улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-11198/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей: | ФИО2, |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тальменского района Алтайского края (№07АП-702/2021) на решение от 14.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-11198/2020 (судья Ли Э.Г.) по исковому заявлению акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (656002, Алтайский край, Барнаул город, Воровского улица, 163, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Тальменского района Алтайского края (658030, Алтайский край, район Тальменский, рабочий <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании согласовать размещение объектов электросетевого хозяйства, ВЛ-0,4 кВ от РУ -0,4 КТП-32-2-14, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности для технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Эль – Брус» в рамках договора, расположенных по адресу: <...>.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Эль-Брус»,
без участия сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (далее – истец, АО «СК Алтайкрайэнерго») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Администрации Тальменского района Алтайского края (далее – ответчик, Администрация) об обязании согласовать размещение объектов электросетевого хозяйства, ВЛ-0,4 кВ от РУ -0,4 КТП-32-2-14, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности для технологического присоединения энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью «Эль – Брус» в рамках договора, расположенных по адресу: <...>.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Эль-Брус» (далее – ООО «Эль-Брус»).
Исковые требования со ссылками на статью 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», постановление Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 05.10.2015 № 871 «Об утверждении формы акта размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и порядка его согласования» мотивированы необходимостью согласования Администрацией размещения объектов электросетевого хозяйства на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности для технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица.
Решением от 14.12.2020 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность согласовать размещение объектов электросетевого хозяйства, ВЛ-0,4 кВ от РУ -0,4 КТП-32-2-14, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности для технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Эль – Брус» в рамках договора, расположенных по адресу: <...>. С ответчика в пользу истца взыскано 6 000 рублей судебных расходов в счет оплаты государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что размещение предприятия для первичной обработки леса на лесоматериалы в системе лесозаготовителей промышленности на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства недопустимо в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, правилам благоустройства; ООО «Эль-Брус» не имеет разрешения на размещение указанного предприятия на спорном земельном участке.
Истец в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО «СК Алтайкрайэнерго» (сетевая организация) и третьим лицом ООО «Эль-Брус» (заявитель) заключен договор № 138/2020 от 14.02.2020 об осуществлении технологического присоединения (далее - договор) хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <...> (далее – спорный объект).
В рамках осуществления мероприятий сетевая организация неоднократно (заявления от 02.03.2020 б/н, от 06.05.2020 б/н, от 19.06.2020 № СК/08.1.1-2476) обращалась в адрес Администрации с заявлениями о согласовании в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300«Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», постановлением Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 05.10.2015 № 871 «Об утверждении формы акта размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и порядка его согласования», размещения объектов электросетевого хозяйства, В Л-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ КТП-32-2-14, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861) (далее - Правила № 861) и пунктом 1.5. Договора императивно определен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта (далее - мероприятия) равный шести месяцам.
Согласование Администрацией размещения спорных объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Эль-Брус» по договору не осуществлено до настоящего момента, что явилось основанием для обращения сетевой организации с настоящим иском в суд.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом а(2) пункта 25 Правил № 861, в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Постановлением Постановление Администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 «Об утверждении Порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - постановление № 266) установлен порядок размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
Согласно пункту 11 постановления № 266 орган местного самоуправления отказывает в согласовании размещения объекта в случае, если: заявление и документы к нему поданы с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 постановления № 266; в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный Перечнем; начаты работы по предоставлению на торгах либо без проведения торгов земельного участка, в отношении которого подано заявление о согласовании размещения объекта, в том числе поданы заявления о заключении соглашения об установлении сервитута, публичного сервитута о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеются решения о проведении аукциона, об утверждении схемы расположения земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или предварительном согласовании места размещения объекта, заключено соглашение об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельного участка, имеется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков; земельный участок (часть земельного участка), находящийся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого подано заявление о согласовании размещения объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу; наличие ранее принятого решения о согласовании размещения объекта на землях или земельных участках, на которых планируется размещение объектов; размещение такого объекта не допускается в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, правилами благоустройства и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» установлен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как верно установлено судом, истец в соответствии с подпунктом а(2) пункта 25 Правил № 861 обратился в адрес Администрации с заявлением от 02.03.2020 б/н о согласовании размещения линейного объекта, характеристики которого соответствуют требованиям Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300. Сетевой организацией неоднократно направлялись заявления в адрес ответчика о согласовании размещения линейного объекта (от 02.03.2020 б/н, от 06.05.2020 б/н, от 19.06.2020 № СК/08.1.1-2476).
Вместе с тем, отказ в согласовании размещения объектов электросетевого хозяйства Администрацией является необоснованным, поскольку в своих ответах Администрацией не ссылалась ни на одну из установленных постановлением № 266 причин для отказа в согласовании размещения объектов электросетевого хозяйства.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в случае, если третьим лицом арендованный земельный участок используется вразрез с целевым назначением, то Администрации может принимать соответствующие меры непосредственно к предполагаемому нарушителю, не устанавливая при этом препятствия иным лицам, реализующим свои обязательства в рамках иных договорных отношений, не имеющим непосредственного отношения к земельному участку ООО «Эль-Брус».
С учетом изложенного подлежат отклонению за необоснованность доводы Администрации о том, что размещение предприятия для первичной обработки леса на лесоматериалы в системе лесозаготовителей промышленности на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства недопустимо в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, правилам благоустройства; ООО «Эль-Брус» не имеет разрешения на размещение указанного предприятия на спорном земельном участке.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.12.2020 по делу № А03-11198/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тальменского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 | |
ФИО3 |