ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-12774/19 от 05.02.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                     Дело № А03-10149/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2020 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                 Бородулиной И.И.

судей                                                                 Логачева К.Д.,

                                                                           ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Легачевой А.М., после перерыва без использования средств аудиозаписи  помощником судьи Любимовой А.Н. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края (№07АП-12774/19) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.10.2019 по делу № А03-10149/2018 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентством по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (989035, г. Барнаул Алтайского края, ул. Молодежная, 3) к Управлению имущественных отношений Алтайского края (656049, г. Барнаул Алтайского края, ул. Чкалова, 64) о признании незаконным отказа от принятия в принять в собственность Алтайского края объекты недвижимого имущества, выраженного в письме от 07.05.2018 №24/7237, об обязании Упрвления имущественных отношений Алтайского края принять в собственность Алтайского края объекты недвижимого имущества в течение 15 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

С привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Алтайскому краю» (656038, <...>), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, <...>), Министерство транспорта Алтайского края (656049, <...>).

С участие в судебном заседании до перерыва представителя третьего лица- Министерства транспорта Алтайского края: ФИО2 по доверенности от 17.01.2020 (до 31.12.2020).

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентством по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (ранее Министерство имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) об оспаривании отказа Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженного в письме от 07.05.2018 №24/7237, от принятия в собственность Алтайского края объектов недвижимого имущества, а именно:

1) ФИО3 – 14, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 14 км на восток от п. Октябрьский, кадастровый номер 22:17:030102:68, инвентарный номер 1101033028, протяженность 120,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220006770, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

2) ФИО3 – 30, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 14,5 км на восток от п. Октябрьский, кадастровый номер 22:17:030102:69, инвентарный номер 1101033029, протяженность 104,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011565, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

3) ФИО3 – 56, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 11 км на северо-запад от с. Гонохово, кадастровый номер

22:17:030102:70, инвентарный номер 1101033030, протяженность 100,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011463, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

4) ФИО3 – 94, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 8,3 км северо-западнее от с. Гонохово, кадастровый номер 22:17:030602:843, инвентарный номер 1101033031, протяженность 96,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011460, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

5) ФИО3 – 115, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 6,7 км на северо-запад от с. Гонохово, кадастровый номер 22:17:000000:171, инвентарный номер 1101033032, протяженность 100,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011450, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

6) ФИО3 – 189, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 3,1 км на юго-запад от с. Гонохово, кадастровый номер 22:17:040104:371, инвентарный номер 1101033033, протяженность 104,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011536, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

7) ФИО3 – 211, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 5,6 км на юго-восток от с. Рыбное, кадастровый номер 22:17:000000:172, инвентарный номер 1101033034, протяженность 104,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011452, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

8) ФИО3 – 220, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 5,8, кадастровый номер 22:17:030602:844, инвентарный номер 1101033035, протяженность 100,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011458, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

9) ФИО3 – 288, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 3 км восточнее от с. Плотниково, кадастровый номер 22:17:000000:174, инвентарный номер 1101033036, протяженность 55,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011451, расположен на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Барнаул-Камень-на-Оби - граница Новосибирской области;

10) ФИО3 – 320, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно 1,9 км севернее от с. Плотниково, кадастровый номер 22:17:000000:175, инвентарный номер 1101033037, протяженность 50,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011453, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

11) ФИО3 – 331, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно 2,2 км севернее от с. Плотниково, кадастровый номер 22:17:000000:173, инвентарный номер 1101033038, протяженность 50,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011462, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

12) ФИО3 – 398, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 3,6 км на северо-восток от с. Ключи, кадастровый номер 22:52:000000:162, инвентарный номер 1101033039, протяженность 68,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220006774, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

13) ФИО3 – 472, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, с. Ключи, примерно 2,3 км на юго-восток от с. Ключи, кадастровый номер 22:52:000000:161, инвентарный номер 1101033040, протяженность 65,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011447, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

14) ФИО3 – 498, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 4,9 км на юго-восток от с. Ключи, кадастровый номер

22:52:000000:163, инвентарный номер 1101033041, протяженность- 65,0м, номер в реестре федерального имущества П12220011443, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

15) ФИО3 – 518, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 3,4 км на северо-запад от с. Грязново, кадастровый номер 22:52:000000:165, инвентарный номер 1101033042, протяженность 65,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011438, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

16) ФИО3 – 542, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 2,3 км на запад от с. Грязново, кадастровый номер 22:52:000000:159, инвентарный номер 1101033043, протяженность 83,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011445, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

17) ФИО3 – 573, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 1,4 км на север от с. Грязново, кадастровый номер 22:52:000000:160, инвентарный номер 1101033044, протяженность 95,0 м, номер в реестре федерального имущества- П12220011441, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

18) ФИО3 – 611, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 3,5 км на северо-запад от с. Андроново, кадастровый номер 22:52:000000:158, инвентарный номер 1101033045, протяженность 95,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011433, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

19) ФИО3 – 759, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 7,7 км на юго-восток от с. Андроново, кадастровый номер 22:52:000000:164, инвентарный номер 1101033046, протяженность 95,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011439, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

