ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-5256/20 от 03.09.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                           Дело № А67-13203/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2020 года.

            Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Павлюк Т.В.,

судей

Бородулиной И.И.,

Кривошеиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медея» (№ 07АП-5256/20), на решение Арбитражного суда Томской области от 27.05.2020 по делу № А67-13203/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Медея» (634006, г. Томск, ул. Транспортная, дом 4, квартира 418; ИНН 7017293460, ОГРН 1117017017490; почтовый адрес: 634009, г. Томск, ул. Карла Маркса, дом 7, квартира 518) к Департаменту городского хозяйства администрации Города Томска (634050, г. Томск, ул. Московский тракт, дом 19/1; ИНН 7017001911, ОГРН 10270009028440) о признании незаконными действий при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «РужАвто» (634050, г. Томск, ул. Алексея Беленца, дом 8), Управления муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска (634050, г. Томск, пер. Сакко, дом 2)

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещен)

от общества с ограниченной ответственностью «РужАвто»: Исханов Р.М., представитель по доверенности от 11.11.2019, паспорт;

от Управления муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска: Комогорцев А.В., представитель по доверенности от 30.01.2020, паспорт;

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Медея» (далее также – ООО «Медея», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации Города Томска (далее - Департамент), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента городского хозяйства администрации Города Томска (публикация извещения и документации № 0165300010519000771 в ЕИС 29 июля 2019 года в 15:34 (МСК +4)), выразившихся в установлении в документации об открытом конкурсе в электронной форме «Выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна»» (извещение № 0165300010519000771) таких показателей, как «наличие класса транспортных средств», «наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а также в установлении в документации о закупке требования о предоставлении в своей заявке (во второй части) копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию, и проведение открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна»» с указанными выше критериями и требованиями. Определением арбитражного суда от 13.03.2020 судебное заседание отложено на 27.03.2020. Определениями арбитражного суда от 04.12.2019, от 23.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «РужАвто» (далее – ООО «РужАвто»), Управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска (далее – Управление).

Решением суда от 27.05.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что критерии, установленные в документации, не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта.

Управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска в возражении, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители третьих лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.07.2019 Управлением муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна»» (далее по тексту - конкурсная документация), с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта 43 105 рублей (извещение № 0165300010519000771), разработанная заказчиком открытого конкурса - Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска.

Пунктом 32 Документации о проведении открытого конкурса установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а именно: 1. Стоимостной критерий «Цена контракта»; 2) Нестоимостной критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Для оценки заявок по нестоимостному критерию используются следующие показатели: - показатель 2.1 «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок»; - показатель 2.2 «Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан»; - показатель 2.3 «Наличие транспортных средств с низким расположением пола»; - показатель 2.4 «Наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива»; - показатель 2.5 «Наличие класса транспортных средств»; - показатель 2.6 «Наличие транспортных средств со сроком эксплуатации транспортных средств».

При этом, Документацией о проведении открытого конкурса предусмотрено, что показатели 2.3 – 2.6 нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» подтверждаются представленными в составе заявки копиями паспортов транспортных средств (ПТС) и копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию в своей заявке (в первой части).

Полагая, что действия Департамента, выразившиеся в установлении в документации об открытом конкурсе в электронной форме «Выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна»» (извещение № 0165300010519000771) таких показателей, как «наличие класса транспортных средств», «наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а также в установлении в документации о закупке требования о предоставлении в своей заявке (во второй части) копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию, и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна»», с указанными выше критериями и требованиями, не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы, ООО «Медея» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Департамента.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон № 44-ФЗ.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1. 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть I статьи 12 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, заказчик при формировании документации и составлении проекта контракта должен ориентироваться не на гипотетические желания потенциальных контрагентов, а на обеспечение муниципальных нужд, во исполнение которых он начинает конкурентную процедуру.

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом № 44-ФЗ, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Согласно ч.3 ст. 24 Закона № 44-ФЗ под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В силу п.1 ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из материалов дела, закупка на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна» осуществлялась посредством проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ (ст.ст. 54.1-54.7).

