улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-2304/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2, | |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (№ 07АП-11048/20) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.10.2020 по делу № А03-2304/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Бийск к Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Барнаул о признании незаконным и отмене постановления № 05-121/2019 от 07.02.2020, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО4, представитель по доверенности от 09.08.2019, паспорт;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 05-121/2019 от 07.02.2020.
Протокольным определением от 03.09.2020 суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды АК).
Решением суда от 19.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает на доказанность состава вменяемого правонарушения.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество как региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
На основании лицензии 26.01.2016 № 022 00203 ООО «Спецобслуживание - Центральное» самостоятельно осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1- 4 классов опасности.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Бийска от 09.11.2019 г. № 1561-р в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сложившейся в связи с образованием мусорных свалок на территории мест накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в городе Бийске, с ОО часов 00 минут 11 ноября 2019 года в границах зоны ул.Горно-Алтайская, ул. Степана Разина, ул. Михаила Лермонтова, пер.Донской, пер. Дружный, органы управления и силы городского звена Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приведены в режим чрезвычайной ситуации.
Комиссией Администрации г. Бийска проведено обследование в целях осуществления контроля за вывозом мусора региональным оператором ООО «Спецобслуживание - Центральное», согласно представленного акта обследования вывоза мусора региональным оператором из контейнеров от 05.11.2019 г. с 10-00 до 11- 00 ч. по адресам: ул. Горно- Алтайская, 67, пер. Дружный,13, ул. Разина, 190/2, ул. ФИО5,53, ул. М.Лермонтова,167, установлено, что, мусор из контейнеров как из большегрузных (7,6 куб.м); так и из маленьких ( 0,75 куб.м.) не вывозится контейнеры переполнены.
По информации № 03/5204 от 31.12.2019 администрации г. Бийска по запросу Южно- Сибирского Межрегионального управления Росприроднадзора №05-03/2393 от 11.12.2019 г., в администрацию г.Бийска от ООО «Спецобслуживание -Центральное» поступили уведомления об организации несанкционированных свалок № 2322 от 07.10.2019 г. по адресам: пер. Мартьянова, 144/ ул.Горноалтайская,‘б7, пер.: Донской,35, ул.Разина, 82,90,92, № 2451; от 21.10.2019 по адресу: пер. Дружный,13 и №2660 от 11.11.2019 г. по адресам: ул. Горно- Алтайская ,67, ул. Разина, 90,90/1,72, ул. Мартьянова, 39, ул.М.Лермонтова, 169, ул. Пушкина, 192, ул. Шадрина,7, в соответствии с п. 16 раздела II постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641".
По состоянию на 13.11.2019 17.ч.00мин. ТКО из мест накопления, которые указаны в протоколе комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС вывезены силами ООО «Спецтранс», заключившим с Администрацией г.Бийска договор на вывоз ТКО.
Согласно информации № 03/3640 от 06.12.2019, представленной администрацией г. Бийска по запросу Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № 05-03/1563 от 20.11.2019, в рамках административного расследования, адреса, на которых был превышен норматив накопления ТКО в период с 01.102019 по 13.11.2019: <...>, <...>
Южно-Сибирским Межрегиональным управлением Росприроднадзора у Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края запрошены сведения об уведомлении Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных, ООО «Спецобслуживание-Центральное» в период 01.10.2019 по 13.11.2019 в установленных границах зоны чрезвычайной ситуации, объявленной 11.11.2019 распоряжением № 1561-р 09.11.2019, по адресам: ул. Горно-Алтайская,67, пер. Дружный,13, ул. С.Разина,90/2, ул. ФИО5, 53, ул. Лермонтова,67, либо об отсутствии таковых (исх. № 05-02/2392 от 11.12.2019).
Из представленных Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края данных № 02/4353 от 18.12.2019 г. следует, что в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края поступило уведомление от ООО «Спецобслуживание - Центральное» № 2453 от 21.10.2019 № 24/ВП/7758 от 25.10.2019 об обнаружении несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов рядом с домом по адресу: пер. Дружный. 13, г. Бийск, объемом более 1 куб.м.
