СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, г. Томск, 634050, http://7aas.arbir.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-12574/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудряшевой Е.В.,
судей Иванова О.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калининой О.Д.,
с использованием средств аудиозаписи в режиме видеоконференцсвязи, рассмотрел
в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (№ 07АП-10731/20 (1)) на решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья – Иващенко А.П.) по делу № А27-12574/2020
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу к арбитражному управляющему ФИО2 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании при содействии Арбитражного суда Кемеровской области
(судья Бородынкина А.Е.) приняли участие:
от Управления: ФИО3 (доверенность от 22.11.2019);
от арбитражного управляющего ФИО2: ФИО2 (лично), ФИО4
(по устному ходатайству).
Суд
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2017 по делу
№ А27-18166/2015 в отношении ОАО «ДЭП 231» (далее – должник) открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве – конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 (далее – арбитражный управляющий ФИО2).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление, обратилось
в арбитражный суд с заявлением к ФИО2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований Управление указывало, что арбитражным управляющим ФИО2 не были исполнены обязанности, установленные статьями 12, 13, 14, 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), пунктами 4, 5, 6, 10 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56, тем самым было совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением от 13.10.2020 (резолютивная часть была объявлена 07.10.2020) Арбитражный суд Кемеровской области в удовлетворении заявления Управления было отказано в связи с малозначительностью, арбитражному управляющему было сделано устное замечание.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось
с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что арбитражный управляющий ФИО2 активно препятствовал участию в собрании кредиторов представителю Управления. Считает, что арбитражный управляющий ФИО2 нарушил правила составления протокола собрания участников кредиторов. Указывают на фиксацию нескольких правонарушений в действиях арбитражного управляющего, поэтому к нему не может быть применен критерий малозначительности. Тем более, что ранее он уже привлекался к административной ответственности.
До судебного заседания в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) поступил отзыв на апелляционную жалобу от арбитражного управляющего ФИО2, в котором просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления настаивал на доводах апелляционной жалобы, арбитражный управляющий ФИО2 и его представитель настаивали на оставление судебного акта без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и в процессе о банкротстве, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи
с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Суд первой инстанции, отказывая в привлечении арбитражного управляющего ФИО2 к административной ответственности, исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о том, что совершенное ФИО2 административное правонарушение привело к наступлению негативных последствий, а также причинило ущерб государственным интересам, интересам общества, должника, его кредиторов не представлено.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев обособленный спор
и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, пришел следующим выводам.
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ, пункта 1 статьи 32 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон
о банкротстве),, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении
к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся
ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол
об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, имеются ли основания
для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административного ответственности. Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные настоящим Федеральным законом функции.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Давая оценку доводу Управления о том, что арбитражный управляющий
ФИО2 препятствовал участию в собрании кредиторов представителей Управления, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация
и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Согласно пункту 4 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное
не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим.
Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом принимать участие в собрании кредиторов.
Уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее, чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется конкурсным управляющим конкурсному кредитору,
в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее, чем
за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом
с уведомлением о вручении.
Состав участников собрания кредиторов определен статьей 12 Закона
о банкротстве. Согласно указанным нормам представитель органа по контролю (надзору) является участником собрания кредиторов.
Пунктами 4 и 5 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004
№ 56 (далее - Общие правила) при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;
б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные
им материалы;
в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших
до окончания регистрации.
Пунктом 6 Общих правил установлено, что собрание кредиторов проводится арбитражным управляющим по окончании регистрации.
Согласно пункту 7 Общих правил при проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий: открывает собрание кредиторов и объявляет
об основаниях созыва собрания кредиторов, о результатах регистрации, в том числе
о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований
и количестве голосов участников собрания кредиторов, о правомочности собрания кредиторов, о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку
дня собрания дополнительных вопросов, о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о банкротстве в сообщении
о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления
с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания.