Согласно п. 32 Документации о проведении открытого конкурса критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, показатели таких критериев, порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлены заказчиком в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, в документации установлены два критерия оценки заявок: 1. Стоимостной критерий «Цена контракта»; 2. Нестоимостной критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Для оценки заявок по нестоимостному критерию в документации установлено 6 показателей, в том числе: показатель 2.4 «Наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива», показатель 2.5 «Наличие класса транспортных средств». Содержание показателя «Наличие класса транспортных средств» включает в себя оценку наличия у участника открытого конкурса в электронной форме транспортных средств (автобусов) малого, среднего и большого класса, предлагаемых в заявке.

Порядок оценки заявок по показателю «Наличие класса транспортных средств» предусматривает следующее: подсчет количества баллов по классу транспортных средств осуществляется по всем транспортным средствам как среднеарифметическое. Каждому транспортному средству (автобусу), предложенному к использованию в заявке, присваивается балл в соответствии с классом автобуса, баллы суммируются и делятся на общее количество транспортных средств. Количество баллов, присуждаемых каждому транспортному средству участника закупки, определяется по шкале: большой класс – 100 баллов, средний класс – 86 баллов, малый класс – 15 баллов. Содержание показателя «Наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» включает в себя оценку наличия у участника открытого конкурса в электронной форме транспортных средств (автобусов), оборудованных для использования газомоторного топлива, предлагаемых в заявке. Порядок оценки заявок по показателю «Наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» предусматривает следующее: количество баллов, присуждаемых заявке участника закупки по данному показателю, определяется по шкале: оборудовано более 70% от общего количества транспортных средств – 100 баллов; оборудовано от 61 до 70 % включительно от общего количества транспортных средств – 67 баллов; оборудовано до 60% включительно от общего количества транспортных средств – 34 балла.

Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к 3 осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом № 220-ФЗ.

Главой 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Таким образом, Федеральный закон № 220-ФЗ, регулируя отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также по организации контроля за осуществлением регулярных перевозок, при заключении муниципального контракта между заказчиком и перевозчиком отсылает на нормы, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 44-ФЗ при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, критерии квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Правила 1085).

В соответствии с требованиями статьи 32 Закона № 44-ФЗ и Постановлением 1085 заказчиком установлены следующие критерии: стоимостной критерий «цена контракта», значимость 60%, и не стоимостной критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», значимость критерия 40%.

В соответствии с п. 27 Правил 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:

а)         квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг:

б)         опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в)         обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных
мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ,
оказания услуг;

г)         обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д)         деловая репутация участника закупки.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 1085 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Из положений пункта 11 Правил № 1085 следует, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.

В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

Согласно приложению к Правилам № 1085 предельные величины значимости критериев оценки при осуществлении закупки работ, услуг (за исключением отдельных видов работ, услуг) составляют: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) – 60%; максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) – 40%.

Таким образом, исходя из указанных положений одним из показателей критерия «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.

Следовательно, как верно указал суд, в соответствии с Правилами № 1085, в рамках оценки квалификации участника по указанному показателю, заказчиком оценивается наличие у участника закупки материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.

Согласно правовой позиции Высших судебных инстанций основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений.

Кроме того, действующим законодательством не регламентировано установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев.

В связи с этим прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.

Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае, Заказчиком в качестве одних из показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки» с учетом предмета закупки (выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам» установлены показатели «наличие класса транспортных средств», по которому оценивается наличие у участника открытого конкурса в электронной форме транспортных средств (автобусов) малого, среднего и большего класса, предлагаемых в заявке, и показатель ««наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива», по которому оценивается наличие оборудования для использования газомоторного топлива.

Положения Закона № 220-ФЗ, на которые ссылается в жалобе заявитель, в частности на часть 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, регламентирована процедура проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмупиципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, которое является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, конкурс в соответствии с положениями Закона № 220-ФЗ проводится не в электронной форме, а Закон № 44-ФЗ предусматривает проведение открытого конкурса только в электронной форме путем проведения электронных процедур, при -этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Следовательно, ссылка заявителя на несоответствие критериев Закону № 220-ФЗ несостоятельна.

Кроме того часть 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ установлен такой критерий выбора перевозчика по нерегулируемым тарифам с выдачей свидетельства: «влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок». При этом, статьей 3 Закона № 220-ФЗ введено такое понятие для целей применения Закона № 220-ФЗ как: «характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок это наличие: низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики».

