ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-7389/19 от 03.09.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                              Дело № А03-23561/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Сластиной Е.С.,

судей

Аюшева Д.Н.,

Ходыревой Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Бийскэнерго» (№ 07АП-7389/2019) на решение от 17.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-23561/2018 (судья Прохоров В.Н.) по иску акционерного общества «Бийскэнерго» (659322, Алтайский край, город Бийск, улица Михаила Кутузова, дом 116, ОГРН 1112204000150, ИНН 2204052762) к товариществу собственников жилья «Солидарность» (659302, Алтайский край, город Бийск, улица Георгия Прибыткова, 1, 24, ОГРН 1062204039182, ИНН 2204026201) о взыскании 50 000 руб. задолженности по договору приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах № 7178 от 30.12.2016.

В судебном заседании приняли участие:

от истца: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Бийскэнерго» (далее – истец, АО «Бийскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья «Солидарность» (далее – ответчик, ТСЖ «Солидарность») о взыскании 236 291 руб. 20 коп. задолженности по договору приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах № 7178 от 30.12.2016.

Решением от 17.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «Бийскэнерго» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на нарушение  судом первой инстанции норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает следующее: обжалуемое решение противоречит положениям статей 539-544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 44 Правил № 354, пункту 21 (1) Правил № 124; судом первой инстанции необоснованно, в отсутствие утвержденного в установленном законом порядке норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, использована величина в размере 0,058 Гкал/куб.м., рассчитанная регулирующим органом в качестве показателя расхода тепловой энергии на производство подогрева одного куб.м. горячей воды (как составляющая часть двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного для АО «Бийскэнерго» решением Управления  по тарифам № 644 от 01.12.2015), тогда как указанная величина 0,058 не была утверждена регулирующим органом в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, то есть, фактически происходит «применение норматива к сверхнормативу»; согласно обжалуемому судебному акту, принцип статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушен, поскольку объем ОДН ресурсоснабжающая организация не может предъявить к оплате ни гражданам – собственникам помещений МКД (исходя из пункта 44 Правил № 354), ни управляющей организации (исходя из решения); в рассматриваемом случае приоритет имеют Правила № 124, в которых заложен принцип статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации – принцип полной оплаты всего ресурса, зафиксированного ОДПУ; если ТСЖ будет освобождена от обязанности по оплате объема ресурсов на содержание общего имущества, определенного по формуле пункта 21 (1) Правил № 124, то это будет противоречить положениям Закона об энергосбережении.

Ответчик в возражениях (отзыве) на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку доводы истца не обоснованы, несостоятельны, не подтверждены конкретными доказательствами и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции; просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.     

Письменный отзыв ТСЖ «Солидарность» приобщен к материалам дела.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений (отзыва) на нее, суд апелляционной инстанции считает решение от 17.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, АО «Бийскэнерго» осуществляет деятельность теплоснабжающей организации по производству и поставке тепловой энергии в горячей воде в пределах муниципального образования город Бийск Алтайского края.

Горячая вода поставляется в МКД, которые находятся на обслуживании ТСЖ «Солидарность», являющейся управляющей организацией. МКД оборудованы приборами учета, позволяющими определять фактическое потребление горячей воды как в объеме теплоносителя в куб.м, так и объеме тепловой энергии, использованной на подогрев в Гкал.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.12.2015 № 644 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую АО «Бийскэнерго» потребителям муниципального образования город Бийск Алтайского края, на 2016 – 2018 годы» (далее – решение № 644) в целях расчета с потребителями установлена величина расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 № 50 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края», установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края определенные с применением расчетного метода на 1 куб. м холодной воды, которые делятся на изолированные стояки с наружной сетью горячего водоснабжения и на без наружной сети горячего водоснабжения. Указанное решение вступило в силу с 01.07.2018.

Отношения между сторонами по приобретению коммунального ресурса в целях содержания общего имущества урегулированы договором приобретения коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах № 7178 от 30.12.2016.

