СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А03-18265/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зайцевой О.О.,
судей Павлюк Т.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном онлайн - заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» (№07 АП-5899/2021) на решение от 25.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) по делу № А03-18265/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул», г.Барнаул (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21- 1012/2020 об административном правонарушении от 18.12.2020 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, общества с ограниченной ответственностью «СибГазСтрой»,
при участии в судебном заседании:
- от УФАС по Алтайскому краю - ФИО2, доверенность от 11.01.2021, паспорт, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул», г.Барнаул (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г.Барнаул, (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-1012/2020 об административном правонарушении от 18.12.2020 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СибГазСтрой».
Решением от 25.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21- 1012/2020 об административном правонарушении от 18.12.2020, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул», г.Барнаул (ИНН <***>, ОГРН <***>), изменено в части назначенного административного наказания. Суд определил меру ответственности обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» по постановлению о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-1012/2020 об административном правонарушении от 18.12.2020 в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием в действиях Общества события вмененного административного правонарушения.
В отзывах на апелляционную жалобу административный орган и ООО «СибГазСтрой» отклонили доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правомерность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель УФАС по Алтайскому краю поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Оснований для отложения рассмотрения апелляционной жалобы на более поздний срок, апелляционный суд не установил.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в УФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение обращение ООО «СибГазСтрой» (вх. № 2012810 от 15.10.2020) в отношении ООО «Газпром газораспределение Барнаул» по вопросу отказа в выдаче технических условий, а также нарушения сроков рассмотрения (возвращения) заявок на выдачу технический условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Из документов и материалов, представленных в УФАС по Алтайскому краю установлено, что со стороны ООО «СибГазСтрой» 28.09.2020 поданы заявки в ООО «Газпром газораспределение Барнаул» о предоставлении технических условий по следующим объектам:
- «Газоснабжение жилых домов в границах улиц Советская, Набережная, Мира, ФИО3, Школьная, Заречная, пер. Южный с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП 12, 13);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Песчаная, Молодежная, Заводская, Парковая, пер. Садовый, пер. Гражданский в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП-14);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Школьная, ФИО4, пер. Восточный, пер. Дорожный, пер. Речной с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП - 4);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Горная, Советская, Красноярская, 9 Мая, Заводская, Титова, Школьная, пер. Строительный с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП - 6);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Советская, Набережная, Братьев Ф-вых, Зеленый Клин, пер. Алтайский, Успенского с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП- 19).
Вышеуказанным заявкам присвоены ООО «Газпром газораспределение Барнаул» входящие номера (ЗТУ -000326 от 28.09.2020, ЗТУ - 000327 от 28.09.2020, ЗТУ - 000328 от 28.09.2020, ЗТУ - 000329 от 28.09.2020, ЗТУ - 000330 от 28.09.2020).
К данным заявкам приложены следующие документы:
- ситуационный план на карте поисковых систем;
- графическая схема с расположением объекта и границами земельного участка, включающая в себя наименование населенного пункта, наименование объекта и т.д.;
- расчет планируемого максимального часового расхода газа;
- письмо от администрации Смоленского района Алтайского края от 29.11.2019 о внесении запрашиваемых объектов в муниципальную программу «Газификация Смоленского района 2019-2021 годы» за счет частных инвестиций;
- письмо Минстроя Алтайского края от 23.07.2020, адресованное Главе Смоленского района Алтайского края, о включении запрашиваемых объектов в программу газификации за счет внебюджетных источников;
- письмо Минстроя Алтайского края от 27.07.2020 по определению давления в проектируемых сетях.
09.10.2020 ООО «Газпром газораспределение Барнаул» выдано ООО «СибГазСтрой» письмо о возврате документов без рассмотрения, в связи с предоставлением сведений не в полном объеме.
Согласно позиции ООО «Газпром газораспределение Барнаул», в подпрограмме 3 «Газификация Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.07.2019 №297, отсутствуют сведения о вышеперечисленных объектах, указанных в заявках ООО «СибГазСтрой», как о планируемых к строительству.
Учитывая приложенное ООО «СибГазСтрой» к заявкам о предоставлении технических условий письмо Минстроя Алтайского края от 23.07.2020 №29-02/П/П7517 о включении мероприятий по газификации в программу, ООО «Газпром газораспределение Барнаул» в рабочем порядке запросило в Минстрое Алтайского края актуализированную информацию о включении объектов в подпрограмму 3 «Газификация Алтайского края».
