ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-5045/19 от 22.07.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                        Дело № А67-6955/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                          Бородулиной И.И.

судей                                                          Кривошеиной С.В.

                                                                    Павлюк Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва помощником судьи Белозеровой А.А., после перерыва  секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Триград» (№ 07АП-5045/19) на решение Арбитражного суда Томской области от 22.04.2019 по делу № А67-6955/2018 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Триград» (634045, г. Томск, ул. Нахимова, дом 13/1, ОГРН 1097017017712, ИНН 7017248676) к Администрации Города Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, 73, ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (634050, Томская обл., г. Томск, пр. Ленина, 73, ОГРН 1077017038339, ИНН 7017199740), Мэру г. Томска, председателю комиссии по землепользованию и застройки (634050, г.Томск, пр. Ленина, 73) о признании незаконным бездействия,

с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратуры Томской области (г. Томск, ул. Белинского, 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851).

В судебном заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью «Триград»: до перерыва Казусь Д.В. по доверенности от 05.11.2018 (на 3 года), после перерыва Райх О.П. по доверенности от 05.02.2018 (на 3 года),

от  Администрации Города Томска, Мэра г. Томска: Щеглов Д.В. по доверенности от 14.01.2019 (на 1 год),

 Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска: Герасимов В.В. по доверенности от 10.01.2019 (на 1 год),

Прокуратуры Томской области: Емельянова С.А. по доверенности от 07.03.2019 (на 1 год).

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Триград» (далее – ООО «Триград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением

- о признании незаконным бездействие с 08.10.2017 Мэра г. Томска, Администрации Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, председателя комиссии по землепользованию и застройки, выразившееся в непринятии Мэром Города Томска решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1 и не направлении его в адрес общества,  не опубликовании им сообщения о подготовке указанного проекта решения и невыполнении иных предусмотренных действий (непринятии решений) в установленном порядке, необходимых для подготовки проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в решение Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» об установлении в отношении всей территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1, общественно-жилой функциональной зоны, а также территориальной зоны общественно-жилого назначения («ОЖ») и не направлении указанного проекта решения в Думу Города Томска, как противоречащее статьям 24, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решению Думы города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- обязании  Мэра г.Томска, администрации Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, председателя комиссии по землепользованию и застройки устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Триград», начиная с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему спору, путем:

- рассмотрения заявления ООО «Триград» от 02.06.2017 в установленном законом порядке;

- направления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в течение трех рабочих дней в соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации Мэру Города Томска подготовленного проекта решения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» с указанием этапов градостроительного зонирования применительно к территории земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1, порядка и сроков проведения работ по подготовке изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», иных положений, касающихся организации указанных работ;

- принятия Мэром Города Томска в соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней с момента направления проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» решения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- утверждения Мэром Города Томска в соответствии с частью 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки одновременного с принятием решения о подготовке изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- направления Мэром Города Томска в соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение тридцати дней с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по землепользованию и застройке, заявителю ООО «Триград» подготовленного решения о подготовке проекта о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- опубликования Мэром Города Томска в соответствии с частью 7 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения Мэром Города Томска сообщения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет»;

- подготовки администрацией Города Томска в целях исполнения части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- осуществления администрацией Города Томска в соответствии с частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации течение 30 дней с момента подготовки проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» проверки указанного проекта на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;

- направления департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с частью 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 10 дней с момента завершения проверки указанного проекта на соответствие установленным требованиям Мэру Города Томска проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» на публичные слушания (общественные обсуждения);

- обеспечения департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 5 дней после проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- направления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с в соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 5 дней после внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» по результатам проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) Мэру Города Томска указанного проекта;

- рассмотрения Мэром Города Томска в соответствии с частью 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не позднее дней после представления ему окончательной редакции проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

- принятия Мэром города Томска в соответствии с частью 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 10 дней после представления ему проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в окончательной редакции решения о направлении указанного проекта в Думу Города Томска для рассмотрения.

Определением от 12.12.2018 (резолютивная часть) в качестве соответчиков привлечены Мэр г. Томска, а также председатель комиссии по землепользованию и застройки.

