улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-14968/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2. | |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оби Новосибирской области (№ 07АП-9463/2021(1)) на решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-14968/2021 (судья Петрова Ю.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4, г. Новосибирск к Администрации города Оби Новосибирской области (ИНН <***>), г. Обь о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67, выраженное в письме от 10.02.2021 №1131/69-Исх., обязании устранить допущенные нарушения,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: ФИО5, представитель по доверенности от 09.04.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель, ИП ФИО4) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации города Оби Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67, выраженное в письме от 10.02.2021 №1131/69-Исх., обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67 и направления данного проекта заявителю для подписания в течение одного месяца с момента вступления решения суда законную силу.
Решением суда от 10.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Требования заявителя мотивированы тем, что письмом от 10.02.2021 №1131/69-Исх. администрация без законных на то оснований отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67 в собственность, указав, что процент застройки в границах спорного земельного участка с учетом нахождения на нем зарегистрированного объекта недвижимости с кадастровым номером 54:36:020163:518 площадью 1 168,6 кв.м не соответствует минимальному проценту застройки в границах земельного участка, установленному градостроительным регламентом правил землепользования и застройки городского округа города Обь Новосибирской области
Суд, принимая обжалуемое решение, приняв во внимание заключение кадастрового инженера о проценте застройки спорного земельного участка, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, и включает в себя:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.
Положениями статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы.
Предусмотренный законодательством перечень документов необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права заявителем представлен в уполномоченный орган.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ и уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель является собственником здания склада, назначение: нежилое; площадь: 1168,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных - 1, адрес (местоположение): Российская Федерация, Новосибирский район, город Обь, кадастровый номер 54:36:020163:518, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25.10.2020 № 99/2020/356266467.
Здание склада расположено на земельном участке с кадастровым номером 54:36:020163:67.
10.01.2018 между заявителем и администрацией заключен договор аренды земельного участка № 3/1-18а, согласно которому администрация передает, а заявитель принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:36:020163:67, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Новосибирская, г. Обь, земельный участок расположен относительно ориентира за границами земельного участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Обь, южнее АЗС №22, разрешенное использование: склады, в соответствии с генеральным планом города Оби Новосибирской области, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, приложенном к настоящему договору и являющимся не неотъемлемой частью (приложение №1).
Согласно пункту 8.1 договора аренды срок договора устанавливается 5 (пять) лет с даты подписания сторонами договора, дата окончания срока 03.02.2023. 05.02.2021 заявитель обратился в администрацию с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67, приложив к заявлению выписку из Единого государственного реестра недвижимости, заключение кадастрового инженера по определению площади застройки нежилого здания с кадастровым номером 54:36:020163:518.
Письмом от 10.02.2021 №1131/69-Исх. администрация отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости предоставления земельного участка площадью 3 000 кв.м под объектом недвижимости (для его эксплуатации), который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости находится на земельном участке (нежилое здание - склад, с кадастровым номером 54:36:020163:518, общей площадью 1 168.6кв.м). Заинтересованным лицом указано, что земельный участок 54:36:020163:67 расположен в территориальной зоне П-3 (Зона производственнокоммунальных объектов IV-V классов опасности), согласно действующему градостроительному регламенту в данной территориальной зоне минимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 40%, максимальный 80%; максимальный размер земельного участка - 100,0 га, минимальный размер земельного участка - 0,1 га; процент застройки в границах земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67 с учетом нахождения на нем именно зарегистрированного объекта недвижимости с кадастровым номером: 54:36:020163:518 (площадью 1 168.6 кв.м), не соответствует минимальному проценту застройки в границах земельного участка, установленному градостроительным регламентом правил и землепользования и застройки городского округа города Обь Новосибирской области (л.д. 23-24).
