ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-1198/17 от 29.03.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А45-23224/2016

05.04.2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2017

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Павлюк Т. В.

судей: Марченко Н.В.

Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.

при участии:

от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью "Продюсерский центр Продвижение- Новосибирск" (07ап-1198/17)

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.12.2016 по делу № А45-23224/2016 (судья Нахимович Е.А.)

по иску общества с ограниченной ответственностью "Продюсерский центр Продвижение- Новосибирск", г Новосибирск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании решения от 05.08.2016 г. № 55/16 незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Продюсерский центр Продвижение-Новосибирск" (далее – заявитель, общество, ООО "Продюсерский центр Продвижение-Новосибирск") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 05.08.2016 г. № 55/16 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, антимонопольный орган) незаконным.

Решением суда от 19.12.2016 (резолютивная часть объявлена судом 12.12.2016) в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неприменением закона, подлежащего применению, неверным толкованием закона. Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.

Заинтересованное лицо в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физических лиц (вх.№ 1980э от 10.05.16г., вх. № 4192 от 12.05.16г., вх.№ 9842 от 26.10.15г., вх.№ 10706 от 20.11.15г., вх.№ 1990 от 10.03.16г., вх.№ 2189 от 16.03.16г., вх.№ 2190 от 16.03.16г., вх. № 2933 от 05.04.16г., вх.№ 1305э от 31.03.16г., вх.№ 1366э от 05.04.16г., вх.№ 3067 от 08.04.16г. вх.№ 1367э от 05.04.16г., вх.№ 3068 от 08.04.16г.).

Согласно перечисленным заявлениям в лифтах многоквартирных жилых; домов, по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д.100, д. 100/2 размещалась реклама следующего содержания: «Едешь домой голодный? Закажи! Горячая пицца прямо из печи от 330 р. С бесплатной доставкой в Вашем районе! Скажи пароль «май» и получи напиток бесплатно! Звони! 207- 55-57 Адрес кафе: Дачная, д.38 к.1. Наш сайт: americano-pizza.ru», с изображением пиццы, без указания сведений о продавце товаров.