В результате принятых мер, "данная несанкционированная свалка ликвидирована, твердые коммунальные отходы вывезены на полигон ТБО г. Бийска 11.11.2019. Сведений об обнаружении несанкционированных свалок ТБО по другим адресам в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края не поступало.
Согласно данным системы электронного документооборота «СЭД-Практика» Южно- Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора по состоянию на 23.01.2020 от ООО «Спецобслуживание - Центральное» уведомлений об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не поступало (справка № 14-04/556от23.01.2020).
Административным органом установлено, что ООО «Спецобслуживание - Центральное», на протяжении значительного времени выявлялись места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в г. Бийске.
В адрес собственника земельных участков - администрации города Бийска, направлялись уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и требования их ликвидации, а именно уведомление № 2322 от 07.10.2019 по адресам: пер. Мартьянова, 144, ул. Горноалтайская,67, пер. Донской,35, ул.Разина, 82,90,92, уведомление № 2451 от 21.10.2019 по адресу: пер. Дружный, 13 и уведомление №2660 от 11.11.2019 по адресам: ул. Горно- Алтайская, ул. Разина, 90, 90/1, 72, ул. Мартьянова, 39, ул. М. Лермонтова, 169, ул. Пушкина, 192, ул. Шадрина,7, соответствии с п. 16 раздела II постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" (далее – Постановление № 1156).
Указанные уведомления получены Администрацией города Бийска.
При этом, уведомления органа, осуществляющего экологический надзор, по несанкционированным свалкам, обнаруженным 11.11.2019 и содержащимся в уведомлении администрации района № 2660 от 11.11.2019, Обществом, в нарушение требований вышеуказанного Постановления № 1156, не произведено.
Управление, полагая, что орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов ООО «Спецобслуживание - Центральное» в течение 5 рабочих дней любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, не уведомлен, пришло к выводу о наличии в действиях Общества события правонарушения. Возбуждено производство по административному делу в отношении Общества по ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представителем ООО «Спецобслуживание - Центральное» даны объяснения о том, что по вопросу уведомления органа, осуществляющего экологический надзор, ООО Спецобслуживание - Центральное» было направлено письмо № 2665 от 12.11.2019 по электронному адресу Минприроды АК. Указанное уведомление подтверждается сканом страницы о направлении письма. Доказательства получения данного письма Министерством природных ресурсов и Экологии Алтайского края отсутствуют.
Южно - сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора об обнаружении несанкционированной свалки не было уведомлено, так как, по пояснениям представителя Общества, в соответствии с письмом указанного управления «Захламленные отходами земельные участки, не относятся к объектам федерального экологического надзора» и ООО «Спецобслуживание- Центральное» считает, что органом осуществляющим государственный экологический надзор является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Постановлением №05-121/2019, вынесенным 07.02.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела экологического, надзора Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ООО «Спецобслуживание - Центральное» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из не доказанности вменяемого правонарушения. Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора либо иного основания являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Субъективная сторона правонарушения вина в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 485, Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Росприроднадзора, а также настоящим Положением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу частей 1 и 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, среди прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Под несанкционированными местами размещения отходов принято понимать территории, не предназначенные для размещения отходов. Несанкционированными местами размещения отходов являются: - несанкционированные свалки (неразрешенные и необустроенные в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ территории, на которых размещаются отходы); - места, запрещенные для размещения отходов в силу прямого указания на это федерального закона.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в средствах массовой информации появились сведения о введении 11.11.2019 в г. Бийске режима ЧС из-за неблагоприятной экологической обстановки, в связи с тем, что региональный оператор не вывозил твердые коммунальные отходы с контейнерных площадок г. Бийска.
Согласно информации № 03/3640 от 06.12.2019, представленной администрацией г. Бийска по запросу Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № 05-03/1663 от 20.11.2019, в рамках административного расследования установлены адреса, на которых был превышен норматив накопления ТКО в период с 01.10.2019 по 13.11.2019: <...>, <...> 53. ул. М. Лермонтова, 167.
