улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А67-7202/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2019 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Томской области (07АП-1043/2019) на решение Арбитражного суда Томской области от 24.12.2018 по делу № А67-7202/2018 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению Администрации Бакчарского района Томской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 636200, <...>) к Контрольно-счетной палате Томской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634041, <...>) о признании недействительным представления от 24.04.2018 в части.
С привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Бакчартеплосети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 636200, <...>), Администрации Бакчарского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>, 636200, <...>), Департамента государственного заказа Томской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634041, <...>), Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634041, <...>), Департамента тарифного регулирования Томской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634041, <...>).
В судебном заседании приняли участие представители Контрольно-счетной палаты Томской области: ФИО2 по доверенности от 27.02.2019 (сроком по 31.12.2019); ФИО3 по доверенности от 20.09.2018 (сроком по 20.08.2019).
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Бакчарского района Томской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области к Контрольно-счетной палате Томской области (далее – Контрольно- счетная палата) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления от 24.04.2018 по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета на компенсацию местным бюджетам расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть и мазут, предоставленных муниципальном образованию «Бакчарский район» в части пункта 2 указанного представления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Бакчартеплосети», Администрация Бакчарского сельского поселения, Департамент государственного заказа Томской области, Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамент тарифного регулирования Томской области (далее – третьи лица).
Решением от 24.12.2018 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, оспариваемый пункт представления признан недействительным.
В апелляционной жалобе Контрольно-счетная палата, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указывает, что судом первой инстанции не учтен факт рассмотрения Администрацией всех выявленных нарушений и недостатков, согласилась с ними, обязалась устранить.
Решение суда в части обязания Контрольно-счетной палаты устранить нарушение прав и законных интересов Администрации является неисполнимым, поскольку из решения суда невозможно определить какие действия необходимо совершить по устранению каких-именно нарушений и для восстановления каких именно нарушенных прав и обязанностей.
Представление Контрольно-счетной палаты помимо перечислений нарушений и недостатков содержит предложение о принятии мер по устранению и недопущению впредь нарушений и недостатков, при этом перечень необходимых мер, а также способы, объем и другие вопросы практической реализации таких мер, в представлении не указываются, и определяются органом (организацией) его получившим самостоятельно.
Вывод суда о возможности привлечения к административной ответственности за неисполнение оспариваемого представления не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Позиция Контрольно-счетной палаты, изложенная в пункте 2 представления о том, что контроль за использованием иных межбюджетных трансфертов может включать в себя, в том числе, анализ нормативных правовых актов сельского поселения, имеющих непосредственное значение для законного н эффективного расходования трансферта, и влияющих на соответствие условиям предоставления иного межбюджетного трансферта - соблюдение сельскими поселениями требований бюджетного законодательства, никак не противоречит положениям нормативных правовых актов, примененных судом, направлено на совершенствование бюджетного процесса, а не на квалификацию нарушения со стороны Администрации либо возложение на нее обязанностей по контролю за нормотворческим процессом в сельском поселении.
Постановление Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 №8 противоречило требованиям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решению Совета Бакчарского сельского поселения от 26.12.2016 № 32 как принятое при отсутствии соответствующих полномочий и не подлежало применению.
Судом не учтен тот факт, что показатели нормативного расхода нефти из письма Департамента тарифного регулирования Томской области от 30.01ю2017 №53-0036 использовались для расчетов как межбюджетных трансфертов, так и для расчета субсидий юридическим лицам всеми участниками судебного процесса, что подтверждает Администрация в дополнительных пояснениях от 17.12.2018, иных источников информации о размере нормативного расхода нефти в судебном заседании не установлено.
