ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А03-8406/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по физической культуре и спорту города Барнаула (№07АП-4117/2022) на решение от 25.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-8406/2021 (судья Гуляев А.С.) по исковому заявлению Комитета по физической культуре и спорту города Барнаула, (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, к автономной некоммерческой организации спортивный клуб «Коммунальщик», (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, о взыскании 60 062 руб. 08 коп., из которых 50 000 руб. в возмещение нецелевого использования бюджетных денежных средств и 10 062 руб. 08 коп. пени.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по физической культуре и спорту города Барнаула (далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации спортивный клуб «Коммунальщик» (далее – ответчик, организация) о взыскании 60 062 руб. 08 коп., из которых 50 000 руб. в возмещение нецелевого использования бюджетных денежных средств и 10 062 руб. 08 коп. пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула
Решением от 25.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что несмотря на то, что спортивные соревнования подразумевают наличие каких-либо помещений, аренда помещений не является подготовкой места проведения соревнований.
Подготовка мест проведения соревнований является самостоятельным мероприятием, в составную часть которого не включена аренда спортивных объектов, следовательно, заключение договора аренды не является одним из этапов подготовки мест проведения спортивных мероприятий.
Использование средств грантов ответчиком на аренду спортивных залов, кортов, помещений, сооружений не соответствовало требованиям пункта 1.7 приложения к постановлению администрации города Барнаула от 11.03.2014 № 426 «Об утверждении положения о конкурсе социально значимых проектов на соискание грантов администрации города по организации спортивно-массовой работы» (далее – Постановление № 426), их нельзя признать реализованными и использованным по целевому назначению.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно материалам дела, 15.03.2018 между Комитетом по физической культуре и спорту города Барнаула (грантодатель) и автономной некоммерческой организации спортивный клуб «Коммунальщик» (грантополучатель) заключен договор о предоставлении гранта № 15 (далее – договор), по условиям которого грантодатель на безвозмездной и целевой основе передает денежные средства (далее – грант) для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и использовать его на реализацию социально значимого проекта по организации спортивномассовой работы «Первенство города Барнаула по хоккею на траве в формате С-5» (далее – проект) в номинации «Спортивный Олимп» в соответствии с календарным планом реализации Проекта (приложение 1 к настоящему договору) (пункт 1.1 договора № 8).
В соответствии с пунктом 1.2 договора, срок реализации проекта: с момента заключения договора до 15.12.2018. Общая сумма гранта составляет 50 000 рублей. Грант передается грантополучателю в соответствии со сметой расходов на реализацию проекта (Приложение 2 к настоящему договору) (пункт 2.1 договора).
Оплата гранта грантодателем производится безналичным расчетом после подписания сторонами настоящего договора путем перечисления денежных средств на расчетный счет грантополучателя в течение 30 рабочих дней. Оплата производится за счет средств подпрограммы «Барнаул спортивный» Программы «Развитие физической культуры и спорта города Барнаула на 2015-2019 годы», утвержденной постановлением администрации города от 05.08.2014 № 1672, мероприятие 3.1. Проведение конкурса социально значимых проектов на соискание грантов по организации спортивно-массовой работы (пункт 2.2 договора).
Пунктом 2.3 договора установлено, что грант считается предоставленным заявителю в день списания денежных средств с расчетного счета грантодателя на расчетный счет грантополучателя.
Согласно пункту 3.1.3 договора грантодатель обязан принимать решение о возврате грантополучателем денежных средств, представленных в виде гранта, о досрочном расторжении настоящего Договора в случаях: предоставления недостоверных либо фальсифицированных документов; выявления нарушения грантополучателем условий настоящего Договора и (или) Положения о конкурсе социально значимых проектов на соискание грантов администрации города по организации спортивно-массовой работы (Постановление №426).
Пунктом 3.2.1 договора установлено, что грантодатель имеет право осуществлять контроль за целевым использованием гранта в соответствии со сметой расходов по гранту и выполнением календарного плана реализации Проекта, достижением целевых показателей.
В разделе 4 договора определен порядок отчетности грантополучателя, установлены формы и сроки отчетности об использовании гранта и выполнении календарного плана реализации проекта.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора, текущий спортивный отчет предоставляется грантодателю в течение 5 рабочих дней с даты проведения мероприятия календарного плана реализации проекта, но не позднее 20.12.2018, и включает в себя:
-описательный отчет по форме (Приложение 3);
-копии заявок на участие в мероприятии со списочным составом,
-протоколы соревнований, турнирные таблицы, заверенные главным судьей и секретарем соревнований;
-протоколы матчей (для игровых видов спорта);
Пунктом 4.1.2 договора установлено, что итоговый спортивный отчет сдается в течение 10 рабочих дней после проведения последнего мероприятия календарного плана реализации проекта, но не позднее 20.12.2018 по форме (Приложение 4).
Согласно пункту 4.1.3 договора № 15, итоговый финансовый отчет сдается в течение 10 рабочих дней после проведения последнего мероприятия календарного плана реализации проекта, но не позднее 20.12.2018 по форме (Приложение 5).
