634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-2309/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой В.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.03.2015 (на 1 год), ФИО2 по доверенности от 30.06.2015 (на 3 года),
от заинтересованных лиц:
межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу: ФИО3 по доверенности от 01.04.2014 (на 3 года),
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 апреля 2015 г. по делу № А45-2309/2015 (судья Полякова В.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КАХЕТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634067, <...>)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630099, <...>); Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (125993, г. Москва, Миусская площадь, 3, стр.4)
о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «КАХЕТИ» (далее – заявитель, ООО «КАХЕТИ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточнённым в процессе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решения межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по СФО) от 12.11.2014 об отказе в выдаче федеральных специальных марок по заявлениям ООО «КАХЕТИ» 10/14 № 17022000001773438, 11/14 № 17022000001773617, 12/14 № 17022000001773666, 13/14 № 17022000001773715, 14/14 № 17022000001773764, выраженные в форме внесения отказа в единую государственную автоматизированную информационную систему по основанию «отказано по просьбе организации письмо от 22.10.2014 № 905 (сб-14434 от 11.11.2014)»; о признании незаконным бездействие Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование) по непринятию решения по заявлениям ООО «КАХЕТИ» 10/14 № 17022000001773438, 11/14 № 17022000001773617, 12/14 № 17022000001773666, 13/14 № 17022000001773715, 14/14 № 17022000001773764 от 22.10.2014 в установленном порядке и в установленный срок – до 06.11.2014 согласно пункту 61 Административного регламента предоставления Росалкогольрегулированием государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.06.2011 №13н (далее - Административный регламент), в том числе, по не уведомлению ООО «КАХЕТИ» о результатах рассмотрения заявлений 10/14 №17022000001773438, 11/14 №17022000001773617, 12/14 №17022000001773666, 13/14 №17022000001773715, 14/14 № 17022000001773764 о принятии решения об изготовлении марок в письменной форме способом, указанным в пункте 61 Административного регламента.
Решением от 15.04.2015Арбитражного суда Новосибирской области заявленные ООО «КАХЕТИ» требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, МРУ Росалкогольрегулирования по СФО обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда отменить в части удовлетворения требований о признании незаконными решения МРУ Росалкогольрегулирования по СФО от 12.11.2014 об отказе в выдаче федеральных специальных марок по заявлениям общества.
В обоснование доводов жалобы МРУ Росалкогольрегулирования по СФО приводит доводы о законности и обоснованности оспариваемых решения и действий, а также указывает, что Административный регламент не предусматривает обязанности по возврату документов, приложенных к заявлению о выдаче федеральных специальных марок в случае отказа заявителя от ранее приобретенных и оплаченных, но не полученных федеральных специальных марок, вместе с тем документы были заявителю возвращены, а также были возвращены денежные средства за неполученные по заявлениям ООО «КАХЕТИ» федеральные специальные марки.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Росалкогольрегулирование в представленном отзыве просит отменить решение суда первой инстанции, признать законными принятые Росалкогольрегулированием решения.
К отзыву приложены копии документов, о приобщении которых в отзыве не содержится ходатайство, изучив которые суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии их в материалах дела, соответственно в судебном заседании не разрешается вопрос об их приобщении как повторно представленных.
Общество в представленном в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по СФО поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, уточнив просительную часть своей апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества о признании незаконными решений от 12.03.2014 об отказе в выдаче федеральных специальных марок по заявлениям ООО «КАХЕТИ» 10/14 № 17022000001773438, 11/14 № 17022000001773617, 12/14 № 17022000001773666, 13/14 № 17022000001773715, 14/14 № 17022000001773764, представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в своем отзыве.
Росалкогольрегулирование, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Росалкогольрегулирования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО «КАХЕТИ» выдана лицензия от 26.11.2014 № 70 ПВН0004163 на осуществление производства, хранения и поставок произведённой алкогольной продукции на срок с 26.11.2014 до 28.05.2016.