Таким образом, заявителем не доказано, что такой показатель как «наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» никоим образом не влияет на качество перевозок, и установлен в документации незаконно, поскольку Закон № 220-ФЗ четко определил эту характеристику транспортного средства, как характеристику, влияющую на качество перевозок.

Также заявителем не доказано и то, что показатель «наличие класса транспортных средств» не влияет на качество перевозок и незаконно установлен ввиду следующего.

Из положений части 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок, под которым в силу под. 20 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

При этом, согласно пункта 7 части 4 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок должны быть указаны сведения о виде и классе транспортного средства.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает такое понятие как «класс транспортного средства», который указывается в картах маршрута регулярных перевозок, в связи с чем оценка наличия у участника конкурса транспортных средств соответствующего класса не может быть признана судом неправомерной.

Понятие «класс транспортного средства» установлено под. 14 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под которым понимается группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров).

Условиями конкурсной документации было установлено, что автобусы должны быть общей вместимостью не менее 38 человек (приложение 1 к техническому заданию конкурсной документации), то есть автобусы меньшей вместимости не будут соответствовать требованиям конкурсной документации.

Предлагаемые автобусы по классу транспортных средств подлежат оценки в соответствии со шкалой, установленной конкурсной документацией, по показателю 2.5. п.32 конкурсной документации, таким образом, что чем больше будет предложено автобусов среднего и большого класса с большей вместимостью, тем больше баллов будет присвоено такому участнику конкурса.

Доказательств обратного заявителем не представлено, в том числе не представлено доказательств о возможности присвоения большего количества баллов кому-либо из участников конкурса по автобусам среднего и большого класса, но с меньшей вместимостью по количеству человек.

Качество как социально-экономическая категория и мера соответствия предоставляемых услуг условиям и требованиям стандартов, запросов потребителей проявляется в надежности, безопасности, доступности, комфортности предоставляемых услуг.

Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности, комфортности (абзац второй пункта 1 Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19р, далее также - Социальный стандарт).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» основными направлениями транспортной политики в области повышения конкурентоспособности, доступности и качества пассажирских перевозок являются: повышение мобильности населения за счет приоритетного комплексного развития всех систем транспорта общего пользования; расширение эффективного радиуса социально-экономической активности вокруг городских агломераций за счет развития скоростного транспорта; создание рынка конкурентоспособных, доступных и качественных пассажирских перевозок; обеспечение социально значимых пассажирских перевозок.

Повышение мобильности населения планируется обеспечить за счет приоритетного комплексного развития всех систем общественного транспорта. Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях, а также на транспортных направлениях, связывающих между собой основные центры социально-экономического развития.

За счет развития инфраструктуры и систем управления движением общественного транспорта в городских агломерациях планируется снизить время ежедневных регулярных поездок маятниковой миграции населения. За счет развития скоростного транспорта, а также совершенствования структуры маршрутов других видов общественного транспорта, подвозящих пассажиров к скоростным осям транспортных коммуникаций предусматривается увеличить радиус агломерационной транспортной доступности, то есть расширить область эффективной социально-экономической активности вокруг городов.

Создание систем скоростного и высокоскоростного движения обеспечит повышение уровня взаимной транспортной доступности крупных социально-экономических центров страны.

Приоритетное развитие систем транспорта общего пользования предусматривает повышение конкурентоспособности, доступности и качества перевозок пассажиров до уровня развитых стран. С этой целью должен быть сформирован эффективный рынок конкурентоспособных доступных и качественных транспортных услуг, обеспечивающий устойчивую работу и сбалансированное развитие предприятий всех видов пассажирского транспорта, стабильное повышение доступности и качества осуществляемых ими пассажирских перевозок.

Основным условием конкурентоспособности транспорта общего пользования по сравнению с личным транспортом является соотношение скорости, цены и предсказуемости времени поездки, комфорт и безопасности. В настоящее время в крупных и средних городских агломерациях недостаточно используется потенциал развития скоростных видов транспорта, в том числе рельсовых (пригородные и городские электропоезда, метрополитен, системы скоростного трамвая), а также скоростных (экспрессных) автобусных и троллейбусных маршрутов с выделенной инфраструктурой движения, которые способны переключить на себя часть пассажиропотока личного автотранспорта. Это в свою очередь, приведет к разгрузке автодорожной сети и улучшению экологической ситуации. Наряду с развитием общественного транспорта планируется реализация мер, направленных на повышение его привлекательности по сравнению с личным автомобилем, в том числе путем регулирования условий доступа, движения и парковки личного автотранспорта в центральных районах городов, в которых транспортная проблема стоит особенно остро.

