ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-6325/19 от 26.08.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А45-42904/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 года.

  Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Павлюк Т.В.,

судей

Кривошеиной С.В.,

Логачева К.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автотранспортное предприятие №3 "Новосибирскстрой" (07ап-6325/19) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.05.2019 по делу № А45-42904/2018, по заявлению акционерного общества "Автотранспортное предприятие №3 "Новосибирскстрой" (ОГРН 1025401301683, ИНН 5403102533), г. Новосибирск к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (ОГРН 1035402457848, ИНН 5406214965), г. Новосибирск третьи лица: 1) Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области; 2) АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 02.11.2018 г. № 172261-05/38, обязании устранить нарушения.

           В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Шилин Н.М., представитель по доверенности от 16.06.2019, паспорт;

от заинтересованного лица: Тимошенко И.В., представитель по доверенности от 21.05.2019, удостоверение;

от иных лиц: без участия (извещены);

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Автотранспортное предприятие №3 "Новосибирскстрой" (далее по тексту – заявитель, общество, АО "Автотранспортное предприятие №3 "Новосибирскстрой") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее по тексту – департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, оформленный письмом от 02.11.2018 г. № 172261-05/38 в исключении здания с кадастровым номером 54:35:052800:989, расположенного по адресу: г. Новосибирск, улица Тюменская, д. 2, из перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказами ДЗиИО НСО «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяет как кадастровая стоимость, на 2017 - 2018 годы» от 29.12.2016 № 3643 и от 27.12.2017 г. № 5872 и обязании устранить нарушение прав путем исключения нежилого здания, назначение: нежилое здание, наименование: Производственный корпус, площадью 2945,9 кв.м. , адрес (.местоположение): Новосибирская область, г. Новосибирск, Кировский район, улица Тюменская, д. 2, кадастровый номер 54:35:052800:989, запись регистрации ЕГРН № 54- 54-01/306/2006-62 от 15.01.2007 из перечней объектов недвижимого имущества, утвержденных приказами департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. N 3643 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и от 27 декабря 2017 г. N 5872 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

  Решением суда от 16.05.2019 (резолютивная часть объявлена судом 06.05.2019) в удовлетворении требований отказано.

  Не согласившись с принятым решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм права.

  Департамент в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представитель  в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

  В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в отзыве.

  В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

  Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

  Как установлено судом из материалов дела, 09.08.2018 ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» обратилось в департамент с заявлением (исх. от 06.08.2018) обратилось в департамент с заявлением, в котором указало на необоснованность включения принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером 54:35:052800:989 расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Тюменская, д.2,, в перечень, определенный приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29.12.2016 № 3643, поскольку характеристики данного объекта не соответствуют необходимым условиям для включения в такой перечень, ошибки в части площади и наименования исправлены в 2018 году, о чем представлена выписка из ЕГРН от 01.08.2018, в связи, с чем общество просило департамент исключить из перечня названный объект.

  04.09.2018 заявителем направлено в департамент дополнение к указанному заявлению, с приложением документов в обоснование необходимости исключения спорного объекта из перечня.

  Письмом 02.11.2018 № 172260-05/38 департамент сообщил ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» о принятом на заседании 01.11.2018, решении комиссии об отказе в исключении из перечней на 2017, 2018 г.г. объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ул.Тюменская, д.2.

  Заявитель полагая, что отказ департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, оформленный письмом от 02.11.2018 № 172261-05/38 «об исключении из перечня объектов недвижимости», в исключении здания с кадастровым номером 54:35:052800:989, расположенного но адресу: г. Новосибирск, улица Тюменская, д. 2, из перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29.12.2016 г. № 3643 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяет как кадастровая стоимость, на 2017», приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 г. N 5872 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, влечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество, обратился в суд с настоящим заявлением.

  Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из их не обоснованности. Поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

  В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Таким образом, для признания отказа Департамента незаконным необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения действующему законодательству и нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  В соответствии с положениями части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

  Между тем, пунктом 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

  Согласно пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 пункте 1 статьи 378.2 указанного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в пунктах 1 и 2 пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

  Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1 -го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. При этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пунктах 1 и 2 пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций. Названный Перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов.