Определением от 21.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Томской области.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Заявитель уточнил требования и просит:

- признать незаконным бездействие соответчиков Мэра г.Томска, администрации Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, председателя комиссии по землепользованию и застройки, возникшее с 08.10.2017, и выразившееся в непринятии Мэром Города Томска решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул. Нахимова, 13/1, ненаправлении Мэром Города Томска заявителю решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1, не опубликовании Мэром Города Томска сообщения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1 и невыполнении иных предусмотренных действий (непринятии решений) в установленном порядке, необходимых для подготовки проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в решение Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» об установлении в отношении всей территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1 функциональной зоны, а также территориальной зоны и не направлении указанного проекта решения в Думу Города Томска, как противоречащее статьям 24, 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решению Думы города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Также заявитель просит суд:

- обязать соответчиков Мэра г. Томска, администрацию Города Томска, департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, председателя комиссии по землепользованию и застройки устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Триград», начиная с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему спору, посредством установления соответчикам обязанности рассмотреть заявление ООО «Триград» от 02.06.2017 в установленном законом порядке и обеспечить совершение соответчиками следующих действий:

1) направления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в течение трех рабочих дней в соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации Мэру Города Томска подготовленного проекта решения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» с указанием этапов градостроительного зонирования применительно к территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1, порядка и сроков проведения работ по подготовке изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», иных положений, касающихся организации указанных работ;

2) принятия Мэром Города Томска в соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии, в течение тридцати дней с момента направления проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» решения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

3) утверждения Мэром Города Томска в соответствии с частью 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки одновременного с принятием решения о подготовке изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

4) направления Мэром Города Томска в соответствии с частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение тридцати дней с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по землепользованию и застройке, заявителю ООО «Триград» подготовленного решения о подготовке проекта о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

5) опубликования Мэром Города Томска в соответствии с частью 7 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения Мэром Города Томска сообщения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет»;

6) подготовки администрацией Города Томска в целях исполнения части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

7) осуществления администрацией Города Томска в соответствии с частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации течение 30 дней с момента подготовки проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» проверки указанного проекта на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;

8) направления департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с частью 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 10 дней с момента завершения проверки указанного проекта на соответствие установленным требованиям Мэру Города Томска проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» на публичные слушания (общественные обсуждения);

9) обеспечения департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 5 дней после проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

10) направления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска в соответствии с в соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 5 дней после внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» по результатам проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) Мэру Города Томска указанного проекта;

11) рассмотрения Мэром Города Томска в соответствии с частью 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не позднее дней после представления ему окончательной редакции проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

12) принятия Мэром города Томска в соответствии с частью 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение 10 дней после представления ему проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и за стройки муниципального образования «Город Томск» в окончательной редакции решения о направлении указанного проекта в Думу Города Томска для рассмотрения.».

Решением от 22.04.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции.

Указывает, что суд не применил нормы статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что выразилось в необоснованном выводе о том, что органы местного самоуправления фактически не обязаны рассматривать данное предложение заявителя, а следовательно, уведомлять об этом заявителя посредством направления последнему ответа.

В подтверждение выполнения установленных статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», частью 5 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации  органами местного самоуправления требований суд первой инстанции без законных оснований сослался  на то, что комиссия по землепользования и застройке 30.06.2017 в адрес заявителя направляла ответ, поскольку вышеперечисленными нормами законодательства Российской Федерации предусмотрено, что ответ заявителю направляется после рассмотрения обращения главой местного самоуправления с приложением к нему копии решения главы местной администрации, а не иных органов местного самоуправления.

Арбитражный суд первой инстанции неправомерно сделал вывод о том, что со стороны органов местного самоуправления не допущено бездействия по рассмотрению обращения заявителя, содержащего предложение о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», поскольку указанный вывод сделан со ссылками на постановление Администрации г. Томска от 19.01.2016 № 30-з, как акт, не подлежащий применению, при осуществлении предусмотренной статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации  процедуры о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки.

Суд первой инстанции сделал необоснованным вывод об отклонении довода заявителя о том, что О.Н. Берлина произвольно определила сроки подготовки проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки.

Выводы суда о том, что оспариваемое бездействие органов местного самоуправления препятствует праву заявителя на распоряжение земельным участком не свидетельствует о незаконности бездействия, а также, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что имеет место реальное нарушение прав заявителя на использование земельного участка в соответствии с его назначением, являются неправомерными, поскольку данные выводы не основаны на нормах материального права.

Суд пришел к необоснованному выводу о том, что заявителем пропущен срок на обжалование бездействия органов местного самоуправления.

Заинтересованные лица возражают против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.

Прокуратура Томской области в отзыве указывает, что обжалуемый судебный акт не затрагивает законных интересов органов прокуратуры, вместе с тем заслуживает внимания  доводы апелляционной жалобы общества о нарушении его прав в результате длительного непринятия органом местного самоуправления мер к определению территориальной и функциональных зон на спорном земельном участке. 