Важнейшими направлениями транспортной политики в области пассажирских перевозок являются формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения. Транспортная политика предусматривает выполнение транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем по прогрессивной шкале с постепенным устойчивым повышением доступности и качества транспортных услуг для населения.

Особое внимание будет уделено созданию доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом предусматривается целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, или пользователей транспортных услуг.

Предусматривается обеспечить государственную поддержку и стимулирование разработки и внедрения инновационных интеллектуальных транспортных систем, реализующих высокоэффективные транспортные технологии, обеспечивающие повышение качества транспортных услуг в области пассажирских перевозок. Важное значение в этом процессе имеет расширение использования современных технологий глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.

Предусматривается мотивирование модернизации транспортных систем в целях внедрения высокоэффективных транспортных технологий перевозки пассажиров, в том числе мультимодальных, обеспечивающих повышение качества транспортных услуг для населения.

Важное место в транспортной политике займет также системное регулирование процесса автомобилизации страны. Это предполагает прежде всего разработку и приоритетное развитие систем пассажирских перевозок транспортом общего пользования с гарантированным временем и качеством перевозки, Такие системы должны обеспечить предоставление населению транспортных услуг, более предпочтительных по сравнению с использованием личного автомобиля. Наряду с этим предполагается также разработка и применение экономических методов ограничения роста числа личных автомобилей в городах.

В разделе 3 Социального стандарта установлены показатели качества транспортного обслуживания и их нормативные значения, к которым относятся такие свойства, как доступность (пункт 3.1), надежность (пункт 3.1), комфортность (пункт 3.3).

Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги (пункт 3.3 Социального стандарта).

При этом, пункт 3.3.4 Социального стандарта предусматривает, что фактическая наполненность транспортного средства, используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, составляет не более трех человек на 1 кв.м свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок осуществляются только с использованием сидячих мест.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта общего пользования, и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством пассажирских перевозок и совершенствования транспортного обслуживания потребителей. Согласно ГОСТ Р 51004-96 показатели качества должны отвечать следующим требованиям: - обеспечивать безопасность услуг по пассажирским перевозкам; - способствовать обеспечению соответствия качества пассажирских перевозок передовому мировому опыту и требованиям потребителей; - характеризовать все свойства пассажирской перевозки, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением; - быть стабильными; - способствовать систематическому повышению качества пассажирских перевозок; - исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества пассажирских перевозок; - учитывать современные достижения науки и техники, основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.

ГОСТ Р 51004-96 определяет номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок, которая состоит из показателей информационного обслуживания, комфортности, скорости, своевременности, сохранности багажа и показателей безопасности.

Показатели комфортности поездки характеризуют свойства пассажирских перевозок, обусловливающие создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве в начально-конечных и транзитных пунктах на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

Согласно ГОСТ Р 51004-96 к такому показателю качества как комфортность относятся: - площадь (объем) помещения, приходящуюся на одного пассажира; - частота уборки транспортных средств и помещений; - частота смены постельного белья: - температура воздуха в транспортном средстве и помещениях; - освещенность в транспортном средстве и помещениях; - допустимые значения шума, вибрации и влажности; - среднее (допустимое) наполнение салона транспортного средства и помещений.

Постановлением Госстандарта России от 14.11.2001 № 461-ст утвержден Государственный стандарт Российской Федерации Услуги пассажирского автомобильного транспорта (ГОСТ Р 51825-2001), который распространяется на услуги пассажирского автомобильного транспорта, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации. Настоящий стандарт устанавливает классификацию, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля. Настоящий стандарт является обязательным в части требований безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу граждан (раздел 1 ГОСТ Р 51825-2001).

Подпунктом «в» пункта 4.3.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 предусмотрено, что перевозка пассажиров должна осуществляться при соблюдении следующих условий: количество перевозимых пассажиров не должно превышать норм вместимости, предусмотренных технической характеристикой автотранспортного средства или правилами осуществления конкретных видов перевозки.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса России от 15.01.2017 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортов и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В соответствии с п. 62 субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации в области пассажирских перевозок к показателям качества перевозок относят безопасность перевозок, доступность, комфортность, соблюдение норм вместимости, экологичность, площадь (объем) помещения, приходящуюся на одного пассажира (находящуюся в прямой зависимости от габаритных размеров транспортных средств, особенно в часы «пик») и другие.