  Пунктом 14 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635, установлено, что объекты недвижимости подлежат исключению из Перечня в случаях: несоответствия фактического использования объекта недвижимого имущества требованиям, установленным статьей 378.2 НК РФ, - с первого числа текущего налогового периода с учетом даты подачи заявления; если в отношении данного объекта законодательством Российской Федерации и Нижегородской области установлены особенности определения налоговой базы или если объект ошибочно включен в Перечень - с первого числа налогового периода, в котором данный объект впервые включен в Перечень, и из последующих налоговых периодов; если в отношении объекта принято решение о неправомерности его включения в Перечень - с даты, определенной решением суда.

  На территории Новосибирской области указанный налог введен Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 г. № 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области".

  Функции по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляются Департаментом имуществом и земельных отношений Новосибирской области Согласно разъяснениям, данным Министерством финансов Российской Федерации в письме от 06.08.2014 № 03-05-04-01/38983, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

  Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 № 182-п Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по определению Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

  В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, статьей 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 г. №142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" определены особенности налогообложения. Так, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.

  С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

  Как следует из материалов дела, на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, согласно которым объект заявителя являлся нежилым зданием -административным корпусом и имел площадь более 3000 кв.м., объект был включен в Перечни, утвержденные приказами департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. № 3643 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и от 27 декабря 2017 г. № 5872 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

  Так, как следует из материалов дела, в 2006 году заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области целью государственной регистрации права собственности на здание с инвентарным номером 54:401:002:005042680:0002, площадью 3111,4 кв.м., с местоположением: Новосибирская область, г.Новосибирск, ул.Тюменская, д.2, назначением - «нежилое», наименованием - «здание (административный корпус)» , представив пакет требуемых документов, в т.ч. сведения об учете объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, выданные Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Новосибирска, выписку из единого реестра объектов капитального строительства от 07.09.2006, выданную ФГУП Ростехинвентаризация, поэтажный план с экспликацией от 28.07.2006, выданный ФГУП Ростехинвентаризация, согласно которому площадь здания 3111,4 кв.м.

  15.01.2007 на основании документов, в т.ч. выданных Новосибирским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) были внесены характеристики спорного здания (площадь, адрес, назначение, наименование) на основании представленных заявителем правоустанавливающих документов, в ЕГРП были и было зарегистрировано право собственности общества на спорное здание, о чем в ЕГРП 15.01.20107 сделана запись о регистрации права №54-54-01/306/2006-62, выдано свидетельство о регистрации права (л.д. 145 т.1).

  Поскольку, ЕГРП содержал запись о правах заявителя на спорное здание, в рамках процедур гармонизации и верификации государственных информационных ресурсов АИС Юстиция и АИС ГКН, на основании информации, представленной Управлением Росреестра в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области (файл F_FRS_051609054000_051003000000_01_11122013_0010.XML), 16.12.2013 в ГКН были внесены сведения о спорном ранее учтенном здании с характеристиками, воспроизведенными из ЕГРП, а именно: назначение - «нежилое»; наименование - здание «Административный корпус»; площадь 3111,4 кв.м.

  В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

  В силу части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

  К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

  В силу пункта 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

  Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (пункт 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

  19.09.2017 заявитель обратился в Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» с заявлением, в котором просил выполнить работы по устранению технической ошибки в сведениях технического учета и инвентаризации объекта капитального строительства по состоянию на 28.07.2006, поскольку имеет место неверный подсчет площадей лестничных клеток, в связи с чем, площадь здания составляет 2969,3 кв.м, а не 3111,4 кв.м. 07.11.2017 г. Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» сообщило АО АТП-3, что при проверке установлен факт неправильного подсчета площадей лестничных клеток здания, в техническую документацию объекта внесены необходимые изменения, при этом площадь помещений здания составила 3021,0 кв.м.

  10.11.2017 ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» направлено заявление об исправлении реестровой ошибки в сведениях о площади здания с 3111,4 кв.м. на 3021,0 кв.м.