Департамент тарифного регулирования Томской области в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что заявитель в обоснование своей позиции в части применения данных из письма Департамента приводит наличие пробела в региональном законодательстве, буквально толкует содержания письма Департамента, отклоняя при этом доводы Департамента о возможности ГРБС использовать, либо не использовать данные вышеуказанного письма. Кроме того, заявитель указывает, что вышеуказанный довод Департамента не подкреплен правовым обоснованием. Таким образом, в данном случае заявитель противоречит своим требованиям, так как также предлагает использовать данные письма Департамента без соответствующего правового обоснования. Вместе с тем, вышеуказанная переписка органов государственной власти Томской области не порождает определенные права и обязанности для сторон. В связи с вышеизложенным Департамент считает, что в случае нормативной неурегулированности вопроса в части расчета размера субсидии ГРБС был вправе избрать метод расчета размера субсидии постольку, поскольку он не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе использовать как плановые объемы расхода топлива, так и фактические. В свою очередь, письмо Департамента не порождало для него никаких обязанностей.
Заявитель и другие третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции. От третьего лица - Департамента государственного заказа Томской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1,2 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Контрольно-счетной палаты, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 19 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2018 год, утвержденного Приказом председателя Контрольно-счетной палаты Томской области от 26.12.2017 № 49, в отношении Администрации проведена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета на компенсацию местным бюджетам расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть и мазут, предоставленных муниципальному образованию «Бакчарский район», по результатам которой составлен акт от 30.03.2018 с отражением выявленных нарушений бюджетного законодательства, направлено в адрес главы Администрации представление с указанием на отсутствие в нарушение части 3 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений из местного бюджета Бакчарского района, утвержденного решением Думы Бакчарского района от 27.02.2014 № 487, в заключенном соглашении от 24.01.2017 №б/н о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут одного из основных положений, а именно, сведений о наличии муниципального правового акта в сельском поселении, устанавливающего расходное обязательство сельского поселения, на исполнение которого предоставляется межбюджетный трансферт (пункт 1 представления); неосуществление должным образом контроля за использованием иных межбюджетных трансфертов, в результате Администрацией Бакчарского сельского поселения в нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Порядке составления и предоставления отчетности о расходовании средств субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, утвержденном постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 №8 не определены критерии отбора к юридическим лицам; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году; отсутствуют положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями; в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Решении Совета Бакчарского сельского поселения от 26.12.2016 № 32 «О бюджете муниципального образования «Бакчарского сельского поселения на 2017 год» отсутствуют случаи и порядок предоставления субсидии юридическим лицам, на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут; в нарушение пункта 3 Порядка составления и предоставления отчетности о расходовании средств субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, утвержденного постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 № 8:
при расчете размера субсидии теплоснабжающие организации (ООО («Бакчартеплосети», ООО «Бакчартепло») использовали фактический расход нефти, превышающий нормативный;
средства субсидии предоставлены теплоснабжающим организациям на 4 965,314 тыс.руб. больше, чем предусмотрено вышеуказанным порядком (ООО «Бакчартеплосети» - 6399,272 тыс.руб.; ООО «Бакчартепло» - (-) 1 433,958 тыс.руб.) (пункт 2 представления).
С учетом изложенного и на основании статьи 18 Закона Томской области от 09.08.2011 № 177-03 «О Контрольно-счетной палате Томской области» заявителю указано принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений и недостатков; рассмотреть возможность возврата в доход областного бюджета бюджетных средств в сумме 4 965,314 тыс.руб., предоставленных ООО «Бакчартеплосети» с нарушением требований пункта 3 Порядка составления и предоставления отчетности о расходовании средств субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, утвержденного постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 № 8.