На основании данных приборов учета, АО «Бийскэнерго», объем тепловой энергии и теплоносителя стоимостью 236 291 руб. 20 коп. (за период с 01.06.2018 по 30.09.2018), превысившего установленный норматив, предъявило к оплате ответчику как управляющей организации на основании пункта 44 Правил № 354 и выставило счет-фактуры.

Из расчета задолженности следует, что истец распределил объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, поставленной в жилые и нежилые помещения в МКД, исходя из объемов фактического потребления теплоносителя (в куб. м) по данным приборов учета и расчетной величины 0,058 Гкал/куб./м за июнь 2018 года и 0,067 Гкал/куб.м за период с июля по сентябрь 2018 года.

Разница, полученная в результате вычитания из объема потребления тепловой энергии на подогрев воды и объема воды в соответствии с данными учета и количества ресурса, распределенного между жилыми, нежилыми помещениями и на ОДН в пределах норматива потребления, предъявлена к оплате ответчику за сверхнормативное потребление горячей воды на ОДН.

Истец 22.10.2018 направил ответчику претензию от 12.10.2018 Исх. № 37/Пр619 с требованием об уплате задолженности, которая оставлена без удовлетворения.

Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате послужило основанием для обращения АО «Бийскэнерго» в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец необоснованно при расчете объема тепловой энергии на подогрев воды, который должен определяться с применением расчетной величины на подогрев теплоносителя 0,067 Гкал/куб. м, учитывал показания общедомового приборов учета тепловой энергии.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

В силу части 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя управляющую организацию.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов исходя из стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзацем шестым пункта 38 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, предусмотренный на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В таком случае расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на СОИ, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия ОДПУ тепловой энергии.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 № 50 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края», установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края определенные с применением расчетного метода на 1 куб. м холодной воды, которые делятся на изолированные стояки с наружной сетью горячего водоснабжения и на без наружной сети горячего водоснабжения. Указанное решение вступило в силу с 01.07.2018, им утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края, в том числе 0,067 Гкал/куб. м.

При данных обстоятельствах для расчета спорной платы подлежит применению норматив 0,067 Гкал/м².

Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил №354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия ОДПУ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

Изложенный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Расчет количества коммунальной услуги по горячему водоснабжению МКД при наличии двухкомпонентного тарифа (теплоноситель и тепловая энергия) происходит особым способом (пункты 26, 27 приложения № 2 к Правилам № 354).

Таким образом, несмотря на общий приоритет приборного учета объемов поставленных ресурсов и при наличии возможности такого их учета в этом случае используется (частично) именно расчетный метод.

Данная правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, далее - Обзор №5 (2017) и определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 № 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 № 305-ЭС17-22548, от 18.07.2018 № 308-ЭС18-3663.

Доводы ответчика о применении норматива 0,064 Гкал/ куб.м расчете спорной платы за период с июля по сентябрь 2018 года, судом первой инстанции отклонены, в силу следующего.

Согласно таблицы 4 приложения к решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 № 50, указанный норматив применяется к МКД без наружной сети горячего водоснабжения, имеющих неизолированные стояки с полотенцесушителями.

В обоснование применения указанного норматива, ответчик указал на отсутствие доказательств того, что обслуживаемые им МКД присоединены к наружной сети водоснабжения.

Документы о характере технологического подключения инженерных сетей МКД к внешним сетям горячего водоснабжения, не представлены, вместе с тем, по данным, содержащимся на сайте www.reformagkh.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который предназначен для раскрытия информации организациями, осуществляемыми деятельность в сфере управления МКД, а также исходя из характеристик объектов, указанных в приложении № 1 к договору, система горячего водоснабжения рассматриваемых МКД (г. Бийск, ул. Прибыткова, 1) имеет централизованный характер.

Централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении).

В этой связи вывод суда о неверном способе расчета истцом объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из показаний ОДПУ, фиксирующего количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, обоснован.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.   

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-23561/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобуакционерного общества «Бийскэнерго» - без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Председательствующий 

Е.С. Сластина

Судьи

Д.Н. Аюшев

Л.Е. Ходырева