ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
27 августа 2007 года | Дело № А70-3240/29-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2007 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яковлевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-1101/2007 ) открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 10» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2007 по делу № А70-3240/29-2007 (судья Тихомиров В.В.),
по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 10»
к Управлению Государственной жилищной инспекции Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2007 № 36
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО «Территориальная генерирующая компания №10» – ФИО1 по доверенности от 03.04.2007 № 336 сроком действия до 31.12.2007;
от Управления Государственной жилищной инспекции Тюменской области – ФИО2 по доверенности от 13.06.2007 № 708 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 02.07.2007 по делу № А70-3240/29-2007 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 10» (далее по тексту – ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10», Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее по тексту – Управление жилищной инспекции) от 22.05.2007 № 36 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В обоснование решения суд указал на то, что ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» является надлежащим субъектом ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения правонарушения, вина Общества подтверждены материалами дела, а также порядок привлечения к ответственности соблюден.
В апелляционной жалобе ОАО «Территориальная генерирующая компания» инспекция просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование жалобы Общество ссылается на следующее: поскольку в договоре от 23.06.2004 № 18/01, который является договором подряда, срок выполнения работ не определен, то договор нельзя считать заключенным; Общество не является фактическим исполнителем работ; административную ответственность согласно статье 66 Жилищного кодекса Российской Федерации несет наймодатель – муниципальное образование или казначейство, на балансе которого находится жилищный фонд.
Управление жилищной инспекции в соответствии с представленным письменным отзывом, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу установил следующие обстоятельства.
23.04.2007, на основании приказа начальника Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области от 20.04.2007№ 122-ОД, Управлением жилищной инспекции было проведено внеплановое мероприятие по осуществлению государственного контроля за выполнением ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовой территории и предоставлению жилищных и коммунальных услуг по обращениям граждан и контролю за исполнением предписаний.
В ходе проверки были выявлены ряд нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомстроя РФ от 23.09.2003 № 170, а именно: в подвальном помещении жилого дома, расположенного по адресу: <...> обнаружено наличие течи трубопроводов в двух местах, а также затопление подвального помещения. Результаты проверки отражены в акте от 23.04.2006№ ТО-06-69, истцу выдано предписание № ТО-06-58, предложено устранить допущенные нарушения.
В связи с выявленными нарушениями в отношении Общества, 03.05.2007 был составлен протокол об административном правонарушении.
22.05.2007 по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении начальником Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области было вынесено постановление № 36 о привлечении ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 45 000 руб.
ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10», полагая, что данное постановления противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованиями о признании его незаконным и его отмене.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» было отказано.
Означенное решение обжалуется Обществом в апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Разделом 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомстрой РФ от 23.09.2003 № 170 (деле по тексту –Правила), установлено, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания.
Согласно пунктам 4.1.3, 4.1.15 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации у, их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Ответственность по статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, что влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» является субъектом административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В силу пунктов 2, 3 статьи 125, пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, действующие по специальному поручению муниципальных образований от их имени.
Из материалов дела следует, что согласно договору от 23.07.2004 № 18/01, заключенному Муниципальным образованием г.Тюмень (Администрация), МУ «Тюменское городское имущественное казначейство» (Балансодержатель) и Открытым акционерным обществом «Тюменьэнерго» (Организация) передачи на техническое обслуживание и ремонт внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации муниципальных жилых домов г.Тюмени, и дополнительному соглашению от 28.04.2006 о внесении изменений и дополнений в договор № 18/01 от 23.07.2004, Администрация и Балансодержатель поручают, а Организация принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию, плановому текущему ремонту и аварийно-восстановительному ремонту внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации муниципального жилищного фонда, согласно приложению № 1 к настоящему договору (пункт 1.1 договора, пункт 1.1 дополнительного согласшени).
Из содержания вышеуказанных пунктов договора и соглашения следует, что ОАО «Тюменьэнерго» исполняет обязательства в соответствии с нормативными документами (ВСН 58-88 «Положение об организации и проведении реконструкции ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально культурного назначения», Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда).
