улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-9537/2020
25 февраля 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Бийска (№ 07АП-636/2021) на решение от 23.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-9537/2020 (судья Ильичева Л.Ю) по заявлению администрации города Бийска к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю в лице Территориального отдела НД и ПР № 2 УНД и ПР о признании недействительными пунктов 1-5 предписания от 01.06.2020 № 79/1/54 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 11.08.2020.
УСТАНОВИЛ:
администрация города Бийска (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю в лице Территориального отдела НД и ПР № 2 УНД и ПР (далее – Территориальный отдел надзорной деятельности) о признании недействительными пунктов 1-5 предписания от 01.06.2020 № 79/1/54 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности
Решением суда от 23.12.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрации города Бийска обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, администрация полагает, что вывод суда первой инстанции о непринятии во внимание доводов общества противоречит требованиям законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 27.04.2020 № 79 главного государственного инспектора города Бийска и районов по пожарному надзору заместителем начальника ТО НД № 2 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю ФИО3 в период с 14.05.2020 по 01.06.2020 проведена проверка в отношении администрации города Бийска на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 01.06.2020 № 79, в котором зафиксировано, что администрацией не выполняется ранее выданное предписание от 29.04.2019 № 152/1/133 (пункты 1,4,5).
01.06.2020 года уполномоченным должностным лицом Территориального отдела надзорной деятельности было вынесено предписание № 79/1/54 об устранении администрацией выявленных нарушений в срок до 31.03.2021 года.
Считая, предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 16); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 3 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона № 69-ФЗ), подпункт «е» пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290).
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно абзацу 10 статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
На основании статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В части пункта 1 оспариваемого предписания, в ходе проверки установлено, на территории сел Жаворонково, Одинцовка, Фоминское для целей пожаротушения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественных водоисточников (р. Обь, р. Чугунайка, р. Чемровка).
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа.
В соответствии с Законом Алтайского края от 07.11.2006 № 115-ЗС «О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Бийск Алтайского края» статусом городского округа наделяется муниципальное образование город Бийск Алтайского края с административным центром в городе Бийске. В соответствии с реестром населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Бийск Алтайского края (приложение № 2), к сельским населенным пунктам относится: села Жаворонково, Одинцовка, Фоминское и поселок Нагорный.
Таким образом, указанные населенные пункты являются сельскими населёнными пунктами и входят в состав городского округа Бийск. Следовательно, пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - ППР РФ), применим и обязателен к исполнению для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа Бийск.
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Данное требование также предусмотрено пунктом 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - СП 8.13130.2009) - «водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей в любое время года».
Максимальный радиус обслуживания, имеющихся на территории населенных пунктов: с. Жаворонково, с. Одинцовка, с. Фоминское водоисточников (200 метров), не позволяет обеспечить наружным противопожарным водоснабжением указанные населенные пункты в целом. Следовательно, для дополнительного противопожарного водоснабжения населенных пунктов используются естественные водоисточники (р. Обь, р. Чугунайка, р. Чемровка).
Таким образом, к естественным водоисточникам (реки, озера), используемым в качестве наружного противопожарного водоснабжения и расположенным на расстоянии не более 200 метров от объектов защиты, должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время источниками искусственного наружного водоснабжения (пожарные гидранты расположены на удалении более 200 метров) не обеспечены объекты по следующим адресам:
- п. Одинцовка: ул. 2-я Надеждинская, 1, 3, 5; ул. Александровская, 2-16, 20- 36 (четная сторона); ул. Рождественская, 33, 65, 68;
- <...>, 2-20 (четная сторона); ул. Трактовая, 1-50 (все дома); ул. 2-я Трактовая, 7; ул. 3-я Трактовая, 1-10 (все дома); <...>
Для целей пожаротушения указанных адресов требуется оборудование пирсов на естественных водоисточниках (реках).
В части пункта 2 оспариваемого предписания, в ходе проверки установлено, что на территории города Бийска по адресам: ул. Краснооктябрьская, 43, 212; пер. Веселый, 46; ул. ФИО4, 128; овраг с северной стороны КГБУЗ «ЦГБ <...> район трамвайного моста со стороны ГСК, устроены свалки горючих отходов.) и пункта 3 предписания Также на территории г. Бийска по адресам: ул. Граничная, 1, 2, 3, 12, 13; ул. Краснооктябрьская, 85, 121 15; ул. Льнокомбинат, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 43, 44, 45; ул. Максима Горького, 113; г. Бийск, восточнее земельного участка с кадастровым номером 22:65:014101:253, не производится уборка мусора и покос травы.
Согласно пункту 19 ППР РФ запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
В соответствии с пунктом 17.1 ППР РФ правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
На основании пункта 77 руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Выявленные при проверке места свалок горючих отходов находятся на землях общего пользования города Бийска.
Факт наличия соглашения с региональным оператором по вывозу отходов ООО «Спецобслуживание-Центральное» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края не освобождает администрацию города Бийска от выполнения требований указанных пунктов ППР РФ. Указанное соглашение регламентирует порядок ликвидации свалок твердых бытовых отходов, но не устанавливает ответственность за их возникновение.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем указанных земельных участков является Администрация г. Бийска, либо на них отсутствует собственник, за исключением адресов, где физические лица стали собственниками указанных земельных участков: ул. Краснооктябрьская, 121 (отметка о праве собственности сделана 26.05.2020), 212 (отметка о праве собственности сделана 19.05.2020); ул. Льнокомбинат, 41 (отметка о праве собственности сделана 13.04.2020); ул. ФИО4, 128 (отметка о праве собственности сделана 01.11.2019).