К финансовому отчету должны быть приложены оригиналы документов, подтверждающих расходы в соответствии со сметой проекта, в том числе:
- при приобретении товара (наградной материал, спортивный инвентарь, канцелярия и т.д.) при безналичном расчете предоставляется договор, товарная накладная, платежное поручение, при наличном расчете предоставляется товарно-кассовый чек, независимо от формы расчета предоставляется ведомость на выдачу наградного материала (при приобретении наградного материала), акт на списание малоценных товаров;
- при оплате судьям и другим привлеченным работникам предоставляется договор на выполнение работ (услуг), документ, подтверждающий получение денежных средств по договору и оплату налогов в соответствии с действующим законодательством;
- при оплате аренды предоставляется контракт аренды, счет, акт выполненных работ, платежное поручение или приходный кассовый ордер;
- при оплате услуги предоставляется счет или счет фактура, акт выполненных работ, платежное поручение или приходный кассовый ордер.
Пунктом 5.3 договора установлено, что в случае предоставления грантополучателем документов, содержащих недостоверные сведения, неисполнения или ненадлежащего исполнения грантополучателем обязательств, предусмотренных договором, в иных случаях, предусмотренных договором и (или) действующим законодательством, средства гранта полежат возврату в бюджет города Барнаула.
В соответствии с приложением № 1 к договору о предоставлении гранта от 15.03.2018 № 15 определена реализация Проекта «Первенство города Барнаула по хоккею на траве в формате С-5» номинации «Спортивный олимп», дата начала мероприятия 09.04.2018, дата окончания мероприятия 15.10.2018.
Приложением № 2 к договору о предоставлении гаранта от 15.03.2018 № 15 установлена смета расходов, а именно аренда спортивного зала – общая сумма которой составляет 50 000 руб.
Денежные средства в сумме 50 000 руб. перечислены по договору о предоставлении гранта № 15 ответчику, что подтверждается платежным поручением от 27.03.2018№ 328953.
02.03.2018 между автономной некоммерческой организацией спортивный клуб «Коммунальщик», как арендатором, и АКОО «Спортивный клуб «Энергия», как арендодателем, заключен договор № 5 аренды помещения для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий в спортивном клубе «Коммунальщик» (далее – договор аренды), по условиям которого арендодатель передаёт, а арендатор принимает в арендное пользование зал с находящимися в нём оборудованием, мебелью и подсобных помещений для переодевания, площадью 1307,8 кв.м. (далее по тексту – помещение), расположенные по адресу: <...>, для проведения: Первенства города Барнаула по хоккею на траве в формате С-5 (далее: Мероприятие).
Пунктом 1.3 договора аренды установлено, что объект предоставляется с 02.03.2018 по 15.10.2018. Арендная плата составляет: 2 000 (две тысячи) рублей за один час занятий, в том числе НДС 18% и включает затраты на коммунальные услуги и заработную обслуживающего персонала (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 3.2 договора аренды общая сумма по договору 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно счету от 29.03.2018 № 16 стоимость арендной платы составила 50 000 руб. 63 коп.
Платежным поручением от 29.03.2018 № 33 ответчик перечислил АКОО «Спортивный клуб «Энергия» за аренду спортивного зала, для проведения «Первенство города Барнаула по хоккею на траве в формате С-5» 50 000 руб.
Соответственно, по мнению истца, общая сумма нецелевого использования денежных средств по договору № 15 составляет 50 000 руб.
На основании поручения от 21.07.2020 №76, выданного заместителем председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, главным специалистом контрольно-ревизионного отдела ФИО2 в соответствии с пунктом 3.42 Положения о комитете по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 31.10.2008 №6, пунктом 1.2 Порядка осуществления финансового контроля в городе Барнауле, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 08.06.2020 № 927, в соответствии с планом проведения мероприятий по предупреждению нарушений финансовой сферы в 2020 году, утвержденного председателем комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, проведено обследование комитета по физической культуре и спорту города Барнаула за период с 01.01.2018 по 01.08.2020.
В соответствии с пунктом 3.5 приложения к Постановлению № 426 денежные средства гранта не могут быть использованы на другие цели.
По результатам обследования специалист контрольно-ревизионного отдела пришел к выводу, что в нарушение пункта 3.5 приложения к Постановлению № 426 ответчик использовал грант не по целевому назначению.
22.12.2020 в адрес ответчика была направлена претензия о возврате средств гранта в размере 50 000 руб. за нецелевое использование денежных средств, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по рассматриваемому делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что ответчиком средства гранта потрачены не с их целевым назначением, в связи с чем, исходя из пункта 4.9 Положения и пунктов 5.3 договора № 15, отсутствуют основания для привлечения ответчика к ответственности в виде возврата денежных средств в бюджет.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 4.1.2 договора о предоставлении гранта № 15, итоговый спортивный отчет сдается в течение 10 рабочих дней после проведения последнего мероприятия календарного плана реализации проекта, но не позднее 20.12.2018.