20) ФИО3 – 815, расположенный по адресу: Алтайский край, Баевский район, примерно в 13,4 км на восток от с. Баево, кадастровый номер 22:52:010701:1286, инвентарный номер 1101033047, протяженность 95,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220006771, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

21) ФИО3 – 871, расположенный по адресу: Алтайский край, Баевский район, с. Баево, примерно 9 км на юго-восток, кадастровый номер 22:03:010701:1287, инвентарный номер 1101033048, протяженность 120,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011566, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

22) ФИО3 – 891, расположенный по адресу: Алтайский край, Баевский район, примерно 8,2 км на юго-восток, кадастровый номер 22:03:010701:1689, инвентарный номер 1101033049, протяженность 130,0 м, номер в реестре федерального имущества-П12220011437, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

23) ФИО3 – 935, расположенный по адресу: Алтайский край, Баевский район, примерно 5,5 км на юго-восток от с. Баево, кадастровый номер 22:03:010601:1687, инвентарный номер 1101033050, протяженность 95,0 м, номер в реестре федерального имущества П12220011440, расположен на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения Луговое-Андроново – Баево;

24) Мост ПК-89, расположенный по адресу: Алтайский край, Крутихинский  район, сооружение ориентировочно расположено в 4000 м по направлению на запад от с.Крутиха, кадастровый номер 22:22:020601:930, номер в реестре федерального имущества П12220011400, инвентарный номер 1101033088, протяженность 67,0 м;

25) Мост ПК-182, расположенный по адресу: Алтайский край, Крутихинский район, сооружение ориентировочно расположено в 1300 м по направлению на запад от с. Крутиха, кадастровый номер 22:22:020305:691, номер в реестре федерального имущества П12220011401, инвентарный номер 1101033089, протяженность 62,0 м;

26) Мост ПК-414, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 2,1 км на северо-восток от с. Ключи, кадастровый номер 22:52:030007:40, номер в реестре федерального имущества П12220006773, инвентарный номер 1101033062, площадь 292,0 кв.м;

27) Мост ПК-560, расположенный по адресу: Алтайский край, Тюменцевский район, примерно 1,4 км на юго-восток от с. Грязново, кадастровый номер 22:52:020010:107, номер в реестре федерального имущества П12220011469, инвентарный номер 1101033064, площадь 308 кв.м.;

28) Плотина земляная с водосбросным сооружением, расположенная по адресу:

Алтайский край, Первомайский район, с. Первомайское, сооружение расположено по направлению на юг у границы с. Первомайское, кадастровый номер 22:33:000000:2814,

номер в реестре федерального имущества П12220007771, инвентарный номер 1101032215, 1101032216, площадь 19932,8 кв. м;

29) Земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, Первомайский район, по направлению на юг у границы с. Первомайское, кадастровый номер 22:33:000000:2808, номер в реестре федерального имущества П11220093578, инвентарный номер 41031100070, площадь 17506 кв. м;

30) Земельный участок, расположенный по адресу: Алтайский край, Первомайский район, по направлению на юг у границы с. Первомайское, кадастровый номер 22:33:000000:2809, номер в реестре федерального имущества П11220093576, инвентарный номер 41031100069, площадь 2426 кв. м (далее по тексту – Объекты) и обязании принять в собственность Алтайского края в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу указанные объекты недвижимого имущества.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Алтайскому краю» (далее – ФГУБ «Управление «Алтаймелиоводхоз»), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство транспорта Алтайского края.

Решением от 24.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Управление в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу принять в собственность сорные объекты недвижимости.

В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ТУ Росимущества отказать.

Разрешая настоящий спор, суд, по мнению подателя апелляционной жалобы, фактически лишил Российскую Федерацию права собственности на спорные объекты.

Полагает, что письмо Управления от 07.05.2018 №24/7237 не является препятствием для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  а именно в сфере принятия решения о передаче федерального имущества в собственность Алтайского края в соответствии с пунктом  11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №374.

Спорные объекты недвижимости построены за счет федерального бюджета, используются федеральным бюджетным государственным учреждением на праве оперативного управления.

Управление считает, что выводы, сделанные специалистом ООО «Экспертно-правовой центр «Ваше право» не могли быть допустимым доказательством.

Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.

По мнению апеллянта, плотина земляная с водосбросным сооружением не является конструктивной частью автомобильной дороги регионального значения «Повалиха-Первомайское-Журавлиха-Шатуново-а/д К-04», в связи с чем у суда отсутствовали основания для передачи плотины земляной с водосбросным сооружением.

ТУ Росимущества и ФГУБ «Управление «Алтаймелиоводхоз» в отзывах на апелляционную жалобу считают ее не подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение законным и обоснованным. Министерство транспорта Алтайского края поддержал в своем отзыве доводы апелляционной жалобы Управления, просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное.

Отзыв на апелляционную жалобу от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края к началу судебного заседания не поступил.

