ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5204/20 от 10.11.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5204/2020

16 ноября 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Мильчиной И.А., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.

при участии  в заседании:

от товарищества собственников жилья «Комфорт»: представитель не явился;

от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: ФИО1 представитель по доверенности от 17.01.2020, представлено служебное удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  товарищества собственников жилья «Комфорт»

на решение от  19.08.2020

по делу № А73-5000/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

позаявлению товарищества собственников жилья «Комфорт»

к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края

о  признании недействительным предписания

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Комфорт»(ОГРН <***>, ИНН <***>, далееТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным предписания от 17.03.2020 № П2020-02.1-0367 главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление).

         Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.08.2020 в удовлетворении заявленных ТСЖ требований отказано.  

 Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 19.08.2020  по делу № А73-5000/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 19.08.2020 по делу № А73-5000/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        ТСЖв судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных нормативных положений Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с абзацем третьим пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Согласно абзацу первому пункта 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованных теплоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В силу абзаца второго пункта 54 Правил № 354 объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии — пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению.

Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 54 Правил № 354 при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно абзацу девятому пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения № 2 к настоящим Правилам (и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения № 2 к настоящим Правилам).

Управлением на основании распоряжения от 12.02.2020 № 753-р проведена внеплановая документарная проверка товарищества собственников жилья «Комфорт» в целях проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 68 по ул. Алексеевская в г. Хабаровске, по вопросу необоснованного завышения размера платы за коммунальную услугу по отоплению. В ходе проверки установлено, что ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг в МКД № 68 и самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению с использование трех электрических котлов ZOTA 100.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии в МКД отсутствует, но все жилые помещения в МКД оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (отопление). Доказательств невозможности установи прибора учета тепловой энергии на оборудовании, использованном для производства тепловой энергии, не представлено.

При этом расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД производится ТСЖ «Комфорт» по формуле 18(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В данном случае  размер платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД № 68 должен быть определен в соответствии с абзацем четвертым пункта 54 Правил № 354 (по формуле 18 приложения № 2 к Правилам № 354). Произведенный ТСЖ расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в платежных документах за декабрь 2018 года, январь, март, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года не соответствует требованиям пункта 54 Правил № 354. По результатам проверки ТСЖ выдано предписание от 17.03.2020 № П2020-02.1-0367 об устранении выявленного нарушения обязательных требований в установленном законом порядке в срок до 30.04.2020.

О незаконности предписания ТСЖ обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

В силу абзаца 9 пункта 54 Правил № 354 одним из необходимых условий для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 18(1) приложения № 2, примененной ТСЖ, является факт оснащения прибором учета тепловойэнергии оборудования, с использованием которого производится тепловая энергия. Поскольку названное условие в рассматриваемом случае не выполнено, то суд первой инстанции верно установил неправомерный расчет ТСЖ  размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Если многоквартирный дом не оснащен прибором учета тепловой энергии, подлежащим установке на оборудовании, с использованием которого производится тепловая энергия, расчет размера платы за отопление должен был производиться по формуле 18, предусмотренной абзацем четвертым пункта 54 Правил № 354. Оборудование всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии сам по себе не предполагает возможность расчета размера платы в порядке, не предусмотренном Правилами № 354, так же как и расчета по самостоятельно установленным ТСЖ параметрам.

Суд первой инстанции верно указал, что в силу прямого указания части 1 статьи 157 ЖК РФ определение порядка расчетов размера платы за коммунальные услуги относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Решение общего собрания членов ТСЖ не должно противоречить законодательству. Согласно пункту 1 статьи 181.3, пункту 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, принятое по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, является недействительным, независимо от признания его таковым судом (ничтожным).

Доводы жалобы о неприменении судом первой инстанции позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 10.07.2018 № 30-п, от 20.12.2018 № 46-п несостоятельны, так как в указанных постановлениях рассматривались иные спорные ситуации с другими обстоятельствами. Проверялась конституционность абз.2 п.40, абз.3,4 п.42(1) Правил № 354. Пункт 54 Правил № 354, который нарушен ТСЖ, Конституционным Судом Российской Федерации не проверялся.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 19.08.2020  по делу   № А73-5000/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета товариществу собственников жилья «Комфорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 02.09.2020 № 94 в сумме 1500 рублей.

         Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

И.А. Мильчина

Е.А. Швец