улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А45-39218/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2019 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска (№07АП-4845/19) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.04.2019 по делу № А45-39218/2018 (судья Полякова В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рынок Центральный» (656049, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Мэрии города Новосибирска (630099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным постановления.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Рынок Центральный»: ФИО2 по доверенности от 06.12.2018 (на 3 года).
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Рынок Центральный» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления мэрии города Новосибирска (далее – мэрия) от 16.08.2018 № 2986 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Рынок Центральный» в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:101115:42»
Решением от 04.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе мэрия, ссылаясь на нарушение норм материального и права; несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО «Рынок Центральный» отказать.
Указывает, что суд пришел к противоречивому выводу о том, что водовод и ливневая канализация являются принадлежностями здания (Центрального рынка), тогда как указанные объекты не могут быть отнесены к объектам, поименованным в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие которых на земельном участке влечет невозможность проведения аукциона, на что указано в постановлении мэрии города Новосибирска от 16.08.2018 №2986.
Также в обоснование своей позиции мэрия указывает, что в целях соблюдения подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а также учитывая наличие вступивших в силу судебных актов по делу №А45-21180/2012, издано оспариваемое постановление.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Мэрия, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя мэрии.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, ООО «Рынок Центральный» является собственником сооружения, назначение: иное сооружение, этажность: 3, подземная этажность: 1, адрес: <...>, с кадастровым номером 54:35:000000:13822, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2014 № 54 АЕ 419927.
Сооружение с кадастровым номером 54:35:000000:13822 расположено на следующих земельных участках:
- кадастровый номер 54:35:101115:0011 площадью 26 909 кв. м, принадлежит ООО «Рынок Центральный» на праве собственности;
- кадастровый номер 54:35:101115:42 площадью 2772 кв. м.;
- кадастровый номер 54:35:101115:43 площадью 3141 кв. м.;
- кадастровый номер 54:35:101090:129 площадью 6 046 кв.м.
18.07.2018 общество обратилось в мэрию с заявлением о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:35:101115:42, расположенного по ул. Гоголя в городе Новосибирске, площадью 2772 кв.м.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.08.2018 №2986 отказано обществу в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:101115:42.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В рассматриваемом случае одним из оснований для отказа в проведении аукциона послужило наличие на земельном участке сооружения ливневой канализации и водовода ввод № 1, входящих в состав сооружения с кадастровым номером 54:35:000000:13822, являющегося сложной вещью, на которое зарегистрировано право собственности ООО «Рынок Центральный».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
При этом в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 09.11.2012 по делу № А45-21180/2012 установлено, что здание (Центральный рынок) нежилое, общей площадью 16 576, 4 кв. м образует единое целое вместе с обслуживающими его системами инженерного обеспечения, в том числе водоводом и ливневой канализацией. При этом, находясь в физической зависимости, здание само по себе имеет самостоятельное значение, в то время как водовод и ливневая канализация имеют значение вспомогательное, предназначены для обслуживания здания и самостоятельной ценности не имеют. Следовательно, здание (Центральный рынок) представляет собой главную вещь, в то время как сооружение водовод и сооружение ливневая канализация являются принадлежностями указанного здания. Ливневая канализация и водовод связаны со зданием Центральный рынок, имеют вспомогательное назначение в целях обеспечения требований безопасности и соблюдения санитарных правил и норм и не могут эксплуатироваться отдельно от здания Центральный рынок.
С учетом установленных вышеуказанным решением обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объекты, расположенные на земельном участке, (линейная канализация и водовод) не могут быть отнесены к объектам, поименованным в пункте 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие которых на земельном участке влечёт невозможность проведения аукциона, на что указано в постановлении мэрии города Новосибирска от 16.08.2018 № 2986.
Доводы мэрии об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Названной норме корреспондируют положения статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано незаконным постановление мэрии города Новосибирска от 16.08.2018 № 2986 как несоответствующее статьям 39.11, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права общества на получение земельного участка в аренду посредством участия в аукционе.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку мэрия освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в отношении Администрации судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 апреля 2019 года по делу № А45-39218/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
ФИО1