ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-11398/2021 от 27.12.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А03-5288/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2021 года.

   Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (№ 07АП-11398/21), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.10.2021 по делу № А03-5288/2021 (судья Винникова А. Н.) по заявлению акционерного общества «Птицефабрика «Молодежная», с. Первомайское Первомайского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными решений межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 № 22/017/001/2020 - 3471/1 и об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14, Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН <***>, ИНН <***>)

            при участии в судебном заседании:

от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Птицефабрика «Молодежная» (далее по тексту – АО «Птицефабрика «Молодежная»», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра по Алтайскому краю, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решение межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 № 22/017/001/2020 - 3471/1 и об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 №22-0-1-254/3059/2020-454/14. К участию в деле в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление имущественных отношений Алтайского края.

Решением суда от 04.10.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными решения межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 №22/017/001/2020-3471/1 и об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14. Обязал межмуниципальный Новоалтайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав Акционерного общества «Птицефабрика «Молодежная».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Алтайскому краю обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе указывает, что принят данный судебный акт при не полном выяснении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего обособленного спора, а также ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступил.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с законом Алтайского края «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края» от 05.07.2002 № 38- ЗС, постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.11.2009, № 582 «О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» распоряжением Главного управления имущественных отношений от 29.12.2010 № 4162 принято решение о приватизации Алтайского краевого государственного унитарного предприятия (далее - АКГУП) «Птицефабрика «Молодежная».

АКГУП «Птицефабрика «Молодежная» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Птицефабрика «Молодежная», дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании ОАО «Птицефабрика «Молодежная» путем реорганизации в форме преобразования 28.04.2011 (правопредшественник - АКГУП «Птицефабрика «Молодежная»).

В 2019 году распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 26.06.2019 № 817 в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» утвержден Устав ОАО «Птицефабрика «Молодёжная» в новой редакции.

На основании внесенных изменений в Устав организационно-правовая форма Открытое акционерное общества «Птицефабрика «Молодежная» изменена на Акционерное общество «Птицефабрика «Молодежная», пакет акций (100%) находится в собственности Алтайского края.

05.06.2020 в Управление поступило заявление № 22/017/001/2020-3471 от ФИО4 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости, расположенный по адресу: Алтайский край, Первомайский район, с. Первомайское, примерно 190 м. по направлению на северо- запад от дома № 111 по ул. Ленина.

Наряду с заявлением представлены доверенность от 12.08.2019, протокол заседания Совета директоров от 26.05.2020, дополнительное соглашение к трудовому договору от 18.05.2011, технический план здания.

19.06.2020 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено на период с 19.06.2020 по 18.12.2020 по инициативе заявителя.

13.01.2021 государственным регистратором Управления ФИО5 на основании пунктов 1, 2, 5, 6, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» принято решение о приостановлении государственной регистрации права в отношении спорного объекта недвижимости, документы на который представлены с заявлением от 05.06.2020 № 22/017/001/2020- 3471.

13.01.2021 межмуниципальным Новоалтайским отделом Управления Росреестра по Алтайскому краю принято решение о приостановлении государственной регистрации прав, в адрес заявителя, действовавшего через ФИО4 - представителя по доверенности от 12.08.2019 № 126, 15.01.2021 (вх. № 4) от ответчика в адрес истца поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 № 22/017/001/2020-3471/1, в котором указаны основания для приостановления государственной регистрации права, предусмотренные пунктами 1, 2, 5, 6, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Осуществление действий по государственной регистрации приостановлено на срок до 13.04.2021.

Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в апелляционную комиссию с заявлением от 11.02.2021 исх. № 112 об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Алтайскому краю.

10.03.2021 апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Алтайскому краю вынесено решение № 22/21 - 5 об отклонении заявления ФИО6, действующего от имени заявителя об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации прав, в обоснование принятого решения указывается, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также не представлены заявление субъекта РФ - «Алтайский край» о государственной регистрации права собственности субъекта РФ и документы необходимые для государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших прав после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», перехода данного права. А также предоставление недостоверных сведений, касающихся адреса объекта недвижимости.