Так же, в адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физических лиц по факту размещения рекламных плакатов в лифтах многоквартирных жилых домов по адресу: г.Новосибирск, ул. Красный проспект, д.159 (вх.№ 9842 от 26.10.15г.) следующего содержания: «Доставка «Сушман и Пиццман» 319-55-55 более 200 блюд на сайте yagoloden.ru скидка на роллы 50% назови кодовое слово «лифт» и получи печенье с предсказанием к заказу Бесплатно»; г. Новосибирск ул. Бориса Богаткова, д. 210 (вх.№ 10706 от 20.11.15г.) следующего содержания: «www.pampersok.ru ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯПОНСКАЯ И КОРЕЙСКАЯ БЫТОВАЯ ХИМИЯ ЯПОНСКИЕ ПОДГУЗНИКИ НИЗКИЕ ЦЕНЫ БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА ул. Кошурникова, 24/1 маг. «Горожанка» 286-08-08», «ДАВАЙСУШИ.РФ2 58-41-44 Скидка при самовывозе 15% Большая мамочка 3160г за 1500 руб. Красавчик 1960г за 999 руб. Большая Пицца от 299 руб. закажи две и получи ПЕППЕРОНИ В ПОДАРОК! ул. Кошурникова 22/1»; г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д.100, д.100/2 (вх.№ 1990 от 10.03.16г.) следующего содержания: «Самосвал вывоз снега, мусора очистка территории от снега камаз от 1 до 10 тонн доставка перегной торф земля песок отсев пгс дрова щебень 8-913- 466-4455 Алексей». В указанной рекламе Новосибирским УФАС России в качестве рекламы товаров при дистанционном способе продажи расценена реклама о доставке перегноя, торфа, земли, песка, отсева, пгс, дров, щебня. По адресам: г. Новосибирск, ул. Рассветная, д. 6, (вх.№ 2189 от 16.03.16г.) следующего содержания: «Горводомонтаж системы водоснабжения и отопления +7 (383) 383-05-67 замена труб Кухня+ванная+ туалет водоснабжение от 7000р. канализация от 3000р. Акция! При заказе комплекса работ- счетчики в ПОДАРОК! Радиаторы отопления Замена старого радиатора на новый БИМЕТАЛЛ от 2000р. При покупке радиатора у нас СКИДКА на монтажные работы и БЕСПЛАТНАЯ доставка! счетчики воды Установка от 1995р./шт. ПОД КЛЮЧ. Поверка 6 лет. Поверка НА ДОМУ без снятия и срыва пломб. От 595р./шт. Не прошел проверку- деньги не возьмем в случае замены не прошедшего поверку прибора учета специалистом СО Горводомонтаж г. Новосибирск, ул. Д.Ковальчук 183а gorvodocanal.ru бесплатный выезд_ лучшие специалисты_ страховка на 1 000 000 р. гарантия до 25 лет»; г. Новосибирск, ул. Рассветная, д. 6 (вх.№ 2190 от 16.03.16г.) следующего содержания: «Новые чугунные ванны Все ванны с белоснежной эмалью Производство: ОАО «Завод Универсал» г.Новокузнецк Гарантия на ванны 3 года!!! Доставка/установка демонтаж/вывоз старой ванны новые унитазы замена, доставка/установка www.sstk.su Новый адрес: ул.Красный Проспект 220/5 оф.4 375-0-372»; г. Новосибирск, ул. Красный проспект д.100, д. 100/2 (вх. № 2933 от 05.04.16г., вх.№ 1305э от 31.03.16г.) следующего содержания: «Новые чугунные ванны Все ванны с белоснежной эмалью Производство: ОАО «Завод Универсал» г. Новокузнецк Гарантия на ванны 3 года!!! Доставка/установка демонтаж/вывоз старой ванны новые унитазы замена, доставка/установка www.sstk.su Новый адрес: ул. Красный Проспект 220/5 оф.4 375-0-372», г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д.100, 100/2 (вх.№ 1366э от 05.04.16г., вх.№ 3067 от 08.04.16г.) следующего содержания: «Японские подгузники с доставкой на дом! И другие товары для новорождённых merries 1348 р moony 1319 р goon 1348 р цены указаны со скидкой Закажи в апреле и получи скидку постоянного клиента! Всё-маме интернет-магазин товаров для детей vse-mame.ru (383) 239-53-34», г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д.100, 100/2 (вх.№ 1367э от 05.04.16г., вх.№ 3068 от 08.04.16г.) следующего содержания: «от 139р_ ДОСТАВКА СУШИЛАЙК.СОМ ТЕЛ.: 38-171-98 ДОСТАВКА 1 кг СУШИ 399р», без указания сведений о продавце товаров.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 05.08.2016г. по делу № 55/16 общество с ограниченной ответственностью «Продюссерский центр ПРОдвижение-Новосибирск» признано нарушившим требования ст.8 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. (далее – Закон о рекламе), а распространенная им реклама признана ненадлежащей.

Не согласившись с решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Управления ФАС законодательству о рекламе и об отсутствии оснований для признания его недействительным.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Отношения в сфере рекламы регламентируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 38-ФЗ рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы «понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем».

Статьей 5 Федерального закона № 38-ФЗ установлены общие требования к рекламе.

В пункте 11 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ установлено, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункты 1, 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом), определено, что продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайтах и так далее, суд установил, что в данном случае при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.

В силу требований ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (ОГРН); фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Закона о рекламе.

Следовательно, как справедливо указал суд первой инстанции, вывод административного органа о том, что спорная реклама, является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи, в которой отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу статьи 8 Закона N 38-ФЗ, что указывает на нарушение данной нормы Закона о рекламе, является верным.