  Управлением Росреестра по Новосибирской области 06.02.2018 на основании заявления ЗАО «Автотранспортное предприятие № 3 «Новосибирскстрой» от 10.11.2017 №54-0-1-116/3050/2017-474 и согласно технического плана от 15.01.2018 были внесены исправления в сведения о площади спорного здания с кадастровым номером 54:35:052800:989. Исправленная площадь составила 3021 кв.м., вместо ранее указанных 3111,4 кв.м. ,что следует из выписки из ЕГРН (л.д.35 т.1).

  В Управление Росреестра по НСО поступило заявление ЗАО «Автотранспортное предприятие № 3 «Новосибирскстрой», от 16.07.2018 № 54-0- 1-116/3041/2018-7062 об исправлении реестровой ошибки в сведениях о площади и наименования объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989. Исправленная площадь составила 2945,9 кв.м. Наименование здания изменилось с «Здание «Административный корпус» на «Производственный корпус».

Согласно сведениям ЕГРН, по состоянию 02.11.2018 (дата оспариваемого отказа) указанный объект имеет следующие характеристики: объект недвижимого имущества, нежилое здание – производственный корпус, с кадастровым номером 54:35:052800:989, дата присвоения номера 16.12.2013, ранее присвоенный государственный учетный номер 54:35:052800:009:04, инвентарный номер: 50:401:002:005042680:002, расположен по адресу: г.Новосибирск, Кировский район, ул. Тюменская, д.2, в пределах объектов недвижимости (земельных участков) с кадастровым номером 54:35:052800:41, 54:35:052800:1078, 54:35:052800:1079, площадь 2945,9 кв.м.

По утверждению заявителя, ошибка в сведениях о площади здания имела место с 2006, однако в материалы дела не представлено доказательств совершения действий с целью ее исправления в период с 2006 г. до 2017.

10.11.2017 ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» направлено заявление об исправлении реестровой ошибки в сведениях о площади здания с 3111,4 кв.м. на 3021,0 кв.м. 06.12.2017 в ЕГРН изменены сведения о площади здания с кадастровым номером 54:35:052800:989 с 3111,4 кв.м. на 3021,0 кв.м., (выписка из ЕГРН ль 02.04.2018 -л.д.35).

Таким образом, как верно отметил суд, в указанный период, исправленная площадь здания заявителем не оспаривалась, в том числе заявителем не оспаривались действия департамента о включении указанного здания в спорный перечень (по состоянию на 01.01.2017 и 01.01. 2018).

Так, материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018 площадь здания с кадастровым номером 54:35:052800:989 составляла свыше 3000 кв.м.

16.07.2018 ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» обратилось в уполномоченный орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменения объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989 в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением площади здания, исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

К указанному заявлению приложен технический план № б/н от 12.07.2018. Из заключения кадастрового инженера (в составе технического плана) следует, что при подсчете площади здания были обнаружены иные ошибки, указанная информация доведена собственником объекта до АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», в связи с чем был подготовлен технический паспорт с исправленным значением площади здания в размере 2945,9 кв.м. и наименованием объекта «Административный корпус» на «Производственный корпус».

01.08.2018 в ЕГРН внесены сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989 - 2945,9 кв.м.

Доказательств того, что площадь здания с 2006 составляла 2945,9 кв.м., а следовательно, доказательств того, что в технических документах имели место ошибочные сведения о площади здания не имеется. Сам по себе факт изменения площади 01.08.2018 на основании технического плана, подготовленного с учетом технического паспорта от 19.06.2018 достоверно не подтверждает, что указанное изменение связано с ошибочным подсчетом площади здания, с 2006.

С учетом изложенного, судом правомерно отклонены доводы заявителя об отсутствии оснований для включения в перечень на 2017 г. и 2018 г. указанного объекта недвижимости у департамента отсутствовали, поскольку из материалов дела, до внесения сведений в ЕГРН о площади здания 2945 кв.м,, которое имело место быть 01.08.2018 на основании технического паспорта от 19.06.2018 , указанный объект имел следующие характеристики: местоположение: г.Новосибирск, ул.Тюменская, дом 2 , наименование - здание административного корпуса - 3 -этажное с тех.этажом. Площадь здания 3111,4 кв.м. (по результатам обследования в натуре от 28.07.2006 г., выписка из единого государственного реестра объектов капитального строительства ФГУП «Ростехинвентаризация»).

Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018 и ранее, заявитель, имеющие место сведения о площади своего здания, которая составляла свыше 3000 кв.м не оспаривал.

Ссылки общества о том, что об ошибке в сведениях о площади здания, имевшей место с 2006 года, ему стало известно ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» с момента исполнения технического заключения по разделу здания на два здания независимых друг от друга, выполненного ООО «АСМ Тимушкина в 2018 году, которым и было указано на неправильность подсчета площадей в техническом паспорте БТИ, выполненного по состоянию на 28.07.2006, судом рассмотрены и верно отклонены, поскольку в ЕГРП на момент формирования перечней сведений об ошибке не имелось, оснований для исключения объекта из Перечней на 2018 г. департаментом правомерно не усмотрено.

АО «Ростехинвенатризация -Федеральное БТИ» изменило неверно посчитанные им площадь с 3111,4 кв.м. на 3021 кв.м. в 2017 году, в связи с чем сведения были изменены в ЕГРП. Кроме того, письмом от 17.09.2018 АО «Ростехинвенатризация -Федеральное БТИ» сообщило департаменту, что площадь помещений данного здания на 01.01.2017 составляла 3111, 4 кв.м„ на 01.01.2018 - 3021,0 кв.м., по данным технической инвентаризации здания от 19.06.2018 зафиксирована внутренняя перепланировка (разбор и устройство перегородок), внутренняя отделка помещений здания, в результате чего площадь помещений здания составила 2945,9 кв.м.

Учитывая, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости при формировании перечня объектов на 01.01.2017 и на 01.01.2018 Департамент правомерно руководствовался сведениями ЕГРН об объекте недвижимого имущества, в том числе о его площади.

Сам по себе факт изменения характеристик здания 01.08.2018 (в течение налогового периода) не свидетельствует о незаконности действий департамента по состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018 и обязанности исключить по обращению заявителя от 10.08.2018 сведения об объекте заявителя, включенные в перечни объектов недвижимого имущества .

Таким образом, оспариваемое решение департамента об отказе в исключении из Перечня не противоречит нормативно-правовым актам, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 и на 2018 годы на основании представленных заявителем в федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, из которых следует, что общая площадь здания составляет более 3000 кв. м.

Заявителем не обоснована обязанность уполномоченного органа исключать из ранее действующего и действующего в 2018 перечня, объекта недвижимости, в случае изменения его характеристик в течение налогового периода, а равно положений законодательства, которым не соответствует оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, в письме от 14.09.2018 № 14381-05/38, заявителю было сообщено о проведении дополнительных мероприятий в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989, при этом информация о том, что данные мероприятия относятся к мерам установления вида фактического использования данного объекта недвижимости в данном письме отсутствует, дополнительные мероприятия были проведены в отношении вопроса, указанного заявителем в письме ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» от 10.08.2018, при этом необходимость совершения таких действий отсутствовала. На момент утверждения департаментом Перечней на 2017,2018 имелись основания для включения спорного нежилого помещения в Перечни. Перечни был опубликованы на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru, своевременно, соответственно, заявитель, являясь плательщиком налога на имущество, уплачивая налог ежеквартально, знал о том, что его объект вошел в Перечень, однако соответствующие действия Департамента по формированию Перечня, включению в него спорного здания, допущенные в 2016,2017 не оспаривал.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент утверждения перечня) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно сведениям ЕГРН, как на момент формирования перечней на 2017 и 2018, так и на момент принятия оспариваемого решения (02.11.2018) объект недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989 расположен в пределах земельных участков, одни из видов разрешенного использования предусматривают размещение торговых объектов, бытового обслуживания. Так, указанное здание расположено в пределах земельных участков (в том числе согласно выписке ЕГРН от 14.03.2019): с кадастровым номером 54:35:052800:41, вид разрешенного использования - магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров; с кадастровым номером 54:35:052800:1078, вид разрешенного использования - промышленные базы, склады; с кадастровым номером 54:35:052800:1079, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание (3.3) - объекты для оказания населению или организации бытовых услуг.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования "Бытовое обслуживание" (код 3.3) подразумевает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные химчистки, похоронные бюро).