Как установил суд первой инстанции, 25.10.2019 в адрес Управления поступило уведомление вх. № 27622 о назначении арбитражным управляющим ФИО2
на 07.11.2019 проведения собрания кредиторов должника по адресу: г. Кемерово, Красноармейская, д. 50а-6, в 10:00, время регистрации участников собрания
с 9.30-09:50.
07.11.2019 в 9:41 заместитель начальника отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления ФИО5 совместно с ведущим специалистом-экспертом вышеуказанного отдела ФИО6, прибыв по месту проведения собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231» по адресу: <...>
, при входе в офисное здание были зарегистрированы сотрудником охраны в журнале регистрации посетителей.
Согласно акту от 07.11.2019 и отчету сотрудника Управления о собрании кредиторов, 07.11.2019 в период нахождения должностных лиц Управления (с 9:41
до 10:15) в офисном здании по адресу: <...>,
ни кредиторы ОАО «ДЭП № 231», ни арбитражный управляющий ФИО2
в указанное здание не входили и не выходили, дверь офиса № 6 заперта, собрание кредиторов ОАО «ДЭП № 231» не проводится.
Факт отсутствия ФИО2 в офисном здании по адресу: <...>
в указанное время был зафиксирован должностными лицами управления в присутствии охранника ФИО7
При ознакомлении с материалами дела в Арбитражном суде Кемеровской области было выявлено, что 13.11.2019 арбитражным управляющим ФИО2
в Арбитражный суд Кемеровской области в дело № А27-18166/2015 были представлены документы, подтверждающие проведение собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231»
по адресу: <...>, а именно копии уведомлений
о проведении собрания кредиторов с доказательствами направления данных уведомлений участникам собрания кредиторов, копия протокола собрания кредиторов, бюллетени для голосования, журнал регистрации участников собрания кредиторов должника.
13.01.2020 конкурсный управляющий ФИО2 представил в Управление письменные пояснения по делу об административном правонарушении, в которых также содержится информация, что собрание кредиторов должника 07.11.2019 было проведено по адресу: <...> и представлены подтверждающие документы, а именно, копии уведомлений о проведении собрания кредиторов с доказательствами направления данных уведомлений участникам собрания кредиторов, копия протокола собрания кредиторов, журнал регистрации участников собрания кредиторов должника.
Согласно журналу регистрации участников собрания кредиторов ОАО «ДЭП №231» от 07.11.2019 в собрании кредиторов принимали участие ФИО8 (зарегистрирован в 9:45) и представитель АО «Автодор» ФИО9 по доверенности №237 от 21.08.2019 (зарегистрирована в 9:40).
В ходе проведения административного расследования 13.01.2020, а также 20.01.2020 в адрес конкурсных кредиторов должника ФИО8 и АО «Автодор» были направлены определения об истребовании сведений, необходимых
для разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно пояснениям ФИО8 от 23.01.2020, он присутствовал
на собрании кредиторов ОАО «ДЭП №231» 07.11.2019, точное время регистрации ФИО8 не помнит, собрание кредиторов должника длилось не более 30 минут, проводилось по адресу: <...>-6, также на собрании присутствовал представитель АО «Автодор», время его регистрации ФИО8
не помнит.
Согласно пояснениям представителя АО «Автодор» от 24.01.2020 ФИО9, 07.11.2019 она присутствовала на собрании кредиторов ОАО «ДЭП № 231», точное время регистрации не помнит, в какое время покинула помещение № 6 пояснить не может, собрание кредиторов должника длилось незначительное время, проводилось по адресу: <...>-6, также на собрании присутствовал представитель кредитора, информацию о его персональных данных и время
его регистрации сообщить не может.
В подтверждение позиции о не проведении собрания 07.11.2019 Управлением были представлены в материалы дела фотокопия журнала регистрации посетителей офисного здания, расположенного по адресу: <...> (согласно которому на 07.11.2019 была внесена запись о регистрации с 9:41 до 10:15 только сотрудников Управления, информации о регистрации иных лиц в эту дату
в указанный промежуток времени, в качестве посетителей офисного здания,
в указанном журнале не зафиксировано), акт от 07.11.2019 и отчет сотрудника Управления о собрании кредиторов.