Согласно п.7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Продюсерский центр ПРОдвижение - Новосибирск» представило в адрес Новосибирского УФАС России: - Договор на оказание рекламно-информационных услуг № 00318/15ПРО-Н от 16.10.2015г., заключенный с ООО «Антураж» (вх.№ 544 от 26.01.16г.) на размещение рекламного объявления: «www.pampersok.ruТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯПОНСКАЯ И КОРЕЙСКАЯ БЫТОВАЯ ХИМИЯ ЯПОНСКИЕ ПОДГУЗНИКИ НИЗКИЕ ЦЕНЫ БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА ул. Кошурникова, 24/1 маг. «Горожанка» 286-08-08», Договор на оказание рекламно-информационных услуг № 611/ПРО-Н/2015, заключенный между ООО ПЦ «Продвижение-Новокузнецк» и ООО «СУШМАН и ПИЦЦМАН». (вх.№ 10427 от 12.11.15г.) на размещение рекламного объявления: «Доставка «Сушман и Пиццман» 319-55-55 более 200 блюд на сайте ya-goloden.ru скидка на роллы 50% назови кодовое слово «лифт» и получи печенье с предсказанием к заказу Бесплатно», Договор на оказание рекламно-информационных услуг № 0458/2016 ПРО-Н от 25.02.2016г., заключенный с ООО «Сибсантехкомплект» (вх.№ 2943 от 05.04.16г.) на размещение рекламного объявления: «Новые чугунные ванны Все ванны с белоснежной эмалью Производство: ОАО «Завод Универсал» г. Новокузнецк Гарантия на ванны 3 года!!!Доставка/установка демонтаж/вывоз старой ванны новые унитазы замена, доставка/установка www.sstk.su Новый адрес: ул. Красный Проспект 220/5 оф.475-0-372», Договор на оказание рекламно-информационных услуг № 0431/2016 ПРО-Н от 28.02.2016г., заключенный с ООО «КрафтИнжиниренг» (вх.№ 2943 от 05.04.16г.) на размещение рекламного объявления: «Горводомонтаж системы водоснабжения и отопления+7 (383) 383-05-67 замена труб -Кухня+ванная+ туалет водоснабжение от 7000р.канализация от 3000р.Акция! При заказе комплекса работ счетчики в ПОДАРОК! Радиаторы отопления Замена старого радиатора на новый БИМЕТАЛЛ от 2000р. При покупке радиатора у нас СКИДКА на монтажные работы и БЕСПЛАТНАЯ доставка! счетчики воды Установка от 1995р./шт. ПОД КЛЮЧ. Поверка 6 лет. Поверка НА ДОМУ без снятия и срыва пломб. От 595р./шт.Не прошел проверку- деньги не возьмем в случае замены не прошедшего поверку прибора учета специалистом СО Горводомонтаж г. Новосибирск, ул. Д.Ковальчук 183а gorvodocanal.ru бесплатный выезд лучшие специалисты страховка на 1 000 000 р. гарантия до 25 лет», Договор на размещение рекламных объявлений следующего содержания: «Японские подгузники с доставкой на дом! И другие товары для новорождённых merries 1348 р moony 1319 р goon 1348 р цены указаны со скидкой Закажи в апреле и получи скидку постоянного клиента! Всё-маме интернет-магазин товаров для детей vse-mame.ru (383) 239-53-34», «от 139р ДОСТАВКА СУШИЛАЙК. СОМ ТЕЛ.: 38-171-98 ДОСТАВКА1 кг СУШИ 399р», «ДАВАЙСУШИ.РФ258-41-44Скидка при самовывозе 15%Большая мамочка 3160г за 1500 руб. Красавчик 1960г за 999 руб. Большая Пицца от 299 руб. закажи две и получи ПЕППЕРОНИ В ПОДАРОК! ул. Кошурникова 22/1» в материалах дела отсутствуют.

На основании п. 1.1 ч. 1 указанных Договоров, ООО ПЦ «ПРОдвижение- Новосибирск» является Исполнителем и принимает на себя обязательства по размещению графических рекламных материалов в кабинах пассажирских лифтов в жилых домах города Новосибирска по дислокации, предложенной по заданию Заказчика.

Заказчик несет полую ответственность перед Исполнителем и третьими лицами за содержание представленных Исполнителю графических материалов и информации, необходимых для оказания услуг по Договору (п. 7.1 ч. 7 Договора).

При этом ООО «ПЦ ПРОдвижение-Новосибирск» - рекламораспространитель является профессиональным участником рынка услуг по распространению рекламы и обязан знать и выполнять обязательные требования, предъявляемые законодательством к распространению рекламы.

Более того, в соответствии со ст.13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Исходя из положений названной нормы права на рекламораспространителя возложена обязанность проверять рекламу на соответствие обязательным требованиям к рекламе, в связи с чем рекламораспространителю предоставлено право требовать у рекламодателя сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе, а на рекламодателя возложена обязанность предоставлять такие сведения.

Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается, что решением Новосибирского УФАС России от 05.08.2016г. по делу № 55/16 ООО «ПЦ ПРОдвижение-Новосибирск» законно и обоснованно признано нарушившим ст. 8 Закона о рекламе, а распространенная им реклама, которая указана выше, признана ненадлежащей.

По мнению заявителя, материалы, полученные в ходе проверки и решение, вынесенное по ее результатам, не могут быть использованы в качестве доказательства виновности лица в совершении административного правонарушения, ввиду нарушения антимонопольным органом Федерального закона № 294-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, с такой позицией апеллянта согласиться не может.

В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Согласно подпункту 5.3.1.1 пункта 5.3.1 статьи 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль, в том числе за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Следовательно, осуществляя государственный контроль в сфере рекламы, антимонопольный орган действует в пределах установленных полномочий.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. №508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Правила).

Согласно п.12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) в том числе по заявлению.

