Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4842/2021
28 сентября 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Гричановской Е.В., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от Правительства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 28.09.2020 № 12.3.25-14663;
от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска: ФИО2, представитель по доверенности от 28.06.2021 № 09-13/7879;
от Администрации г. Хабаровска: ФИО2, представитель по доверенности от 24.05.2021 № 1.1.31-53;
от Минобороны России: Дю У.В., представитель по доверенности от 10.11.2020 № 207/4/49д;
от конкурсного управляющего ФИО3 ФГУП «ГВСУ № 6»: ФИО4, представитель по доверенности от 11.09.2021 б/н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
конкурсного управляющего федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 6» ФИО5
на определение от 06.07.2021
по делу № А73-8059/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению конкурсного управляющего ФИО5 о возложении на Администрацию города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска принять в муниципальную собственности имущество должника, о прекращении права хозяйственного ведения (вх.№36896)
по делу о признании федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление №6» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>) несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее - ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России»).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 31.03.2017 №944 ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой при Спецстрое России» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление № 6» (далее - ФГУП «ГВСУ №6», предприятие).
Определением от 09.06.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО5, член ассоциации «Центральное агентство арбитражных управляющих».
Определением от 27.07.2017 к должнику применены правила параграфа 7 главы 9 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о банкротстве о банкротстве застройщиков.
Определением от 02.03.2018 в отношении ФГУП «ГВСУ №6» введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден ФИО5
Решением от 29.08.2019 ФГУП «ГВСУ №6» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО5
Конкурсный управляющий 18.03.2021 обратился в суд с заявлением о возложении на Администрацию города Хабаровска (далее – Администрация) обязанности принять в муниципальную собственность муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» имущество должника, в котором также просит прекратить право хозяйственного ведения должника на имущество.
Определением от 11.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Правительство Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Определением от 01.06.2021 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству представителя заявителя к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска (далее – Департамент).
Определением суда от 06.07.2021 принят отказ конкурсного управляющего от заявления в части возложения обязанности принять в муниципальную собственность повысительно-смесительные станции в <...> с кадастровым номером 27:23:0050306:101 и ул. Пионерской, 1а с кадастровым номером 27:23:0030317:144; производство по заявлению в указанной части прекращено. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий ФГУП «ГВСУ № 6» с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 06.07.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В её обоснование приводит следующие доводы.
В силу буквального содержания вышеуказанных положений Постановления № 3020-1 и судебной практики, спорный объект, являющийся объектом инженерной инфраструктуры и входящий в состав имущества предприятия, в случае прекращения в отношении него права хозяйственного ведения предприятия, не может перейти ни в какую иную собственность, кроме как муниципальную, что, исключает возможность реализации спорного объекта на торгах в форме конкурса в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 132 Закона банкротстве.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 18.07.2021.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал.
Представитель Администрации г. Хабаровска возражает против доводов апелляционной жалобы. Считает определение законным и обоснованным. Просит оставить определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Правительства Хабаровского края, Минобороны России просят апелляционную жалобу удовлетворить, определение - отменить, принять по делу новый судебный акт.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 14.09.2021 по 21.09.2021.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию определения суда в части отказа в удовлетворении требования о передаче в муниципальную собственностьсооружения инженерно-коммунальной инфраструктуры объект незавершенного капитального строительства главный коллектор по ул.Краснореченской-ул.Индустральной в г.Хабаровске и очистные сооружения по ул.Юнгов-ул.Морозова-ул.Флегонтова-Амурской протоке в г.Хабаровске, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле документам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене, принимая во внимание нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2);
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9);
объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14);
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28);
централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа (пункт 28.1).
Как следует из материалов дела, спорный объект незавершенного строительства представляет собой линейный объект, состоящий из колодцев и сетей трубопровода, соединенных между собой, предназначен для отведения с поверхности земельного участка ливневых вод (дождевых и снеготающих) и в настоящее время эту осуществляет. Система не относится к хозяйственно-бытовой канализации потому не подключена к централизованной системе водоотведения г. Хабаровска, при этом сама по себе является самостоятельным объектом для отвода воды с определенной территории и сама по себе является самостоятельной системой водоотведения ливневых стоков.
