу в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть соглашение, тем самым инвестиционным советом реализовано полномочие согласно подпункту 4.5.2 пункта 4.5 Порядка.
В свою очередь, Министерство во исполнение указанного решения инвестиционного совета и в соответствии с пунктом 4.9 Порядка направило в адрес истца уведомление о расторжении инвестиционного соглашения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение о расторжении инвестиционного соглашения принято инвестиционным советом по результатам рассмотрения заявления истца о внесении изменений в инвестиционное соглашение в порядке, установленном разделом 4 Порядка.
Истцом, кроме того, указано на наличие признаков недействительности сделки в связи с отсутствием полномочий у министра инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края на подписание уведомления от 02.10.2019 №01-11-2854.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ).
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 №57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ» отмечено, что поскольку к публично-правовым образованиям (пункт 1 статьи 124 ГК РФ) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124 ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично - правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
При этом согласно статье 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 4 Устава Хабаровского края в крае устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края - Правительством края.
Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края, который обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти края. В структуру Правительства края входят, в том числе министры края (статьи 36, 36.3 Устава Хабаровского края, статья 5 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 №349 «О Правительстве Хабаровского края»).
В рамках реализации полномочий в части установления порядка определения соответствия объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, указанным в части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 №102, а также рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами края Правительством края утвержден Порядок.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Министерстве инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 №485-пр, Министерство является правопреемником министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края в части полномочий по формированию и реализации краевой государственной политики, направленной на привлечение частных инвестиций, создание условий для инвестиционного развития края, поддержке инвестиционной деятельности в крае, а также по обязательствам, вытекающим из договоров (соглашений), заключенных с юридическими лицами.
Согласно пункту 5.4 названного Положения министр действует без доверенности от имени Министерства.
Правительство края, принимая Порядок, определило административные процедуры, устанавливающие способ реализации им прав стороны инвестиционного соглашения.
Пунктом 4.5 Порядка (в редакции постановления Правительства края от 28.08.2018 №314-пр) предусмотрено, что Совет принимает решение рекомендовать Правительству края отказать субъекту инвестиционной деятельности в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть инвестиционное соглашение.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка (в редакции постановления Правительства края от 28.08.2018 №314-пр) министерство инвестиционного развития и предпринимательства края в течение пяти рабочих дней со дня утверждения протокола заседания Совета направляет субъекту инвестиционной деятельности уведомление о лишении проекта, реализуемого субъектом инвестиционной деятельности, статуса приоритетного инвестиционного проекта края и расторжении инвестиционного соглашения.
Согласно пункту 3.2 протокола от 11.09.2019 №6 Советом поручено Министерству инвестиционного развития и предпринимательства края направить уведомление в адрес ООО «Офис-Центр» о лишении инвестиционного проекта статуса приоритетного инвестиционного проекта края и расторжении соглашения.
Пунктом 1 статьи 182 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края обладало полномочиями на направление уведомления об одностороннем расторжении инвестиционного соглашения с приложением выписки из протокола от 11.09.2019 №6.
Доказательств иного истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая неисполнение инвестиционного соглашения со стороны истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края о расторжении инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16, что повлекло отказ в иске.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд не принял во внимание заседание инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края от 25.09.2018, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в спорное инвестиционное соглашение и принято решение о целесообразности внесении изменений в инвестиционное соглашение, отклоняется.
Согласно пояснениям Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края заключение дополнительного соглашения ставилось в зависимость от определения земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
В связи с тем, что истец отказался от предложенных Администрацией земельных участков, а земельные участки, позволяющие реализовать соглашение, у истца в собственности отсутствуют, препятствия для реализации инвестиционного соглашения не устранено.
Довод истца об отсутствии у Правительства Хабаровского края права на односторонний отказ от исполнения Соглашения ввиду проведения заседания 25.09.2018 и принятие на нем решения о заключении дополнительного соглашения отклоняется, поскольку само по себе принятие такого решения не свидетельствует об утрате соответствующего права. Кроме того, впоследствии дополнительное соглашение сторонами не заключено.
В связи с указанным также не принимается довод о необходимости применения к правоотношениям сторон положения пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ.
Заявляя о неправомерности вывода суда первой инстанции относительного того, что истец не обращался в Администрацию с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и в проект планировки «Центрального района г. Хабаровска», заявитель жалобы доказательств обратного в материалы дела не представил.
Между тем, поскольку для реализации инвестиционного проекта с исходными физическими параметрами требовалось решить ряд вопросов в сфере градостроительной деятельности, Администрацией г. Хабаровска разработана и сторонами согласована дорожная карта «О реализации Инвестиционного соглашения от 27.01.2016 №ИС-3/16, заключенного между Правительством Хабаровского края и ООО «Офис-Центр»», определяющая перечень мероприятий, при выполнении которых инвестиционный проект мог быть реализован.
В рамках исполнения подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пункта 1.3 дорожной карты Администрацией города Хабаровска истцу выдано разрешение на использование земельного участка для проведения инженерных изысканий на объекте «Тоннель с подземным пешеходным переходом и паркингом на пересечении улиц Ленина и Калинина в Центральном районе города Хабаровска».
Более того, Администрацией выдано разрешение на объект «Тоннель с подземным пешеходным переходом и паркингом на пересечении улиц Ленина и Калинина в Центральном районе города Хабаровска».
Вместе с тем, истец проявил бездействие по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и в проект планировки «Центрального района г. Хабаровска», в Администрацию города Хабаровска не обращался, сведения о результатах разработки технических условий для выноса сетей инженерно-технического обеспечения истцом не направлялись.
Ссылка истца на невыполнение пункта 1.1 дорожной карты также не принимается, поскольку названный пункт гласит о подготовке проекта распоряжения Губернатора Хабаровского края, а не о его принятии.
Более того, пункт 1.9-1.1.4 дорожной карты предусматривают совершение значимых юридических действий на уже имеющемся и подходящем под инвестиционный проект земельном участке, в то время как предложенные Администрацией города Хабаровска земельные участки истец не принял.
Следовательно, вина за отсутствие подходящего земельного участка для реализации инвестиционного соглашения лежит на истце.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2022 по делу №А73-15261/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | М.О. Волкова |
Судьи | Ж.В. Жолондзь |
И.В. Иноземцев |