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворения, представил дополнения к апелляционной жалобе в отсутствие доказательств направления их в адрес иных участников процесса. 

          Судебное заседание, назначенное на 02.07.2019, слушанием откладывалось до 15.07.2012 на 12.15 часов, в том числе для представления обществом доказательств направления дополнений к апелляционной жалобе в адрес лиц, участвующих в деле; в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменных пояснений по предмету заявленных требований, в чем выразилось бездействие каждого из заявленных им лиц, правовое обоснование своей позиции, какие нормы права нарушены каждым лицом, чье бездействие оспаривается обществом; иным лицам при получении указанных дополнений, пояснений письменного отзыва по дополнительно представленным доводам общества.

После отложения в порядке части 10 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство возобновлено.

Председатель комиссии по землепользованию и застройки, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своего представителя не обеспечил, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя.

 От общества представлены дополнительные письменные пояснения,  от Администрации Города Томска, Мэра Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска представлены отзывы на указанные дополнения. 

Представитель общества при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, а представители Администрации Города Томска, Мэра Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель   Прокуратуры Томской области поддержал изложенную в отзыве позицию по делу.

В судебном заседании 15.07.2019 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 22.07.2019 года.

В связи с нахождением судей Логачева К.Д. и Хайкиной С.Н. в отпуске в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  произведена их замена на судей Кривошеину С.В., Павлюк Т.В. После замены в составе суда рассмотрение дела начато с самого начала с участием представителей общества,  Администрации Города Томска, Мэра Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска и Прокуратуры Томской области, поддержавших ранее изложенные позиции по делу с учетом дополнительно представленных обществом дополнений к апелляционной жалобе и дополнений представителя  Администрации Города Томска и Мэра Города Томска к своему отзыву.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Триград» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1097017017712, ИНН 7017248676, является собственником земельного участка площадью 4 275 кв. м, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Нахимова 13/1 (кадастровый номер 70:21:0200031:11, разрешенное использование - для эксплуатации административно-производственного здания) (том 1, лист дела 115). В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденными Решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 (далее – ПЗЗ), указанный земельный участок был частично отнесен к территориальной зоне общественно-жилого назначения (ОЖ), а частично - ни к одной из территориальных зон.

Полагая, что не отнесение части земельного участка ни к одной из территориальных зон не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ и ЗК РФ соответственно) и препятствует осуществлению реконструкции здания и нежилых помещений в зданиях, расположенных на земельном участке, ООО «Триград» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ПЗЗ в части установления границ территориальной зоны ОЖ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Нахимова 13/1, общей площадью 4 275 кв. м. и отнесения данного земельного участка к территориальной зоне ОЖ не в полном объеме (дело № А67-3250/2014).

В ходе рассмотрения дела № А67-3250/2014 Решением Думы Города Томска от 01.07.2014 № 1049 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденные решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687» принята новая редакция ПЗЗ, согласно которой часть принадлежащего ООО «Триград» земельного участка стала относиться к территориальной зоне ОЖ, а часть – к территориальной зоне инженерной и транспортной инфраструктур (Т-4).

В связи с не подтверждением нарушения прав и законных интересов заявителя прекратившим действие нормативным правовым актом (его редакцией), определением арбитражного суда от 15.12.2014 производство по делу № А67-3250/2014 было прекращено.

ООО «Триград» обратилось в Советский районный суд г. Томска с заявлением о признании недействующим подпункта 2 пункта 2 Решения Думы Города Томска от 01.07.2014 № 1049 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» и Приложения 3.80 к Решению Думы Города Томска от 01.07.2014 № 1049 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в части установления на земельном участке, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1 общей площадью 4 275 кв. м кадастровый номер 70:21:0200031:11 двух территориальных зон: зоны инженерной и транспортной инфраструктур (Т-4) и зоны общественно – жилого назначения (ОЖ), а также в части отнесения данного земельного участка не в полном объеме к  территориальной зоне ОЖ.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 13.02.2015 решение Советского районного суда г. Томска от 17.11.2014 отменено в части: признан недействующим с момента принятия указанного апелляционного определения подпункт 2 пункта 2 Решения Думы Города Томска от 01.07.2014 № 1049 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» и Приложение 3.80 к данному Решению в части установления на земельном участке, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1 общей площадью 4 275 кв. м с кадастровым номером 70:21:0200031:11 двух территориальных зон: зоны инженерной и транспортной инфраструктур (Т-4) и зоны ОЖ. В остальной части (в части отказа в удовлетворении требования ООО «Триград» об отнесении принадлежащего ему земельного участка в полном объеме к территориальной зоне ОЖ) решение Советского районного суда г. Томска оставлено без изменения (том 1, листы дела 42-46).