24.10.2014 в соответствии с пунктом 21 Административного регламента ООО «КАХЕТИ» обратилось в МРУ Росалкогольрегулирования по СФО с заявлениями от 22.10.2014 № 10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14 о выдаче федеральных специальных марок в общем количестве 190 500 штук с приложением всех установленных Административным регламентом документов, а также документов в соответствии с пунктами 2, 3 Приложения № 1 «Порядок приобретения федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации» к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.06.2010 № 42н «О порядке приобретения и учёта федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, повреждённых и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок» (далее – Приказ № 42н), в порядке предварительной оплаты ООО «КАХЕТИ» перечислена полная стоимость марок в соответствии с Приложением № 1 к Приказу № 42н.
В соответствии с пунктом 4 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (вместе с Правилами нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции) гарантиями банка ОАО «УРАЛСИБ» обеспечено исполнение ООО «КАХЕТИ» обязательств об использовании федеральных специальных марок, в том числе: заявление № 10/14, платёжное поручение от 21.10.2014 №2328, банковская гарантия от 22.10.2014 № 3208/204; заявление № 11/14, платёжное поручение от 21.10.2014 № 2329, банковская гарантия от 22.10.2014 № 3208/205; заявление № 12/14, платёжное поручение от 21.10.2014 № 2330, банковская гарантия от 22.10.2014 № 3208/206; заявление № 13/14, платёжное поручение от 21.10.2014 № 2331, банковская гарантия от 22.10.2014 № 3208/207; заявление № 14/14, платёжное поручение от 21.10.2014 № 2332, банковская гарантия от 22.10.2014 № 3208/208.
Надлежащим порядком ООО «КАХЕТИ» был заполнен расчёт потребности федеральных специальных марок.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента заявления ООО «КАХЕТИ» были оформлены с использованием программных средств ЕГАИС, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из системы ЕГАИС (скриншоты) на соответствующие даты – даты подачи заявки и результата её рассмотрения, с отметками «отправляется», «отправлено», «доставлено» в разделе «журналы», подраздел «событие».
В системе ЕГАИС каждому заявлению ООО «КАХЕТИ» присвоены номера: по заявлению 10/14 - № 17022000001773438, 11/14 - № 17022000001773617, 12/14 - № 17022000001773666, 13/14 - № 17022000001773715, 14/14 - № 17022000001773764.
12.11.2014 из системы ЕГАИС ООО «КАХЕТИ» стало известно об отказе в выдаче федеральных специальных марок по всем заявлениям №10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14 от 22.10.2014 с указанием основания «отказано по просьбе организации письмо от 22.10.2014 № 905 (сб-14434 от 11.11.2014)».
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, пришел к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «КАХЕТИ» требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» установлено, что федеральные специальные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на условиях их предварительной оплаты.
Порядок выдачи федеральных специальных марок предусмотрен Административным регламентом.
Согласно пункту 13 Административного регламента срок оформления территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заключения о возможности выдачи марок (справки о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации) не должен превышать четырёх рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В силу пункта 14 Административного регламента срок принятия центральным аппаратом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка решения об изготовлении марок (уведомления об отказе в изготовлении марок) не должен превышать трёх рабочих дней со дня получения от территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заключения о возможности выдачи марок.
С учетом вышеизложенных пунктов Административного регламента, общий срок принятия Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка решения о выдаче или отказе в выдаче федеральных специальных марок составляет семь рабочих дней.
Применительно к рассматриваемому случаю срок рассмотрения заявлений ООО «КАХЕТИ» № 10/14, 11/14, 12/14, 13/14, 14/14 и принятия решений Росалкогольрегулированием по указанным заявлениям истекал 06.11.2014.
