ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-3436/2022 от 16.05.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                       Дело № А03-7581/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2022 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                 Назарова А.В.

судей:                                                Колупаевой Л.А.,

                                                           Ходыревой Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Филимоновой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (№ 07АП-3436/2022) общества с ограниченной ответственностью «Новый рынок» на решение от 04.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-7581/2021 (судья И.В. Ситникова) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» (656037, Алтайский край, Барнаул город, Калинина проспект, 116, ОГРН: 1042201872800, ИНН: 2221064060) к обществу с ограниченной ответственностью «Новый рынок» (656002, Алтайский край, Барнаул город, Пионеров улица, 13, ОГРН: 1132224004770, ИНН: 2224161382) о взыскании задолженности,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, Барнаул город, Ленина проспект, 18, ОГРН: 1042202280251, ИНН: 2225066269) и Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, Алтайский край, Барнаул город, Молодежная улица, 1, ОГРН: 1102225002923, ИНН: 2221177627),

при участии в судебном заседании:

от истца – Шиллер А.А. по доверенности от 01.01.2022, паспорт,

от ответчика – Забродина Ю.В. по доверенности от 03.09.2021, паспорт,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» (далее – истец, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Новый рынок» (далее – ответчик, общество) о взыскании платы за прием поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения с территории земельного участка, расположенного по адресу: ул. Пионеров, 13, г. Барнаул, Алтайский край, в размере 17 098 рублей 29 копеек (т. 3 л.д. 116-117).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Администрация города Барнаула Алтайского края (далее – администрация) и Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – управление по тарифам).

Решением от 04.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик с принятым судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.

В обоснование к отмене судебного акта ответчик указывает, что судом не учтена сложившаяся судебная практика (дело № А83-12114/2020) и неверно применены Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644); истцом пропущен срок исковой давности за период с 19.02.2018 по 30.05.2019 (с иском водоканал обратился 31.05.2021); судом не применены положения Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 (далее - Правила № 168), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406; истцом не доказаны имеющие значения для дела обстоятельства, в частности, что централизованная система водоотведения (канализационные колодцы КК-194,54/191,57, КК-194,37/191,11) принадлежат истцу на каком-либо праве; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом не учтено, что ответчик принимает меры по уборке и вывозу (утилизации) снега с территории в зимний период.

Водоканал и администрация в порядке статьи 262 АПК РФ представили отзывы, в которых возражают против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца – доводы отзыва.

Иные лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Арбитражный апелляционный суд посчитал возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2629 от 20.11.2013, в редакции дополнительного соглашения от 12.07.2016 (далее – договор), по условиям которого водоканал обязуется осуществлять абоненту отпуск питьевой воды и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды, а также выполнять все обязательства, предусмотренные настоящим договором.

Объект водоснабжения расположен по адресу: ул. Пионеров, 13, г. Барнаул, Алтайский край.

Пунктом 3.4 договора стороны установили, что абонент дополнительно оплачивает за установленный факт несанкционированного сброса поверхностных сточных вод в канализационную сеть с земельных участков и иных объектов Абонента.

В разделе 4.3 договора изложены обязанности абонента, который в соответствии с пунктом 4.3.29 обязан при отсутствии согласованных условий приема поверхностных сточных вод в коммунальную систему канализации, не допускать сброс поверхностных сточных вод с земельного участка и иных объектов абонента.

Из пункта 14.6 договора следует, что при выявлении факта сброса поверхностных сточных вод в канализационную сеть с земельных участков и иных объектов абонента, водоканал на основании акта выявленных нарушений, производит доначисление объемов сброшенных сточных вод.

Из приложения №1 (акт разграничения границ эксплуатационной ответственности сетей) к договору следует, что между водоканалом и обществом установлены границы ответственности: водопроводные сети в соответствии с приложением № 2 лист 1 и канализационные сети в соответствии с приложением № 2 лист 2.

Из структурной схемы водоотведения объекта, расположенного по адресу: ул. Пионеров, 13, г. Барнаул, Алтайский край, следует, что абонент обслуживает канализационные сети до КК-3, КК-2, КК-4, КК-6. От КК-6 до КК-1, от КК-3 до КК-1 совместно с другими пользователями сетей.

Вместе с тем, через территорию объекта, расположенного по адресу: ул. Пионеров, 13, г. Барнаул, Алтайский край, проходит канализационная сеть, которая является муниципальной собственностью администрации г. Барнаула.

В соответствии с дополнительным соглашением от 27.06.2012 года №26 к договору аренды от 03.12.2005 № 86, заключенному между истцом и администрацией, канализационная сеть (участок сети №3 притока №7 коллектора №7 по ул. Пионеров, 13/1 кс; участок сети №1 притока №7 коллектора №7 по ул. Пионеров, 13 кс), передана на баланс водоканала.