Вопреки доводам ответчика о том, что истец с апреля 2018 года знал о намерении ответчика использовать средства грантов на соответствующие цели и использование денежных средств именно на эти цели, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку последний день, когда Комитет мог узнать о нецелевом расходовании ответчиком средств грантов из финансового отчета, исходя из условий договоров, является 20.12.2018.
Соответственно, последним днем трехлетнего срока исковой давности является 20.12.2021. Между тем, из материалов дела следует, что Комитет обратился в суд с настоящим исковым заявлением 15.06.2021.
Рассмотрев исковые требования Комитета по существу, апелляционный суд не находит оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений статей 1, 6, 152 БК РФ правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами названного Кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 № 308-ЭС17-13889.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Договор о предоставлении гранта № 15 заключен на основании Положения о конкурсе социально значимых проектов на соискание грантов администрации города по организации спортивно-массовой работы, утвержденного Постановлением № 426.
Комитет указывает, что согласно пункту 1.7 Положения средства выделяются для подготовки мест проведения спортивных мероприятий, оплаты работы судей, приобретения спортивного инвентаря, наградного материала, обеспечения информационного сопровождения.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения предоставленные денежные средства должны быть направлены на создание и реализацию победившего в конкурсе проекта в соответствии со сметой расходов на выполнение проекта. Денежные средства гранта не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования гранта определяется грантополучателем в соответствии с заявкой, прошедшей конкурсный отбор. Грантополучатель не вправе изменять назначение статей расходов, предусмотренных сметой расходов на выполнение проекта.
По условиям договора № 15 грант предоставлен ответчику на реализацию социально значимого проекта по организации спортивно-массовой работы «Первенство города Барнаула по хоккею на траве в формате С-5» (далее – проект) в номинации «Спортивный олимп» в соответствии с календарным планом реализации проекта (приложение 1 к настоящему договору) (пункт 1.1 договора № 15).
В соответствии с пунктом 5.3 договора в случае предоставления грантополучателем документов, содержащих недостоверные сведения, неисполнения или ненадлежащего исполнения грантополучателем обязательств, предусмотренных договором, в иных случаях, предусмотренных договором и (или) действующим законодательством, средства гранта полежат возврату в бюджет города Барнаула.
Согласно условиям заключенного договора № 15 грантополучатель обязан использовать грант исключительно на реализацию проекта, являющегося предметом договора в соответствии с календарным планом реализации проекта и сметой расходов по гранту (Приложение 1 и 2 к договору), не вправе изменять произвольно назначение статей сметы и календарного плана реализации проекта (пункт 3.4.1 договора).
В смете расходов, являющейся приложением № 2 к договору № 15, предусмотрена статья расходов «аренда спортивного зала».
Сумма гранта в размере 50 000 руб. выдана с учетом указанной статьи расходов. При этом договор и приложение № 2 к договору подписаны комитетом без возражений.
Доказательств заключения договором аренды не в связи с проведением мероприятий предусмотренных календарным планом и целям Проекта Комитет в материалы дела не представил.
Комитет согласно условиям договора предоставил ответчику грант на условиях расходования его, в том числе, на аренду помещений.
Проведение спортивных мероприятий, в рамках календарного плана реализации Проекта, предполагает наличие помещения для их проведения, в связи с чем ответчиком заключен договор аренды.
Оснований полагать, что ответчиком средства гранта потрачены не с их целевым назначением, в рассматриваемом случае не имеется, в связи с чем, исходя из пункта 4.9 Положения и пунктов 5.3 договора № 15, отсутствуют основания для привлечения ответчика к ответственности в виде возврата денежных средств в бюджет.
Оснований для признания недействительными абзаца 4 пункта 4.1.3 договора № 15 и Сметы расходов по выделению субсидии и применения такого последствия ее недействительности, как возврат незаконно полученного и израсходованного гранта (в отсутствие законных оснований его получения и доказательств его расходования на определенные соглашением цели) у суда не имеется.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ истцом в материалы дела не представлено.
Доводы Комитета о нецелевом использовании бюджетных средств со ссылкой на отсутствие в Постановлении № 426 условий о возможности использования средств гранта на аренду помещений были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Как установлено судом апелляционной инстанции, договор аренды заключен ответчиком, поскольку проведение спортивных мероприятий в рамках календарного плана реализации проекта предполагает наличие помещения для их проведения; доказательств заключения договора аренды не в связи с проведением мероприятий, предусмотренных календарным планом, Комитет в материалы дела не представил.
Кроме того, истец предоставил ответчику грант на условиях расходования его, в том числе на аренду помещений, что не противоречит положениям пункта 1.7 Постановления № 426.
Таким образом, в рассматриваемом случае расходование организацией средств гранта на оплату аренды помещений соответствует целям Постановления № 426 и договора; результативность и целевой характер освоения бюджетных средств были достигнуты.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в том числе постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.03.2022 по делу №А03-8488/2021.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 25.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-8406/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по физической культуре и спорту города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
ФИО1