СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А03-3925/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2, | |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (№07АП-7250/2019), на решение от 06.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3925/2018 (судья Ильичева Л.Ю.), по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» к Комитету администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, к председателю Комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике ФИО4, о признании незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 000107860 по делу № А03-17791/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным бездействие председателя Комитета ФИО4, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Каменский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС № 000107860 по делу № А03-17791/2014 в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение; об обязании заинтересованных лиц восстановить нарушенные права общества,
с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Каменского района Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО5, представитель по доверенности от 04.02.2019, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
У С Т А Н О В И Л:
открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – заявитель, общество, ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь») обратилось в арбитражный суд к Комитету администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее – заинтересованное лицо (1), Комитет) и, к председателю Комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике ФИО4 (далее – заинтересованное лицо (2), Председатель комитета) с заявлением о признании незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 000107860 по делу № А03-17791/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным бездействие председателя Комитета ФИО4, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Каменский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС № 000107860 по делу № А03-17791/2014 в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение; об обязании Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исполнения исполнительного листа серии ФС № 000107860 по делу № А03-17791/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу; об обязании председателя Комитета ФИО4, внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Каменский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 000107860 по делу № А03- 17791/2014 течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу. Суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрацию Каменского района Алтайского края (далее - третье лицо, администрация).
Решением от 06.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что финансовый орган не выполнил возложенную на него бюджетным законодательством обязанность по исполнению судебного решения, частичное погашение исполнительного листа не является надлежащим.
Комитет в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением от 16 декабря 2014 года по настоящему делу суд взыскал с администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края в пользу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» 41 302 565 руб. 78 коп., в том числе 38 285 385 руб. 04 коп. основного долга и 3 017 180 руб. 74 коп. неустойки, а также взыскать 9 020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Вышеуказанное решение вступило в законную силу 16 января 2015 года, в связи с чем был выдан исполнительный лист.
Определением от 17.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, произведена процессуальная замена должника по исполнительному листу – администрации города на правопреемника – администрацию муниципального образования Каменский район Алтайского края. 15 августа 2017 года общество с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» обратилось в Арбитражный суд Алтайского каря с заявлением о разъяснении решения суда от 16.12.2014 по делу № А03-17791/2014.
Определением суда от 18 августа 2017 года открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» разъяснено, что взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2014 по делу № А03- 17791/2014 следует производить с муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края» в лице администрации Каменского района Алтайского края за счет казны муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края».
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2018 по делу № А03-17791/2014 определение от 18.08.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 02.11.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены.
Дело направлено в Арбитражный суд Алтайского края на новое рассмотрение вопроса о разъяснении судебного акта.
05.06.2018 Арбитражным судом Алтайского края вынесено определение о разъяснении решения суда, в соответствии с которым взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2014 по делу № А03-17791/2014 следует производить с муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края» в лице администрации Каменского района Алтайского края за счет казны муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края».
05.09.2017 исполнительный лист серии ФС №0001077860 направлен обществом на исполнение в Комитет по финансам, который был получен последним 12.09.2017.
До настоящего времени решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2014 по делу А03-17791/2014 в полном объеме не исполнено.
Полагая бездействие Комитета и его Председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217 БК РФ).
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 части 10 статьи 35).
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Как следует из материалов дела, общество, получив исполнительный лист по делу А03-17791/2014, направило его для исполнения в Отдел № 60 УФК по Алтайскому краю к лицевому счету Администрации Каменского района 03.03.2015 года. Который исполнен частично.
В период с 01.01.2016 по 01.08.2016 происходила реорганизация (Преобразование) муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края».
Структура органов местного самоуправления городского округа, преобразована в городское поселение и муниципального района. 09 января 2017 года исполнительный лист возвращен Отделом УФК взыскателю в связи с закрытием лицевых счетов у должника (администрации города), так как в связи с преобразованиями, произошедшими согласно Закону Алтайского края от 02.09.2015 № 70- ЗС «О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на-Оби Алтайского края», администрация города ликвидирована, ее счета закрыты.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 17.03.2017 произведена процессуальная замена должника с Администрации города Камень-на-Оби на Администрацию Каменского района.
07.07.2017 на основании вышеуказанного определения исполнительный лист был вновь предъявлен в Управление Федерального казначейства и выставлен к счету Администрации района.