13.04.2021 межмуниципальным Новоалтайским отделом Росреестра по Алтайскому краю принято решение об отказе государственного кадастрового учета, в адрес заявителя, действовавшего через ФИО4 - представителя по доверенности от 12.08.2019 № 126, 14.05.2021 (вх. № 53) поступило уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14.

Основанием для принятия данного решения явилось не устранение причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, указанных в уведомлении о принятии решения, являющегося предметом оспаривания в рамках данного дела.

Посчитав решения Управления о приостановлении государственной регистрации прав от 13.01.2021 № 22/017/001/2020 - 3471/1 и об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 № 22-0-1-254/3059/2020-454/14, несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество «Птицефабрика Молодежная» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Установив, что оспариваемые решения Управления Росреестра по Алтайскому краю не соответствуют нормам Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, а также нарушают права заявителя, в частности, право на государственную регистрацию и кадастровый учет объекта недвижимого имущества, суд удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии пунктами 3, 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о которой внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона №218-ФЗ.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом (часть 1 статьи 9 Закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного: участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 12 статьи 29 Закона № 218-ФЗ приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Как следует из пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).

Как следует из материалов дела, Управление, приостанавливая, а затем и отказывая в государственной регистрации прав, сослалось на то, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; за государственной регистрацией права и государственным кадастровым учетом в отношении спорного объекта недвижимости должен был обратиться исполнительный орган субъекта Российской Федерации; документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не были представлены; сведения, касающиеся адреса объекта недвижимости, недостоверны.  Кроме того, в связи с отсутствием заявления субъекта Российской Федерации «Алтайский край» о государственной регистрации права государственной собственности субъекта Российской Федерации, также не были представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации, возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Следуя материалам дела, АО «Птицефабрика «Молодежная» создано при преобразовании унитарного предприятия в процессе приватизации в 2011 году (сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 28.04.2011).

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" созданное в результате такой реорганизации открытое акционерное общество становится правопреемником преобразованного государственного унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона.

Согласно статье 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН); государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Необходимым условием для осуществления государственной регистрации права собственности акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, является наличие на момент приватизации возникшего ранее у такого унитарного предприятия права хозяйственного ведения на соответствующий объект недвижимости.

Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета администрации Алтайского края по управлению госимуществом от 29.04.1998 № 188 имущество, находящееся на балансе птицефабрики «Молодежная», в т.ч. данный объект недвижимости, передан краевому государственному унитарному предприятию «Птицефабрика «Молодежная» в хозяйственное ведение, в последующем Алтайское краевое унитарное предприятие «Птицефабрика «Молодежная».

Право хозяйственного ведения у заявителя (Общества) на спорное здание является ранее возникшим, соответственно, и право собственности Алтайского края - ранее возникшее.

Судом установлено, что Алтайский край не регистрировал право собственности на объекты недвижимости, расположенные в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 22- 22/025-000000001895224-000, также как и право хозяйственного ведения не было зарегистрировано за унитарным предприятием «Птицефабрика Молодежная» на момент акционирования организации.

Поскольку АО «Птицефабрика «Молодежная» уже приватизировано, имущество исключено из реестра государственного имущества Алтайского края, то не представляется возможным осуществить действия по государственной регистрации ранее возникшего права собственности Алтайского края на объект недвижимости - нежилое здание, расположенный по адресу: Алтайский край, Первомайский район, с. Первомайское, примерно 190 м по направлению на северо-запад от дома № 111 по ул. Ленина.

При этом, факт приватизации, передача имущества, указанного в передаточном акте, а также использование здания АО «Птицефабрика «Молодежная» никем не оспорено.

Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, заявление о регистрации права подано Обществом на объект недвижимости, который ранее находился в хозяйственном ведении АКГУП «Птицефабрика «Молодежная» и при преобразовании последнего в акционерное Обществу передано по передаточному акту, следовательно, требование о предоставлении заявлений о государственной регистрации и государственном кадастровом учете субъекта Российской Федерации «Алтайский край», т.е. не предоставление документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует статье 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Согласно абзацу седьмому письма от 07.02.2019 № 14-01281/19 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, необходимым условием для осуществления государственной регистрации права собственности акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, является наличие на момент приватизации возникшего ранее у такого унитарного предприятия права хозяйственного ведения на соответствующий объект недвижимости. При этом, сам факт отсутствия в ЕГРН записи о зарегистрированном праве хозяйственного ведения реорганизованного юридического лица на объект недвижимости, на который зарегистрировано только право собственности публичного образования, не является основанием для приостановления государственной регистрации прав соответствующего акционерного общества, и в таком случае на государственную регистрацию должны быть представлены документы, подтверждающие наличие ранее возникшего права хозяйственного ведения.

Материалами дела подтверждается, что правообладателем спорного объекта недвижимости в настоящее время является АО «Птицефабрика Молодежная», в связи с чем, оснований для регистрации соответствующих прав за Алтайским краем или унитарным предприятием (предшественник Общества) не имеется.

С учетом изложенного, выводы Управления о наличии препятствий для осуществления государственной регистрации, являются неправомерными.

Относительно недостоверности сведений, касающихся несоответствия адреса объекта, указанного в техническом плане и передаточном акте, судом установлено следующее.

Объект - птичник № 9 изначально находился на земельном участке с кадастровым номером 22:33:010604:374. площадью 635149 кв.м., расположенном по адресу: Алтайский край, район Первомайский, с. Первомайское, примерно в 150 м по направлению на северозапад от дома 9 - а по ул. Интернациональная, в последующем данный участок в процессе хозяйственной деятельности заявителя снят с регистрационного учета, в связи с его разделом на 9 самостоятельных участков, после данного раздела местоположение объекта стало на земельном участке с кадастровым номером 22:33:000000:3042, площадью 603364 кв.м., расположенном по адресу: Алтайский край, район Первомайский, с. Первомайское, примерно 190 м. по направлению на северо - запад от дома № 111 по ул. Ленина, который в свою очередь в последующем снят с регистрационного учета в связи с его разделом на 2 земельных участка, после чего местоположение объекта стало на земельном участке с кадастровым номером 22:33:000000:3068, площадью 598235 кв.м., расположенном по адресу Российская Федерация, Алтайский край, район Первомайский, примерно 190 м по направлению на северо - запад от дома № 111 по ул. Ленина с. Первомайское, именно данный участок и указан в техническом плане здания (Птичник 9), изготовленным кадастровым инженером 29.05.2020 и сданным на государственную регистрацию заявителем 05.06.2020.

При этом, хронология, этапы разделения земельных участков, основание перемены адреса отражены в заключении кадастрового инженера.

Согласно части 9 статьи 29 Федерального закона № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

В соответствии с пунктами 218, 219 «Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее - Регламент).

Из пункта 218 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент) следует, что при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений, в частности: формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений; направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим; самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов. (часть 9 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

С учетом вышеизложенного, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что государственным регистратором самостоятельно должны были быть осуществлены действия о запросе сведений, объясняющие факт разночтения адресов объекта, которые он обязан совершить в соответствии с Регламентом, что в данном случае государственным регистратором сделано не было.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Давая правовую оценку заявлению общества, принимая во внимание, что Управлением Россреестра по Алтайскому краю не доказаны обстоятельства, на основании которых заявителю отказано в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете спорного объекта недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции также считает, что оспариваемые решения Управления Росреестра по Алтайскому краю не соответствуют нормам Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, а также нарушают права заявителя, в частности, право на государственную регистрацию и кадастровый учет объекта недвижимого имущества.

Оценивая доводы апеллянта суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, содержания отказа и иных доказательств, представленных участвующими в деле лицами, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ним причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у управления отсутствовали препятствий для государственной регистрации, правомерность вынесения решения об отказе в государственной регистрации по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.

С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе управления судом апелляционной инстанции не распределяются.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд                            

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.10.2021 по делу № А03-5288/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий 

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3