Исходя из анализа приведенных норм материального права в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу, что к показателям качества транспортного обслуживания населения законодателем отнесены характеристики транспортного средства, используемые для осуществления регулярных перевозок, которые могут повлиять на качество таких перевозок.

При этом, законодатель в норме под. 28 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 220-ФЗ установил обязательный (минимальный) перечень характеристик транспортного средства, которые могут повлиять на качество перевозок, а именно: наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива.

Между тем, законодатель, определив обязательный (минимальный) перечень характеристик транспортного средства, которые могут повлиять на качество перевозок, указал, что он является не исчерпывающим, учел, что применительно к транспортному средству, используемому для транспортных перевозок пассажиров, учитывая, что транспортное обслуживание населения, выражающееся в комфортности, надежности, доступности слагается из совокупности характеристик транспортных услуг, обуславливающих создание удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве и достигается не только оснащенностью транспортного средства низким полом, кондиционером, оборудованием для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронным информационным табло, системой контроля температуры воздуха в салоне, системой безналичной оплаты проезда, оборудованием для использования газомоторного топлива, предоставил органам государственной власти при разработке нормативных правовых актов, регулирующих организацию регулярных перевозок пассажира и багажа по муниципальным маршрутам по регулированным тарифам, устанавливать дополнительные технические характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, к числу которых, в частности, может относиться класс транспортного средства.

С учетом изложенного, ссылки заявителя на то обстоятельство, что автобус «малого класса» может иметь такое же общее количество мест, что и автобус «среднего класса», обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанное не исключает того факта, что характеристика транспортного средства по габаритам в части длины может быть признана заказчиком влияющей на качество перевозок и оказания услуг, и включена в конкурсную документацию как показатель, характеризующий нестоимостной критерий.

Перечень характеристик влияющих на качество перевозок, в соответствии с Законом № 220-ФЗ является открытым и не является исчерпывающим. Верховный Суд РФ в Апелляционном определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27,03,2017 № 44-АПГ17-2, указал, что «обращает на себя внимание то обстоятельство, что перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, не является исчерпывающим, на что указывает использование законодателем термина "и иные характеристики"».

Таким образом, установленный заказчиком в конкурсной документации показатель «наличие класса транспортных средств» не противоречит Закону № 220-ФЗ.

Также пунктом 32 Документации об аукционе установлен такой показатель нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня и квалификации» как наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива», по которому оценивается наличие у участника открытого конкурса в электронной форме транспортных средств (автобусов), оборудованных для использования газомоторного топлива, предлагаемых в заявке.

В силу прямого указания нормы под. 28 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ такая характеристика транспортного средства как оборудование для использования газомоторного топлива прямо указана как влияющая на качество перевозок.

Кроме того, арбитражным судом первой инстанции верно отмечено, что экологический класс не менее ЕВРО-4 - это обязательное требование к транспортным средствам, предлагаемым участниками закупки к использованию при выполнении работ (оказании услуг), которое установлено приложением № 1 к техническому заданию конкурсной документации.

Данное требование регламентировано в соответствии с положениями п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минтранса России от 10.11.2015 № 332, определяющими, что экологические характеристики транспортных средств устанавливаются нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации,

Приказом Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р, согласно п. 3.3.6 которого все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, относятся к экологическому классу ЕВРО-4 и выше, и Постановлением администрации Города Томска от 01.07.2019 № 522 (ред. от 17.07.2019) «Об отмене, изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» и о внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск».

Таким образом, заказчиком в конкурсной документации соблюдено требование о соответствии Техническому регламенту в части экологических характеристик транспортных средств, что также не противоречит Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления при разработке муниципальных программ должны включать целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе предусматривать увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива и электрической энергии транспортных средств, транспортных средств, оборудованных электродвигателями, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее - газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения.

Муниципальной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2015 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 947, одной из задач предусмотрено энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе, которая включает в себя перечень мероприятий по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом. Индикатором для расчета целевых показателей в соответствии с данной программой является количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется муниципальным образованием «Город Томск».

