ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-11547/16 от 03.03.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А03-1802/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2017 г.

Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2017 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полосина А.Л.

судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от заинтересованного лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай», г. Барнаул (№ 07АП-11547/16)

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 26 октября 2016 года по делу № А03-1802/2016 (судья Трибуналова О.В.)

по заявлению Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай», г. Барнаул (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края, г. Барнаул (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным акта выездной проверки ведущего специалиста – эксперта отдела выездных проверок ФИО1 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от 27.11.2015 года № 032 009 15 АВ 0001031; о признании незаконным решения заместителя начальника Управления ФИО2 от 24.12.2015 года № 03200915РВ0000873 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

У С Т А Н О В И Л:

Автономная некоммерческая организация Волейбольный Клуб «Алтай» (далее по тексту – заявитель, АНО ВК «Алтай», Клуб, Организация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 24.12.2015 года № 03200915РВ0000873 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов при применении пониженных тарифов страховых взносов, назначения штрафа на страховую часть в размере 22 629,49 руб., в ФФОМС в размере 57 705,19 руб., итого 80 334,68 руб., начисления пеней на страховую часть в размере 14 138 руб., в ФФОМС в размере 38 285,21 руб., итого 52 423,21 руб., недоимки на страховую часть в размере 113 147,46 руб., в ФФОМС в размере 288 525,96 руб., итого 401 673,42 руб.; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай».

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены частично: решение Управления от 24.12.2015 года № 03200915РВ0000873 в части привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 47 частью 1 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов при применении пониженных тарифов страховых взносов, назначения штрафа на страховую часть в размере 20 366,05 руб., в ФФОМС в размере 51 934,67 руб., итого 72 301,21 руб., признано незаконным и отменено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АНО ВК «Алтай» обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2016 года отменить в части отказанных в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права и неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что выводы суда первой инстанции основаны, в первую очередь, на неправильном определении организационно-правовой формы заявителя как «автономное учреждение»; полагает, что, являясь автономной некоммерческой организацией, имеет право на применение пониженного тарифа согласно пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ; в оспариваемом ненормативном акте Пенсионного фонда обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий (бездействия) организации и ее виновности в совершении правонарушения не изложены, отсутствует описание события вмененного страхователю правонарушения.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представил.

Определением от 11 января 2017 года рассмотрение апелляционной жалобы Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай» отложено до 03 февраля 2017 года в порядке статьи 158 АПК РФ. Определением от 03 февраля 2017 года рассмотрение апелляционной жалобы Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай» отложено до 03 марта 2017 года в порядке статьи 158 АПК РФ.

Определением от 03 марта 2017 года заместителя председателя Седьмого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Марченко Н.В. в связи с нахождением ее в очередном отпуске на судью Усанину Н.А., рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2016 года в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены решения суда первой инстанции в части.

Как следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация Волейбольный Клуб «Алтай» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.

В период с 16.09.2015 года по 13.11.2015 года Управлением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай» за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АНО ВК «АЛТАЙ» следует, что основным видом экономической деятельности заявлена прочая деятельность в области спорта ОКВЭД - 92.62.

В ходе проверки правильности определения объекта и базы для начисления страховых взносов за 2012-2014 годы установлены факты нарушения законодательства, а именно:

1. В 2012-2013 годы АНО ВК «Алтай» заключало гражданско-правовые договоры - договоры возмездного оказания услуг с физическими лицами. Фактическое выполнение работ подтверждено актами приема-сдачи оказанных услуг, оказанных по договору, заключенному на время выполнения определенной работы.

На основании «Положения о чемпионате России по волейболу среди женских команд», размещение и проезд иногородних судей оплачивается по фактическим затратам с учетом статьи 12.6 Регламента ВФВ (Всероссийской Федерации Волейбола). Команда-хозяин обеспечивает приезжих судей питанием со средними нормами потребления, без содержания алкогольных напитков. Согласно предоставленным авансовым отчетам (приложение 5) АНО ВК «Алтай» возместило приезжим судьям фактически подтвержденные транспортные расходы. А также были выплачены суточные за время пути. На момент принятия авансовых отчетов, с приезжими наемными работниками уже были заключены договоры возмездного оказания услуг.

