СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А45-1857/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании, по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело № А45-1857/2020, по апелляционным жалобам Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №7), Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (№ 07АП-9229/2020(1)(2)) на решение от 13.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-1857/2020, по заявлению акционерного общества «Вагонная ремонтная компания – 1» (<...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании решения от 26.12.2019 г. № 064V12190001121 недействительным, о признании незаконным решения от 26.12.2019 №182Д, о признании незаконным решения от 26.12.2019 №116Д,
заинтересованные лица: 1) Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (<...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 2) Государственное учреждение – Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №7) (<...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованных лиц: без участия, извещены
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Вагонная ремонтная компания – 1» (далее – заявитель, общество, АО «ВРК – 1») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения от 26.12.2019 №182Д, о признании незаконным решения от 26.12.2019 №116Д, заинтересованные лица: 1) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное), г Новосибирск (далее – Управление, УПФР), 2) Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №7) (далее – Фонд, ФСС).
Определением от 29.06.2020 дела №А45-1857/2020, № А45-2796/2020, № А45- 2797/2020 объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.08.2020 заявленные требования удовлетворены, решение УПФР от 26.12.2019 № 064V12190001121, решения ФСС от 26.12.2019 №116Д, 182Д признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, УПФР и ФСС обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционных жалоб ФСС и УПФР указывают, что произведенные обществом выплаты осуществлены в рамках трудовых отношений и являются компенсационными; полагают неверным произведенный обществом расчет размера среднего месячного заработка.
В отзыве на апелляционные жалобы АО «ВРК – 1» указывает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, но не опровергают их, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Во исполнение определения апелляционного суда от 05.11.2020 АО «ВРК – 1» представлены дополнительные пояснения, согласно которым расчет среднемесячного заработка является корректным, произведен обществом в соответствии с действующим законодательством.
Определением от 09.12.2020 суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, заинтересованными лицами проведены выездные проверки АО «ВРК – 1» (обособленного структурного подразделения Новосибирского филиала на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, полноты и достоверности индивидуальных сведений, проверяемый период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По итогам проведенных проверок составлены Акты, в которых отражены выявленные нарушения, выразившиеся в занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2016 год.
26.12.2019 по результатам рассмотрения актов выездных проверок Управлением и ФСС вынесены решения № 064V012190001121, № 182н/с, № 116Д о привлечении АО «ВРК-1» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Основанием для вынесения решения от 26.12.2019 № 064V12190001121 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, явился сделанный Управлением по итогам проверки вывод о занижении АО «ВРК-1» облагаемой базы для начисления страховых взносов по следующим лицам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, в результате чего возникла недоимка по уплате обязательных платежей в сумме 66 288,46 руб.
Основанием для вынесения решений № 116Д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховые взносах и № 182н/с о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве послужил вывод ФСС о занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов по следующим лицам: ФИО2, ФИО3., ФИО4 ФИО5 ФИО6, ФИО7 ФИО8, ФИО9, ФИО10, недоимка составила 7 311,85 руб. и 1 062,89 руб. соответственно.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, АО «ВРК – 1» обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Рассмотрев заявленные требования по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Статья 9 Федерального закона № 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в ТК РФ.
Правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя. Именно в этой связи данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве и не установлены в каком-либо нормативно-правовом акте.
Следовательно, выплаты, которые не отвечают признакам, характерным для оплаты труда, не облагаются страховыми взносами.
Из материалов дела следует, что Коллективным Договором на 2017-2019' работникам АО «ВРК-1», уволенным по собственному желанию впервые из компании в связи с выходом на пенсию независимо от возраста, установлена выплата о единовременном поощрении за добросовестный труд в зависимости от стажа работы в Компании (пункт 7.19).
Таким образом, произведенные обществом выплаты единовременного поощрения работникам депо ФИО13 ФИО11 ФИО12 О.А.. ФИО7 ФИО8 в связи с увольнением на пенсию по возрасту, превышающего трехкратный размер среднего месячного заработка, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в том числе с учетом дополнительного тарифа, поскольку выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Относительно вывода заинтересованных лиц о том, что в объект обложения страховыми взносами не включены суммы выходного пособия, начисленного в связи сокращением численности или штата работников, превышающий трехкратного размера среднего месячного заработка по следующим лицам: ФИО2, ФИО3, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), в соответствии с которым для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Пунктом 4 Положения № 922 установлено, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (пункт 9 Положения № 922).
Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет не включаются выплаты, названные в пункте 3, а также выплаты за периоды, указанные в пункте 5 Положения № 922.
Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, установлены в главе 27 ТК РФ. Так, частью 1 статьи 178 ТК РФ определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Таким образом, пособие рассчитывается по формуле: средний дневной заработок * Количество рабочих дней в первом месяце после увольнения.
Соответственно, необлагаемая база по ФИО3 составляет 52 034.85 руб.= (825,95*21*3), по ФИО2 52 598.70 руб.= (834,90*21*3).
Исходя из указанных обстоятельств, суд поддерживает выводы общества о том, что суммы выплат по ФИО3, ФИО2 не превышают трехкратный размер среднего месячного заработка.
Кроме того, как следует из оспариваемых решений в объект обложения страховыми взносами не включены суммы излишне начисленного и выплаченного выходного пособия по: ФИО10, уволенному 26.10.2016 в связи с призывом на военную службу, которому выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в соответствии с частью 3 статьи 178 ТК РФ; ФИО9, уволенному в связи с выходом на пенсию, с выплатой одного среднемесячного поощрения.
По мнению Управления, Фонда расчет единовременного поощрения ФИО9 подлежит определению следующим образом: среднедневной заработок * количество рабочих часов в первом месяце после увольнения (151,81*160=24289,60).
Между тем, расчет среднедневного заработка работнику ФИО9 произведен обществом в соответствии с действующим законодательством (среднедневной заработок * среднемесячное количество рабочих часов по производственному календарю 2016 года (151,81*164,50=24972,75)).
Расчет выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка за период с 27.10.2016 по 10.11.2016 работнику ФИО10 произведен обществом по следующей формуле: среднедневной заработок * 10 (количество рабочих дней за 2 недели, без анализа на праздничные дни) 1534,37* 10=15343,70, что соответствует части 3 статьи 178 ТК РФ.
При таких обстоятельствах произведённый расчет необлагаемой базы специалистами государственных органов не соответствует алгоритму расчета выходного пособия при сокращении штата.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с чем, по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании положений статьи 268, статьи 269, статьи 270 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-1857/2020 отменить. Удовлетворить заявленные требования.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 26.12.2019 г. № 064V12190001121.
Признать недействительными решения Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №7) от 26.12.2019 №116Д, 182Д.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий С.Н. Хайкина
судьи С.В. Кривошеина
ФИО1