Кроме того, на официальном сайте администрации г. Бийска (https://www.biysk22.ru) размещен реестр свободных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены под застройку на территории муниципального образования город Бийск. В указанном реестре также значатся оспариваемые адреса (например, ул. Граничная, 12, 13, ул. Льнокомбинат, 34, 40,44, 45, ул. Максима Горького, 113).
В части пункта 4 оспариваемого предписания, в ходе проверки установлено, что часть районов города Бийска, а также села Фоминское, Боровое, Жаворонково, Одинцовка, не в полном объёме обеспечены противопожарным водоснабжением из расчёта один пожарный гидрант в радиусе 200 метров по дорогам с твёрдым покрытием, ул. Лесная поляна наружное противопожарное водоснабжение отсутствует.
Статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (часть 2).
Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций установлены СП 8.13130.2009.
Размещение источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта, их расположение относительно зданий, сооружений и автомобильных дорог, необходимое количество, а также радиусы обслуживания ими зданий установлены пунктами 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009.
Пункт 8.6. СП 8.13130.2009 предусматривает, что пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий, допускается располагать гидранты на проезжей части.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с, с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием;
Пункт 9.11 СП 8.13130.2009 предусматривает, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100- 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп; для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.9 настоящего свода правил.
Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя предотвращение пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что, при эксплуатации источников наружного пожарного водоснабжения необходимо выполнять, как требования Федерального закона № 123, так и требования СП 8.13130.2009, являющегося нормативным документом по пожарной безопасности.
Проведенной проверкой установлено, что на территории конкретных населенных пунктов и районов города Бийска, ограниченных соответствующими улицами, имеющиеся источники наружного противопожарного водоснабжения не способны обеспечить наружное противопожарное водоснабжение в связи с превышением максимально допустимого радиуса их обслуживания, либо источники водоснабжения полностью отсутствуют
Согласно требованиям пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона № 123-ФЗ обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения входит в состав первичных мер обеспечения пожарной безопасности.
Наименования п. Боровое, п. Нефтебаза, п. Мостопоезда, п. Витаминный является исторически сложившимися наименованиями районов у граждан города Бийска.
Кроме того, неофициальными наименованиями данных районов активно пользуется администрация г. Бийска в средствах массовой информации, а также на своем официальном сайте.
Проверкой установлено, что в настоящий момент нет источников водоснабжения в радиусе 200 метров от гидрантов в п. Боровое, п. Нефтебаза. п. Мостопоезда, п. Нагорный, с. Жаворонково, с. Одинцовка, с. Фоминское (адреса приведены в пункте 4 оспариваемого предписания).
В части пункта 5 оспариваемого предписания, в ходе проверки установлено, что допущены противопожарные расстояния менее 50 метров до границ застройки по улицам Александра Пушкина, ФИО4 и мене 15 метров до границ с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой по улицам: Лесная поляна; Ягодная; Раздольная; ФИО5; ФИО6 до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории г. Бийска.
В силу части 1 статьи 69 указанного Закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Частью 2 статьи 69 Закона № 123-ФЗ, противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств;
б) на территориях лесничеств;
2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Величина минимального противопожарного расстояния, обеспечивающая нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств установлена соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности.
Частью 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Территориальным отделом надзорной деятельности при проведении проверки было применено действовавшее на период разработки документов территориального планирования г. Бийска требование, установленное СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СНиП 2.07.01-89*), а именно:
Пункт 5* приложения 1* - расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.
В городских поселениях для районов одно - двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м. Положениями СНиП 2.07.01-89* отступлений от данного требования, либо разработка компенсирующих мероприятий, позволяющих сократить установленное противопожарное расстояние, не предусмотрено.
Разделом 9.1 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» Генерального плана городского округа города Бийска, утверждённого Решением Думы города Бийска от 23.12.2010 № 193 предусмотрено, что состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности городского округа г. Бийск разработаны на основе Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 и СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». А границы приусадебных участков в зоне одно - двухэтажной застройки должны быть запроектированы на расстоянии более 15 метров до лесных массивов в соответствии с п. 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Соблюдение противопожарного разрыва от лесного массива до зданий и сооружений не предписывает обязательной вырубки лесных насаждений. Обеспечение противопожарных расстояний осуществляется на стадии разработки документов по планировке и застройке поселения и предусматривает размещение проектируемых зданий и сооружений с соблюдением требуемых противопожарных разрывов до соседних объектов.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, право органа местного самоуправления на осуществление контроля за размещением движимых и недвижимых объектов в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, выдачу разрешений на строительство, право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, предоставления земельных участков для строительства и реконструкции закреплено Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае самовольного строительства объектов, в том числе с нарушением противопожарных расстояний, орган местного самоуправления, согласно статье 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в пределах своей компетенции, принимает решение о сносе самовольной постройки, либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, или обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Учитывая изложенное, правомерным является вывод суда о том, что оспариваемое предписание, является законным и обоснованным, вынесено в пределах предоставленных должностному лицу административного органа полномочий; каких-либо обязанностей, противоречащих закону, на администрацию не возложено, в связи с чем, права и интересы заявителя не нарушены.
Доводы администрации о незаконности предписания правомерно отклонены, поскольку, как было указано ранее, обязанность соблюдению указанных требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством возложена на Администрацию.
Доказательств невозможности исполнить предписание заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
В данном случае оспариваемое предписание является реально исполнимым, содержит конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и каких-либо неясностей или неточностей оно не содержит.
При этом отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет заявителю возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания.
Позиция администрации, изложенная в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции обстоятельств, основана на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными.
Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-9537/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Бийска – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий К.Д. Логачев
судьи И.И. Бородулина
ФИО1