ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-1904/19 от 11.04.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                                   Дело №А67-9822/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  12 апреля 2019 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                               Логачева К.Д.,

судей                                                               Бородулиной И.И., 

                                                                         Хайкиной С.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (№ 07АП-1904/2019) на решение от 07.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-9822/2018 (судья Чиндина Е.В.) по исковому заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, дом 73; ИНН 7017004461, ОГРН 10367000087706) к обществу с ограниченной ответственностью «Империя» (634061, г. Томск, ул. Киевская, дом 15, квартира 58; ИНН 7017408873, ОГРН 1167031069127) о взыскании субсидии в размере 454 599 руб. 99 коп.

В судебном заседании приняли участие:

от ответчика: Земченков А.Е., доверенность от 06.12.2018.

У С Т А Н О В И Л:

муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (далее – Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Империя» (далее – ООО «Империя», ответчик) субсидии в размере 454 599 руб. 99 коп.

Решением от 07.02.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении требований заявителя о взыскании с ответчика необоснованно полученной субсидии в размере 454 599 руб. 99 коп. отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на дату подачи заявки ООО «Империя» знало, что платеж по платежному поручению № 11 от 29.09.2016 не совершен, платеж находился в статусе обработки. В этой связи общество на момент подачи заявки знало, что платежное поручение № 11 от 29.09.2016 не подтверждало факт совершения платежа, соответственно, не подтверждало произведенные (т.е. уже состоявшиеся) затраты по проекту. Осознавая указанные обстоятельства, ООО «ТТК Декса» выдает письмо, которым подтверждает факт получения платежа за акустическую систему именно по платежному поручению № 11 от 29.09.2016, чем предоставляет заведомо недостоверные сведения.В связи с тем, что средства субсидии приобретены ответчиком на основании документов, содержащих недостоверные сведения, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.

В судебном заседании представитель ООО «Империя» отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав, что оплата была произведена наличными денежными средствами в кассу предприятия, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 3 51 от 30.09.2017 на сумму 120 000 руб. Фактически расходы в размере 120 000 руб. понесены. Неосновательного обогащения у ООО «Империя» не возникло.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, 30.09.2016 ООО «Империя» подана заявка на участие в конкурсе начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг».

В составе указанной заявки на участие в конкурсе начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» ООО «Империя» представило документы, подтверждающие затраты по проекту, в частности: счет на оплату № 14-09-01 от 14.09.2016, универсальный передаточный документ счет-фактура № 14-09-01 от 14.09.2016, платежное поручение № 11 от 29.09.2016, письмо ООО «ТТК Декса». При этом заявление ООО «Империя» на участие в конкурсе содержит отметку о достоверности информации, предоставленной в составе заявки.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» от 28.10.2016 № 2 на рассмотрение комиссии вынесены 23 заявки. По результатам заседания комиссией признаны допущенными к участию в конкурсе 20 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них признаны победителями - 17 заявок, заявки троих участников отклонены.

Распоряжением администрации Города Томска от 14.11.2016 № р1314 «Об утверждении итогов конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг в 2016 году» утвержден список заявителей, допущенных к участию в конкурсе, список победителей по которым принято положительное решение о предоставлении субсидии, а также список заявителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии.

В число заявителей, по которым принято решение о предоставлении субсидии, в частности, включено ООО «Империя».

В связи с этим, в соответствии с Положением о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, между муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска и ООО «Империя» заключен договор о предоставлении субсидии от 14.12.2016 № ПШ 2016-5 на сумму 454 599 руб. 99 коп.

Согласно п. 2.1 договора № ПШ 2016-5 от 14.12.2016 администрацией Города Томска предоставлена субсидия ООО «Империя» в целях возмещения обоснованных и документально подтвержденных затрат в рамках реализации предпринимательского проекта «Открытие танцевальной школы «Империя» (далее по тексту - проект).