Вместе с тем, суд первой инстанции обосновано принял во внимание пояснения заявителя о том, что заинтересованным лицом не учтены положения пункта 9 Требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места, утвержденных Приказом Росреестра от 23.10.2020г. № П/0393, согласно которым площадь застройки сооружений, основной характеристикой которых является площадь застройки, определяется на основании значений координат характерных точек контура такого сооружения как площадь проекции внешних границ ограждающих конструкций (надземных и (или) подземных (при наличии таковых) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли, включая выступающие надземные и (или) подземные части такого сооружения (входные площадки и ступени, крыльца, веранды, террасы, балконы, консоли, приямки, входы в подвал, рампы и тому подобное); в площадь застройки включаются площадь проекции сооружения, расположенного на столбах, арки, проезда под сооружением, части сооружения, консольно выступающие за плоскость стены.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Обь Новосибирской области, утвержденным Решением 40-ой сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области 3-его созыва № 406 от 24.09.2014, для участков территории города, предназначенных для формирования и развития комплексов промышленных, коммунальных и складских объектов IV-V классов опасности (П-3), в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 54:36:020163:67 установлены следующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: - максимальный размер земельного участка - 100,0 га, - минимальный размер земельного участка - 0,1 га; - минимальный процент застройки в границах земельного участка - 40 %, - максимальный процент застройки в границах земельного участка - 80 %.
В соответствии со Сводом правил СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 Г.7* площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал).
Согласно представленному в материалы дела заключению кадастрового инженера по определению площади застройки нежилого здания с кадастровым номером 54:36:020163:518 от 04.02.2021 площадь застройки объекта капитального строительства, принадлежащего заявителю на праве собственности, - 1209 кв.м, что составляет 40% от общей площади земельного участка, то есть соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа Обь Новосибирской области, а, следовательно, правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю у заинтересованного лица отсутствовали.
По смыслу части 1 статьи 82 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос. При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств. В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 09.03.2011 по делу № А63-17407/2009, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
Как следует из материалов дела, указанное заключение кадастрового инженера было приложено к заявлению о предоставлении земельного участка. ИП ФИО4 заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для определения процента застройки земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67.
Между тем, коллегия суда соглашается с выводами суда первой инстанции, что учитывая, что заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера о проценте застройки спорного земельного участка, оно не оспорено заинтересованным лицом, доказательств иного процента застройки в материалы дела не представлено, заявителю в удовлетворении ходатайства судом первой инстанции было отказано.
Заинтересованным лицом, в том числе в апелляционной жалобе, не приведены конкретные аргументы и ссылки на положения действующего законодательства, свидетельствующие о том, что установление соответствующего показателя площади земельного участка, принадлежащими обществу, противоречит каким-либо нормативно установленным требованиям или предельным (максимальным или минимальным) размерам земельный участков, или о том, что в рассматриваемом случае должна быть применена иная методика расчета площади участка, подлежащего предоставлению в собственность заявителю.
Своевременно не воспользовавшись предоставленными ему процессуальными правами, министерство в силу статей 9, 65 АПК РФ приняло на себя риск несовершения необходимых процессуальных действий.
Переложение данного бремени на суд в силу указанных процессуальных норм права недопустимо, так как иное привело бы к нарушению основополагающего принципа судопроизводства - принципа состязательности сторон.
Более того, заинтересованным лицом не заявлено аргументированных доводов и расчетов относительно того, что определенная кадастровым инженером площадь застройки нежилого здания с кадастровым номером 54:36:020163:518 от 04.02.2021 превышает нормативные и разумные пределы.
С учетом изложенного, заявление правомерно признано подлежащим удовлетворению.
Положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусматривают обязательное указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, не только на недействительность (незаконность) соответствующих актов (решений, действий (бездействия)), но и способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя. По смыслу указанной нормы арбитражный суд вправе самостоятельно формулировать соответствующий способ устранения нарушенных прав, исходя из конкретных, установленных в ходе судебного разбирательства, обстоятельств рассматриваемого дела.
В целях реального восстановления нарушенных прав заявителя, с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, а именно отсутствия иных оснований для предоставления заявителю в собственность земельного участка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО4 путем направления индивидуальному предпринимателю ФИО4 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:36:020163:67 площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: обл. Новосибирская, г. Обь, земельный участок расположен относительно ориентира за границами земельного участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Обь, южное АЗС №22.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-14968/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оби Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 ФИО3 | |