Однако из материалов дела не следует, что в здании имеется обязательный пропускной режим, установленный каким-либо локальным актом и регистрация посетителей в журнале является обязательной.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая наличие в материалах дела противоречивых доказательств, подтверждающих и опровергающих проведение собрания, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об отсутствии события правонарушения.
Давая оценку доводу апелляционной жалобы о нарушении арбитражным управляющим ФИО2 правил составления протокола, судебная коллегия исходит из того, что данный довод не противоречит выводам суда, который установил факт нарушения им обязанностей арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация
и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Согласно пункту 6 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов по окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов. Согласно пункту 7 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов при проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий: открывает собрание кредиторов и объявляет об основаниях созыва собрания кредиторов, о результатах регистрации, в том числе
о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований
и количестве голосов участников собрания кредиторов, о правомочности собрания кредиторов, о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов, о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня.
Как следует из пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется
в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Как следует из пункта 10 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:
а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;
б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело
о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;
в) основания проведения собрания кредиторов;
г) дата и место проведения собрания кредиторов;
д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;
е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации;
ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;
з) повестка дня собрания;
и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших
на собрании;
к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов
по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о банкротстве решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов
от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о банкротстве большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов принимаются решения: об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;
о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов; о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении графика погашения задолженности; о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении и изменении плана внешнего управления; об обращении
в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; об обращении в арбитражный суд с ходатайством
об отстранении арбитражного управляющего; о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях; о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе
на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства,
а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Проведенным административным расследованием установлено, что 07.11.2019 конкурсным управляющим должника ФИО2 было назначено собрание кредиторов должника со следующей повесткой дня:
1. Отчет конкурсного управляющего ОАО «ДЭП №231» (голосование
не проводится).
2. Иные вопросы (голосование проводится/не проводится).
Согласно протоколу и журналу регистрации от 07.11.2019 в собрании кредиторов ОАО «ДЭП № 231» приняли участие: ФИО8, с суммой голосов в размере
197 263,00 руб. или 3,18 % от числа кредиторов присутствующих на собрании кредиторов и АО «Автодор» в лице представителя ФИО9
по доверенности № 237 от 21.08.2019, с суммой голосов в размере 6 009 868,92 рублей или 96,82 % от числа кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.
В протоколе собрания кредиторов от 07.11.2019 арбитражным управляющим ФИО2 указано, что по результатам регистрации участников собрания кредиторов было установлено, что кворум отсутствует, на собрании кредиторов присутствуют участники с суммой голосов в размере – 6 207 131,92 руб. или 39,40% от общего числа кредиторов, включенных в реестр и соответственно собрание кредиторов
в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о банкротстве, является не состоявшимся.
В протоколе собрания кредиторов должника от 07.11.2019 отсутствует информация о том, что отчет конкурсного управляющего ОАО «ДЭП № 231»
ФИО2 был доведен до сведения лиц участвующих в собрании кредиторов должника.
Однако вопросы повестки дня собрания кредиторов должника, назначенного
на 07.11.2019, не относятся к вопросам, по которым для принятия решения требуется подсчет голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов,
в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о банкротстве.
Кроме того, для рассмотрения такого вопроса повестки дня как отчет конкурсного управляющего кворум не требуется, поскольку голосование по нему
не проводится, решения не принимаются.
Отчет арбитражного управляющего представляется для сведения участников собрания кредиторов, в том числе и представителя органа по контролю (надзору).
То есть конкурсным управляющим ФИО2 ненадлежащим образом исполнены обязанности, установленные пунктом 1 статьи 12, статьи 15 Закона
о банкротстве, пунктом 10 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов, в части указания недостоверных результатов о кворуме, отраженных в протоколе собрания кредиторов должника, пунктом 6 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов, в части подсчета голосов участников собрания кредиторов по итогам регистрации и принятия решения о том, что собрание кредиторов не состоится, а так же пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, в части представления собранию кредиторов отчета о своей деятельности и о ходе конкурсного производства,
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением о собрании кредиторов
от 23.10.2019 № 4299347, копией протокола собрания кредиторов от 07.11.2019, журналом регистрации собрания кредиторов должника от 07.11.2019.
