ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-2127/2021 от 12.04.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А03-18189/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2021 года.

  Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Павлюк Т.В.,

судей

Бородулиной И.И.,

Логачева К.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Олир-Авто» (№ 07АП-2127/2021), на решение Арбитражного суда Алтайского края  от 15.02.2021 по делу № А03-18189/2020 по заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Олир-Авто», г.Барнаул (ИНН 2221234709 ОГРН 11722250233310) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

            В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: без участия(извещен);

от заинтересованного лица: Юшков Р.С., представитель по доверенности от 14.01.2021, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул, (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Олир-Авто", г.Барнаул (ИНН 2221234709 ОГРН 11722250233310) (далее – Общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "Олир-Авто") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Решением суда от 15.02.2021 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью "Олир-Авто", г. Барнаул (ИНН 2221234709 ОГРН 11722250233310) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

         Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.

 Административный орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

 В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

 Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа о проведении планового (рейдового) задания от 28.10.2020 года № 426, Управлением при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в процессе эксплуатации автобусов, обслуживающих ООО «Олир-Авто» (лицензия АК-22-001126 от 29.06.2019 года сроком действия бессрочно) осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту № 80 «г.Барнаул», под управлением водителей Боброва Василия Анатольевича, Баранова Александра Владимировича, Винник Олега Павловича, согласно путевым листам в период с 16.11.2020г. по 22.11.2020г., информации с МУП «Центртранс» согласно данным автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками (АСУ «Навигация»), выявлены нарушения несоблюдения режима рабочего времени и времени отдыха водителей в нарушение п. 7, п. 15, п. 24 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15»,п/п. «к» п. 7 Постановления Правительства от 27.02.2019 №195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

По данному факту в отношении Общества 14.12.2020 составлен протокол №6465 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

  Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Принимая во внимание, что Обществом совершено правонарушение впервые, тяжелое финансовое положение Общества, отнесение лица, привлекаемого к административной ответственности к субъектам малого предпринимательства, арбитражный суд первой инстанции прищел к выводу о том, что наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не будет отвечать целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав Общества, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции удовлетворяя ходатайство Общества и снизил размер административного штрафа до 50 000 руб.

 Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

 Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Таким образом, вменяя обществу нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с нарушением условий лицензии.

При этом для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли фактически лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон №99-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ, деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Положение № 195).

Постановлением Правительства от 27.02.2019 №195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

У Общества имеется лицензия № АК-22-001126 от 29.06.2019 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц, выданная бессрочно.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно абзацу 38 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 7 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно подпункту «к» пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации, установлено рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

В соответствии с данной статьей, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом. Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

На основании пункта 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

В нарушение п.24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: 1) у водителя Боброва Василия Анатольевича, марка автобуса ПАЗ 3204, государственный регистрационный номер АМ987 22: - 14 ч. 23 мин. (путевой лист №2798 от 16.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 20 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 13 ч. 12 мин. (путевой лист №2861 от 19.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 10 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 13 ч. 49 мин. (путевой лист №2884 от 21.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 0 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 14 ч.31 мин. (путевой лист №2906 от 22.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 11 минут (по данным АСУ «Навигация»); 2) у водителя Баранова Александра Владимировича, марка автобуса ПАЗ 320402- 05, государственный регистрационный номер Н203УР 22: - 15 ч. 57 мин. (путевой лист №2793 от 16.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 33 минуты (по данным АСУ «Навигация»); - 16 ч. 09 мин. (путевой лист №2814 от 17.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 21 минута (по данным АСУ «Навигация»); - 15 ч. 11 мин. (путевой лист №2835 от 18.11.220). Продолжительность обеденного перерыва составила - 51 минута (по данным АСУ «Навигация»); 3) у водителя Винник Олега Павловича, марка автобуса ПАЗ 3204, государственный регистрационный номер АМ985 22: - 16 ч. 16 мин. (путевой лист №2797 от 16.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 44 минуты (по данным АСУ «Навигация»); - 14 ч. 29 мин. (путевой лист №2818 от 17.11.2020). Продолжительность обеденного « перерыва составила - 48 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 15 ч. 01 мин. (путевой лист №2883 от 17.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 35 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 15 ч. 18 мин. (путевой лист №2905 от 22.11.2020). Продолжительность обеденного перерыва составила - 12 минут (по данным АСУ «Навигация»).

В соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В нарушение пункта 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: - у водителя Боброва Василия Анатольевича в течение первой недели (период с 16.11.2020 по 22.11.2020) - 55 ч. 14 мин. Итого на линии за одну неделю - 55 ч. 14 мин.; - у водителя Баранова Александра Владимировича в течение первой недели (период с 16.11.2020 по 18.11.2020) - 47 ч. 17 мин. Итого на линии за одну неделю - 47 ч. 17 мин.; - у водителя Винник Олега Павловича в течение первой недели (период с 16.11.2020 по 22.11.2020 - 58 ч. 45 мин. Итого на линии за одну неделю - 58 ч. 45 мин.

В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В нарушение пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: - у водителя Боброва Василия Анатольевича: в период с 21.11.2020 по 22.11.2020 - 9 ч. 48 мин.; - у водителя Баранова Александра Владимировича: в период с 16.11.2020 по 17.11.2020 - 7 ч. 50 мин.; в период с 17.11.2020 по 18.11.2020 - 8 ч. 08 мин. - у водителя Винник Олега Павловича: в период с 16.11.2020 по 17.11.2020 - 8 ч. 32 мин.; в период с 21.11.2020 по 22.11.2020. - 9 ч. 38 мин.

В соответствии с пунктом 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

В нарушение пункта 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: 1) у водителя Боброва Василия Анатольевича: - 16.11.2020 - 20 мин (по данным АСУ «Навигация»); - 19.11.2020 - 10 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 21.11.2020 - 0 минут (по данным АСУ «Навигация»); - 22.11.2020 - 11 минут (по данным АСУ «Навигация»); 2) у водителя Баранова Александра Владимировича: - 17.11.2020 - 21 минута (по данным АСУ «Навигация»); 3) у водителя Винник Олега Павловича: - 22.11.2020 - 12 минут (по данным АСУ «Навигация»).

Навигационно-связной бортовой терминал используется на пассажирских транспортных средствах и предоставляет обеспечение ряда технологических задач, в их числе определение местоположения объекта (транспортного средства), его скорости и вектора движения, сохранения и передачи этой информации диспетчерскому центру.

Также терминалами предусмотрены стандартные сообщения для передачи водителем в диспетчерский центр, такие как: готов к движению, возврат в парк - работа закончена, нужен обед и многое другое.

В свою очередь, МУП «Центртранс» г. Барнаула осуществляет диспетчерское управление городскими пассажирскими перевозками на территории городского округа - города Барнаула посредством спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пункт 4 Постановление Администрации города Барнаула № 1984 от 11.09.2014 года).

 Довод лица, привлекаемого к административной ответственности, что МУП «Центртранс» фиксирует только нахождение на линии маршрута является ошибочным. Соответственно, само по себе отсутствие акта рейдового осмотра не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.

Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.

Согласно пункту 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Согласно пункту 1.7 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, в данный перечень включено соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.

Указанные нарушения являются грубыми в соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства от 27.02.2019 №195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» и пункта 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как они относятся к нарушениям, которые могут повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку физическое состояние водителей, за которыми организация обязана осуществлять контроль, существенным образом влияет на безопасность осуществления деятельности в области транспорта.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, коллегия суда апелляционной инстанции отклоняет позицию общества о неверной квалификации со ссылкой на пункт 44 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, поскольку объективная сторона данных правонарушений выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Федерального закона № 230-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований закона.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.

Апелляционный суд считает, что имеющиеся в материалах дела и полученные Управлением доказательства являются относимыми и допустимыми, в силу статей 67 - 68 АПК РФ последние нельзя признать ненадлежащими до тех пор, пока они не будут опровергнуты сведениями о фактах, имеющих значение для рассматриваемого спора. Какие-либо доказательства использования Управлением доказательств по делу, полученных с нарушением действующего законодательства, не представлены.

Довод общества о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом судом проверен и признан необоснованным.

В силу пункта 6.Положения № ВБ-539фс от 27.06.2017 Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:- п. 6.1. осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров; - п.6.2. Положения - Управление осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами; - п.6.3 выдает: лицензии, а также приостанавливает, возобновляет, прекращает и аннулирует их.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения. Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 № 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).

Оценивая обстоятельства рассматриваемого дела, апелляционный суд не считает данный случай исключительным, в связи с чем, также не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным. Оснований для применения административного наказания в виде предупреждения апелляционный суд также не усматривает.

Оценивая доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам арбитражный суд с учетом перечисленных норм права, материалов административного дела и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, при наличии причинной связи между установленным административными органом фактами и их последствиями, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апеллянта обоснованными.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.

Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

  Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Алтайского края  от 15.02.2021 по делу № А03-18189/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Олир-Авто» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий 

Т.В. Павлюк

Судьи

И.И. Бородулина

К.Д. Логачев