09.10.2020 от Минстроя Алтайского края по электронной почте ООО «Газпром газораспределение Барнаул» получено распоряжение Правительства Алтайского края от 02.10.2020 №308-р с перечнем объектов. При этом, в распоряжении, запрашиваемые ООО «СибГазСтрой» объекты отсутствовали, что и послужило основанием для возврата заявок ООО «СибГазСтрой» на выдачу технических условий без рассмотрения.
Далее, ООО «СибГазСтрой» при подаче заявок на получение технических условий предоставило информацию о включении объектов газификации в программу газификации, что подтверждается письмом от Минстроя Алтайского края от 23.07.2020 №29-02/П/7, адресованным Главе Смоленского района Алтайского края, где указано, что объекты:
- «Газоснабжение жилых домов в границах улиц Советская, Набережная, Мира, ФИО3, Школьная, Заречная, пер. Южный с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП 12,13);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Песчаная, Молодежная, Заводская, Парковая, пер. Садовый, пер. Гражданский в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП-14);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Школьная, ФИО4, пер. Восточный, пер. Дорожный, пер. Речной с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП - 4);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Горная, Советская, Красноярская, 9 Мая, Заводская, Титова, Школьная, пер. Строительный с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП - 6);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Советская, Набережная, Братьев Ф-вых, Зеленый Клин, пер. Алтайский, Успенского с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП- 19»), в рамках реализации постановления Правительства Алтайского края от 31.07.2019 №297 планируется газифицировать в 2019-2024 годах за счет внебюджетных источников на сумму 1 031 700 рублей. В данную сумму включены все мероприятия за счет внебюджетных источников по газификации, в том числе, и по вышеперечисленным объектам.
По результатам рассмотрения жалобы, полагая, что ООО «Газпром газораспределение Барнаул» совершены действия, выразившиеся в нарушении срока возврата заявок ООО «СибГазСтрой» на выдачу технических условий от 28.09.2020, установленного пунктом 12 Правил № 1314, а также в необоснованном отказе от выдачи технических условий по данным заявкам, которые противоречат пункту 13 Правил №1314, административный орган 03.12.2020 составил в отношении общества протокол № 022/04/9.21-1012/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.12.2020 УФАС по Алтайскому краю вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-1012/2020 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования по существу и снижая размер штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что постановление управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-1012/2020 об административном правонарушении от 18.12.2020 вынесено в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем газоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила).
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314.
В силу пункта 6 Правил № 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
В пункте 7 Правил № 1314 определено, что запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае
предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к
другой сети газораспределения;
д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в
программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Согласно пункту 12 Правил №1314, ООО «Газпром газораспределение Барнаул» должно было возвратить ООО «СибГазСтрой» запрос о предоставлении технических условий до 1 октября 2020 года (включительно), а вернуло только 9 октября 2020 года.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий (пункт 13Правил № 1314).
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в случае непредставления заявителем (ООО «СибГазСтрой») неполного пакета документов, исполнитель (ООО «Газпром газораспределение Барнаул») в течение 3 рабочих дней обязан был возвратить документы без рассмотрения.
Согласно пп. «д» п.7 Правил №1314, запрос о предоставлении технических условий должен содержать информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации.
Статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее - Правила №903).
Подпунктом «б» пункта 4 Правил №903 предусмотрено, что план мероприятий программы газификации с указанием объектов, планируемых к строительству, реконструкции и подключению, а также мероприятий, связанных с регистрацией в установленном порядке газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, источников их финансирования, сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития.
Согласно позиции ООО «Газпром газораспределение Барнаул», в подпрограмме 3 «Газификация Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.07.2019 №297, отсутствуют сведения о вышеперечисленных объектах, указанных в заявках ООО «СибГазСтрой», как о планируемых к строительству.
Учитывая приложенное ООО «СибГазСтрой» к заявкам о предоставлении технических условий письмо Минстроя Алтайского края от 23.07.2020 №29-02/П/П7517 о включении мероприятий по газификации в программу, ООО «Газпром газораспределение Барнаул» в рабочем порядке запросило в Минстрое Алтайского края актуализированную информацию о включении объектов в подпрограмму 3 «Газификация Алтайского края».