Обязанности арбитражного управляющего должны быть им исполнены надлежащим образом, в силу общих положений Закона о банкротстве (ст. 20.3).
Порядок проведения собрания кредиторов, предоставления материалов собрания для ознакомления кредиторам и оформления результатов собрания четко регламентирован статьями 12, 13, 14, 143 Закона о банкротстве, Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56 (далее – Общие правила), которые обязательны для исполнения арбитражными управляющими.
В том числе конкурсный управляющий обязан представлять собранию кредиторов отчет о своей деятельности (пункт 1 статьи 143 Закона о банкротстве), предоставлять участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы (пункт 4 Общих правил), по окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов проводить собрание кредиторов (статьи 12, 15 Закона о банкротстве, пункт 6 Общих правил),
при проведении собрания кредиторов конкурсный управляющий обязан объявить
о правомочности собрания в соответствии с повесткой дня, обеспечить рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня (подпункты «а», «б» пункта 7 Общих правил), вести протокол собрания кредиторов (пункт 7 статьи 12, пункт 10 Общих правил).
Требования к оформлению протокола собрания кредиторов установлены пунктом 10 Общих правил, в том числе в протоколе должны быть отражены результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
Данным пунктом протокола арбитражному управляющему ФИО2 вменяется ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных пунктом 1 статьи 12, статьи 15 Закона о банкротстве, пунктом 10 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов, в части указания недостоверных результатов
о кворуме, отраженных в протоколе собрания кредиторов должника, пунктом 6 Общих правил подготовки, организации и проведения собраний кредиторов, в части подсчета голосов участников собрания кредиторов по итогам регистрации и принятия решения
о том, что собрание кредиторов не состоится, а так же пунктом 1 статьи 143 Закона
о банкротстве, в части представления собранию кредиторов отчета о своей деятельности и о ходе конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве, организация
и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы
и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 5 Общих правил подготовки, организации
и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов, арбитражный управляющий проводит регистрацию участников собрания кредиторов.
При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;
б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;
в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени
для голосования;
г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 3 Общих правил
при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий,
в том числе, заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов
(по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов
на дату проведения собрания.
Типовая форма журнала регистрации участников собрания утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2004 № 235.
В ходе проведенного административного расследования установлено,
что согласно журналу регистрации участников собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231» от 07.11.2019 в собрании кредиторов принимали участие ФИО8
и представитель АО «Автодор» ФИО9 по доверенности № 237 от 21.08.2019.
В нарушение подпункта «б» пункта 5 Общих правил, а также приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2004 № 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов при заполнении журнала регистрации участников собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231» арбитражный управляющий ФИО2 не заполнил должным образом графу 5 журнала регистрации участников собрания кредиторов (не указаны паспортные данные ФИО8)
То есть журнал регистрации участников собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231» от 07.11.2019 содержит неполную информацию.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО2 ненадлежащим образом исполнены обязанности по организации и проведению собрания кредиторов 07.11.2019 в части оформления журнала регистрации участников собрания, установленные статьей 12 Закона о банкротстве и подпунктом «д» пункта 3, пункта 5 Общих правил, в дело
о банкротстве представлены ненадлежащим образом оформленные документы
по проведению собрания кредиторов.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями по делу
об административном правонарушении ФИО2 от 13.01.2020, журналом регистрации участников собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231».
По существу вменяемого пунктом 3 протокола об административном правонарушении в части ненадлежащего исполнения обязанностей по оформлению регистрации участников собрания кредиторов ОАО «ДЭП № 231» доводов, опровергающих выводы, сделанные Управлением при проведении административного расследования, не приведено.