В нарушение статьи 7 Закона № 212-ФЗ в 2011-2013 годы не включены в объект обложения страховыми взносами суммы в виде суточных, выплаченные АНО ВК «Алтай» физическим лицам, оказавшим услуги по договорам возмездного оказания услуг, при направлении их в командировку в размере 2800,00 руб.

Данные нарушения подтверждаются авансовыми отчетами от 10.05.2012 года № 16, от 29.10.2013 года № 45 с документами подтверждающими расходы, командировочными удостоверениями, договорами возмездного оказания услуг от 20.04.2012 года № 6, от 20.04.2012 года № 4, от 20.04.2012 года № 3, от 20.04.2012 года № 7, от 20.04.2012 года № 5 от 20.04.2012 года № 2 от 03.10.2013 года № б/н, от 09.04.2013 года № 35, № 33, № 32, № 34, № 37 расчетно- платежными ведомостями за апрель 2012 года, апрель 2013 года, октябрь 2012 года, карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012-2013 годы, расчетными листками за апрель 2012 года, за апрель 2013 года, за октябрь 2013 года (приложение 20 к акту выездной проверки № 032 009 15 АВ 0001031 от 27.11.2015 года).

В нарушение статьи 8 Закона № 212-ФЗ, установлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 2800,00 руб., в том числе: в 2012 году на 1000,00 руб., в 2013 году на 1800,00 руб. (приложения 1/1, 1/2,1/3).

2. Выявлено занижение базы для начисления страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за апрель 2012 года - 1000 руб., за апрель 2013 года – 1200 руб., за октябрь 2013 года – 600 руб.; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за апрель 2012 года - 1000 руб., за апрель 2013 года – 1200 руб., за октябрь 2013 года – 600 руб.

В 2012-2014 году АНО ВК «Алтай» на основании пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ применяло пониженные тарифы страховых взносов установленные для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) которых является, в том числе прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62).

В представленных в Управление расчетах по форме РСВ-1 ПФР за 2012-2014 годы в подразделе 3.6 указано, что доля доходов, определяемая в целях применения тарифов страховых взносов, составляет 100 процентов (с учетом субсидий из краевого бюджета).

В ходе проверки установлено: в 2012 году общая сумма доходов составила 3 925 000 руб., в том числе субсидии из бюджета на ведение уставной деятельности в размере 3 575 000 руб., что составляет 91,11% от общей суммы полученных доходов, внебюджетные средства (гранты, благотворительные пожертвования, суммы, полученные по договорам на организацию и проведения финальных туров по волейболу среди женских команд) в размере 350 000 руб., что составляет 0,09 % от общей суммы полученных доходов; в 2013 году общая сумма доходов составила 4 274 115 руб., в том числе субсидии из бюджета на ведение уставной деятельности в размере 3 608 000 руб., что составляет 84,42 % от общей суммы полученных доходов, внебюджетные средства в размере 666 115 руб., что составляет 15,58% от общей суммы полученных доходов; в 2014 году общая сумма доходов составила 4 539 733 руб., в том числе субсидии из бюджета на ведение уставной деятельности в размере 4 037 773 руб., что составляет 88,95 % от общей суммы полученных доходов, внебюджетные средства в размере 501960 руб., что составляет 11,06% от общей суммы полученных доходов.

За счет поступающих субсидий из бюджета формировался фонд оплаты труда и начислялись страховые взносы, так в 2012 году фонд оплаты труда составил 1 919 808,00 руб., в 2013 году – 1 991 582,31 руб., в 2014 году – 1 882 905,60 руб.