Решение о введении режима ЧС обусловлено сложившейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, связанной с не вывозом мусора с мест накопления ТКО.
Комиссией Администрации г. Бийска проведено обследование в целях осуществления контроля за вывозом мусора региональным оператором ООО «Спецобслуживание — Центральное». Согласно представленного акта обследования вывоза мусора региональным оператором из контейнеров от 05.11.2019 г. с 10-00 до 11-00 ч. по адресам: ул. Горно- Алтайская, 67, пер. Дружный, 13, ул. Разина, 90/2, ул. ФИО5, 53, ул. М.Лермонтова,167, установлено, что мусор из контейнеров как из большегрузных (7,6 куб.м) так и из маленьких ( 0,75 куб.м.) не вывозится контейнеры переполнены.
В связи с чем административным органом Обществу вменяется несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, ответственность за которое предусмотрено статьей 8.2 КоАП РФ, выразившееся в не исполнении обязанности по уведомлению органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течении 5 рабочих дней, в соответствии с положениями Постановления № 1156
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не учтено, обратное не установлено и не доказано, что отходы размещались с превышением норматива накопления в местах накопления ТКО, то есть есть в местах, предназначенных для их размещения, в то время как Правила № 1156 предписывают сообщать о размещении отходов в местах, не предназначенных для этого.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила № 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - типовой договор).
Исходя из пункта 1 Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяются названные Правила № 1156 в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 Правил № 1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (пункта 4 статьи 154 ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
С учетом изложенного, является соответствующим действующему законодательству вывод суда о том, что услуга по вывозу ТКО является коммунальной услугой, следовательно, объективная сторона деяния выражающегося в превышении норматива накопления ТКО в связи с тем, что мусор не вывозится из контейнеров подлежит квалификации по статье 7.23 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Ввиду изложенного, поскольку рассмотрение дел по статье 7.23 КоАП РФ не отнесено в соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ к компетенции органов, осуществляющих государственный экологический надзор, суд обоснованно указал, что Южно- Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования должно было руководствоваться положениями статьи 28.8 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание пояснения общества о том, что Общество уведомляло Администрацию района, как владельца земельного участка, о несанкционированной свалке, понимая под такой свалкой сверхнормативное (свыше 1 куб. метра) размещение отходов в местах их накопления и прилегающей территории, поскольку такое сверхнормативное накопление ТКО и размещение ТКО в местах их накопления, вне контейнеров, в сферу услуг Общества не подпадает и рассматривается им как несанкционированная свалка.
В свою очередь, вменяя обществу нарушение, установленное статьей 8.2 КоАП РФ Административным органом не выяснены при производстве по административному делу обстоятельства определения несанкционированных свалок, не сообщение о которых вменяется обществу в качестве правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления № 05-121/2019 о назначении административного наказания, обществу вменятся неисполнение обязанности по уведомлению органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течении 5 рабочих дней с момента обнаружения - в срок с 11.11.2019 по 18.11.2019. Материалами дела установлено, что по состоянию на 13.11.2020 размещение бытовых отходов в спорных местах ликвидировано.
По состоянию на 13.11.2019 17 час.00 мин. ТКО из мест накопления, которые указаны в протоколе комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС вывезены силами ООО «Спецтранс», заключившим с Администрацией г.Бийск договор на вывоз ТКО.
Постановление № 1156 не содержит нормы, обязывающей регионального оператора уведомлять орган государственного надзора об уже ликвидированном месте несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течении 5 рабочих дней с момента его обнаружения, соответственно по статье 8.2 КоАП РФ деяние общества не могло быть квалифицировано.
Доводы жалобы повторяют позицию по делу и свидетельствуют об ином толковании норм права, в связи, с чем не принимаются коллегией суда.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. С учетом этого, оснований для привлечения общества к административной ответственности у административного органа не имелось. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.10.2020 по делу № А03-2304/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 ФИО3 | |