В пункте 56 Административного регламента указан ряд обстоятельств, которые устанавливает специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение заявления и документов, представленных заявителем (представителем заявителя) для выдачи марок, а именно проверяет документы на:
1) комплектность в соответствии с пунктом 22 Административного регламента и соответствие их формам, предусмотренным настоящим Административным регламентом;
2) соответствие по форме и содержанию установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ;
3) отсутствие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений;
4) отсутствие копий документов, не заверенных печатью заявителя и подписью (с расшифровкой фамилии, имени и отчества) заявителя;
5) отсутствие в территориальном органе Росалкогольрегулирования информации от налоговых органов по месту учета заявителя (обособленного подразделения заявителя), что заявителю не выдавалась справка об отсутствии задолженности, представленная в территориальный орган Росалкогольрегулирования для приобретения марок;
6) отсутствие в территориальном органе Росалкогольрегулирования информации от налоговых органов по месту учета заявителя (обособленного подразделения заявителя) о наличии у заявителя текущей задолженности по уплате налогов и сборов;
7) отсутствие сведений о несоответствии помещения заявителя для хранения марок установленным требованиям;
8) отсутствие сведений о превышении максимальной суммы одной банковской гарантии и (или) всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним гарантом;
9) поступление в полном объеме денежных средств на счет по оплате за испрашиваемые марки;
10) перечисление заявителем денежных средств в федеральный бюджет по требованию территориального органа Росалкогольрегулирования в случае неисполнения ранее представленного обязательства;
11) представление нового обеспечения исполнения обязательства по требованию территориального органа Росалкогольрегулирования в случае недействительности ранее представленного обеспечения исполнения обязательства до окончания срока исполнения обязательства;
12) наличие действующей лицензий, содержащей указание на тот вид алкогольной продукции, который указан в заявлении о выдаче марок;
13) отсутствие в Государственном реестре лицензий сведений о приостановлении или об аннулировании лицензии, представленной заявителем;
14) отсутствие информации о принятии центральным аппаратом Росалкогольрегулирования решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, представленной заявителем;
15) соответствие запрашиваемого количества марок, указанного заявителем в заявлении, с учетом остатка марок, указанных в Отчете, утвержденном постановлением № 785, объему алкогольной продукции, который заявитель может произвести в течение срока исполнения обязательства, прилагаемого к заявлению, исходя из мощности, указанной в Государственном реестре лицензий;
16) соответствие количества марок, указанного заявителем в заявлении о выдаче марок, с учетом остатка марок на начало отчетного (текущего) года и с учетом полученных марок с начала отчетного (текущего) года, указанных в Отчете, утвержденном постановлением № 785, объему алкогольной продукции, который заявитель может произвести в течение года, исходя из мощности, указанной в Государственном реестре лицензий;
17) наличие действующих сертификатов соответствия технических средств фиксации;
18) наличие документов, подтверждающих правомерность использования на упаковке (потребительской таре) алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации;
19) наличие у заявителя освобождения от маркировки алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществить маркировку, предусмотренного пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ;
20) наличие документа, подтверждающего обеспечение исполнения обязательства способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации;
21) отсутствие сведений от гаранта о том, что заявителю не выдавалась банковская гарантия (если в целях обеспечения исполнения обязательства представлена банковская гарантия);
22) наличие заявления о выдаче марок, оформленного с использованием программных средств ЕГАИС, а также соответствие его заявлению о выдаче марок, представленному заявителем на бумажном носителе.
Документы, зарегистрированные специалистом, ответственным за рассмотрение документов, должны быть помещены в папку-дело по заявителю.
Пунктом 57 Административного регламента предусмотрено, что в случае, если в документах, представленных заявителем для выдачи марок, при их проверке и (или) изучении информации, имеющейся в территориальном органе Росалкогольрегулирования, выявлены недостатки, специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, уведомляет организацию любыми доступными способами, обеспечивающими своевременность получения организацией указанного уведомления, в день выявления оснований для возвращения представленных для выдачи марок документов. Организация вправе устранить выявленные недостатки в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок в территориальном органе Росалкогольрегулирования.
В случае, если организацией не устранены выявленные недостатки в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок, специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, готовит Справку о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее - Справка), согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту.
Утвержденная руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росалкогольрегулирования Справка подлежит регистрации в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в Росалкогольрегулировании.
Справка направляется заявителю в виде почтового отправления с уведомлением о вручении или вручается представителю заявителя.
Одновременно со Справкой территориальным органом Росалкогольрегулирования возвращаются документы, представленные для выдачи марок, а также с использованием программных средств ЕГАИС, отклоняется заявление о выдаче марок.
Денежные средства, включая средства денежного залога (в случае обеспечения обязательства денежным залогом), уплаченные заявителем за марки, возвращаются территориальным органом Росалкогольрегулирования заявителю в полном объеме или по заявлению заявителя могут быть использованы для обеспечения последующих обязательств.
Указанные денежные средства, а также средства денежного залога территориальный орган Росалкогольрегулирования перечисляет в установленном порядке на банковский счет заявителя в течение трех рабочих дней со дня регистрации Справки.