На основании п.20 Правил при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

Согласно п.37 Правил по результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принимает решение по делу (далее - решение).

При этом согласно п. 1.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утвержден Приказом ФАС РФ от 23.11.2012 N 711/12, далее Регламент) исполнение такой административной процедуры как рассмотрение дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляет Комиссия, действующая под руководством Председателя Комиссии.

Пункт 42 Правил устанавливает, что резолютивная часть решения должна содержать:

а)выводы о признании рекламы ненадлежащей или о признании акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления не соответствующим законодательству Российской Федерации о рекламе, или о признании договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы заключенным с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2010 N 886)

б)указание на положения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения дела;

в)указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

г)сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается;

д)сведения об иных мерах, направленных на устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе указание на необходимость обращения в суд или арбитражный суд в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе".

Из изложенного следует, что нормы КоАП РФ не применяются при проведении проверки, возбуждении и рассмотрении антимонопольным органом дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

В настоящем деле по заявлениям физических лиц Новосибирским УФАС России была проведена проверка, по результатам которой возбуждено дело №55/16 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по итогам рассмотрения указанного дела Новосибирским УФАС России принято решение от 05.08.2016г. о признании ООО «ПЦ ПРОдвижение-Новосибирск» нарушившим ст. 8 Закона о рекламе, а распространенной им рекламе - ненадлежащей.

Учитывая указанный выше порядок рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе именно решением Комиссии антимонопольного органа, устанавливается факт нарушения законодательства РФ о рекламе.

Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, административное расследование Новосибирским УФАС России в отношении ООО «ПЦ ПРОдвижение-Новосибирск» в рамках рассмотрения дела №55/16 не проводилось.

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционным судом как основанные на ошибочном толковании норм права.

Доводы об отсутствии оснований для проведения в отношении него проверки, также подлежат отклонению.

Как указано выше, согласно п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) в том числе по заявлению.

Как ранее изложено в адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физических лиц (вх.№ 1980э от 10.05.16г., вх. № 4192 от 12.05.16г., вх.№ 9842 от 26.10.15г., вх.№ 10706 от 20.11.15г., вх.№ 1990 от 10.03.16г., вх.№ 2189 от 16.03.16г., вх.№ 2190 от 16.03.16г., вх. № 2933 от 05.04.16г., вх.№ 1305э от 31.03.16г., вх.№ 1366э от 05.04.16г., вх.№ 3067 от 08.04.16г. вх.№ 1367э от 05.04.16г., вх.№ 3068 от 08.04.16г.) по факту размещения в лифтах многоквартирных жилых домов рекламных плакатов с нарушением требований законодательства о рекламе.

Указанные обращения содержат имя (ФИО) заявителя - физического лица, а также адрес физического лица.

Представитель ООО «ПЦ ПРОдвижение-Новосибирск» ознакомлен с материалами дела учитывая ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", ст.35 Закона о рекламе.

Нарушение иных требований к заявлению не является основанием для отказа в рассмотрении заявления в силу п. 13, п. 17 Правил, п.п. 3.6, 3.19 Регламента.

Обязательным условием проведения проверки является получение уполномоченным органом сведений о проверяемом лице, которые возможно установить в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований.

С учетом приведенных норм направление запросов о представлении информации, которая позволит установить лицо, по закону являющееся субъектом ответственности за определённое нарушение Федерального закона «О рекламе», лицам, которые не рассматриваются изначально как субъекты такой ответственности, не подпадает под понятие проверки и не подпадает под действие Закона о проверках, поскольку не связано с оценкой деятельности, совершаемой данными лицами на предмет соответствия положениям законодательства. Соответственно, запросы информации и сведений у рекламораспространителя с целью установить рекламодателя, деятельность которого по определению содержания рекламы будет оценена впоследствии на предмет соответствия Федеральному закону «О рекламе», не являются проверкой по смыслу положений Закона о проверках. Таким образом, поскольку запросы в адрес ООО «ПЦ ПРОдвижение- Новосибирск» осуществлялись до того, как стало известно, действия какого лица подлежат оценке на предмет нарушения законодательства о рекламе, не является нарушением отсутствие процессуальных документов, предусмотренных административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе (утвержден Приказом ФАС России от 04.06.2012 N 360, Зарегистрирован в Минюсте России 25.07.2012 N 25019).

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.12.2016 по делу № А45-23224/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Продюсерский центр Продвижение- Новосибирск" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.02.2017 № 127.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий Павлюк Т. В.

Судьи Марченко Н.В.

Хайкина С.Н.