Состав правонарушения, предусмотренного частью статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, для наступления административной ответственности достаточно самого факта неисполнения установленной обязанности. Нарушения прав лиц, участвующих в деле о банкротстве (конкурсных кредиторов и т.д.) или иные последствия при нарушении с формальным составом, не имеет правого значения для наступления ответственности и не доказывается административным органом.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела
о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения
и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол
об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ об административных правонарушениях предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является порядок действий арбитражного управляющего при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения, совершенного ФИО2 заключается в ненадлежащем исполнении обязанностей арбитражного управляющего при проведении процедуры конкурсного производства
в отношении ОАО «ДЭП № 231», возложенных на него Законом о банкротстве.
Субъектом данного административного правонарушения является арбитражный управляющий.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, характеризуется виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Субъективная сторона правонарушения, совершенного арбитражным управляющим заключается в безразличном отношении управляющего к исполнению обязанностей, возложенных на него Законом
о банкротстве, а также сознательном допущении и (или) безразличном отношении управляющего к нарушению прав кредиторов и иных заинтересованных лиц, в ходе проведения процедуры банкротства в отношении должника.
Статьей 2.2 КоАП РФ определено, что административное правонарушение может быть совершено умышленно (если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично), либо по неосторожности (если лицо,
его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
По смыслу статей 2.2 и 2.4 КоАП РФ отсутствие вины арбитражного управляющего предполагает объективную невозможность исполнения возложенных на него Законом обязанностей.
Об обязанностях, возложенных на него Законом о банкротстве, арбитражному управляющему известно, так как ФИО2 прошел обучение и сдал теоретический экзамен по Единой программе подготовки арбитражных управляющих, которая, в том числе, предполагает изучение положений федерального законодательства о банкротстве и имеет достаточный опыт работы в качестве арбитражного управляющего.
Указанные нарушения требований Закона о банкротстве не носили вынужденный характер, у арбитражного управляющего имелась возможность
для соблюдения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве),
что подтверждается отсутствием реальных препятствий для выполнения арбитражным управляющим своих обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражный управляющий осознавал противоправный характер своих действий и бездействия, однако не принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению своих обязанностей при проведении соответствующей процедуры в отношении должника.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, а, следовательно, действие (бездействие) признается противоправным с момента его совершения, независимо от наступления вредных последствий.
Наличие в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в том числе его вина, установлены и в полном объеме подтверждены доказательствами, содержащимися в материалах дела.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях, не установлено.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия
и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели
и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица,
в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания
по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол № 00 22 42 20 от 26.05.2020 соответствует всем требованиям, предъявляемым к нему статьей 28.2 КоАП РФ.
Протокол составлен должностным лицом Управления в присутствии арбитражного управляющего ФИО2 с учетом полученных Управлением в ходе административного расследования документов, в том числе с учетом пояснений
и документов, представленных арбитражным управляющим ФИО2 (письменные пояснения и документы по делу об административном правонарушении были представлены ФИО2 в Управление 13.01.2020).
При составлении протокола арбитражному управляющему ФИО2 были разъяснены права, предоставленные ему статьями 24.2, 25.1 КоАП РФ, что отражено
в протоколе и подтверждено подписью ФИО2 (стр. 16 протокола) и обеспечена
их реализация, в том числе предоставлено право ознакомления с протоколом, право
на подачу объяснений и возражений по существу протокола, поступившие объяснения
и дополнительные документы приобщены к протоколу № 00 22 42 20, управляющему вручена под роспись копия протокола и приложенных к нему объяснений.
Указание ФИО2 в объяснении времени его подписания и в протоколе времени получения его копии – 10:23 – свидетельствует, что Управлением в полном объеме соблюдены требования ч. 4 статьи 28.3 КоАП РФ по обеспечению лицу,
в отношении которого составлен протокол права на ознакомление, представление объяснений и замечаний по протоколу.
Относительно довода отзыва о том, что в ходе административного расследования у арбитражного управляющего не запрашивались пояснения по второму и третьему эпизоду протокола об административно правонарушении, суд отмечает следующее.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 было возбуждено должностным лицом Управления при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в рамках реализации полномочий по участию 07.11.2019 в собрании кредиторов ОАО «ДЭП 231», что прямо следует из текста определения о возбуждении дела и проведении административного расследования №125 от 09.12.2019.
