ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-11432/18 от 20.03.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А67-9547/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Бородулиной И. И., Скачковой О. А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н. В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Томской области (№ 07АП-11432/2018(2)) на решение от 21.01.2019 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-9547/2018 (судья Ломиворотов Л. М.)  по заявлению Областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (ИНН 7017048469, ОГРН 1027000879267; 634041, г. Томск, ул. Тверская, д. 74) к Управлению Федерального казначейства по Томской области (ИНН 7021016928, ОГРН 1027000908010; 634034, г. Томск, пр. Ленина, д. 27) о признании недействительным предписания № 65-21-15/2759 от 20.07.2018.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Бондаренко Елена Абрамовна, Николаева Анна Яковлевна, Гореликова Лидия Ильинична, Григорьева Любовь Ивановна, Волкова Галина Петровна, Апет Елена Борисовна, Аксенова Антонина Афанасьевна.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Теплякова И. Б. по дов. от 09.01.2019,

от заинтересованного лица: Педяш И. В. по дов. от 25.12.2018,

от третьих лиц: Бондаренко Елена Абрамовна, от иных третьих лиц: без участия,

У С Т А Н О В И Л:

областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – ОГКУ  «ЦСПН по оплате ЖКУ», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Томской области (далее – УФК по Томской области, управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания № 65-21-15/2759 от 20.07.2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Бондаренко Елена Абрамовна, Николаева Анна Яковлевна, Гореликова Лидия Ильинична, Григорьева Любовь Ивановна, Волкова Галина Петровна, Апет Елена Борисовна, Аксенова Антонина Афанасьевна

Решением Арбитражного суда Томской области от 21.01.2019 требования удовлетворены, предписание УФК по Томской области № 65-21- 15/2759 от 20.07.2018 признано недействительным.

Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на пункт 2 Правил № 92, где применительно к рассматриваемой категории граждан – одиноко проживающих, указана социальная норма площади для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м. общей площади жилого помещения; минимальный размер взноса на капитальный ремонт составляет 6, 55 руб. за один кв.м. общей площади помещения в МКД; возмещение производится после выполнения собственником жилого помещения своей обязанности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт; положения части 2.1. статьи 169 ЖК РФ, Правила № 92. В судебном заседании доводы жалобы представителем поддержаны.

Учреждение в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами жалобы не соглашается, его представитель в судебном заседании, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступали.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в  соответствии с пунктом 38 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, пунктом 5 Плана контрольных  мероприятий УФК по Томской области, в соответствии с поручением Федерального казначейства «О направлении централизованного задания» от 23.01.2018 № 07-04-05/17-942, на основании приказа УФК по Томской области от 24.05.2018 № 277 с 24.05.2018 по 18.06.2018 проведена выездная проверка ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» по теме: «Проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2017 № 92» в 2017 году.

По результатам проверки 18.06.2018 составлен акт выездной проверки, из которого следует, что в ходе проверки выборочно проверены личные дела 60 граждан, получивших компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Проверкой установлена недоплата компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт 7 гражданам (Бондаренко Е.А., Николаевой АЯ., Гореликовой Л.И., Григорьевой Л.И., Волковой Г.П., Апет Е.Б., Аксеновой А.А.) на сумму 1 347,01 руб.

20.07.2018 УФК по Томской области выдано предписание № 65-21-15/2759, которым ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» в целях устранения выявленных нарушений предписано произвести выплату суммы недоплаты компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе Бондаренко Е.А., Николаевой АЯ., Гореликовой Л.И., Григорьевой Л.И., Волковой Г.П., Апет Е.Б., Аксеновой А.А., в общей сумме 1 347,01 руб. до 24.08.2018.

Учреждение, не согласившись с вынесенным предписанием № 65-21-15/2759 от 20.07.2018 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации) (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Согласно части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее– ЖК РФ) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

В целях установления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, принят Закон Томской области от 13.04.2016 № 23-ОЗ «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт для отдельных категорий граждан» (далее – Закон Томской области № 23-ОЗ).

Согласно статьи 3 Закон Томской области № 23-ОЗ компенсация расходов предоставляется в форме ежемесячной денежной выплаты.

 Размер ежемесячной денежной выплаты для граждан, достигших возраста 70 лет, составляет 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Томской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Администрацией Томской области для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер ежемесячной денежной выплаты для граждан, достигших возраста 80 лет, составляет 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Томской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Администрацией Томской области для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Таким образом, Законом Томской области № 23-ОЗ установлено ограничение в виде предельного размера компенсации, который для граждан достигших возраста 70 лет, составляет не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Томской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Администрацией Томской области для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, положения данного закона не содержат ограничения относительно минимальной суммы компенсации и не связывает размер её выплаты с региональным стандартом нормативной площади жилого помещения.

Ссылка УФК по Томской области на часть 2.1 статьи 169 ЖК РФ судом правомерно отклонена, поскольку данная норма носит общий характер и не ограничивает возможность компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного, исходя из фактически занимаемой площади в случае, если она менее размера регионального стандарта нормативной площади, что соответствует компенсационному характеру данных выплат и порядку расчета платы за капитальный ремонт (исходя из занимаемой общей площади помещения).

Таким образом, предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в форме ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной в размере 50% (100%) взноса на занимаемую площадь жилого помещения, и составляющей не более 50% (100%) указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Томской области и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Администрацией Томской области для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не противоречит части 2.1 статьи 169 ЖК РФ и не устанавливает отличные от предусмотренных федеральным законодательством условия предоставления федеральных гарантий.

Данный подход к определению размера компенсации расходов соответствует нормам жилищного законодательства и принципам эффективности использования бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции дана правильная оценка примененным нормативным правовым актам и обстоятельствам дела и заявленные требования учреждения о признании недействительным оспариваемого предписания управления правомерно удовлетворены.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

          Руководствуясь статьями  258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                               П О С Т А Н О В И Л:

решение от 21.01.2019 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-9547/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Томской области – без удовлетворения.

   Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий                                                          С. В. Кривошеина

Судьи                                                                                         И. И. Бородулина

                                                                                                               О. А. Скачкова