Во исполнение апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 13.02.2015 в градостроительный Атлас Города Томска внесены изменения, в результате которых принадлежащий заявителю земельный участок вновь стал находиться частично в территориальной зоне общественно-жилого назначения (ОЖ), а частично – вне территориальных зон, как это было в соответствии с прежней редакцией ПЗЗ.

31.03.2015 ООО «Триград» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением (исх. № И-191), в котором просило привести карту градостроительного зонирования территории города Томска и сопутствующих актов администрации Города Томска в соответствие с Апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015, установив на всей территории земельного участка по ул. Нахимова, 13/1 в г. Томске одну территориальную зону – зону общественно-жилого назначения (ОЖ).

07.04.2016 Комиссия по землепользованию и застройке Города Томска (протокол № 4) рекомендовала Мэру Города Томска отклонить предложение ООО «Триград» о внесении изменений в ПЗЗ по причине не соответствия утвержденному Генеральному плану. В примечании к протоколу заседания комиссии указано, что в настоящее время в соответствии с постановлением администрации Города Томска от 19.01.2016 № 30-з МБУ «Архитектурно-планировочное управление» ведется подготовка проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта – улицы Федора Лыткина от улицы Нахимова до улицы 19-ой Гвардейской Дивизии в Городе Томске (том 1, листы дела 110-114).

20.04.2016 Мэром Города Томска принято Постановление № 320 «О предложении о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1», которым на основании статьи 33 ГрК РФ, статей 28, 29 ПЗЗ в г. Томске с учетом рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке от 07.04.2016, предложение ООО «Триград» о внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Томск» в части установления в отношении всей территории в границах земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1 территориальной зоны ОЖ (зона общественно-жилого назначения) отклонено по следующим причинам:

1.1. В соответствии с Генеральным планом МО «Город Томск», утвержденным решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687, часть земельного участка расположена в границах функциональной зоны инженерной и транспортной инфраструктур в целях планируемого размещения улицы в жилой застройке Федора Лыткина.

1.2. В соответствии с постановлением администрации Города Томска от 19.01.2016 № 30-з принято решение о разработке проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта – улицы Федора Лыткина от улицы Нахимова до улицы 19-ой Гвардейской Дивизии в Городе Томске, который только после утверждения может использоваться как основание для подготовки предложений о внесении изменений в ПЗЗ МО «Город Томск».

Полагая, что Постановление администрации Города Томска от 20.04.2016 № 320 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ООО «Триград» в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Триград» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления администрации Города Томска от 20.04.2016 № 320 «О предложении о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1»; в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязать администрацию Города Томска рассмотреть заявление ООО «Триград» исх. № И-191 от 31.03.2015 по существу и принять по нему решение об установлении на всей территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1, общей площадью 4 275 кв.м, кадастровый номер 70:21:0200031:11, единой территориальной зоны «ОЖ» (дело №А67-3985/2016).

Решением от 17.10.2016  Арбитражного суда Томской области по делу № А67-3985/2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016,  в удовлетворении заявления ООО «Триград» отказано.

Решением Томского областного суда от 23.11.2016 по делу №3а-102/2016 по административному исковому заявлению ООО «Триград» к Думе г. Томска о признании недействующими в части нормативных правовых актов: статьи 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Томск, Карты градостроительного зонирования территории г. Томска, утвержденной решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, и Генерального плана муниципального образования г. Томск в части «Основного чертежа Функционального зонирования» (листы 1.1, 1.8), утвержденного решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 в действующей редакции, признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления в законную силу решения суда статьи 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы г.Томска от 27.11.2007 №687 (в редакции решения Думы г. Томска от 06.09.2016 № 334) карту градостроительного зонирования в части включения земельного участка, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Нахимова, 13/1, с кадастровым номером 70:21:0200032:11 частично в территориальную зону «ОЖ», частично - вне территориальных зон.

Признана противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план муниципального образования «Город Томск», утвержденный решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992 (в редакции решения Думы г. Томска от 31.05.2016 № 229), которым утвержден «Основной чертеж Функциональное зонирование» (листы 1.1, 1.8), в части установления в границах земельного участка, расположенного по адресу: г.Томск, ул. Нахимова, 13/1, с кадастровым номером 70:21:0200032:11 двух функциональных зон общественно-жилой зоны и зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (том 1, листы дела 48-66).