Указанная канализационная сеть проходит через земельный участок, на котором расположен объект ответчика.

На участке канализационной сети водоканала, проходящей через вышеуказанный земельный участок, расположены канализационные колодцы КК194,54/191,57 и КК-194,37/191,11 в которые с территории абонента происходит слив поверхностных сточных вод.

20.10.2020 сотрудниками водоканала проведена проверка объекта ответчика, по результатам которой в присутствии представителя общества составлен акт проверки от 20.10.2020; представитель общества от подписания акта отказался, в связи с чем, акт был передан обществу (вх.№205 от 22.10.2020).

Актом проверки установлено, что водоотведение сточных вод с рассматриваемого объекта осуществляется по 4 выпускам, при этом на рассматриваемом земельном участке осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения. Поверхностные сточные воды попадают с кровли здания, расположенного по вышеуказанному адресу, непосредственно на территорию земельного участка, после чего образовавшиеся сточные воды попадают в ЦСВ в сторону улицы Пионеров г. Барнаул Алтайский край. На территории имеется уклон в сторону двух колодцев КК-194,54/191,57 и КК-194,37/191,11, а также выявлен ливнеотвод крыши здания, по которому сточные воды поступают в систему водоотведения. Абонент не принимает меры по утилизации поверхностных сточных вод, которые скапливаются на земельном участке.

По итогам проверки также зафиксированы повреждения канализационных колодцев (расколотые люки, разрушенные кирпичные кладки тела колодцев, проседание колодцев ниже твердого покрытия территории и т.д.), позволяющие сточным водам с территории общества неорганизованно попадать в ЦСВ.

Общество обратилось в адрес водоканала с письмом от 05.11.2020 года о необходимости произвести содействие в решении вопроса по ремонту канализационных колодцев, расположенных на территории.

По результатам рассмотрения обращения истец 10.11.2020 выполнил ремонтные работы (ремонт горловины колодца, заварены отверстия в крышках люков).

Истец произвел ответчику начисления за неорганизованный сброс сточных вод по 31.10.2020, с учетом устранения нарушений в ноябре 2020 года, исходя из общей площади земельного участка – 10 525 кв.м., общей площади нежилого здания – 5 506 кв.м.

Плата за прием поверхностных сточных вод за период с 19.02.2018 - 31.10.2020 составила 158 858 рублей 41 копеек.

Впоследствии, истец выполнил перерасчет платы за спорный период исходя из площади кровли здания  и земельного участка 1 137 кв.м., размер платы составил 17 098 рублей 29 копеек. 

Поскольку претензия водоканала была оставлено обществом без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правилами № 644 и № 776.

Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 644 поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.

Из пунктов 40, 41 Правил № 644 следует, что зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод; отведение (прием) поверхностных сточных вод; отведение (прием) поверхностных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

Обязанность собственника земельного участка и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, оплачивать услуги по приему в систему канализации поверхностных стоков следует из положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В пункте 2 Правил № 782 дано понятие схемы водоснабжения и водоотведения, под которой понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Согласно пункту 7 Правил № 782, при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, опорные и адресные планы, регистрационные планы подземных коммуникаций и атласы геологических выработок, материалы инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографическая и геодезическая основы государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, кадастровая карта территории субъекта Российской Федерации, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы; сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 31-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Постановлением Администрации г. Барнаула от 26.11.2020 № 1904 утверждена актуализированная (откорректированная) схема водоснабжения и водоотведения городского округа – г. Барнаул до 2030 года).

Согласно пунктам 40, 41 Правил № 644 в отношении каждой организации ВКХ, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод, органом местного самоуправления определяется зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в схеме водоснабжения и водоотведения. Отведение (прием) поверхностных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

В пункте 38 Правил № 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в ЦСВ осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных данными Правилами.

Как следует из пункта 39 Правил № 644, договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией ВКХ и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона о водоснабжении).

В связи с отсутствием у ответчика приборов учета сточных вод, коммерческий учет поверхностных сточных вод в соответствии с пунктами 22, 25 Правил №776 осуществлялся расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 №639/пр «Об утверждении Методических 7 указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод» (далее – Методические указания).

Согласно пунктам 3, 4 Методических указаний атмосферные осадки отводятся в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ) в виде дождевых, талых и инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в ЦСВ при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей).

