ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-4675/2021 от 15.06.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                             Дело № А03-10621/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2021 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

Колупаевой Л.А.,

судей:

Сластиной Е.С.,

Ходыревой Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (№07АП-4675/2021) муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района на решение от 23 марта 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-10621/2020 (судья Чайка А.А) по иску муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района (ОГРН 1032201640899, ИНН 2234000112), г. Бийск Алтайского края к Администрации Бийского района Алтайского края (ОГРН 1022200570853, ИНН 2234003346), г. Бийск Алтайского края о взыскании 320 000, 75 руб. неосновательного обогащения,

В судебном заседании участвуют представители:

от истца: Сараев М.Ю. дов. от 19.06.2020 (3 года) диплом, паспорт (онлайн в режиме веб-конференции);

от ответчика: не явился (извещен).

У С Т А Н О В И Л:

04.08.2020 муниципальное автономное учреждение Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района (далее – истец, апеллянт, МАУ «Моя Земля») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Администрации Бийского района Алтайского края (далее – ответчик, Администрация Бийского района) о взыскании 320 000, 75 руб. неосновательного обогащения.

Решением от 23 марта 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-10621/2020 в удовлетворении исковых требований МАУ «Моя Земля» отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МАУ «Моя Земля» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, таким образом, просит решение от 23 марта 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-10621/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что обязанность ответчика перед истцом по предоставлению муниципального задания закреплена в Уставе МАУ Редакция газеты «Моя Земля». При этом данный Устав не изменен, не признан недействительным и утвержден Администрацией Бийского района Алтайского края.

Определением от 17.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15.06.2021.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на её удовлетворении.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечил.

В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156,  части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел  возможным приступить к рассмотрению  апелляционной жалобы  в отсутствие представителей ответчика.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц муниципальное автономное учреждение редакция газеты «Моя земля» Бийского района создано 01.07.2002, учредителем является муниципальное образование «Бийский район», основной вид деятельности издание газет, дополнительный вид деятельности изготовление печатных форм и подготовительная деятельность.

В соответствии с Уставом муниципального автономного учреждения редакции газеты «Моя земля» Бийского района муниципальное автономное учреждение Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района, являющееся некоммерческой организацией муниципальным учреждением Бийского района Алтайского края, создано указанным муниципальным образованием путём изменения типа, существующего муниципального учреждения Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района, но инициативе учреждения, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Редакция газеты «Моя Земля» является также социально – ориентированной некоммерческой организацией, создано для достижения целей, указанных в разделе 2 Устава и осуществления деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также для осуществления видов деятельности, предусмотренных разделом 2 Устава.

Разделом 2 Устава предусмотрено, что Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Бийского района Алтайского края в информационной сфере, а также при распространении посредством СМИ и иных массовых коммуникаций сведений о деятельности органов местного самоуправления Бийского района Алтайского края, краевых государственных органов, иной официальной информации в сферах образования, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта, других сферах.

В пункте 2.4. Устава указано, что в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Учреждение осуществляет следующие основные виды редакционно-издательской деятельности (исчерпывающий перечень):

2.4.1. поиск, получение, редактирование, подготовка и распространение информации, производство (полный цикл) и распространение Газеты;

2.4.2. обеспечение на страницах Газеты официального опубликования муниципальных правовых актов Бийского района, обсуждения проектов муниципальных правовых актов Бийского района по вопросам местного значения;

2.4.3. доведение до сведения жителей Бийского района официальной информации о его общественно-политическом, социально-коммерческом и культурном развитии, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

2.4.4 обеспечение конституционного права граждан на свободу мысли и слова путем организации на страницах газеты открытого обсуждения общественно значимых проблем жизни Бийского района и его жителей, работы органов местного самоуправления;

2.4.5 распространение информации, направленной на охрану окружающей среды и защиту животных.

Пунктом 2.5. Устава установлено, что в соответствии с целями, для достижения которых оно создано Учреждение осуществляет следующие не являющиеся основными виды деятельности (исчерпывающий перечень):

2.5.1. производство и распространение и установленном порядке рекламы, в том числе социальной рекламы и объявлений;

2.5.2. подготовка населения Бийского района Алтайского края к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

2.5.3. оказание информационной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий;

2.5.4. профилактика социально опасных форм поведения граждан;

2.5.5. содействие благотворительности.

В безвозмездном пользовании истца находится здание, расположенное по адресу: г.Бийск, ул. Мухачева, д. 98 А, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности Бийского района Алтайского края

Истец указывает на то, что с момента утверждения действующего Устава и по настоящее время Ответчик не несет расходы на содержания здания, не выделяет субсидии на его содержание. Поскольку истец является автономным учреждением, то согласно части  3 статьи 4 ФЗ «Об автономных учреждениях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В обоснование иска истец указывает на то, что администрация Бийского района не обеспечивает редакцию газеты «Моя Земля» муниципальными заданиями, ввиду чего ответчик вынужден самостоятельно предпринимать меры к осуществлению иной деятельности: производство печатной продукции, рекламы, и т.д для того, чтобы иметь доход и нести расходы на содержание недвижимого имущества. Предоставленные администрацией муниципальные контракты не покрывают все расходы, что противоречит Закону «Об автономных учреждениях». По мнению истца, расходы на содержание здания, в период отсутствия муниципальных заданий являются неосновательным обогащением ответчика в размере 320 000, 75 руб.