Данные действия полностью соответствовали действующему законодательству, на то г момент в бюджете города, за счет средств которого подлежал оплате исполнительный лист, были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 14472 тыс. руб. вследствие чего 08.08.2017 на основании заявки на финансирование, Комитетом на счет Администрации района перечислены 50 тыс. руб. с целевым назначением: «Иные межбюджетные трансферты на прочие выплаты по обязательствам муниципального образования (оплата задолженности по испол. листу за уголь ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»).
Аналогичное финансирование Администрации района было осуществлено 10.08.2017.
15 августа 2017 года была произведена оплата по исполнительному листу в размере 100 тыс. руб. (платежное поручение от 15.08.2017 № 429725).
21.08.2017 исполнительный лист возвращен «Кузбассразрезуголь» по их заявлению.
27.08.2017 Администрация района была вынуждена произвести возврат финансирования на сумму 50 тыс. руб., так как АО «УК «Кузбассразрезуголь» отозвало исполнительный лист из Управления Федерального казначейства.
Определением суда от 18 августа 2017 года открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» разъяснено, что взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2014 по делу № А03- 17791/2014 следует производить с муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края» в лице администрации Каменского района Алтайского края за счет казны муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края».
В соответствии с разъяснением арбитражным судом судебного акта по делу № А03-17791/2014, общество направило исполнительный лист серии ФС № 0001077860 в Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Каменского района, который получен последним 12.09.2017.
Однако, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.2018 по делу № А03-17791/2014 определение от 18.08.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 02.11.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены.
Дело направлено в Арбитражный суд Алтайского края на новое рассмотрение вопроса о разъяснении судебного акта. Фактически судебный акт был разъяснен арбитражным судом только в июне 2018 года.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанный судебный акт не мог быть исполнен в течение трех месяцев со дня их поступления в финансовый орган муниципального образования в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в силу неопределенности функции главного распорядителя бюджета, на тот момент, в связи с преобразованием муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края». Соответственно в рассматриваемом случае Комитет не имел возможности исполнить исполнительный документ ввиду объективных причин.
Довод заявителя о том. что финансовый орган каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа не предпринимал опровергается материалами дела.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя администрации (третьего лица), в судебном заседании исполнительный лист серии ФС № 0001077860 поступил в приемную Администрации района 12.09.2017 (о чем свидетельствует подпись И.Ю. Белякововй на уведомлении, которая является специалистом управления делами Администрации района и осуществляет прием корреспонденции в приемной главы района). Все документы, поступающие в приемную Администрации района передаются на ознакомление главе района.
Таким образом, глава муниципального образования был осведомлен о наличии исполнительного листа и размере задолженности по нему.
Согласно структуре Администрации района, утвержденной решением Каменского районного Собрания депутатов Алтайского края, 07.02.2017 № 6, председатель комитета администрации района по финансам, налоговой, кредитной политике непосредственно подчиняется главе района, таким образом, вследствие их непосредственного и каждодневного общения, главе муниципального образования неоднократно было сообщено о наличии задолженности по исполнительному листу перед ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», и о ее размере.
В материалы дела представлено обращение Председателя комитета от 21.09.2017 в Каменский городской Совет депутатов Каменского района Алтайского края с просьбой о выделении дополнительных денежных средств для погашения задолженности по вышеуказанному исполнительному листу.
Далее из материалов дела следует, что 27.09.2017 Комитет по финансам, в лице его председателя, обращается в Каменское районное Собрание депутатов Алтайского края с просьбой о выделении денежных средств для погашения задолженности по исполнительному листу, с учетом определения о разъяснений судебного акта.
10.10.2017 от Каменского городского Совета депутатов Каменского района Алтайского края поступил ответ о том, что дополнительно денежных средств в бюджете на 2017 предусмотреть не имеется возможности.
13.11.2017 в Каменский городской Совет депутатов Каменского района Алтайского края внесен проект бюджета городского поселения на 2018 год. При рассмотрении проекта бюджета на 2018 год на погашение задолженности по исполнительным листам депутатами было предусмотрены ассигнования в размере 13140,2 тыс. руб. На заседании горсовета, состоявшемся 20.12.2017 председателем комитета до депутатов была доведена информация о необходимости предусмотреть на погашений исполнительных листов денежные средства в большем объеме, на что был получен отказ, мотивированный нехваткой денежных средств в бюджете и необходимостью определиться, за счет средств какого бюджета подлежит взысканию долг перед АО «УК «Кузбассразрезуголь». В результате чего ими было принято решение № 75 от 20.12.2017, которым утверждена первоначальная сумма средств с уточнениями (12796,7 тыс. руб.).