Пунктом 3.2 договора № ПШ 2016-5 от 14.12.2016 установлено, что документами, подтверждающими затраты ООО «Империя» на сумму субсидии и расходы, понесенные в порядке софинансирования, являются: 1) справка-расчет на предоставление субсидии (приложение № 1 к договору № ПШ 2016-5); 2) документы, подтверждающие затраты по проекту в соответствии с пунктами 9.2 – 9.6 Положения о конкурсе, которые предоставляются получателем субсидии в виде заверенных копий с приложением подлинников для их сверки.

В ходе проведения Счетной палатой города Томска проверки администрации Города Томска по вопросу соблюдения бюджетного законодательства установлено, что согласно ответу ИФНС России по г. Томску (вх. от 09.01.2018 № 03) не имеет подтверждения платежное поручение от 29.09.2016 № 11 на сумму 120 000 руб., плательщиком по которому является ООО «Империя» в пользу ООО «ТТК ДЕКСА» за приобретение двухполосной активной акустической системы со встроенным микшером, что свидетельствует о предоставлении недостоверных документов заявителем в целях получения субсидии.

В связи с указанным обстоятельством Счетной палатой города Томска сделан вывод о предоставлении получателем поддержки ООО «Империя» недостоверных подтверждающих документов в целях получения субсидии (акт поверки от 29.12.2017).

По результатам указанной проверки администрации города Томска выдано представление № 10-17, в котором содержится указание на необходимость рассмотрения вопроса о возврате средств субсидии начинающим предпринимателям – победителям конкурса «Томск.Первый шаг» в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с созданием и развитием собственного бизнеса, предоставленной ООО «Империя».

07.02.2018 Управлением экономического развития администрации Города Томска ответчику вручена претензия (уведомление) о возврате средств субсидии в сумме 454 599 руб. 99 коп.

Основанием для предъявления настоящего требования о возврате средств субсидии в размере 454 599 руб. 99 коп. послужил вывод о предоставлении ООО «Империя» недостоверных документов в целях получения субсидии.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для возврата субсидии, установленных п. 9.12 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, арбитражным судом не установлено.

Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В целях активизации развития малого предпринимательства на территории муниципального образования «Город Томск» в сфере производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, содействия занятости населения, поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029 утверждено Положение о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах.

Указанное Положение разработано в рамках реализации муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и определяет порядок и условия предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 1.2, 1.3 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, целью проведения конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» (далее - конкурс) является поддержка стартующего бизнеса, содействие занятости населения, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан путем предоставления победителям конкурса субсидий в целях возмещения затрат в связи с созданием и развитием собственного бизнеса. Форма предоставления средств - субсидии начинающим предпринимателям - победителям конкурса «Томск. Первый шаг» в целях возмещения затрат в связи с созданием и развитием собственного бизнеса (субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).

Пунктом 9.9 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, установлен максимальный объем средств, выделяемых в форме субсидии одному победителю конкурса в целях возмещения затрат в связи с созданием и развитием собственного бизнеса, который не может превышать 500 000 руб.

В силу п. 9.12 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, победитель конкурса обязан возвратить средства перечисленной субсидии в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения уведомления организатора конкурса в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящим Положением, за исключением условия о предоставлении отчетности, указанной в подпункте 4 пункта 10.1 настоящего Положения, выявленного по фактам проверок, указанных в пункте 9.13 настоящего Положения, - в сумме предоставленной субсидии.

Условия предоставления субсидии определены п. 9.1 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, согласно которому, условиями предоставления субсидии являются: 1) получатель субсидии соответствует требованиям, установленным пунктом 6.1 настоящего Положения; 2) получатель субсидии не относится к субъектам малого предпринимательства, указанным в пункте 6.2 настоящего Положения; 3) получатель субсидии обязуется в период действия договора о предоставлении субсидии не принимать решение о ликвидации юридического лица (решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя); 4) получатель субсидии признан победителем конкурса; 5) получатель субсидии заключил с администрацией Города Томска договор о предоставлении субсидии; 6) получатель субсидии обязуется в период действия договора о предоставлении субсидии обеспечить достижение показателей результативности, установленных договором о предоставлении субсидии; 7) получатель субсидии обязуется в период действия договора о предоставлении субсидии предоставлять организатору конкурса отчетность, указанную в пункте 10.1 настоящего Положения, в порядке и сроки, определенные договором о предоставлении субсидии.