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что действующее законодательство, в том числе в области повышения энергосбережения и энергоэффективности, равно как и законодательство в области перевозок – Федеральный закон № 220-ФЗ, распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации», распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества», приказ Минтранса России от 15.01.2017 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», предусматривает установку газомоторного оборудования, использующего природный газ в качестве топлива.

В связи с этим, приводимые ООО «Медея» доводы относительно экологического класса топлива, возможность использования автобусом помимо газа также и иного топлива (бензин или дизель), использование газомоторного топлива в целях экономии эксплуататора автобусов, что, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что данный критерий не влияет на качество оказываемых услуг, являются необоснованными.

Конкурсная документация заказчика содержит надлежащий порядок оценки заявок по показателям, присвоение баллов, приведены формулы расчета рейтинга (показателя), который полностью соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и Правилам от 28.11.2013 № 1085.

При разработке конкурсной документации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ, Департамент учитывал положения Федерального закона № 220-ФЗ, в частности, при установлении критериев в порядке, определенном Федеральным законом № 44-ФЗ и Правилами от 23.11.2013 № 1085, учтены критерии, предусмотренные Федеральным законом № 220-ФЗ (следует из анализа положений конкурсной документации и положений указанных Федеральных законов).

Случаи применения положений Федерального закона № 220-ФЗ прямо предусмотрены нормами Федерального закона № 44-ФЗ.

Также к процедуре заключения контрактов в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подлежат применению нормы ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ, регулирующие организацию перевозок по регулируемым тарифам.

Соответственно, при применении норм статьей 31 и 32 Федерального закона № 44-ФЗ не подлежат учету положения Федерального закона № 220-ФЗ о требованиях к участникам закупки и к критериям оценки.

Указанное обстоятельство обусловлено тем, что Федеральный закон № 220-ФЗ четко разграничивает две процедуры: 1) заключение государственных или муниципальных контрактов на оказание услуг регулярных перевозок по регулируемым тарифам, которое осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, определенных Федеральным законом № 220-ФЗ; 2) отбор лица, осуществляющего регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, который проводится в порядке, установленном Федеральным законом № 220-ФЗ, путем проведения открытого конкурса.

Судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены ссылки ООО «Медея» на то, что критерии, указанные в конкурсной документации, противоречат постановлению администрации Города Томска от 05.05.2016 № 362 «О реализации положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку положения раздела 10 (п.п. 32-39) подлежат применению к организации открытых конкурсов на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в то время как Департаментом проводился конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, проведение которого регламентируется положениями Федерального закона №44- ФЗ с учетом Федерального закона №220-ФЗ применительно данного вида регулярных перевозок.

Кроме того, суд также отметил, что не предоставление необходимых документов по критерию «Квалификация участника» закупки не ведет к отклонению заявки такого участника. Согласно конкурсной документации в случае отсутствия подтверждающих документов по соответствующему показателю будет присвоено 0 баллов. Следовательно, установление в конкурсной документации показателей «наличие класса транспортных средств», «наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», не подлежит признанию незаконным, поскольку не противоречит требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы ООО «Медея».

Заявитель считает, что являются незаконными действия по установлению заказчиком в конкурсной документации требования о предоставлении в своей заявке (второй части) копий паспортов транспортных средств (ПТС) или копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию.

С данной позицией коллегия суда апелляционной инстанции согласиться не может на основании следующего.

В соответствии с части 2 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей (первая и вторая) и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе;

В соответствии с установленным требованием Закона № 44-ФЗ вторая часть должны содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса.

В этой связи п. 21.2 конкурсной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе п. 4) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Таким образом, установление в пп. 2.3-.2.6 п. 32 конкурсной документации предоставления  в качестве документов, подтверждающих критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», копий паспортов транспортных средств (ПТС) и копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию в своей заявке (в первой части), является законным и соответствующим требованиям Закона № 44-ФЗ.

При этом, непредставление копий таких документов не является основанием для отклонения.

В соответствии с протоколами рассмотрения и оценки заявок первых и вторых частей на участие в открытом конкурсе, а также подведения итогов конкурсная комиссия не отклонила ни одного из участников конкурса.

Доказательств обратного, в том числе какой норме Закона 44-ФЗ не соответствует установление заказчиком в конкурсной документации требования о предоставлении в своей заявке (второй части) копий паспортов транспортных средств (ПТС) или копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию, не представлено.

