ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-9427/2021 от 15.12.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                         Дело № А27-21428/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (№ 07АП-9427/2021) на решение от 23.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-21428/2020 (судья Сарафанникова М.А.), по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги», город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ЮжноСибирскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2020 № Н-381-в, третьи лица: Федеральное агентство по недропользованию, город Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, город Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>), ЗападноСибирская транспортная прокуратура, город Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>), Департамент по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу, город Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>),

         при участии в судебном заседании:

от  открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО4, представитель по доверенности от 02.12.2020, паспорт;

от Федеральное агентство по недропользованию: ФИО5, представитель по доверенности от 04.03.2021, паспорт;

от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2020 №Н-381-в.

Решением суда от 23.08.2021 требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм материального права.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Федеральное агентство по недропользованию в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представители в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную. Жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, 10.08.2020 года в адрес Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора из Ачинской транспортной прокуратуры сопроводительным письмом № 23/1- 04-2020 от 10.03.2020 поступило постановление от 04.03.2020г. о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и другие материалы административного дела в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по фактам нарушения ОАО «РЖД» при осуществлении деятельности по эксплуатации железнодорожного тоннеля «Тоннель № 3», расположенного на территории Кемеровской области, ст. Кия-Шалтырь 138 км, ПК 8+97, построенного в 1965 г. инвентарный номер № 120000000229/0000/7886 (далее по тексту - тоннель ст. Кия-Шалтырь) в нарушение требований законодательства РФ в сфере недропользования, в части самовольного пользования недрами без лицензии на пользование недрами.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2020, составленного и. о. Ачинского транспортного прокурора младшим советником юстиции Ежовым И.А., по материалам проверки, проведенной Ачинской транспортной прокуратурой, ОАО «РЖД» допущено пользование недрами без лицензии на право пользования недрами.

Так, Ачинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Дистанцией инженерных сооружений - структурным подразделением Красноярской дирекции инфраструктуры - структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги» требований федерального законодательства о недрах при эксплуатации подземных сооружений - железнодорожных тоннелей.

В ходе проверки установлено, что ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного тоннеля «Тоннель № 3» расположенного на территории Кемеровской области, ст. Кия-Шалтырь 138 км, ПК 8+97, построенного в 1965 г. инвентарный номер № 120000000229/0000/7886. Текущее содержание вышеназванного искусственного сооружения осуществляется Дистанцией инженерных сооружений - структурным подразделением Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

Как установлено проверкой, в нарушение статей 6, 11 Закона «О недрах» ОАО «РЖД» осуществляет эксплуатацию железнодорожного тоннеля «Тоннель № 3», расположенного на территории Кемеровской области, ст. Кия-Шалтырь 138 км, ПК 8+97, являющегося подземным инженерным сооружением, не связанную с добычей полезных ископаемых, в отсутствие лицензий, удостоверяющих право пользования недрами. ОАО «РЖД» является единым хозяйствующим субъектом и осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится тоннель железнодорожный (ст. 2, 6 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ).

По факту выявленных нарушений, постановлением государственного инспектора ЮСМУ Росприроднадзора о назначении административного наказания №Н-381-в от 23.09.2020 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящим заявлением. Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.

Субъектами правонарушения могут быть недропользователи.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит, как правило, в умышленных действиях либо в бездействии.

Согласно пункту 4 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. В статье 16 Закона о недрах предусмотрено, что оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся к участкам недр местного значения.

Согласно пункту 3.12 СП 122.13330.2012. Свод правил. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 278, железнодорожный тоннель – это подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожного транспорта в целях преодоления высотных или контурных препятствий, в том числе и в городах.

При этом железнодорожный тоннель исходя из положений статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710, пунктов 3.13, 3.20 СП 238.1326000.2015 Свод правил. Железнодорожный путь, утвержденного приказом Минтранса России от 06.07.2015 № 209, как искусственное сооружение входит в состав железнодорожного пути.

В силу пункта 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Перечня видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 162-р, железнодорожные пути общего пользования являются объектами федерального значения.

Таким образом, участки недр, используемые для строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей, не отнесены к участками недр местного значения.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается отсутствие у него лицензии на право пользования недрами в целях эксплуатации Мундыбашского железнодорожного тоннеля.

В рассматриваемом случае, ОАО «РЖД», принимая во внимание неопределенность правового регулирования порядка предоставления права пользования недрами с целью строительства и эксплуатации подземных сооружений (железнодорожных тоннелей), обращалось в 2015 году в Минприроды России с соответствующим запросом.

В силу пунктов 1, 2, 6.2 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочих, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства; осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию.

Письмом от 16.11.2015 Минприроды России сообщило обществу об отнесении железнодорожных тоннелей к объектам федерального значения, об отсутствии у Роснедра полномочий по предоставлению права пользования участками недр для строительства указанных тоннелей, а также указало на то, что законодательством о недрах не предусмотрено получение лицензии на право пользования недрами с целью строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.

Кроме того, после проведения прокурорской проверки в марте 2020 года общество повторно обратилось в Минприроды России и в Роснедра по вопросу необходимости получения лицензии на право пользования недрами в связи с эксплуатацией транспортных тоннелей для осуществления железнодорожных перевозок.

Письмом от 12.10.2020 Минприроды России вновь сообщило обществу об отсутствии необходимости оформления лицензий на право пользования недрами в целях строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.

Согласно пунктам 1, 5.3.8, 6.1 положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в том числе по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности.

Письмом от 25.03.2020 Роснедра также указало обществу на отсутствии у него обязанности получать лицензии на право пользования недрами для строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей общего пользования, поскольку последние не являются самостоятельными подземными сооружения в смысле Закона о недрах.

При изложенных обстоятельствах, выводы административного органа о наличии вины в поведении общества, добросовестно следовавшего данным ему письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении законодательства о недрах, правомерно признаны судом первой инстанции ошибочными.

 Доводы административного органа не состоятельны и основаны на ином толковании норм права  Таким образом, в данном случае, состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, правомерно не установлено. С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя. В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-21428/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Сибирского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Председательствующий 

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3