Расчет объемов принятых и отведенных поверхностных сточных вод в виде инфильтрационных объемов (далее - ПСВ) истец производил по формулам, указанным в Методике исходя из площади участка, типа ее поверхности, ежемесячной информации о количестве выпавших атмосферных осадков и средней - температуры воздуха, получаемой из информации, содержащейся в СНиП 23-01-99 Строительная климатология (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №275) (ред. от 28.11.2018), из расчетов управления по тарифам Алтайского края (Решение Управления по тарифам Алтайского края от 20.07.2015 №106; Решение от 19.12.2019 №490) об установлении тарифов на водоотведение водоканалу для муниципального образования г. Барнаул.

Для принятия инфильтрационных сточных вод действующим законодательством не установлено обязательное наличие специального присоединения к ЦСВ, так как поверхностные стоки скапливающиеся на земельном участке абонента произвольно могут попадать в ЦСВ гарантирующей организации, что свидетельствует об оказании услуги приема поверхностных стоков.

Согласно абзацу 2 пункта 32 Правил №644 при заключении договоров водоотведения с организациями, осуществляющими неорганизованный сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по ближайшему дождеприемному колодцу, в который поверхностные сточные воды абонента поступают по рельефу местности.

При отсутствии согласованной точки приема поверхностных сточных вод (ливневых канализационных колодцев) вынос поверхностных (сточных) вод, к которым относятся талые и дождевые воды, а также воды от полива зеленых насаждений и улиц, с территории абонента осуществляется неорганизованным сбросом, под которым подразумевается отведение дождевых, талых и поверхностных вод, как за пределы с территории абонента, так и в пределах территории абонента при наличии в таких местах канализационных колодцев гарантирующей организации в которые по уклону рельефа местности попадают поверхностные стоки.

Принимая во внимание указанное, водоканал произвел расчет задолженности, с учетом внесудебного заключения специалистов ООО «МЕЖА» (т. 3 л.д. 1-23), в котором отражено, что общая площадь части территории общества, с которой поверхностные сточные воды и дождевые воды с ливнеотводов могут попадать в спорные канализационные колодцы КК-7 и КК-8 при нарушении их целостности, составляет 1137 кв.м. Согласно расчету задолженность за период с 19.02.2018 по 31.10.2020 составила 17 098 рублей 29 копеек.

Расчеты начислений за неорганизованный сброс сточных вод выполнены по 31.10.2020, с учетом устранения нарушений в ноябре 2020 года.

Начисления выполнены с даты предыдущей контрольной проверки исходя из положений пункта 24 Правил №776, в соответствии с которым, установлен порядок определения задолженности за самовольное потребление ресурса, дающий право организации водопроводно-канализационного хозяйства производить расчет задолженности расчетным методом за период, предшествующий обнаружению самовольного пользования, но не более чем за 3 года.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний №639/пр, определяющий, что при отсутствии утвержденных зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенных в схеме водоснабжения и водоотведения, площади земельных участков (территорий) абонентов, поверхностный стокс которых неорганизованно поступает в централизованные системы водоотведения, могут определяться с учетом вертикальной планировки канализованной территории (площади земельного участка (территории), владение, пользование или распоряжение которым осуществляется абонентом, расположенного в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, поверхностный сток с которой поступает в централизованную систему водоотведения), при условии предоставления в организацию водопроводноканализационного хозяйства карт земельных участков (территорий), выполненных организацией, имеющей лицензию на геодезические и картографические работы, с указанием границ, типов поверхностей, с нанесением всех водонесущих коммуникаций и отметок по уровню залегания грунтовых вод.

Ответчиком в материалы дела доказательств предоставления истцу таких карт не представлено.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний №639/пр при наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.

Согласно пунктам 148, 149 Правил № 644, абонент обеспечивает беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства после предварительного оповещения абонента о дате и времени посещения, а также он должен быть извещен о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.

Уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства) или по заранее направленному абоненту списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент имеет право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.

Судом установлено, что 20.10.2020 водоканал обеспечил абоненту право на присутствие при проведении проверки посредством уведомления телефонограммой исх.№68/1.

При проведении проверки интересы ответчика представлял администратор Тишков Иван Анатольевичи и Уберц Станислав Викторович; проверка осуществлялась с применением средств видеофиксации (диск DVD-R, л.д.16, т.2).

Возражения ответчика по взиманию платы за прием талого слоя в зимнее время, со ссылками на вывоз снега, правомерно отклонены судом первой инстанции.

Так, порядок выполнения расчета гарантирующей организации при начислении абоненту платы за неорганизованный сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения установлен Методическими рекомендациями, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации № 639/пр.

Пунктом 16 Методических указаний предусмотрено, что коэффициент = 0,8 применяется для абонентов в случае вывоза снега.

Ку - коэффициент, учитывает частичный вывоз и уборку снега.

На основании сведений содержащихся в СНиП 23-01-99* (утв. Приказом Минстроя России от 28.11.2018 №763/пр) для г. Барнаула Алтайского края количество осадков за 5 месяцев за ноябрь - март, составляет 125 мм.