Управление в ходе проведения проверки выявило, что АНО ВК «Алтай» не выполнило условие о доле доходов от осуществления основного вида деятельности, (приложение 17,18,19 к акту выездной проверки к акту выездной проверки № 032 009 15 АВ 0001031 от 27.11.2015 года). АНО ВК «Алтай» неправомерно применяло пониженные тарифы страховых взносов.

Данное нарушение подтверждается документами, представленными АНО ВК «Алтай» согласно требованию о представлении документов Управления от 16.09.2015 года № 032 009 15 ВР 0000947, расчетными ведомостями по организации (помесячно) за 2012-2014 годы трудовыми договорами, карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений за 2012-2014 годы, книгами учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2012-2014 годы, карточкой счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за 2012-2014 годы, карточкой счета 86/01 «Целевое финансирование из бюджета» за 2012-2014 годы, карточкой счета 86/02 «Прочие поступления» за 2012-2014 годы, оборотно-сальдовой ведомостью по всем счетам за 2012 год, 2013 год, 2014 год, отчетом о финансовых результатах деятельности учреждения форма 721) на 01.01.2012 года, на 01.01.2014 года, на 01.01.2015 года, отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 737) на 01.01.2012 года, на 01.01.2014 года, на 01.01.2015 года, соглашением № 15-с от 10.01.2012 года, № 15-с от 09.01.2013 года, № 15-с от 09.01.2014 года, договор № 3 от 10.04.2013 года, № 1 от 10.04.2013 года, № 1 от 30.10.2013 года, №5 от 10.04.2013 года, № 3 от 30.10.2013 года, № 2 от 10.04.2013 года, № 98 от 04.02.2013 года, №№ 90 от 09.01.2014 года, договор оказания услуг № 633/12 от 02.07.2012 года, № 632/12 от 02.07.2012 года, представленными для проверки договорами возмездного оказания услуг.

В результате нарушений общая сумма неуплаченных страховых взносов составила 402 432,22 руб.

2.2. При проверке полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального Закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ страхователем представлены недостоверные индивидуальные сведения, в части начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

- за полугодие 2012 года на: ФИО3 - страховой номер индивидуального лицевого счета - <***> (далее по тексту - СНИЛС); ФИО4 - СНИЛС - <***>; ФИО5 - СНИЛС - <***>; ФИО6 - СНИЛС - <***>; ФИО7 - СНИЛС - <***>;

за полугодие 2013 года на: ФИО7 - СНИЛС - <***>; ФИО8 - СНИЛС - <***>; ФИО9 - СНИЛС - <***>; ФИО3 - СНИЛС - <***>; ФИО10 - СНИЛС - <***>; ФИО4 - СНИЛС - <***>;

- за 2013 год на: ФИО11 - СНИЛС - 021 -574-592 38; ФИО12 - СНИЛС - <***>; ФИО4 - СНИЛС - <***> – получивших доход.

- за 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год (приложение 5,6,7,8 к акту выездной проверки № 032 009 15 АВ 0001031 от 27.11.2015 года);

- за 1 квартал 2013 года, полугодие 2013 года, 9 месяцев 2013 года, 2013 год (приложение 9,10,11,12 к акту выездной проверки № 032 009 15 АВ 0001031 от 27.11.2015 года);

- за 1 квартал 2014 года, полугодие 2014 года, 9 месяцев 2014 года, 2014 год по основанием (приложение 13,14,15,16 к акту выездной проверки № 032 009 15 АВ 0001031 от 27.11.2015 года).

Управлением в результате проверки выявлена недоимка, а именно:

1. По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 113763,46 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года, в том числе неуплаченные страховые взносы 113763,46 руб., из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 113763,46 руб.

2. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 288668,76 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года, в том числе неуплаченные страховые взносы 288668,76 руб., из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 288668,76 руб.

По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 27.11.2015 года № 032 009 15 АВ 0001031.

