ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-11272/2021 от 13.01.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А45-14463/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2022 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                            Бородулиной И.И.

судей                                                            Зайцевой О.О.,

                                                                      ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (№07АП-11272/2021) на решение от 05.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-14463/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (ОГРН: <***>), г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью «Колхоз им. Калинина» (ОГРН: <***>) село Заковряжино, о взыскании суммы субсидии в размере 236 788 рублей 48 копеек.

В судебном заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Новосибирской области: ФИО2 по доверенности от 21.12.2021 (по 31.12.2022).

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Колхоз им. Калинина» (далее – общество, ответчик) о взыскании суммы субсидии в размере 236 788 рублей 48 копеек.

Решением от 05.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой  просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от общества не представлен.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

           Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

            Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части  1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя общества.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством и обществом посредством государственной информационной системы Новосибирской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Новосибирской области» заключено соглашение о предоставлении субсидии на стимулирование увеличения производства масличных культур за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета от 18.12.2020 № 10-2020- 10528 (далее - Соглашение).

В 2020 году обществу предоставлена субсидия на возмещение части затрат на производство масличных культур на сумму 236 788,48 рублей на основании заявления на предоставление субсидии от 15.12.2020.

Бюджетные средства в размере 236 788,48 рублей перечислены ответчику платежным поручением от 22.12.2020 № 66217.

Согласно справке-расчету от 15.12.2020, предоставленной обществом, принимаемый к расчету объем масличных культур, реализованных (или) отгруженных на собственную переработку,  составляет 255,16 тонн.

В соответствии со сведениями о производстве маличных культур за 2020 год внесение удобрений ответчиком не производилось.

Невнесение обществом удобрений является нарушением условий предоставления субсидии, установленных при их предоставлении, а именно подпункта 4 пункта 8 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на стимулирование увеличения производства масличных культур за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета установлен приложением № 12 постановления Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п (далее - Порядок), пункта 3.5.4 Соглашения.

В соответствии с пунктом 15 Порядка, в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при их предоставлении, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет субсидии, в полном объеме в бюджет Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 4.3.5.2 Соглашения субъект государственной поддержки обязуется возвращать в областной бюджет Новосибирской области субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании.

Министерством  направлено обществу уведомление о возврате денежных средств от 15.04.2021 № 1505-06/23.

Указанное требование обществом не исполнено, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возложения на общество ответственности в виде возврата Министерству субсидии в размере 236 788 рублей 48 копеек.

   Суд апелляционной инстанции, повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Федеральный закон №264-ФЗ).

   Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона № 264-ФЗ).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 0202.2015 №37-п утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг на стимулирование увеличения производства масличных культур за счет средств  областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (Приложение №12).

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которого субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Частью 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Как следует из материалов дела, субсидии предоставляются субъектам государственной поддержки с учетом условий, в том числе внесение удобрений, используемых при производстве масличных культур, в объеме, установленном приказом министерства (подпункт 4 пункта 8 Порядка, пункт 3.5.4 Соглашения).

В случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при их предоставлении, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет субсидии, в полном объеме в бюджет Новосибирской области (пункт 15 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Правил и пунктом 8 Порядка, субсидии предоставляются субъектам государственной поддержки с учетом, в том числе, условия внесение удобрений, используемых при производстве масличных культур, в объеме, установленном приказом министерства.

Приказом Министерства от 24.11.2020 № 332-нпа «Об установлении объема внесения удобрений, используемых при производстве масличных культур (бобов соевых и (или) семян рапса)» установлен объем внесения минеральных удобрений, используемых при производстве масличных культур (бобы соевые и (или) семена рапса) в действующем веществе на 1 га посевной площади в размере не менее 8 кг.

Согласно справке-расчету от 15.12.2020, предоставленной обществом, принимаемый к расчету объем масличных культур, реализованных (или) отгруженных на собственную переработку,  составляет 255,16 тонн.

В соответствии со сведениями о производстве маличных культур за 2020 год внесение удобрений ответчиком не производилось.

В соответствии с пунктом 7 Порядка размер субсидии (См) определяется по следующей формуле: См = Орп х Н х Kl х К2, где: К2 - коэффициент исполнения условий предоставления господдержки равный 0,9, который применяется начиная с 1 января 2021 года в случае неисполнения субъектом государственной поддержки хотя бы одного из условий, предусмотренных подпунктами 3, 4 пункта 8 Порядка; в случае исполнения субъектом государственной поддержки всех условий, предусмотренных подпунктами 3, 4 пункта 8 Порядка, К2 = 1.

Как установлено судом первой инстанции, на момент предоставления субсидии заявителем представлены все необходимые документы для предоставления субсидии, в том числе и сведения о производстве масличных культур за 2020 год, из которых следует, что внесение удобрений ответчиком не производилось. Министерство сельского хозяйства при наличии сведений о том, что удобрения ответчиком не вносились в 2020 году, заключает с ним соглашение и предоставляет субсидию.

Выводы суда о заключении Министерством с обществом Соглашения и предоставлении субсидии при наличии сведений о невнесении ответчиком удобрений, не может служить оснований для невозврата средств государственной поддержки, полученных с нарушением условий ее предоставления. 

Субсидия обществу с ограниченной ответственностью «Колхоз им. Калинина» предоставлена в декабре 2020 года за период 4 кв. 2019 и 1.2.3 кв. 2020г.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Порядка установлено, что субсидии предоставляются субъектам государственной поддержки с учетом внесения удобрений, используемых при производстве масличных культур, в объеме, установленном приказом Министерства.

Объем внесения удобрений, используемых при производстве масличных культур, установлен Приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 24.11.2020.

С заявлением о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат за период 1-3 кв. 2020 года общество обратилось 15.12.2020 с соответствующим перечнем документов, указав в заявлении  на соответствие им условиям, установленным пунктами 8,9 Порядка.

Обществу перечислены бюджетные средства в сумме 236 788, 48 руб. платежным поручением от 22.12.2020 №66217.

 Проверка расходования (использования) предоставленных денежных средств проведена в апреле 2021 года, выявила несоответствие поданной обществом 15.12.2020 заявки с приложенными к ней документами условиям предоставления субсидии, поскольку им фактически не были понесены расходы по внесению удобрений в заявленный период.

Таким образом, подавая заявку, ответчик подтвердил свое соответствие, в том числе, условию о внесении удобрений за год, предъявленный к возмещению.

 В связи с нарушением условий, установленных при предоставлении средств государственной поддержки, в соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Порядка субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет субсидии, в полном объеме в бюджет Новосибирской области.

     В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой  арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Министерства.

Поскольку Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

            Апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области удовлетворить.

решение от 05.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-14463/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Исковые требования Министерства сельского хозяйства Новосибирской области удовлетворить. Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью «Колхоз им. Калинина» (ОГРН: <***>, село Заковряжино) в пользу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (ОГРН: <***>, г. Новосибирск) сумму субсидии в 236 788 рублей 48 копеек.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

      Председательствующий                                                               И.И. Бородулина

                                                                                                              О.О. Зайцева

                                                                                                              ФИО1