При этом, в расчетах истца использовалось значение осадков 117 мм, что не превышает номинальное значение, установленное СНиП 23-01-99*” и не ущемляет интересы общества.

Количество осадков за холодный (ноябрь - март) и теплый (апрель - октябрь) периоды рассчитано как сумма среднемесячных значений и характеризует высоту слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильной росы и тумана, растаявшего снега, града, снежной крупы при отсутствии стока, просачивания и испарения.

Суточный максимум осадков выбран из ежедневных наблюдений и характеризует наибольшую сумму осадков, выпавших в течение метеорологических суток за весь период наблюдений на станциях.

Таким образом, само значение, используемое водоканалом для расчета талого стока с территории земельного участка является значение «Нт» - 125 мм, при этом это значение не определяет объем снега, а фактически представляет собой значение высоты слоя воды от растаявшего снега.

В рассматриваемом случае коэффициент 0,8 в расчете истцом применен правомерно.

С учетом, положения пункта 24 Правил № 776, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истцом срок исковой давности не пропущен.

Так, правилами установлен порядок определения задолженности за самовольное потребление ресурса (пользование системы водоотведения), дающий право организации ВКХ производить расчет задолженности расчетным методом за период, предшествующий обнаружению самовольного пользования, но не более чем за три года.

При этом период времени в течении которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения.

Судом учтено, что проверкой от 19.02.2018 факт повреждения канализационных люков не устанавливался, а был установлен в ходе проверки от 20.10.2020. Таким образом, водоканал узнал о нарушении своего права только 20.10.2020.

По итогам проверки установлено, что что водоканал выполнил в отношении общества комплекс услуг по водоотведению и очистке воды, включающих в себя сбор и отведение сточных вод и неорганизованного сброса по централизованной системе канализации, а также их последующую очистку, которые подлежат оплате абонентом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что канализационная сеть водоканала использовалась абонентом в части неорганизованного сброса поверхностных сточных вод с территории.

При этом, действующие тарифы на водоотведение для потребителей услуг водоканала предусматривают возможность оплаты абонентами услуг транспортировки, приема стоков до очистных сооружений, отчистку стоков, фактически приобретенных у общества, а также пользование системой.

В рассматриваемом случае, с территории ответчика поступил дополнительный объем сточных вод в виде осадков через пробитые канализационные люки, которые не предназначены для приема дождевых стоков.

Таким образом, ответчику фактически оказаны услуги по водоотведению. Правомерность произведенного водоканалом расчета платы подтверждена третьим лицом – управлением по тарифам (отзыв представлен третьим лицом в электронном виде 26.01.2022).

В соответствии с пунктом 1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входит содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования систем водоснабжения и канализации.

Положения пунктов 2.10.11, 3.2.13 указанных Правил предусматривают проведение наружного осмотра систем водоснабжения и канализации с периодичностью не реже одного раза в два месяца, включающего проверку внешнего состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек и др.

При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.

Из анализа приведенных норм права следует, что на организацию, осуществляющую водоотведение в силу закона возложена обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, которая среди прочего включает в себя надзор за их состоянием и сохранностью, а также осуществление планово-предупредительного и капитального ремонта.

В соответствии с пунктами 4.3.1, 4.3.11, 4.3.12 договора № 2629, абонент обязан: обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей согласно требованиям нормативно-технических документов; незамедлительно сообщать водоканалу обо всех повреждениях или неисправностях, в том числе на канализационных сетях; обеспечивать ликвидацию повреждения или неисправности.

Из материалов дела не следует, что истец ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности.

Напротив, получив от общества письмо от 05.11.2020 о необходимости произвести содействие в решении вопроса по ремонту канализационных колодцев, водоканал 10.11.2020 произвел соответствующие работы.

Возражения апеллянта со ссылкой на судебную практику по иному делу не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.

Довод ответчика относительно отсутствия наличия у водоканала вещного права на канализационную сеть были предметом рассмотрения и мотивированно отклонены судом перовой инстанции.

Судом установлено, что спорная канализационная сеть проходит через земельный участок, на котором расположен объект общества; на участке канализационной сети водоканала, который проходит через земельный участок ответчика, расположены канализационные колодцы 194,54/191,57 и 194,37/191,11, в которые с территории абонента происходит неорганизованный сброс.

В подтверждение вещного права в материалах дела представлены: топографическая съемка канализационной сети водоканала, схема канализационной сети администрации г. Барнаула, акт приема-передачи к договору аренды от 30.12.2005 № 86.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 04.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-7581/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий                                                                 А.В. Назаров

Судьи                                                                                               Л.А. Колупаева

                                                                                                          Л.Е. Ходырева