Таким образом, заинтересованным лицом доказан факт своевременного уведомления главы муниципального образования и его представительного органа о поступлении исполнительного листа и необходимости принятия соответствующих мер, а они, в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.
Кроме того, в материалы дела представлены параметры бюджета Муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края на 2017 год, при этом указано, что оплатить исполнительные листы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» собственными доходами муниципальное образование не имеет возможности.
Как следует из материалов дела, 20.12.2017 депутатами Каменского городского Совета депутатов Каменского района Алтайского края, об утверждении (принятии) бюджета на 2018 год было отмечено, что необходимо запланировать в составе доходов (прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов) поступления от муниципальных унитарных предприятий по предъявленным искам в целях исполнения судебных актов, в том числе, предъявленным ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» к муниципальному образованию (задолженность прошлых лет за приобретенный уголь). Бюджет составлен экономно.
Поэтому в течение 2018 года необходимо проводить работу, направленную на повышение доходов и оптимизацию расходов местного бюджета. Предпринять усилия для максимального обеспечения повышения эффективности использования ресурсов местного бюджета, их адресности и результативности бюджетных расходов.
Учитывая важность приведения муниципального долга в соответствии с бюджетным кодексом РФ, необходимостью исполнения вопросов местного значения в соответствии со ст. 14 «Вопросы местного значения городского, сельского поселения» по 131 ФЗ от 06.10.2003 и учитывая важность погашения задолженности по исполнительным документам, мною было предложено включить в проект бюджета на 2017 год 14472,0 тыс. рублей на частичную оплату задолженности по исполнительным листам.
Комитетом в материалы дела так же представлена роспись расходов районного бюджета на 2017 год и пояснительная записка, согласно которым по кодам ведомственных статей расходов 092, по разделу 01, подразделу 13, коду целевой статьи расходов 9990014730, кода вида расходов 853 «Уплата иных платежей» средства в сводной бюджетной росписи как и в бюджете муниципального образования Муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края заложены не были в связи с дефицитом бюджетных средств, следовательно, данного вида расходов нет и в сводной бюджетной росписи, в связи с чем, возможности перераспределения расходов в сводной бюджетной росписи внутри данного вида расходов без внесения изменений в бюджет муниципального образования Муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края Алтайского края не было. При этом в бюджет муниципального образования Муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края Алтайского края, а, следовательно, и в сводную бюджетную роспись, изменения могли быть внесены при дополнительном получении собственных налоговых и неналоговых доходов, однако в 2017 дополнительных собственных доходов получено не было, в связи с чем изменения в бюджет не вносились.
Помимо изложенного, судом первой инстанции учтено, что после вынесения 05.06.2018 Арбитражным судом Алтайского края определения о разъяснении решения суда по делу А03-17791/2014, в соответствии с которым взыскание денежных средств по решению Арбитражного суда Алтайского края от 16.12.2014 по делу № А03-17791/2014 следует производить с муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края» в лице администрации Каменского района Алтайского края за счет казны муниципального образования «город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края», Комитетом произведена оплата задолженности в размере 630 000 руб.
При изложенных обстоятельствах, является обоснованным вывод суда о том, что об отсутствии со стороны Комитета по финансам, Председателя комитета, незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства.
В соответствии с положениями ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете, и эти показатели могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменения в решение о бюджете при исполнении судебных актов лишь в пределах объема бюджетных ассигнований.
Апелляционным судом учитывается, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов общества возможно только при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета; внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О).
Учитывая отсутствие возможности перераспределения расходов внутри данного вида расходов, на что указывает Комитет и не опровергнуто заявителем, председатель Комитета по финансам не мог по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ внести изменения в сводную бюджетную роспись.
При принятии настоящего судебного акта судом первой инстанции также обоснованно принят во внимание размер дефицита бюджета город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в 2017 году, а так же муниципальный долг город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края по состоянию на 01.12.2017, которые, в совокупности, не позволили достичь юридически значимой для общества цели - получение из соответствующего бюджета, присужденного по делу № А03-17791/2014, а не в результате незаконного бездействия комитета и его руководителя.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 242.2, 242.5 БК РФ и учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными статьями БК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны Комитета и его председателя незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства и исходя из заявленных Обществом требований.
Оценивая доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и представленных доказательств, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы по существу спора обоснованными. Все заявленные доводы приводились заявителем в суде первой инстанции, были им оценены и исследованы в совокупности с представленными доказательствами и обоснованно отклонены.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 06.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3925/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 1500 рублей по платежному поручению №77207 от 09.08.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 ФИО3 |