Согласно пункту 62 Административного регламента в случае, если специалистом центрального аппарата Росалкогольрегулирования, ответственным за рассмотрение документов, при их проверке и (или) изучении информации, имеющейся в Росалкогольрегулировании, выявлены недостатки, являющиеся основанием для возврата документов, специалист центрального аппарата Росалкогольрегулирования готовит уведомление с указанием причины возврата документов.
Подписанное руководителем (заместителем руководителя) центрального аппарата Росалкогольрегулирования уведомление об отказе в изготовлении марок подлежит регистрации в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в Росалкогольрегулировании.
Уведомление об отказе в изготовлении марок направляется центральным аппаратом Росалкогольрегулирования территориальному органу Росалкогольрегулирования в электронном виде либо посредством факсимильной связи, а также по почте либо нарочным в течение одного рабочего дня после его регистрации, а также с использованием программных средств ЕГАИС отклоняется заявление о выдаче марок.
Специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в изготовлении марок от центрального аппарата Росалкогольрегулирования направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении (с одновременным направлением по электронной почте либо посредством факсимильной связи) или вручает заявителю (представителю заявителя) Справку о принятом решении, согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту, подписанную руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росалкогольрегулирования.
Заявление о выдаче марок, документы и денежные средства возвращаются заявителю территориальным органом Росалкогольрегулирования в порядке, предусмотренном пунктом 57 настоящего Административного регламента.
Таким образом, исходя из Административного регламента отказ в выдаче марок заявитель (с возвратом денежных средств, уплаченных им за марки) может получить в случае:
- возврата заявителю документов, представленных для выдачи марок с оформлением территориальным органом Росалкогольрегулирования справки о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи марок, при этом срок возврата средств не превышает трех рабочих дней со дня оформления справки;
- отказа заявителя от приобретения ранее оплаченных, но не полученных марок, при этом, срок возврата территориальным органом Росалкогольрегулирования марок организации-изготовителю в случаях отказа заявителя от приобретения ранее оплаченных, но не полученных марок, не должен превышать пяти рабочих дней со дня обращения заявителя в территориальный орган Росалкогольрегулирования с заявлением о возврате денежных средств (пункт 17); срок возврата денежных средств, уплаченных заявителем за марки, в случае отказа заявителя от приобретения ранее оплаченных, но не полученных марок, не должен превышать трех рабочих дней со дня получения денежных средств территориальным органом Росалкогольрегулирования от организации-изготовителя (пункт 18).
К тому же в Административном регламенте указаны основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее – государственная услуга), по которым документы могут быть возвращены заявителю без рассмотрения (пункт 36 Административного регламента).
При этом, согласно пункту 37 Административного регламента в соответствии с законодательством Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что в предусмотренный Административным регламентом срок заинтересованными лицами решения по заявлениям общества приняты не были, извещения в адрес ООО «КАХЕТИ» не направлены.
Документы, представленные ООО «КАХЕТИ» с заявлением о выдаче федеральных специальных марок, также не были возвращены обществу без рассмотрения на основании пункта 36 Административного регламента.
12.11.2014 из системы ЕГАИС ООО «КАХЕТИ» стало известно об отказе в выдаче федеральных специальных марок по всем заявлениям № 10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14 от 22.10.2014 с указанием основания «отказано по просьбе организации письмо от 22.10.2014 № 905 (сб-14434 от 11.11.2014)».
Учитывая дату обращения ООО «КАХЕТИ» с заявлениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии решения МРУ Росалкогольрегулирования по СФО и внесению в ЕГАИС с нарушением установленного Административным регламентом срока для его принятия.
При проверке документов специалистом МРУ Росалкогольрегулирования по СФО недостатков в представленных заявителем документах не выявлено, в соответствии с пунктами 57, 62 Административного регламента справок о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок не оформлено, по результатам рассмотрения заявлений общества и приложенных к ним документов вынесены заключения о возможности выдачи федеральных специальных марок.