Указанным определением у арбитражного управляющего ФИО2 были запрошены только те документы, которые должностное лицо Управления, проводящее расследование, посчитало необходимыми.
Нарушения, указанные Управлением в пунктах 2, 3 протокола
об административном правонарушении были выявлены при изучении информации полученной из общедоступных источников (официальный сайт Арбитражного суда Кемеровской области, сайт ЕФРСБ), а также при изучении материалов дела
о несостоятельности (банкротстве) ОАО «ДЭП 231».
КоАП РФ не содержит запрета по проведению административным органом
в рамках административного расследования мониторинга деятельности арбитражного управляющего в части соблюдения требований законодательства о банкротстве при проведении процедур банкротства в отношении должника.
Напротив, согласно положениям частей 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом
к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.13 КоАП РФ являются не только сообщения и заявления физических и юридических лиц, но и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Управление, обнаружив указанные выше правонарушения в ходе административного расследования, было обязано отразить их в протоколе
об административном правонарушении в совокупности с иными нарушениями, при обнаружении которых возбуждалось дело об административном правонарушении,
и подтвержденными в ходе производства по делу об административном правонарушении.
То обстоятельство, что в протоколе указаны нарушения, по которым ФИО2 Управлением не предлагалось представить пояснения и доказательства,
не свидетельствует о нарушении прав ФИО2, поскольку такая возможность ему была предоставлена при составлении протокола об административном правонарушении.
Само по себе отсутствие пояснений и возражений арбитражного управляющего на стадии административного расследования при наличии иных документальных доказательств по делу об административном правонарушении в их совокупности
не свидетельствует о пороке доказательственной базы и ее оценки административным органом.
Таким образом, должностным лицом Управления правомерно отражены
в протоколе об административном правонарушении все выявленные в ходе административного расследования факты нарушений в рамках компетенции, установленной законодательством.
На дату рассмотрения дела об административном правонарушении сроки давности (3 года) привлечения к административной ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по эпизодам, зафиксированным протоколом, не истекли.
Вопреки доводу апелляционной жалобы о невозможности применения
к арбитражному управляющему ФИО2 критерия малозначительности, доказательств, свидетельствующих о том, что совершенное ФИО2 административное правонарушение привело к наступлению негативных последствий,
а также причинило ущерб государственным интересам, интересам общества, должника, его кредиторов в материалах дела отсутствует.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий
не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния
в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя
из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность принято характеризовать как оценочное понятие, так как
в законодательстве нет четких критериев ее определения. Следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ подлежит применению в исключительных случаях, когда строгость предусмотренной законом санкции не соответствует уровню общественной опасности правонарушения.
Соответствующие органы в каждом конкретном случае самостоятельно определяют, является ли деяние малозначительным. Это позволяет учитывать особенности рассматриваемого дела и принимать решение об ответственности правонарушителя персонально в каждом случае с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Указанные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения,
но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла названные органы могут освободить лицо от административной ответственности.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Со стороны арбитражного управляющего ФИО2 явного пренебрежительного отношения к выполнению своих публично-правовых обязанностей, злостности арбитражного управляющего в невыполнении своих обязанностей по всем эпизодам выявленных нарушений, не было установлено, поэтому техническая ошибка, допущенная при составлении протокола собрания и неуказание паспортных данных ФИО8 в журнале регистрации участников собрания кредиторов позволяют применить норму статьи 2.9 КоАП РФ и освободить арбитражного управляющего от административной ответственности.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что в рассматриваемых обстоятельствах предусмотренная законом санкция будет носить карательный характер, поэтому совершенное ФИО2 административное правонарушение возможно признать малозначительным и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае, несмотря
на формальное наличие всех признаков состава правонарушения по 2 и 3 эпизодам протокола об административном правонарушении, соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10. То есть достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение
и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все
в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления арбитражного управляющего ФИО10
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу
№ А27-12574/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Кемеровской области-Кузбассу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий Е.В. Кудряшева
Судьи О.А. Иванов
ФИО1