Не согласившись с выводами, изложенными в пункте 2 представления Контрольно-счетной палаты, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что законность и обоснованность представления от 24.04.2018 в оспариваемой части ответчиком не доказана, а представление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, устанавливая необоснованные требования к ведению хозяйственной деятельности, незаконно возлагая на него определенную обязанность, за невыполнение которой он может быть привлечен к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодека Российской Федерации (в редакции, действующей в проверяемый период) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательную для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 пункта 17 Порядка должностные лица контрольного управления, уполномоченные на проведение контрольных мероприятий, также наделены правом выдавать представления, предписания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Контрольное управление, являясь органом внутреннего финансового контроля, наделено полномочия по составлению и выдаче представлений объектам контроля в ходе осуществления контрольных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Судом установлено, что в период с 22.01.2018 по 30.03.2018 проведена проверка за период 2017 год, при этом основанием для проведения послужило выделение субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, которая предусмотрена законом Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках реализации государственный программы «Совершенствование механизмов управления экономическим развитием Томской области», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 26.11.2014 № 435а.
Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области с Администрацией муниципального образования «Бакчарский район» заключено Соглашение от 31.05.2017 № 601/17 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Бакчарский район» на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут (далее - Соглашение от 31.05.2017 № 601/17) и перечислены предусмотренные средства.
Согласно решению Думы Бакчарского района от 26.12.2016 № 646 «О местном бюджете Бакчарского района на 2017 год» Администрация Бакчарского района выступила главным распорядителем бюджетных средств указанной субсидии. Средства субсидии из областного бюджета были перечислены Администрацией Бакчарского района сельским поселениям района.
При проведении проверки Контрольно- счетной палатой выявлены нарушения, о чем составлен акт от 30.03.2018.
Из материалов дела следует, что 23.01.2017 между Департаментом государственного заказа Томской области и Администрацией Бакчарского района Томской области (получатель) заключено Соглашение №1 с/н о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Бакчарского района на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть и мазут, в соответствии с которым Департамент обязуется предоставить получателю из областного бюджета субсидию в целях 100% софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением и соблюдать условия и порядок предоставления субсидии, предусмотренные настоящим соглашением, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области (пункт 1.1). Субсидия предоставляется в целях компенсации расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, в пределах средств в соответствии с Законом Томской области № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (пункты 1.2, 1.3).
24.01.2017 между Администрацией Бакчарского района и Администрацией Бакчарского сельского поселения подписано Соглашение о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут с дополнительным соглашением от 19.05.2017, предметом которого является предоставление из местного бюджета Бакчарского района иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут. Целью предоставления в 2017 году иных межбюджетных трансфертов является финансирование расходного обязательства сельского поселения по финансовой поддержке расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, согласно Постановлению Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 № 8 «О порядке составления и предоставления отчетности о расходовании средств субсидий на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут» (пункт 2.1).
31.05.2017 между Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области и Администрацией Бакчарского района (получатель) заключено Соглашение №601/17 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Бакчарский район» на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут.
В соответствии с Соглашением Департамент обязуется предоставить получателю из областного бюджета субсидию (далее - субсидия) в целях 100 % финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов иного самоуправления по вопросам местного значения, а получатель обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением и соблюдать условия и порядок предоставления субсидии, предусмотренные настоящим соглашением, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.
Субсидия предоставляется в целях компенсации расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут. Субсидия предоставляется в пределах средств и в соответствии с Законом Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Субсидии предоставляются и расходуются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010
№ 94а.
Постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 № 8 утвержден Порядок составления и предоставления отчетности о расходовании средств субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут (далее – Порядок), в соответствии с которым установлены механизмы предоставления субсидий из бюджета поселения.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Порядка компенсация расходов, связанных с повышением цен на нефть (компенсация) осуществляется в виде субсидий на покрытие выпадающих расходов на топливо теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка субсидии из бюджета сельского поселения в текущем финансовом году предоставляются теплоснабжающим организациям исходя из объема топлива (нефть), необходимого для производства тепловой энергии не превышающего нормативный расход, и разницы между фактической ценой топлива (нефть) и ценой топлива (нефть), предусмотренной в тарифе на текущий финансовый год.
Постановлением Администрации Томской области от 26.11.2014 № 435а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета (на реализацию мероприятий подпрограммы 2 «Баланс, экономических интересов потребителей и поставщиков на регулируемых рынках товаров и услуг»), а также методика расчета субсидий муниципальным образованиям Томской области на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут (далее - Методика расчета субсидии).
Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений из местного бюджета Бакчарского района утвержден решением Думы Бакчарского района от 27.02.2014 № 487.
Судом установлено, что средства субсидии передавались Департаментом государственного заказа Томской области от 23.01.2017 № 1с/н и Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области на основании заключенных соглашений от 31.05.2017 № 601/1, согласно которым Департаменты представляют Администрации Бакчарского района субсидию в целях 100% софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления вопросов местного значения в целях компенсации расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут.
При этом согласно пункту 6 статьи 6 Устава Бакчарского сельского поселения теплоснабжение относится к полномочиям Бакчарского сельского поселения. В круг вопросов местного значения муниципального района организация теплоснабжения не входит.
Из материалов дела установлено, что котельные в с. Бакчар, являющиеся муниципальной собственностью Бакчарского сельского поселения переданы по договорам аренды теплоснабжающим организациям - ООО «Бакчартепслосети» и ООО «Бакчартепло». Средства субсидии областного бюджета на компенсацию расходов теплоснабжающих организаций также передавались администрацией Бакчарского сельского поселения.
Согласно пункту 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под проверкой в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом.
Также контроль за целевым использованием субсидии предусмотрен соглашением между Администрации Бакчарского района с администрацией Бакчарского сельского поселения от 24.01.2017, согласно которому контроль осуществлялся путем предоставления информации от администрации Бакчарского сельского поселения в Администрацию Бакчарского района, а впоследствии в Департамент, предоставивший субсидию.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суд установил, что доказательств нецелевого использования вышеуказанной субсидии, не представлено, а целевое использование средств субсидии подтверждалось Администрацией Бакчарского района, Департаментами, передавшими средства субсидии, а также представителями Контрольно-счетной палаты.
При этом, указывая в представлении на нарушения в Порядке составления и предоставления отчетности о расходовании средств субсидии на компенсацию расходов по организации теплоснабжения теплоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива нефть или мазут, утверждённом постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 №8 и в Решение Совета Бакчарского сельского поселения от 26.12.2016 № 32, в материалы дела не представлено доказательств, что вышеуказанные правовые акты отменены, либо признаны недействительными.
Отклоняя ссылку Контрольно-счетной палаты на принятие указанных актов при отсутствии соответствующих полномочий, суд первой инстанции верно отметил, что проверка законности Постановления Администрации Бакчарского сельского поселения от 17.01.2017 № 8 и Решения Совета Бакчарского сельского поселения от 26.12.2016
№ 32 не является предметом настоящего судебного разбирательства.
Также в оспариваемом представлении указано на нарушение порядка составления и предоставления отчетности при расчете размера субсидий теплоснабжающими организациями, использовался фактический расход топлива, который превышал нормативный.
Вместе с тем, исходя из Порядка, установленного в Соглашении о предоставлении субсидии, судом установлено, что расчет соответствует требованиям пункта 32-1 Порядка предоставления субсидий, согласно которому субсидии в текущем финансовом году предоставляются теплоснабжающим организациям исходя из объема топлива (нефть, мазут), необходимого для производства тепловой энергии.
Доводам Контрольно-счетной палаты об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемым представлением дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь положениями статьи 265 (пунктов 1, 2), статьи 267.1 (пунктов 1, 3), статьи 268.1 (пункта 2), статьи 270.2 (пункта 1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 (частей 1, 2), статьи 16 (части 1) Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, то есть создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на действие проверяемого лица, а значит, содержат меры государственного принуждения, следовательно, представление является властным предписанием, затрагивающим права и законные интересы проверяемого лица.
Ссылка подателя жалобы на то, что Администрация Бакчраского района согласилась со всеми нарушениями и недостатками, не лишает заявителя права на обжалование представления.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Томской области от 24 декабря 2018 года по делу
№А67-7202/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Томской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий: И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
ФИО1