Кроме того, согласно заключению экспертной организации ООО, НИЦ «Сейсмозащита» от 28.06.2021г. по обследованию технического состояния и выполнения функций водоотведения очистными сооружениями поверхностных стоков жилой застройки в границах ул. Индустриальной - ул. Краснореченской -ул.Флегонтова - ул. П.Л. Морозова - ул. Юнгов-Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска, элементы сетей ливневой канализации являются работоспособными; дальнейшая безопасная эксплуатация сетей ливневой канализации возможна в штатном режиме.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 691 утверждены Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
Централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности следующих критериев (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил):
а) объем сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации), указанных в пункте 5 настоящих Правил, составляет более 50 процентов общего объема сточных вод, принятых в такую централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - объем сточных вод, являющийся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов);
б) одним из видов экономической деятельности, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, организации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является деятельность по сбору и обработке сточных вод.
К централизованным системам водоотведения поселений или городских округов также подлежат отнесению централизованные ливневые системы водоотведения (канализации), предназначенные для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселений или городских округов (без оценки соблюдения совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов).
Для целей отнесения централизованной ливневой системы водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселения или городского округа, к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов организация, указанная в пункте 3 настоящих Правил, представляет в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, копии одного или нескольких имеющихся у такой организации документов, подтверждающих, что централизованная система водоотведения (канализации) является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа, из числа документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 8 Правил).
При этом, отсутствие указанных документов не является препятствием для удовлетворения заявленных требований в указанной части, поскольку предприятие не лишено возможности предоставить необходимые документы.
То обстоятельство, что сооружения являются объектом незавершенного строительства так же не является препятствием для передачи его в муниципальную собственность, при том что спорное имущество является объектом городской инфраструктуры и обеспечения жизнедеятельности (система ливневой и дренажной канализации и т.д.) и используется для реализации задач местного самоуправления. При этом также принимается во внимание позиция Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае, которое также поддерживает позицию конкурсного управляющего, и не заявляет о препятствиях о передачи указанного имущества из федеральной собственности.
Ввиду этого, вывод суда первой инстанции о том, что указанное имущество не является централизованной системой водоотведения, а потому не подлежит передаче в муниципальную собственность, не соответствует правовому регулированию, предусмотренному Федеральным законом № 416-ФЗ.
Даже если принять во внимание позицию суда о продаже спорного имущества в порядке статьи 132 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Не проданные на повторных торгах социально значимые объекты согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача не реализованных социально значимых объектов в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Принимая во внимание характер сооружений, доказательства, что указанное имущество найдет своего покупателя на торгах, а не приведет к затягиванию процедуры банкротства и неоправданным затратам и уменьшению конкурсной массы, в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено. В тоже время нереализованное имущество в любом случае будет передано в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, определение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2021 по делу № А73-8059/2015 подлежит отмене.
В связи с отменой обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об удовлетворении заявления в обжалуемой части.
Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2021 по делу №А73-8059/2015 в обжалуемой части отменить.
Обязать Администрацию города Хабаровска принять в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» следующее имущество:
сооружение инженерно-коммунальной инфраструктуры объект незавершенного капитального строительства главный коллектор по ул.Краснореченской-ул.Индустральной в г.Хабаровске и очистные сооружения по ул.Юнгов-ул.Морозова-ул.Флегонтова-Амурской протоке в г.Хабаровске с кадастровым номером 27:23:0000000:30555 (описание: ливневой коллектор в составе участка коллектора из ж/б труб диаментром 3000мм протяженностью 400м, участка коллектора из ж/б труб диаметром 1500мм протяженностью 1353м., участка коллектора монолитного ж/б 2000x2000мм протяженностью 540м, участка ливневого коллектора из ж/б труб диаметром 1000мм протяженностью 2040м, камеры распределения стоков: 2 трубы выпуска в р.Амур диаметром 1220мм по 132м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.И. Воронцов |
Судьи | Е.В. Гричановская |
И.Е. Пичинина |