Верховный Суд Российской Федерации Апелляционным определением от 18.05.2017 № 88-АПГ17-3 оставил решение Томского областного суда от 23.11.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 1, листы дела 67-70).

Как следует из выписки из Протокола от 07.09.2017 № 9 заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Томска по заявлению Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска рекомендовала подготовить проект внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ, направить на публичные слушания (по вопросу установления в отношении всей территории земельного участка общественно-жилой функциональной зоны, а также территориальной зоны общественно-жилого назначения (ОЖ) (том 2, лист дела 26).

ООО «Триград», полагая, что установление двух территориальных и функциональных зон на земельный участок, принадлежащий на праве собственности ООО «Триград» является незаконным, зоны отменены, при этом отсутствие назначения территориальной и функциональной зоны нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности,  обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным с 08.10.2017 бездействия Мэра г.Томска, Администрации Города Томска, Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, председателя комиссии по землепользованию и застройки, выразившееся в непринятии Мэром Города Томска решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1, не направлении Мэром Города Томска обществу решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1, не опубликовании Мэром Города Томска сообщения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в ПЗЗ муниципального образования «Город Томск» в отношении территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1 и невыполнении иных предусмотренных действий (непринятии решений) в установленном порядке, необходимых для подготовки проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в решение Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» об установлении в отношении всей территории земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1 функциональной зоны, а также территориальной зоны и ненаправлении указанного проекта решения в Думу Города Томска, как противоречащее статьям 24, 31, 33 ГрК РФ, статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решению Думы города Томска от 27.11.2007 №687 «О корректировке Генерального плана и утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается неправомерное бездействие соответствующих органов и должностных лиц.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод обоснованным, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 ГрК РФ). Изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Пунктом 3 статьи 37 ГрК РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1 статьи 37 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 ГрК РФ).

Судом из материалов дела установлено, что согласно пункту 1 статьи 34 Устава г. Томска Мэр Города Томска является главой муниципального образования, высшим должностным лицом Города Томска, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно пункту 1.1. статьи 35, пункту 1.1. статьи 36 Устава г. Томска Мэр Города Томска действует без доверенности от имени муниципального образования «Город Томск», от имени администрации Города Томска.

В соответствии с частью 2 статьи 28, частью 12 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания по проектам о внесении изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Решением Думы г.Томска от 31.01.2006 № 70 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Томске (далее – Положение о публичных слушаниях).

Из материалов дела следует, что 02.06.2017 общество обратилось с заявлением в Администрацию г. Томска с предложением установить в отношении всей территории земельного участка общественно-жилую функциональную зону и территориальную зону ОЖ (том 2, лист дела 11).

30.06.2017 комиссия по землепользованию и застройки в адрес ООО «Триград» направила ответ, в котором указала на необходимость представления дополнительных документов (том 2, лист дела 13).

На основании жалобы заявителя от 13.07.2017 прокурором г. Томска 09.08.2017 вынесено представление в адрес Администрации г. Томска о недопущении требований дополнительных документов.

10.08.2017 Департамент архитектуры и градостроительства обратился в комиссию по землепользованию и застройке с предложением о внесении изменений в генплан и ПЗЗ в части установления в отношении всей территории земельного участка по ул. Нахимова, 13/1 общественно-жилой функциональной зоны и территориальной зоны ОЖ.

07.09.2017 комиссия по землепользованию и застройке вынесла решение рекомендовать подготовить проект внесения изменений в генплан и ПЗЗ, направить вопрос на публичные слушания.

Мэр г.Томска дважды обращался в Думу г.Томска с проектом решения о внесении изменений в генплан и ПЗЗ по указанному вопросу (21.01.2014, 16.05.2014). В обоих случаях данные проекты получили отрицательное заключение Прокуратуры г.Томска от 03.03.2014 и от 30.06.2014, в том числе, с указанием на необходимость исследования транспортных потоков в целях установления актуального статуса для ул. Ф.Лыткина, отсутствием проекта планировки магистральной улично-дорожной сети г.Томска (том 3, листы дела 100-146).

Как пояснили ответчики в суде первой инстанции, в отношении территории земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1 направлен комиссией на согласование в администрацию 18.10.2017 (номер проекта 1714888) (том 4, лист дела 13).