Ссылка заявителя о том, что предоставление копий вышеуказанных документов в составе заявки противоречит п.2 ч.1 ст. 23 Закона № 220-ФЗ является несостоятельной, поскольку данной статьей устанавливаются требования к участникам открытого конкурса.

Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, в конкурсной документации установлены в п. 19: «1, Соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), 2. Соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, 3. Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица».

Среди указанных требований отсутствует требование представить копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию.

При этом, арбитражным судом первой инстанции обоснованно учтено, что в силу пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, в силу подпункта «в» пункта 6 которого для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с приложением соответствующих документов, в том числе, копии свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии и, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии.

Следовательно, для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автобусами соискатель лицензии по определению обязан иметь автобус (автобусы) на праве собственности либо на ином законном основании.

Кроме того, пунктом 3.1 Типового контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по регулируемым тарифам, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2018 № 482 (далее - приказ 27 Минтранса № 482), установлена обязанность Заказчика контролировать факт наличия на нраве собственности или ином законном основании транспортных средств у подрядчика.

Следовательно, положения документации о предоставлении в составе заявки копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортного средства (автобусов), предлагаемых к использованию (в первой части заявки) вытекает из требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление пассажирских перевозок, так как участник закупки, имеющий лицензию, обязан иметь на праве собственности и ином законном основании автобусы, которые включены в реестр лицензий.

При этом, Федеральный закон № 44-ФЗ, как и Правила от 28.11.2013 № 1085, не содержат конкретный перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, следовательно, заказчик вправе самостоятельно с учетом специфики закупки указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию.

Вместе с тем, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений, подтверждающих квалификацию, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки такого участника в случае установления такого показателя.

С учетом специфики закупки, потребностью заказчика, при оказании услуги по перевозке пассажиров, фактически является наличие у потенциального подрядчика (перевозчика) наиболее качественных, комфортабельных, безопасных транспортных средств, которые бы позволили выявить наилучшее предложение по итогам проведения данного конкурса и тем самым обеспечили достижение вышеназванной цели проведения рассматриваемой закупки.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ).

Наличие либо отсутствие у одного из участников закупки в данном случае транспортных средств, обладающих указанными заказчиком теми или иными характеристиками, согласно показателей критерия оценки заявок, не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку отсутствие таковых не ведет к отстранению участника от участия в открытом конкурсе.

Более того, критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе полностью раскрыты в конкурсной документации таким образом, что оценка степени предложенных каждым участником конкурса условий исполнения муниципального контракта не зависит от субъективного мнения каждого члена комиссии, и может быть определена самостоятельно любым лицом, у которого в распоряжении имеется конкурсная документация и конкурсные заявки участников конкурса, на основе критериев оценки и порядка оценки заявок.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика в лице департамента городского хозяйства администрации Города Томска, выразившиеся в установлении в конкурсной документации показателей «наличие класса транспортных средств» и «наличие транспортных средств, оборудованных для использования газомоторного топлива» нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а также в установлении предоставления в составе заявки (второй части) копий паспортов транспортных средств (ПТС) или копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию, и проведение открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 являются законными, обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

Кроме того, несмотря на предоставленное Законом № 44-ФЗ право, ООО «Медея» не обжаловало установленные конкурсной документацией критерии в УФАС по Томской области до подачи заявки. Вместо этого, ООО «Медея» подало заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, тем самым выразило согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (п. 21.1 конкурсной документации (содержание первой части заявки).

Кроме того, по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 38 «Сосновый бор - Областная клиническая больница (летний период: Сосновый бор - Областная клиническая больница / 2- е мичуринские)» ООО «Медея» стало победителем конкурса в соответствии с теми же критериями и требованиями конкурса, которые оно оспаривает в настоящем деле.

Суд апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-0 указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

При этом если срок пропущен, то в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания уважительности причин пропуска процессуального срока на подачу заявления лежит на заявителе.

Материалами дела установлено, что предметом рассматриваемых требований являются действия Департамента по установлению в конкурсной документации определенных показателей и требований, а также по проведению конкурса с указанными показателями и требованиями.

29.07.2019 администрацией Города Томска (в лице уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.tzov.ru) были размешены извещение и документация об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 53 «поселок Росинка/НПО «Вирион» - микрорайон «Южные ворота»/Садоводческое общество «Весна»» (№ извещения 0165300010519000771). Заказчик - Департамент городского хозяйства администрация Города Томска (далее по тексту - Заказчик).

Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, срок окончания подачи заявок для участников был установлен 20.08.2019 в 09:00 часов местного времени. Муниципальный контракт заключен 09.09.2019.

ООО «Медея» подало заявку (№ 105693266) на участие в открытом конкурсе в электронной форме 19.08.2019 в 21:58:46 (по московскому времени).

26.08.2019 конкурсной комиссией подведены итоги конкурса, победителем определено ООО «РУЖАВТО». 05.09.2019 по настоящей процедуре торгов, состоялось заседание Комиссии Томского УФАС России (дело № 070/06/106-147/2019) по жалобе ООО «Медея» в части работы конкурсной комиссии. Жалоба ООО «Медея» на действия комиссии контрольным органом оставлена без рассмотрения и заявителю было рекомендовано результаты оценки заявки на участие в конкурсе по нестоимостным критериям при необходимости обжаловать в судебном порядке.

Таким образом, как верно установил суд, с учетом имеющихся в деле доказательств, с учетом даты публикации Извещения и Документации, подданной заявки на участие в конкурсе, заявителю с 21:58:46 (по московскому времени) 19.08.2019 или с 02 часов местного времени 20.08.2019 в полном объеме были известны все требования, которые предъявлялись заказчиком для участия в таком конкурсе.

В связи с этим, о нарушении прав и законных интересов, которые, по мнению истца, выразились в установлении в конкурсной документации соответствующих показателей и требований, истцу стало известно в момент подачи заявки - 20.08.2019 (02:00 по местному времени). Критерии и порядок оценки заявок по установленным критериям на участие в конкурсе полностью раскрыты в конкурсной документации таким образом, что оценка степени предложенных каждым участником конкурса условий исполнения муниципального контракта не зависит от субъективного мнения каждого члена комиссии, и может быть определена самостоятельно любым лицом, у которого в распоряжении имеется конкурсная документация и конкурсные заявки участников конкурса, на основе критериев оценки и порядка оценки заявок.

Применительно к оспариваемым действиям по проведению конкурса с оспариваемыми показателями и требованиями арбитражный суд верно отметил, что о нарушении его прав проведением указанного конкурса ООО «Медея» также знало уже в момент подачи заявки, поскольку именно с этого момента общество располагало информацией о том, что проводимый конкурс осуществляется на основании конкурсной документации, содержащей оспариваемые положения. Следовательно, о критериях оценки (в том числе оспариваемых показателях), о порядке оценки, о предоставлении в составе заявки копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию в своей заявке, о проведении конкурса с указанными показателями и требованиями, которые нарушают, по мнению ООО «Медея», его права и интересы, обществу стало известно (и оно согласилось с ними, подав заявку) 20.08.2019.

С учётом вышеизложенного срок для обжалования действий по установлению в конкурсной документации соответствующих показателей и требования, действий по проведению конкурса с указанными показателями и требованиями истек 21.11.2019, при этом ООО «Медея» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд 27.11.2019, то есть по истечении трех месяцев с момента, когда общество узнало о соответствующем нарушении своих прав. Доказательств того, что имелись уважительные причины препятствующие обжалованию действий Заказчика по установлению в документации соответствующих показателей и требований ООО «Медея» в арбитражный суд не представлено. С учетом того, что оспариваемые положения конкурсной документации были известны заявителю на момент подачи заявки на участие в конкурсе и выражения в связи с этим своего согласия на участие в нем с учетом установленных в конкурсной документации положений, судом обоснованно отклонены ссылки заявителя на то, что ему стало известно о нарушении его прав 26.08.2019 в момент публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, когда заявитель увидел, что ему не засчитан один автобус. Доводы о том, что формулировка требования в документации не позволяла в полной мере определить то факт, что при подаче заявок критерии подтверждаются либо наличием автобусов в собственности либо наличием автобусов на праве аренды, также правомерно отклонены, поскольку положения документации прямо предусматривают подтверждение соответствующих показателей нестоимостного критерия копиями документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств. Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

   Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Томской области от 27.05.2020 по делу № А67-13203/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медея» - без удовлетворения.

   Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий 

Т.В. Павлюк

Судьи

И.И. Бородулина

С.В. Кривошеина