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, на момент утверждения Перечня в 2017, в 2018 принадлежащее заявителю здание располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем объектов коммерческого назначения, торговых объектов, объектов бытового обслуживания. То обстоятельство, что виды разрешенного использования земельных участков предусматривает размещение и иных объектов, не является препятствием для определения спорного здания как соответствующего требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 3787.2 НК РФ, поскольку означает право разместить на земельном участке несколько зданий (строений, сооружений) или любой из перечисленных объектов недвижимости.

Доводы общества о том, что при рассмотрении заявленных требований основополагающим доказательством является вид фактического использования здания с кадастровым номером 54:35:052800:9809, при этом проверка фактического использования здания департаментом не проводилась, однако, вид фактического использования здания не соответствует условиям для его определения объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость, отклоняются коллегией.

Из буквального толкования пункта 3 статьи 378.2 НК РФ следует, что нежилое здание может быть признано административно-деловым центром для целей налогообложения налогом на имущество организаций при условии, что такое здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. При этом, при установлении обозначенного выше обстоятельства (расположения здания на земельном участке с соответствующим видом разрешенного использования) не имеет правового значения и не подлежит установлению и доказыванию то, что соответствующее здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (в связи с наличием установленных абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ признаков соответствующего назначения здания или его фактического использования в соответствующих целях).

Иными словами, установление факта соблюдения в отношении конкретного объекта недвижимости условия, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, исключает необходимость определения предназначения соответствующего объекта или вида его фактического использования согласно подпункту 2 пункта 3 той же статьи.

  Действия заявителя об уточнении характеристик земельных участков в 2019 (границы - земельный участок с кадастровым номером 54:35:052800:41, виды разрешенного использования -земельный участок с кадастровым номером 54:35:052800:1079) и представленные в этой связи в материалы дела соответствующие документы (межевой план, выписки ЕГРН о земельных участках), не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, принятого в 2018, о том, что в сведениях о местоположении здания имеет место ошибка, заявитель не сообщал. Также, сведения о причинах изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:052800:1079 отсутствуют. Кроме того, с момента формирования указанных земельных участков и до возникновения судебного спора, заявителем не совершалось действий об уточнении данных сведений о земельных участках, доказательств обратного не представлено. Существующие в ЕГРН характеристики здания (площадь, после 01.08.2018) были учтены департаментом, в связи с чем, в принятым после выдачи оспариваемого отказа перечне, определенным Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19.12.2018 № 5375 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" объект недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989 отсутствует.

  Аналогичные выводы содержатся в материалах судебной практики Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2018 № 17АП-19281/2017-АК по делу № А71-5231/2017 и др. С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в апелляционной жалобе общества обстоятельства в рассматриваемой ситуации не доказаны.

  Доводы о том, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований, не обоснованы и подлежат отклонению. Судом правильно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках заявленных ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» требований, в том числе касающиеся оснований для включения в печени объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:052800:989 на момент определения перечня, которые непосредственно связанны с основанием отказа, оформленного письмом от 02.11.2018 г. № 172261-05/38 «Об исключении из перечня объектов недвижимости», а также обстоятельства, которыми ЗАО АТП-3 «Новосибирскстрой» обосновывал обязанность исключения объекта из перечня, а также доводы департамента об отсутствии такой обязанности, с учетом представленных в материалы дела доказательств. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.  При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.  Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.

  Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции  

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 16.05.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-42904/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Автотранспортное предприятие №3 "Новосибирскстрой" - без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий 

Т.В. Павлюк

Судьи

С.В. Кривошеина

К.Д. Логачев