ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-5402/2022 от 19.07.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                              Дело № А45-23469/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                 Зайцевой О.О.,

судей:                                                Бородулиной И.И.

                                               ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием системы веб – конференции, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (07АП-5402/2022) на решение от 16.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-23469/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению Администрации города Искитима Новосибирской области (ИНН <***>), г. Искитим к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ИНН <***>), г. Новосибирск третьи лица: 1) Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы» (ИНН: <***>), 2) ФИО2, о признании незаконными решений,

при участии в судебном заседании:

- от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 04.04.2022, паспорт, диплом;

- от третьего лица – ГКУ НСО «УКСиС» - ФИО4, доверенность от 22.12.2022, паспорт, диплом,   

у с т а н о в и л:

Администрация города Искитима Новосибирской области (далее по тексту – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту – антимонопольный орган, Новосибирское УФАС России) о признании незаконными решений№№ 054/06/33-1364/2021, 054/06/33-1369/2021 от 09.07.2021.

            Определением суда от 31.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление контрактной системы», ФИО2

            Решением суда от 16.05.2022 заявленные требования удовлетворены

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требованиях отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что объединение Администрацией г. Искитима в один лот нескольких квартир ограничило возможность участия в данных закупках лиц, имеющих одну квартиру, обеспечило преимущество участия в закупке лицам, имеющим восемь и более квартир, что является ограничением количества участников закупок.

Администрация, ГКУ НСО «УКСиС» в отзывах, представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель ГКУ НСО «УКСиС» поддержал доводы, изложенные в отзыве.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области №№ 054/06/33-1364/2021, 054/06/33-1369/2021 от 09.07.2021 жалобы ФИО2 на действия заказчика - Администрации города Искитима Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронных аукционов №№ 0851200000621003715, 0851200000621003716 на приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Искитима Новосибирской области признаны обоснованными.

Заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Аукционной комиссии, заказчику и уполномоченному учреждению - ГКУ НСО «УКСис» выданы предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Антимонопольный орган, принимая оспариваемые решения, исходил из того, что объединение администрацией в один лот нескольких квартир ограничило возможность участия в данных закупках лиц, имеющих одну квартиру, обеспечило преимущество участия в закупке лицам, имеющим восемь и более квартир, что является ограничением количества участников закупок.

Не согласившись с решениями антимонопольного органа от 09.07.2021 по делу №№ 054/06/33-1364/2021, 054/06/33-1369/2021, администрация обратились в суд с настоящим Заявлением

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям Закона № 44-ФЗ.

Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству, исходя из следующего

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности 6 А45-23469/2021 осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданскоправового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 1 Закона №44- ФЗ).

В силу статьи 6 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

  Таким образом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п.2 ст.8 Закона о контрактной системе).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.1 ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе).

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Целью осуществления закупок является реализация полномочий администрации города Искитима Новосибирской области по переселению граждан города Искитима из аварийного жилищного фонда города Искитима Новосибирской области.

Соответственно, осуществление реализации данной региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2019 № 122-п, в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ, в целях реализации федерального проекта « Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда» требует в максимально короткие сроки.

При этом осуществление закупок квартир несколькими процедурами, по мнению апелляционного суда, займет существенно больше времени и может привести к неравномерному расселению квартир, входящих в один аварийный многоквартирный дом, и переложению объема поставленных коммунальных ресурсов в такой дом на не переселившихся жильцов (например, увеличение объема ОДН и т.д.).

Как установлено судом первой инстанции, между администрацией города Искитима и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области заключено Соглашение от 01.03.2021 о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области бюджету города Искитима Новосибирской области субсидии на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Предметом вышеуказанного соглашения является предоставление из областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) в 2021 году бюджету администрации города Искитима Новосибирской области (далее - местный бюджет, муниципальное образование) субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства (далее Фонд) по этапу 2021-2022 годов Региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2019 № 122-п (далее - Программа).

25.06.2021 на основании заявки заказчика - Администрации города Искитима Новосибирской области ГКУ НСО «УКСис» в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещены извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Искитима Новосибирской области (реестровые номера закупок 0851200000621003715, 0851200000621003716).

Аукционная документация закупки № 0851200000621003715 в один лот включено 16 жилых помещений, общая площадь которых составляет не менее 548,8 кв.м: 12 однокомнатных квартир и 4 двухкомнатные квартиры. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 216 638, 00 руб.

Аукционная документация № 0851200000621003716 включает в один лот 8 жилых помещений, общая площадь которых составляет 279,3 кв.м, а именно, четыре однокомнатные квартиры, три двухкомнатные и одна однокомнатная благоустроенные квартиры. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 851 324, 90 руб.

На участие в указанных электронных аукционах подана одна заявка, одного и того же участника - Индивидуального предпринимателя ФИО5.

02.07.2021 в адрес Новосибирского УФАС России поступили 2 жалобы ФИО2 на действия заказчика - администрации г. Искитима Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронных аукционов на приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Искитима Новосибирской области № 0851200000621003715 (вх. № 11754э); № 0851200000621003716 (вх. № 11755э).

Основные цели Программы: обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих по договору социального найма в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при сносе аварийных жилых домов; повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Основные задачи Программы: создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жизненных прав, установленных законодательством Российской Федерации; формирование и реализация финансовых ресурсов для обеспечения переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда; формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда; организация переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях Новосибирской области; ликвидация аварийного жилищного фонда.

Таким образом, переселение граждан из аварийного жилищного фонда из многоквартирного дома проводится в полном объеме, в кратчайшие сроки и одномоментно, а именно в один день. При переселении граждан и аварийного дома также одномоментно производится отключение электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения всего многоквартирного дома.

 Как правильно указывает в отзыве Администрация,  расселение граждан из аварийного МКД за несколько дней и поэтапно невозможно, а именно, из-за отключения вышеуказанных коммунальных услуг в один день.

Суд первой инстанции   учитывал, что при размещении закупок заказчик действует исключительно в интересах граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, что экономически обусловило формирование лотов по принципу «один расселяемый дом – один лот».

Финансирование на указанные цели и реализацию указанных функций выделяются из областного бюджета Новосибирской области.

Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности указал, что в данном конкретно случае укрупнение лота не нарушает положения о конкуренции и права и законные интересы третьих лиц. Со стороны заказчика не было действий, которые бы противоречили Федеральному закону о контрактной системе, в том числе, которые могли бы привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Описание предмета объекта закупки соответствовало ч.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со ст. ст. 34,38 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета осуществляется, в частности, с учетом принципов адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств. То есть, бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использования и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объемом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определенным объемом средств).

С учетом изложенного и принимая во внимание, что целью спорного аукциона (приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в целях расселения граждан из жилых домов, признанных аварийными) являлось выполнение задач, определенных государственной программой; действия администрации обусловлены потребностью заказчика в предмете закупки и спецификой рынка жилых помещений, суд правомерно не усмотрел в действиях администрации части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств спора и толкование действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводов опровергающих установленные судом обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

            Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

                                               п о с т а н о в и л:

решение от 16.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-23469/2021 – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

         Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий                                                                 О.О. Зайцева

Судьи                                                                                                            И.И. Бородулина 

                                                                                                           ФИО1