АНО ВК «Алтай» представила в УПФР в г. Барнауле Алтайского края письменные возражения по акту выездной проверки от 27.11.2015 года № 032 009 15 АВ 0001031 (входящий №48163 от 14.12.2015 года), в которых выразила свое несогласие с выводами, изложенными в указанном акте.

24.12.2015 года заместителем начальника УПФР в г. Барнауле Алтайского края рассмотрены материалы выездной проверки, возражения Организации, вынесено решение № 03200915РВ0000873 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому плательщик страховых взносов привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 47 частью 1 Закона № 212-ФЗ за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 80486,44 руб., пени в сумм 52668,34 руб. (на страховую часть - 14138,36 руб., на накопительную часть – 12,84 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 38337,14 руб.).

Указанным решением заявителю предложено уплатить в добровольном порядке недоимку в размере 402432,22 руб., в том числе: 113643,46 руб. на страховую часть, 12 руб. на накопительную часть, 288668,76 руб. на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.

Не согласившись с принятым Управлением решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его недействительным в части привлечения к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов в связи с неправомерным применением пониженного тарифа, что повлекло начисление страховых взносов, штрафа и пени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного закона (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с подпунктом "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, указанная система, в частности, применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которого является прочая деятельность в области спорта.

Для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в пункте 8 части 1 статьи 58, в течение 2012 - 2018 годов применяется пониженный тариф страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 0% (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).

Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, т.е. доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

В том числе, в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

То есть при правильном применении указанной нормы права к установленным по делу обстоятельствам, необходимо исключить суммы целевого финансирования из объекта налогообложения.

После исключения этих сумм из остальных доходов организации формируется налоговая база. У организации (что не отрицает Управление) все указанные доходы были получены от основной деятельности, что соответствует установленному критерию применения льготного тарифа (не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ).

Критикуя названную позицию, Управление настаивает на ином порядке определения общего объема доходов, полагая, что в него следует включать целевое финансирование, и определять долю для применения льготного тарифа в определенном таким образом общем объеме доходов.

Между тем, эта позиция не учитывает положений названных выше норм, в частности, положений статьи 346.15 НК РФ, в силу которой целевые поступления исключаются в принципе из объекта налогообложения.

При этом Управление полагает, что отсутствует еще один из критериев, позволяющих организации применить пониженный тариф страховых взносов - деятельность организации не может быть расценена, как прочая деятельность в области спорта.

АНО ВК «Алтай» относится к субъектам массового спорта, что подтверждается пунктом 2.1 устава Организации, договорами целевого финансирования социально-значимого проекта в сфере деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций от 29.06.2012 года, 31.05.2013 года, 06.06.2014 года, договорами оказания услуг от 02.07.2012 года, договорами о предоставлении субсидий, Регламентом организации и проведения чемпионатов России и Кубков России по волейболу, оформления лицензий, переходов, трансферных сертификатов Всероссийской Федерации волейбола от 22.05.2007 года, в котором обозначено, что Федерация осуществляет руководство Чемпионатом России, АНО ВК «Алтай» - выступает, то есть организатором является Федерация. Кроме того, организация является социально-ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей социально-значимую деятельность, что подтверждается сведениями Краевого реестра социально-ориентированных некоммерческих организаций-получателей государственной поддержки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) профессиональный спорт представляет собой часть спорта, направленную на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

Массовым спортом является часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Таким образом, если использовать названные понятия для определения направленности деятельности организация, то для организаций профессионального спорта деятельностью является организации и проведение соревнований. Для массового спорта определяющим является участие в таких соревнованиях, как индивидуальное, так и коллективное, в том числе командное. При этом если команда, принимающая участие в массовых мероприятиях, организована и финансируется за счет средств некоммерческой организации (вне зависимости от источника этих средств), такая некоммерческая организация вследствие этого не приобретает статус профессионального организатора соревнований.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае документальное подтверждение осуществления Организацией деятельности, направленной на организацию и проведение спортивных соревнований, не предоставлено, в связи с чем приходит к выводу об отнесении Организации к субъектам массового спорта.