09.10.2020 от Минстроя Алтайского края по электронной почте ООО «Газпром газораспределение Барнаул» было получено распоряжение Правительства Алтайского края от 02.10.2020 №308-р с перечнем объектов.
Проанализировав текст распоряжения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на строительство объектов газификации, указанных в данном распоряжении, выделяется объем бюджетных ассигнований, при этом, строительство объектов газификации, указанных в заявках заявителя, осуществляется за счет внебюджетных средств, именно, поэтому, данные объекты отсутствуют в распоряжении Правительства Алтайского края от 02.10.2020 №308-р.
Далее, ООО «СибГазСтрой» при подаче заявок на получение технических условий предоставило информацию о включении объектов газификации в программу газификации, что подтверждается письмом от Минстроя Алтайского края от 23.07.2020 №29-02/П/7517, адресованным Главе Смоленского района Алтайского края, где указано, что объекты:
-«Газоснабжение жилых домов в границах улиц Советская, Набережная, Мира, ФИО3, Школьная, Заречная, пер. Южный с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП 12,13);
-«Газоснабжение жилых домов по ул. Песчаная, Молодежная, Заводская, Парковая, пер. Садовый, пер. Гражданский в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП- 14);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Школьная, ФИО4, пер. Восточный, пер. Дорожный, пер. Речной с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП - 4);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Горная, Советская, Красноярская, 9 Мая, Заводская, Титова, Школьная, пер. Строительный с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП-6);
- «Газоснабжение жилых домов по ул. Советская, Набережная, Братьев Ф-вых, Зеленый Клин, пер. Алтайский, Успенского с. Смоленское Смоленского района Алтайского края» (ГРП- 19»), в рамках реализации постановления Правительства Алтайского края от 31.07.2019 №297, планируется газифицировать в 2019-2024 годах за счет внебюджетных источников на сумму 1 031 700 рублей. В данную сумму включены все мероприятия за счет внебюджетных источников по газификации, в том числе, и по вышеперечисленным объектам.
Таки образом, у Общества не имелось оснований полагать, что объекты, перечисленные в заявлении на выдачу технических условий, отсутствуют в программе газификации Алтайского края, соответственно, и не имелось оснований для возвращения документов ООО «СибГазСтрой»
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что действия ООО «Газпром газораспределение Барнаул», выразившиеся в нарушении срока возврата заявок ООО «СибГазСтрой» на выдачу технических условий от 28.09.2020, установленного пунктом 12 Правил № 1314, а также в необоснованном отказе от выдачи технических условий по данным заявкам, противоречат пункту 13 Правил №1314, и образуют объективную сторону состава административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Газпром газораспределение Барнаул» является субъектом естественной монополии, доминирующим на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Ответственность за повторное нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд при квалификации правонарушения как совершенного повторно, обоснованно учел, что ранее ООО «Газпром газораспределение Барнаул» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 022/04/9.21-418/2019 на основании постановления от 07.08.2019 о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении № 022/04/9.21-418/2019 от 07.08.2019 вступило в законную силу 01.06.2020, что следует из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу № А03-13097/2019.
Поскольку аналогичное правонарушение совершено заявителем 09.10.2020, то суд первой инстанции и антимонопольный орган обоснованно квалифицировали совершенное правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, ООО «Газпром газораспределение Барнаул» на момент совершения вышеуказанного административного правонарушения считается подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, то есть ООО «Газпром газораспределение Барнаул» повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, что предполагает ответственность по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности указал, что действия ООО «Газпром газораспределение Барнаул», выразившиеся в нарушении срока возврата заявок ООО «СибГазСтрой» на выдачу технических условий от 28.09.2020, установленного пунктом 12 Правил № 1314, а также в необоснованном отказе от выдачи технических условий по данным заявкам, противоречат пункту 13 Правил №1314 и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При этом, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром газораспределение Барнаул», установлено, что у последнего имелась возможность по недопущению нарушения требований Правил № 1314, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично - правовых обязанностей. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде назначенного штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в полном объеме требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-18265/2020 -оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий О.О. Зайцева
Т.В. Павлюк
ФИО1