Оценивая основания отказа в выдаче федеральных специальных марок, проанализировав письмо от 22.10.2014 № 905 (сб-14434 от 11.11.2014), суд первой инстанции, установил, что указанное письмо подписано директором по производству ФИО4, а не генеральным директором ООО «КАХЕТИ», полномочия ФИО4, позволяющие совершать юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для общества, документально не подтверждены, в письме от 11.11.2014 № 950 содержится просьба не рассматривать заявки на выдачу федеральных специальных марок № 10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14 от 22.10.2013, а не от 22.10.2014, указанное письмо поступило в территориальный орган Росалкогольрегулирования за пределами предусмотренного Административным регламентом срока принятия решения по заявлениям о выдаче федеральных специальных марок (согласно штампу входящей корреспонденции 11.11.2014), не направлялось с использованием программных средств ЕГАИС и не зафиксировано в указанной системе, при необходимости соблюдения пункта 25 Административного регламента, согласно которому заявление о выдаче федеральных специальных марок оформляется и передаётся с использованием ЕГАИС, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у МРУ Росалкогольрегулирования по СФО правовых оснований для принятия решения об отказе ООО «КАХЕТИ» в выдаче федеральных специальных марок по заявлениям от 22.10.2014 №10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14 и внесению соответствующих сведений в ЕГАИС.
При этом суд первой инстанции исходил из того, письмом МРУ Росалкогольрегулирования по СФО от 29.10.2014 №у6-11696/05 в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка были направлены заключения №№ у6зк683/05,у6зк684/05, у6зк685/05, у6зк686/05, у6зк687/05 о возможности выдачи ООО «КАХЕТИ» федеральных специальных марок.
Росалкогольрегулированием 05.11.2014 приняты решения № 4213, № 4219, № 4220, № 4221, № 4222 об изготовлении федеральных специальных марок на основании заявлений ООО «КАХЕТИ» от 22.10.2014 № 10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14.
Таким образом, объективных препятствий для изготовления и выдачи федеральных специальных марок ООО «КАХЕТИ» не имелось.
Учитывая фактические обстоятельства конкретного дела, в том числе нарушение сроков принятия решения территориальным органом Росалкогольрегулирования, отсутствие оснований для принятия решения об отказе в выдаче федеральных специальных марок, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о несоответствии решения МРУ Росалкогольрегулирования от 12.11.2014 об отказе в выдаче федеральных специальных марок по заявлениям ООО «КАХЕТИ» 10/14 № 17022000001773438, 11/14 № 17022000001773617, 12/14 № 17022000001773666, 13/14 № 17022000001773715, 14/14 № 17022000001773764, выраженные в форме внесения отказа в единую государственную автоматизированную информационную систему по основанию «отказано по просьбе организации письмо от 22.10.2014 № 905 (сб-14434 от 11.11.2014)», пунктам 37, 57, 62 Административного регламента.
Поскольку деятельность ООО «КАХЕТИ», осуществляемая на основании специального разрешения (лицензии) невозможна без наличия федеральных специальных марок, общество не вправе без получения указанных марок производить, хранить и реализовывать алкогольную продукцию, отказ ООО «КАХЕТИ» в выдаче федеральных специальных марок без наличия к тому правовых оснований, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив совокупность условий, установленных статьей 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Ссылка на то, что Административный регламент не предусматривает обязанности по возврату документов, приложенных к заявлению о выдаче федеральных специальных марок, в случае отказа заявителя от ранее приобретенных, ранее оплаченных, но неполученных федеральных специальных марок, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку не влияет на выводы суда о несоблюдении порядка и сроков рассмотрения заявлений общества, о несоответствии их закону, о нарушении прав и интересов общества.
Указание на возвращение заявителю документов и денежных средств за неполученные по заявлениям ООО «КАХЕТИ» от 22.10.2014 № 10/14, № 11/14, № 12/14, № 13/14, № 14/14 не свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности по изложенным в мотивировочной части постановления основаниям, в том числе привело к фактическому изъятию из оборота и хозяйственной деятельности общества денежных средств, уплаченных за федеральные специальные марки на условиях предварительной оплаты, до момента последующего возврата (зачета) уплаченных денежных сумм.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, так как не содержат мотивов, позволяющих переоценить выводы суда первой инстанции.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку МРУ Росалкогольрегулирования по СФО освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 апреля 2015 г. по делу № А45-2309/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: И.И. Бородулина
Судьи: А.Л. Полосин
Н.А. Усанина