Более того, законодателем для определения права организации на применение пониженного тарифа не употребляется понятие "массовый спорт", а применен иной термин "прочая деятельность в области спорта", которому определение не дано.

Управление, противопоставляя два понятия "профессиональный спорт" и "прочая деятельность в области спорта" (понимая под таковой массовый спорт), полагает эти понятия одноуровневыми и сравнимыми, что неверно.

В Общероссийском классификаторе видов деятельности, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 года № 454-ст (далее - ОКВЭД), в разделе "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг по коду 92.6 фигурирует "Деятельность в области спорта", в подкодах - 92.61 "Деятельность спортивных объектов", 92.62 "Прочая деятельность в области спорта", таким образом, классификатор не выделяет такие виды деятельности, как массовый, и профессиональный спорт, а следовательно, при определении права на льготу, предусмотренную нормой подпункта "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, отсылающей к классификатору - такому виду деятельности, как "прочая деятельность в области спора", Управление не вправе руководствоваться иным критерием, иное означает подмену понятий.

Поэтому к толкованию нормы закона в этой части возможно применить следующие принципы.

Целевое толкование нормы пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ позволяет прийти к выводу, что установление пониженного тарифа на период 2012 - 2027 годы предназначается для поддержки социально ориентированных организаций, чьи доходы получены в подавляющей части (установлен критерий 70%) именно от осуществления названной деятельности. Тот факт, что эта деятельность приносит доход, и соответственно, этот доход используется некоммерческой организацией на свои цели, в частности на содержание наемного персонала, соответственно, таким образом, является не препятствием, а прямым условием применения льготы, и только этот фактор принимается во внимание.

Тот факт, что кроме таких источников некоммерческие организации имеют иные источники осуществления деятельности, будь то взносы или пожертвования, в том числе получаемые из бюджета целевые поступления, соответственно, не влияет на реализацию указанного права на льготу.

Суд апелляционной инстанции полагает, что исходя из названных целей целевые поступления, в том числе бюджетные, законодателем выведены из объекта налогообложения (объекта обложения страховыми взносами), как не влияющие на условия получения льготы.

Иное толкование не позволит некоммерческим организациям, получение дохода для которых в принципе не может являться основной деятельностью (части 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), которые, соответственно, имеют возможность осуществлять социально значимую деятельность в основном за счет поступлений (от учредителей, бюджета и сторонних организаций (благотворительные и т.п. взносы и пожертвования), воспользоваться льготами, поскольку целевые поступления, рассматриваемые как доходы, как правило, будут при таком подходе превалировать в сумме доходов.

Примененный Управлением подход не учитывает направленность подобной льготы - социальная поддержка (в виде снижения налогового бремени (в том числе уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование) тех организаций, чья деятельность отвечает целям, для которых они созданы - удовлетворение общественных потребностей в образовательных целях, целях развития культуры и массового спорта.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 14.02.2017 года № 310-КГ16-16642.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о наличии у заявителя права и на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.

Учитывая изложенное, имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, в соответствии с пунктом 3 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ и принятию в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по первой и апелляционной инстанциям относятся на заинтересованное лицо.

В порядке статьи 104 АПК РФ апеллянту надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 23.11.2016 года № 127 государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2016 года по делу № А03-1802/2016 отменить в части отказа в удовлетворении требований Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай» о признании незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от 24.12.2015 года № 03200915РВ0000873 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления пеней на страховую часть в размере 14 138 руб., в ФФОМС в размере 38 285,21 руб., итого 52 423,21 руб., недоимки на страховую часть в размере 113 147,46 руб., в ФФОМС в размере 288 525,96 руб., штрафа в размере 8033,47 руб.

Принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай» требований.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Автономной некоммерческой организации Волейбольный Клуб «Алтай».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий: Полосин А.Л.

Судьи: Бородулина И.И.

Усанина Н.А.