01.11.2017 в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктами 4.1.15.1, 4.1.17 Стандарта проект уполномоченными должностными лицами возвращен исполнителям на доработку со ссылкой на то, что часть земельного участка расположена на территории размещения линейного объекта – улицы Ф.Лыткина от ул. Нахимова до ул.19-ой Гвардейской дивизии в г.Томске. При этом Постановлением Администрации г.Томска от 19.01.2016 № 30-з установлена необходимость подготовки проекта планировки и проект межевания территории линейного объекта – улицы Федора Лыткина от улицы Нахимова до улицы 19-ой Гвардейской дивизии в городе Томске, согласно схеме границ территории (том 4, листы дела 14-20, 24-25).

В окончательном варианте проект решения (с учетом подготовки «АПУ» материалов по проекту планировке и проекту межевания и согласования с соответствующими органами) был согласован 22.08.2018 (том 4, листы дела 28-31).

22.08.2018 Мэром г. Томска издано Распоряжение администрации Города Томска № р 1102 «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», в отношении территории земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1» (том 2, листы дела 2-6).

При этом доводы заявителя о незаконности Распоряжения от 22.08.2018 № р1102, обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду отсутствия доказательств того, что данное Распоряжение отменено, признано незаконным.

Судом установлено, что Решение о подготовке данного проекта планировки и проекта межевания принято Постановлением от 19.01.2016 № 30-з, органы местного самоуправления продолжают осуществлять работу в данном направлении. Так, как следует из представленных в материалы дела доказательств, на 01.04.2019 назначено совещание по вопросу утверждения документации по планировке данной территории. Состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта ПЗЗ был утвержден Мэром Города Томска в распоряжении от 12.12.2005 № р 1001. После утверждения ПЗЗ данная комиссия была преобразована в комиссию по землепользованию и застройке (постановление Мэра г.Томска от 29.02.2008 № 125).

Согласно пункту 4 Распоряжения от 22.08.2018 № р1102 Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н. Берлина) дано поручение опубликовать сообщение о принятии решения о подготовке проекта изменений в Генплан и ПЗЗ.

Согласно данному сообщению Распоряжением от 22.08.2018 № р 1102 принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ в отношении земельного участка по адресу: г.Томск, ул.Нахимова, 13/1 в г.Томске.

Отклоняя довод заявителя о том, что О.Н. Берлина, как главный редактор, произвольно определила сроки подготовки проекта о внесении изменений в Генплан и ПЗЗ, суд первой инстанции верно указал, что как следует из пункта 4 Распоряжения от 22.08.2018 № р 1102 О.Н. Берлиной дано поручение только опубликовать вышеуказанное сообщение в соответствующем источнике.

Кроме того, судом первой инстанции приняты во внимание выводы суда при рассмотрении дела А67-3985/2016, в котором участвовали те же лица, согласно которым Администрация Города Томска, рассмотрев заявление ООО «Триград» с учетом предложения комиссии по землепользованию и застройке от 07.04.2016 и издав мотивированное постановление с указанием причин отклонения предложения, действовала в соответствии с положениями статьи 33 ГрК РФ, которая не предусматривает безусловной обязанности администрации в любом случае принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки по инициативе юридического лица. Возложение же на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке противоречит принципу разделения властей.

С учетом того, что в установленные нормативными правовыми актами сроки ответчиками осуществляется деятельность по разработке проекта решения о внесении в Генеральный план и ПЗЗ по установлению соответствующих зон, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и в части того, что сам факт отсутствия внесения соответствующих изменений в ПЗЗ сам по себе не свидетельствует о неправомерном бездействии ответчиков при отсутствии доказательств нарушения норм действующего законодательства.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что срок для обращения с заявлением об оспаривании бездействий ответчиков, истек.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что из запроса ООО «Триград» от 13.02.2018 следует, что заявителю уже известно о решении Комиссии по землепользованию и застройке от 07.09.2017 (том 2, лист дела 24). При этом в арбитражный суд заявитель обратился в электронном виде 19.06.2018.

При этом, отклоняя ссылку заявителя на длящееся бездействие, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законом определен срок, в течение которого ответчики обязаны, по мнению заявителя, совершить соответствующие действия, в связи с чем по истечении указанного срока начинает течь срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.

Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных норм права, содержания оспариваемого предписания и представления и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).

Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Томской области от 22 апреля 2019 года по делу
№ А67-6955/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Триград» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий                                                             И.И. Бородулина

Судьи:                                                                                          С.В. Кривошеина

                                                                                                     Т.В. Павлюк