ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-7433/2021 от 23.08.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А27-328/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года

 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Бородулиной И.И.,

судей

Павлюк Т.В.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобугосударственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) (№07АП-7433/2021) на решение от 22.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-328/2021 (судья Мраморная Т.А.) по заявлению Федерального казённого профессионального образовательного учреждения № 269 Федеральной службы исполнения наказаний (г. Новокузнецк, ОГРН: 1034217015436, ИНН 4221011640) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) (г. Новокузнецк, ОГРН 1174205016864, ИНН 4217184142) о признании недействительным решения от 27.10.2020 № 052S19200013461 в части.

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 269 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд) от 27.10.2020 № 052S19200013461 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением суда от 14.12.2020 (резолютивная часть от 07.12.2020) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.

           В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) за отчетный период - 2018 год страхователем представлены неполные и (или) недостоверные сведения о работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ.

Учреждение в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции. От учреждения представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в Пенсионный фонд страхователем 27.02.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за отчетный период - 2018 год на 43 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке 27.02.2019, протоколом проверки отчетности от 27.02.2019.

25.12.2017 в учреждении проведена специальная оценка условий труда, о чем содержатся сведения в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) с присвоенным идентификационным номером 72567.

В результате камеральной проверки достоверности индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц, представленных страхователем по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) и информации размещенной в ФГИС СОУТ, выявлены  ошибки в отношении правильности установленного кода льготы особых условий труда в отношении 13 застрахованных лиц.

10.07.2020 страхователю по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление в отношении 13 застрахованных лиц об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и (или) несоответствий, 13 актов камеральной проверки. Страхователь 13.07.2020 получил уведомление и акты, что подтверждается извещением о доставке от 13.07.2020.

По состоянию на 27.10.2020 страхователем не исправлена ошибка достоверности индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц, в отношении правильности установленного кода льготы особых условиях труда, с учетом ФГИС СОУТ. Сведения не представлены на всех, указанных в акте камеральной проверке застрахованных лиц.

24.09.2020 специалистом Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования
№ 052
S18200013246, в котором зафиксирован факт нарушения срока предоставления сведений за 2018 год.

27.10.2020  Пенсионным фондом вынесено решение № 052S19200013461 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 13 застрахованных лиц; назначен штраф в размере 6500 руб.

Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в части.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель обосновано и на основании действующих законодательных положений производил учет в отношении рассматриваемых лиц с отражением льготы особых условий труда, представление отчетных сведений по форме СЗВ-СТАЖ соответствует учетным документам кадрового учета.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

          В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие  сведения, по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденные Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № Зп: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу статей 8,9, 15 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500  руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно оспариваемому решению в рамках уточненного требования Пенсионным фондом применена финансовая санкция по основаниям выявления в форме страхователя СЗВ-СТАЖ за 2018 год ошибки в отношении правильности указания кода льготы особых условий труда в отношении следующих застрахованных лиц: Смирнова С.В., Фоминых А.В., Попп А.А., Исаков А.Б., Попов А.П., Чернышев А.С., Мерзоев А.М., Таранец А.А., Говорухин А.Г., Першин С.А., Тодышев А.Ф., Вологин В.А.

Основанием является вывод Пенсионного фонда о неверности применения льготы особых условий труда данных лиц, отсутствии сведений о льготе особых условий труда в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).

Согласно статье 5 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон №5473-1) в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы образовательные и иные организации.

Заявитель является казенным профессиональным образованием  Федеральной службы исполнения наказаний, основным видом деятельности является ОКВЭД – 85.21 (образование профессиональное среднее).

Следовательно, заявитель входит в уголовно-исполнительную систему согласно статье 5 Закона №5473-1.

Статья 36 Закона №5473-1 устанавливает социальные гарантии сотрудников учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности возраст для установления пенсии.

Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (утв. постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85) содержит перечень должностей, которым устанавливается льготная пенсия.

Согласно Списку (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85) к работам, профессиям и должностям учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда отнесены:

- работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (Директора (заведующие, начальники), заместители руководителя (директора, заведующего, начальника), Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения, Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, Воспитатель, Мастер производственного обучения, Педагог дополнительного образования, Педагогбиблиотекарь, Педагог-психолог, Преподаватель, Старший педагог дополнительного образования, Учитель).

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 01.01.2014 осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Минздрав соцразвития России от 26.04.2011
№ 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не реже одного раза в пять лет.

С 01.01.2014 вышеуказанный документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее -Федеральный закон № 426-ФЗ). Таким образом, в настоящее время отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям должно осуществляться на основании проведенной специальной оценки условий труда. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится также не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В соответствии с классификацией, предусмотренной статьей 14 Федерального закона № 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

Согласно письма Пенсионного фонда РФ от 12.02.2014 №НП-302б/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов» следует, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст.58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется,если не выплачивает - то, соответственно, не формируется. Стаж, который работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.06.2017
№ 15-1/ООГ-1593 О проведении специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, военнослужащих, служащих иных видов государственной службы (МВД России, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы, МЧС России, Следственный комитет РФ, прокуратура РФ и т. д.) работников религиозных организаций на сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу, распространяется действие Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ввиду того, что положениями статьи 11 указанного федерального закона урегулированы вопросы предоставления социальных гарантий  и организации соответствующих условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками, проведение специальной оценки условий труда на их рабочих местах не требуется.

Согласно информации, изложенной в справке о периодах работы работников учреждения, работники, указанные в решении от 27.10.2020 №052S19200013461 трудоустроены в соответствии с действующим законодательством, работают полный рабочий день и заняты на работах с осужденными - пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда(утв. постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85).

Согласно представленным заявителем документам кадрового учета заявленные лица осуществляли в рассматриваемый период трудовую деятельность по трудовому договору, по основному виду работы, на полной ставке, по должности: мастер производственного обучения, преподаватель, что соответствует пункту 4 Списка должностей, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85).

Как следствие, суд первой инстанции пришел к  обоснованному выводу, что заявитель обосновано и на основании действующих законодательных положений производился учет в отношении рассматриваемых лиц с отражением льготы особых условий труда, представление отчетных сведений по форме СЗВ-СТАЖ соответствует учетным документам кадрового учета.

Принятие таких сведений и последующий учет льготы особых условий труда находится в компетенции органа пенсионного фонда, который по итогам проверки вправе принять решение об учете сведений с льготой или без таковой. Однако в рассматриваемом случае не имеется вмененного страхователю состава правонарушения о предоставлении страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона №27-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 22.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-328/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное)  - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Председательствующий                                                           И.И. Бородулина

Судьи:                                                                                        Т.В. Павлюк

                                                                                                              С.Н. Хайкина