Из положений под. 17 п. 6.1 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, следует, что к участию в конкурсе допускаются субъекты малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые предоставили на конкурс полный комплект документов, содержащих достоверные сведения, сформированный в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Положением.

В соответствии с п. 9.3 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, в целях возмещения затрат за счет субсидии принимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные заявителями с момента государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 9.6 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, для подтверждения предпринимательских затрат заявитель предоставляет комплект документов, подтверждающий: 1) стоимость товара (работы, услуги), а именно банковские платежные документы, кассовые чеки; бланки строгой отчетности, товарные чеки и квитанции (от контрагентов, имеющих право работать без применения контрольно-кассовой техники); счета, коммерческие предложения, заключенные договоры, отчеты об оценке рыночной стоимости подержанного имущества или имущества, приобретаемого у физического лица; 2) факт оплаты товара (работы, услуги) заявителем, а именно банковские платежные документы, кассовые чеки; бланки строгой отчетности, товарные чеки и квитанции (от контрагентов, имеющих право работать без применения контрольно-кассовой техники). При приобретении имущества (работы, услуги) у физического лица расписка не принимается в качестве документа, подтверждающего факт оплаты товара (работы, услуги); в данном случае необходимо предоставить банковский документ, свидетельствующий о перечислении денежных средств с расчетного счета покупателя на лицевой счет физического лица; 3) факт получения товара (работы, услуги) и право собственности заявителя на приобретенное имущество, а именно гарантийные талоны, товарные накладные, счета-фактуры; бланки строгой отчетности, товарные чеки и квитанции (от контрагентов, имеющих право работать без применения контрольно-кассовой техники), заключенные договоры и акты приемки-передачи (сдачи-приемки); техническая документация, предусмотренная действующим законодательством; свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Из содержания п. 9.1 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, следует, что одним из условий предоставления субсидии является соответствие получателя субсидии требованиям, установленным пунктом 6.1 указанного Положения, в частности, предоставление на конкурс полного комплекта документов, содержащих достоверные сведения, сформированного в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Положением.

В силу п. 9.6 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, в указанный комплект документов входят документы, подтверждающие стоимость товара (работы, услуги), факт оплаты товара (работы, услуги) заявителем и факт получения товара (работы, услуги) и право собственности заявителя на приобретенное имущество.

Проанализировав указанные выше нормы, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что основанием для возврата субсидии является нарушение условий предоставления субсидии, к числу которых относится предоставление на конкурс полного комплекта документов, содержащих достоверные сведения, сформированного в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Положением. Поэтому, полученные денежные средства подлежат возврату при доказанности, что ООО «Империя» нарушено условие по предоставлению на конкурс полного комплекта документов, содержащих достоверные сведения, сформированного в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Положением.

В силу п. 9.6 Положения о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, указанные в нем документы представляются в целях подтверждения несения предпринимательских затрат. Соответственно, данное условие будет считаться нарушенным, если заявитель умышленно предоставил на конкурс в целях получения субсидии документы, содержащие недостоверные сведения о несении предпринимательских затрат.

Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что у ООО «Империя» отсутствовало намерение представления документов, содержащих недостоверные сведения, поскольку, подавая в составе документов платежное поручение № 11 от 29.09.2016 ООО «Империя» не могло знать о возможном неисполнении банком поданного на исполнение платежного поручения, учитывая, что фактически расходы на приобретение акустической системы ООО «Империя» были понесены, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 51 от 30.09.2017 на сумму 120 000 руб., ответом ООО «ТТК Декса» и не оспаривается заявителем, суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела законно и обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для признания ООО «Империя» нарушившим условия предоставления субсидии, установленных Положением о проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2015 - 2018 годах, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 28.10.2015 № 1029, поскольку предпринимательские затраты им фактически понесены и сведения об оплате товара являются достоверными.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.

Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1  статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-9822/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования «Город Томск» в лице администрации города Томска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

      Председательствующий                                                               К.Д.  Логачев

                                                                                                              И.И. Бородулина

                                                                                                              С.Н. Хайкина