В судебном заседании представитель Министерства транспорта Алтайского края поддержал доводы апелляционной жалобы Управления по основаниям в ней изложенным, а также в своем отзыве. 

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части  1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 05.02.2020.

В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав до перерыва представителя Министерства транспорта Алтайского края,  суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, 01.02.2018 в ТУ Роимущества обратилось ФГУБ «Управление «Алтаймелиоводхоз» с предложением  обратиться к Управлению с заявлением о передаче Объектов в государственную собственность Алтайского края.

20.02.2018 ТУ Росимущества обратилось с заявлением в Управление о передаче Объектов в государственную собственность Алтайского края.

Письмом от 07.05.2018 №24/7237 Управление отказало ТУ Росимущества со ссылкой на то, что данные Объекты могут также находиться в собственности Российской Федерации.

Не согласившись с отказом, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 5 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

При решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего передаче в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по указанному вопросу.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04.12.2007 № 828-О-П «По жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004
№ 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указал, что при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную требуется необходимость выявления позиции органов местного самоуправления, которая определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов.

При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что по вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

В пункте 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление №3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку автомобильные дороги необщего пользования регионального или межмуниципального значения в Приложении №1-3 отсутствуют, то данные объекты в силу прямого указания нормативных правовых актов, должны находиться в собственности Алтайского края.

При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции был привлечён специалист ФИО4 (имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» и высшее образование инженер по специальности «Мелиорация, рекультивация и охрана земель»), которым осуществлен осмотр объектов (в присутствии представителей лиц, участвующих в деле).

В результате осмотра и с учетом специальных познаний специалистом указано, что мосты ПК 89, ПК 182, ПК 414, ПК 560 не содержат конструктивных элементов обеспечивающих регулирование, подъем, подачу и распределение воды в канале (шлюзы, шандоры и т.п.), расположены на действующих автомобильных дорогах межмуниципального значения, включенных в Перечень автомбильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 №188, под номерами №01 ОП МЗ 01Н-2201, №01 ОП МЗ 01Н-2204, №01 ОП РЗ 01К-28, №01 ОП МЗ 01Н-5203.

С учетом отсутствия доказательств использования указанных мостов ФГУБ «Управление «Алтаймелиоводхоз» для осуществления своих видов деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу, что в указанной части оспариваемый отказ является незаконным.

Относительно плотины земляной с водосбросным сооружением, судом первой инстанции установлено, что плотина представляет собой гидротехническое сооружение с проходящей по ней автомобильной дорогой регионального значения «Повалиха- Первомайское_Журавлиха-Шатуново-а/д К-04». По спорной плотине проходит автомобильная дорога регионального значения «Повалиха-Первомайское_Журавлиха-Шатуново-а/д К-04».

Руководствуясь нормами Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», суд первой инстанции пришел к выводу, что данное сооружение подлежит отнесению к собственности Алтайского края, поскольку спорное сооружение имеет элементы, обеспечивающие регулирование уровня воды в р. Повалиха, а, следовательно, используется как инженерное защитное сооружение дорожного полотна, предназначенного для обеспечения сохранности автомобильной дороги, в том числе в связи с разрушительным воздействием паводковых вод.

Считая, что ливнепропуски также следует отнести к собственности Алтайского края, суд первой инстанции исходил из следующего.

В ходе осмотра, который проводится специалистом, в присутствии представителей лиц, участвующих в деле, было установлено, что спорные ливнепропуски расположены на автомобильных дорогах регионального значения (фактически под дорогой):

- ПК14, Пк30, ПК 56, ПК 94, ПК 115, ПК 189, ПК 211, ПК 220, ПК 288 расположены на автомобильной дороге регионального значения «Павловск-Камень-на-Оби-граница Новосибирской области» (идентификационный №01 ОП РЗ 01К-02;

- ПК 320, ПК 331, ПК 398, ПК 472, ПК 518, ПК 542, ПК 573, ПК 611, ПК 759, ПК 815, ПК 871, ПК 891, ПК 935 расположены на автомобильной дороге регионального значения «Луговое-Агдроново-Баево» (идентификационный №01 ПК РЗ 01К-32).

По мнению специалиста, обследованные ливнепопуски (также с учетом представленной в материалы дела технической документацией на спорные Объекты) выполняют функцию отвода воды от земляного полотна автомобильных дорог, следовательно, являются водопропускными трубами, которые предохраняют автомобильные дороги регионального значения от разрушения в период обильного выпадения осадков и весеннего снеготаяния, что сохраняет конструктивную целостность элементов автомобильных дорог и обеспечивает бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по ним.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого отказа со ссылкой на нецелесообразность передачи спорного имущества в государственную собственность Алтайского края.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно признан незаконным отказ Управления от принятия в собственность Алтайского края объектов недвижимости, изложенный в письме от 07.05.2018 №24/7237.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в отношении Управления судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.10.2019 по делу № А03-10149/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Алтайского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий                                                           И.И. Бородулина

Судьи:                                                                                         К.Д. Логачев

                                                                                                    ФИО1