ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-10121/15 от 10.11.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  г. Томск Дело № А45-9426/2015

11.11.2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Павлюк Т. В.

судей: Кривошеиной С. В.

Ходыревой Л. Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.

при участии:

от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.09.2015

по делу № А45-9426/2015 (судья В.Н. Юшина)

по заявлению Государственного автономного образовательного учреждения Высшего

профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский

государственный театральный институт», г. Новосибирск к Управлению Федеральной

антимонопольной службы по Новосибирской области о признании незаконным

постановления от 28.04.2015 № 05-24А,

УСТАНОВИЛ:

Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский государственный театральный институт» (далее - заявитель, Учреждение) в арбитражный суд Новосибирской области обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по НСО, Управление) с требованием отменить постановление о назначении административного наказания №05-24А от 28.04.2015.

Решением суда от 14.09.2015 (резолютивная часть объявлена судом 08.09.2015) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции допущено нарушение норма материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.

Учреждение в отзыве, представленном в суд порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что Управлением при осуществлении контроля за исполнением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. №908 (далее – Положение), установлено, что Учреждением были нарушены требований пункта 14 указанного Положения.

Пункт 14 указанного Положения№908 о размещении информации определяет, что размещение Плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течении 10 календарных дней с даты утверждения плана и внесение в него изменений.

Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Датой публикации Учреждением на официальном сайте РФ в сети Интернет, для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, Плана закупок на 2015 год №2150105971 значиться 29.01.2015.

Усмотрев в действиях Учреждения состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, главным специалистом - экспертом отдела контроля органов власти УФАС по НСО был составлен протокол 20 марта 2015 года №05-24А об административном правонарушении, постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по НСО №05-24А от 28.04.2015 Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения.

Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.

Частью 4 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) основными целями его регулирования являются своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах (работах, услугах), а также эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг), развитие добросовестной конкуренции.

Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 утверждено Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке.

В соответствии с абз.2 п. 14 Постановления № 908, «размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года».

Таким образом, из буквального толкования этой нормы следует, что размещение Плана закупок в любой день текущего календарного года не является нарушением срока размещения Плана закупок.

Суд первой инстанции, верно, отметил, что упомянутая правовая норма не содержит прямого указания на то, что размещению до 31 декабря подлежит План закупок на предстоящий (будущий, следующий) год. Толковать данную норму расширительно недопустимо, так как она устанавливает срок выполнения определенной обязанности. Постановление № 908 не разрешает вопрос о том, какой именно План закупок надлежит опубликовать до 31 декабря текущего года – на текущий год или на предстоящий, следовательно, заказчик может сделать и то, и другое. Других нормативно - правовых актов, регулирующих вопрос размещения плана закупок по ФЗ №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не принято.

Доводы жалобы данные выводы не опровергают, а лишь выражают не согласие с ними, и свидетельствуют об ином толковании норм права. Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии нарушений п. 14 Постановления № 908.

В обоснование своей позиции апеллянт ссылается, на то, что составление планов закупок на текущий год не соответствует целям планирования и принципу информационной открытости закупки.

Однако, Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке допускает внесение изменений в план закупок и устанавливает обязанность по их опубликованию в течение 10 дней.

Следовательно, Заказчик может в любой момент изменить свои намерения относительно покупки товаров, работ, услуг, разместить соответствующую информацию на официальном сайте (следуя принципу информационной открытости), сделав ее общедоступной, и ничьи права при этом, нарушены не будут. Тогда как, УФАС по НСО полагает, что внесение изменений в план закупок на текущий период не будет соответствовать целям планирования.

Принцип информационной открытости реализуется в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подзаконных актах путем установления для Заказчиков обязанности по размещению на официальном сайте полной и достоверной информации о своей закупочной деятельности.

План закупок товаров, работ, услуг Заявителя - документ, отражающий намерения заказчика на будущее время - на официальном сайте размещен 29.01.2015г. этот факт никем не оспаривается, следовательно, принцип информационной открытости не нарушен.

Обязанность по доказыванию наличия события и состава административного правонарушения возложена действующим законодательством на соответствующий административный орган и установление законодателем принципа толкования неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Суд первой инстанции правомерно указал, что вывод УФАС по НСО о том, что заказчик обязан составлять план закупок на следующий год (иной период не менее чем 1 год) до 31 декабря текущего календарного года, не состоятельным, поскольку сделан без учета связи рассматриваемой правовой нормы с другими правовыми нормами, регулирующими данные правоотношения, руководствуясь только собственным толкованием термина «план закупок» и принципа информационной открытости, при этом не ссылаясь ни на нормы права.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) основными целями его регулирования являются своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах (работах, услугах), а также эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг), развитие добросовестной конкуренции. Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Суд первой инстанции так же правомерно указал, что свойственное для контролирующего органа понимание ограничивает возможности заказчиков, которые начинают применять Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не с начала календарного года. Такие заказчики могут принять свое Положение о закупках, но не имеют возможности разместить план закупок на текущий год. А в текущем году могут разместить план закупок только на следующий год. В результате, применять в своей деятельности Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» такие заказчики не смогут, даже будучи охвачены его сферой деятельности.

В части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Бремя доказывания вины юридического лица в совершении административного правонарушения лежит на административном органе. В связи с этим, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о недоказанности административным органом вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения.

С учетом изложенного, апелляционный суд приходит выводу о том, что административный орган не доказал наличия всех перечисленных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств, являющихся основанием для привлечения Учреждения к ответственности за совершение административного правонарушения, в связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, административным органом не доказан.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из смысла статьи 204 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.09.2015 по делу № А45-9426/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий Павлюк Т. В.

Судьи Кривошеина С. В.

Ходырева Л. Е.