ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-10573/14 от 18.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 ноября 2014 года

Дело № А70-6087/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарём Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10573/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.08.2014 по делу № А70-6087/2014 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Главе Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) об оспаривании бездействия, заключающегося в не рассмотрении заявления (обращения) от 20.03.2014 (вх.№ 05-07-1640/4) о предоставлении в собственность для целей, не связанных со строительством (организации открытых автостоянок для оказания платных услуг населению по хранению легкового транспорта), земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, 72:23:0216003:392; непринятии решения, предусмотренного частью 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ; не направлении копии такого решения с приложением кадастровых паспортов земельных участков заявителю в 14-дневный срок со дня подачи заявления,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил  :

индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - предприниматель, ИП Крицкий А.В., Крицкий А.В.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главе Администрации города Тюмени (далее – Глава Администрации, ответчик, уполномоченный орган) об оспаривании бездействия, заключающегося в не рассмотрении заявления (обращения) от 20.03.2014 (вх.№ 05-07-1640/4) о предоставлении в собственность для целей, не связанных со строительством (организации открытых автостоянок для оказания платных услуг населению по хранению легкового транспорта), земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, 72:23:0216003:392; непринятии решения, предусмотренного частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; не направлении копии такого решения с приложением кадастровых паспортов земельных участков заявителю в 14-дневный срок со дня подачи заявления.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.08.2014 по делу № А70-6087/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что Департамент земельных отношений и градостроительства является отраслевым органом Администрации города Тюмени, уполномоченным от имени Администрации города Тюмени подготавливать и подписывать ответы заявителям по вопросам земельных отношений. Следовательно, обращение заявителя от 20.03.2014 подлежит принятию, рассмотрению и подготовке ответа в установленном порядке непосредственно Департаментом земельных отношений и градостроительства города Тюмени, как отраслевым органом Администрации города Тюмени.

В апелляционной жалобе предприниматель просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что Устав города Тюмени не наделяет должностное лицо местного самоуправления – директора Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, по распоряжению муниципальным имуществом (земельными участками, находящимися в муниципальной собственности). Равно как Положение о департаменте земельных отношении и градостроительства Администрации города Тюмени не наделяет Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени полномочиями по рассмотрению заявлений и принятию решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность для целей, не связанных со строительством.

Учитывая данные обстоятельства, предприниматель считает, что право на распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень, закреплено Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Тюмени только за Главой Администрации города Тюмени.

По утверждению подателя жалобы, письмо от 16,04.2014, направленное Департаментом земельных отношений и градостроительства в адрес заявителя, не является волеизъявлением уполномоченного лица местной администрации, не является обязательным для Главы Администрации города Тюмени, не исключает принятие Главой Администрации иного решения.

Глава Администрации отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

20.03.2014 заявитель письменно обратился к Главе Администрации города Тюмени с просьбой о предоставлении в собственность для целей, не связанных со строительством - организации открытых автостоянок (без временных сооружений, с электронными системами охраны и оплаты) для оказания платных услуг населению по хранению легкового автотранспорта следующих земельных участков:

- кадастровый номер 72:23:0217001:331, площадью 1446 кв.м, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. Хохрякова, 13 Б;

- кадастровый номер 72:23:0217001:332, площадью 1052 кв.м, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. Хохрякова, 13 А;

- кадастровый номер 72:23:0217001:333, площадью 1133 кв.м, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. Кирова, 13;

- кадастровый номер 72:23:0218004:61, площадью 7757,8 кв.м, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. Максима Горького, 61;

- кадастровый номер 72:23:0216003:392, площадью 1074 кв.м, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. Луначарского, 15.

Письмом от 16.04.2014 № 05-07-1640/4-1, № 05-07-1640/4-4 Департамента земельных отношений и градостроительства «О невозможности предоставления земельных участков» ИП Крицкому А.В. было отказано в предоставлении в собственность указанных земельных участков для целей, не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе).

Полагая, что письмо от 16.04.2014 № 05-07-1640/4-1, № 05-07-1640/4-4 Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени не является волеизъявлением (действием) Главы Администрации города Тюмени, и, считая, что Глава Администрации не принял решения по существу поставленных в обращении вопросов, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

13.08.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).

Как указано ранее, заявитель обратился к Главе Администрации города Тюмени о предоставлении в собственность указанных выше земельных участков для целей, не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе).

При этом, по утверждению предпринимателя, поданное заявление содержало всю информацию, предусмотренную законом: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению были приложены необходимые документы.

Однако ответа от Главы Администрации не последовало, а письмо от 16.04.2014 № 05-07-1640/4-1, № 05-07-1640/4-4 Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, по мнению заявителя, не является волеизъявлением (действием) Главы Администрации города Тюмени.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами арбитражного суда первой инстанции, находит доводы заявителя необоснованными, в силу следующего.

Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В порядке реализации положений указанной нормы законодательства Уставом города Тюмени определены полномочия Администрации города Тюмени по решению вопросов местного значения.

Решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 №162 (в ред. от 27.03.2014) принят Устав муниципального образования городской округ город Тюмень (Устав города Тюмени).

Частью 1 статьи 43 Устава города Тюмени Администрация города Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Из указанного выше следует, что Администрация города Тюмени является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение такого вопроса местного значения как распоряжение земельными участками, отнесенными к объектам муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

На основании чего Тюменской городской Думой принято решение от 31.05.2007 №575 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени» (далее - Положение № 575).

Так, пунктом 1.4 Положения №575 предусмотрено, что Администрация города Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени.

К полномочиям Администрации города Тюмени отнесено решение вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени, в том числе, управление и распоряжение земельными участками (пункт 3.2 Положения №575).

Согласно пункту 3 статьи 36 Устава города Тюмени структура Администрации города Тюмени утверждается Тюменской городской Думой по представлению Главы Администрации города Тюмени. В структуру Администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Тюмени.

Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 №818 утверждена структура Администрации города Тюмени. В соответствии с названным решением одним из отраслевых (функциональных) органов Администрации города Тюмени является Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени.

Из пункта 3.1.2 Положения о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 09.04.2009 №576, усматривается, что Департамент осуществляет прием и регистрацию обращений (заявлений) юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам земельных отношений в пределах предоставленных полномочий органам местного самоуправления, подготавливает, подписывает от имени Администрации города Тюмени и направляет ответы заявителям, выдает заявителям по итогам рассмотрения обращений необходимый пакет документов.

В силу подпункта «к» пункта 5.5 вышеназванного Положения о Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени директор департамента подписывает от имени Администрации города Тюмени ответы заявителям по вопросам земельных отношений и градостроительной деятельности в пределах предоставленных полномочий.

Суд первой инстанции верно указал, что в данном случае Департамент земельных отношений и градостроительства является отраслевым органом Администрации города Тюмени, уполномоченным от имени Администрации города Тюмени подготавливать и подписывать ответы заявителям по вопросам земельных отношений.

Таким образом, соответствующее обращение заявителя от 20.03.2014 подлежит принятию, рассмотрению и подготовке ответа в установленном порядке непосредственно Департаментом земельных отношений и градостроительства города Тюмени, как отраслевым органом Администрации, что и было сделано Департаментом.

При названных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил незаконного бездействия Главы Администрации города Тюмени.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав города Тюмени, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы сторон и представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Крицкого А.В. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы в связи с отказом в удовлетворении жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.08.2014 по делу № А70-6087/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Иванова

Судьи

Ю.Н. Киричёк

Е.П. Кливер