Указанные доводы истца послужили основанием для обращения с исковым заявлением в арбитражный суд

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.

Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.

Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные соответствующей главой 60 Гражданского кодекса о неосновательном обогащении, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Особенность распределения бремени доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения заключается в том, что на истце лежит обязанность доказать совокупность следующих обстоятельств: сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя (ответчика); уменьшение имущества на стороне потерпевшего (обогащение за счет потерпевшего); отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий; размер неосновательного обогащения. Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при совокупной и полной оценке которых он руководствуется правилами об относимости и допустимости.

При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.

Таким образом, в предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входит установление обстоятельств (факта) получения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца в отсутствие предусмотренных правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами то обстоятельство, что согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Бийского района Алтайского края на 31.12.2017 нежилое здание, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева, 98А, передано в безвозмездное пользование Редакции газеты «Моя Земля» Бийского района, решением Бийского районного Совета народных депутатов от 16.12.2010 № 207.

К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и статьи 623 настоящего Кодекса.

На основании постановления Администрации Бийского района от 11.08.2011 № 394 «О создании муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района» за МАУ Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района закреплено на праве оперативного управления здание общей площадью 169.0 кв.м по адресу: ул.Мухачева, 98а. г. Бийск.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на дату закрепления имущества на праве оперативного управления здание уже находилось в фактическом пользовании учреждения. Государственная регистрация права оперативного управления своевременно произведена не была в связи с отсутствие государственного кадастрового учета объекта недвижимости. В настоящее время здание поставлено на кадастровый учет. Проведена переадресация объекта недвижимости с присвоением адреса: г. Бийск,ул. Мухачева, 98. Произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования Бийский район Алтайского края.

В силу положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 (далее - постановление Пленума № 10/22) разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, исходя из смысла норм статей 210, 296 ГК РФ и указанной правовой позиции высшей судебной инстанции право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В обоснование иска и апелляционной жалобы истец указывает на то, что ответчиком должны были предоставляться муниципальные задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества, предоставляемые на основании соглашений (п. 5 ст. 78, п. 4 ст. 78.2 БК РФ), подписанных уполномоченными должностными лицами учреждения и органа, осуществляющего в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя. Кроме того, бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели.

Согласно пункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Государственное задание для бюджетного учреждения должно формироваться с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утвержденного его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.

Постановлением Администрации Бийского района от 04.05.2011 № 219 утверждено Положение об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений муниципального образования Бийский район Алтайского края.

Указанное Положение устанавливает условия и порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, а также муниципальными казенными учреждениями, определенными нуждами главных распорядителей средств районного бюджета, в ведении которых они находятся.

Учитывая упомянутое выше Постановлением Администрации Бийского района от 04.05.2011, а также принимая во внимание Методические рекомендации по расчету затрат на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Бийского района, утверждённых постановлением Администрации Бийского района от 14.03.2016 № 158, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы относительно того, что муниципальное задание выдается муниципальному учреждению на финансовое обеспечение оказания им муниципальных услуг (работ).

При этом в случае оказания муниципальным автономным учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг в полном объеме подлежат возмещению только расходы за потребленные электрическую энергию и тепловую энергию в размере 50%.

В том случае, если автономное учреждение муниципальные услуги не оказывает в рамках исполнения муниципального задания, подлежали бы возмещению затраты за потребленную электрическую энергию в размере 10 процентов, за потребленную тепловую энергию в размере 50 процентов.

Однако, возмещение затрат в рамках исполнения муниципального задания на пожарную охрану, водоснабжение, проверку у приборов учета, охрану действующими муниципальными правовыми актами не предусмотрено.

Таким образом, принимая во внимание порядок предоставления муниципального задания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что осуществление Редакцией газеты «Моя Земля» деятельности в рамках муниципального задания и бюджетного финансирования, в соответствии с которым оно оказывало бы муниципальные работы (услуги) по опубликованию муниципальных правовых актов и различной официальной информации для Администрации Бийского района, которая, по сути, являлась бы деятельностью по оказанию муниципальных услуг для самой себя в нарушение принципов Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.

В связи с чем, Администрацией Бийского района муниципальные задания для Редакции газеты «Моя Земля», начиная с 2011 года на оказание муниципальных услуг не выдавалось в связи с тем, что истцом муниципальные услуги не оказываются.

Учитывая, что бремя содержания имущества переданного учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование  в силу статей 210, 296 ГК РФ несет само учреждение, выдача или невыдача этому учреждений муниципальных заданий, неосновательного обогащения на стороне ответчика не образует.

Применительно к изложенному, учитывая то, что имущество истца находится в оперативном управлении, истец не включён в Реестр муниципальных услуг в муниципальном образовании Бийский район Алтайского края, утв. Постановлением администрации Бийского района Алтайского края от 02.09.2020 № 568, а так же в реестры за ранние периоды, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что правовые основания для взыскания неосновательного обогащения в виде компенсации расходов Учреждения по оплате коммунальных услуг в полном объеме отсутствуют.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных АПК РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе  повторяют позицию истца, занятую при разрешении спора суде первой инстанции и, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, однако различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и  апеллянтом,  не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 23 марта 2021 года Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-10621/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Моя Земля» Бийского района – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий 

Л.А. Колупаева

Судьи

Е.С. Сластина

Л.Е. Ходырева