В п. 3.1.1. договора указано, что ОАО «Тюменьэнернго» обязано осуществлять техническое обслуживание и ремонт вышеуказанного имущества, как непосредственно, так и с привлечением подрядных организаций.
Согласно приложению № 1 к Договору, жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в состав муниципального жилищного фонда г.Тюмени, обслуживаемого ОАО «Тюменьэнерго».
При этом, из материалов дела следует, что ОАО «Тюменьэнерго» реорганизовано путем выделения. В результате реорганизации образовано ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания» (Протокол заседания Правления ОАО РАО «ЕЭС России», выполняющего функции внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Тюменьэнерго» от 05.03.2005 № 116пр).
01.07.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа выдано свидетельство серии 86 № 001336357 о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
06.10.2006 состоялось внеочередное совместное общее собрание акционеров ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания», ОАО «Челябинская генерирующая компания» и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10». Повесткой дня было внесение изменений и дополнений в Устав ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания». В результате голосования было принято решение об изменении фирменного наименования ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания» на ОАО «Территориальная генерирующая
компания № 10».
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, 01.12.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по городу Тюмени выдано свидетельство серии 72 № 001490401.
Таким образом, ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» является стороной договора от 23.07.2004 № 18/01 по передачи не техническое обслуживание и ремонт внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации муниципальных жилых домов г.Тюмени.
В силу пункта 3 Устава одним из основных видов деятельности ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» является поставка (продажа) электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии) по установленным тарифам; обеспечение работоспособности и исправности энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение технического обслуживания и ремонта, наладки, технического перевооружения и реконструкции теплоэнергетического и электроэнергетического оборудования.
Из имеющегося в материалах дела разъяснения Главы города Тюмени, выданного на основании обращения Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области от 22.11.2006№ 1/3897, следует, что надлежащее техническое обслуживание (содержание и ремонт) внутренних систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно бытовой канализации муниципального жилищного фонда города Тюмени осуществляет ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10». Ответственными за обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда являются уполномоченные управляющие компании и организации, занятые обслуживанием муниципального жилищного фонда, одной из таких организаций является ОАО «Территориально генерирующая компания № 10».
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, коммунальными услугам является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, гор чему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 49 указанных Правил исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В силу изложенного ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» является лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, в силу чего является субъектом административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, суд апелляционной инстанции не принимает доводы Общества о том, что указанный договор не является заключенным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора подряда является выполнение одной стороной (подрядчиком) по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Предметом договора от 23.07.02004 № 18/0 не является выполнение определенной работы в установленный в нем срок. Предметом данного договора является техническое обслуживание, плановый текущий ремонт, аварийно-восстановительный ремонт внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации муниципальных жилых домов города Тюмени, то есть осуществление определенных действий в течение всего срока действия действий договора.
Договор содержит условия о сроках его действия: в соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с момента подписания, то есть с 23.07.2004 и действует в течение трех лет; согласно пункту 1.13. дополнительного соглашения от 28.04.2006 к указанному договору, договор действует до 17 марта 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги.
Исходя из данных понятий, указанный договор является не договором подряда, а договором оказания услуг, в силу чего условие о конкретных сроках выполнения работ не является существенным условием данного договора.
Кроме того, из п.1.1. договора следует, что в пределах срока действия договора указанные работы осуществляются с периодичностью и в сроки, установленные ВСН 58-88 «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения», Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии со статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором оказания услуг. Согласно пункту 3.1.1. указанного договора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» обязано осуществлять техническое обслуживание и ремонт имущества как непосредственно, так и с привлечением подрядных организаций под свою ответственность. То есть, условия договора позволяют Обществу привлекать для его исполнения третьих лиц, однако, в силу изложенного выше ответственность за нарушение обязательств несет само Общество, а не фактические исполнители, в силу чего ссылка Общества на то, что оно не является фактическим исполнителем услуг, судом апелляционной инстанции не принимается.
Суд апелляционной инстанции также не принимает ссылку ОАО «Территориальная генерирующая компания» на пункты 4.8 и 4.4 договора от 23.07.2004 №3 18/01.
Пункт 4.8 указывает только на обязанность балансодержателя организовывать содержание в надлежащем состоянии подвальных, чердачных, технических помещений в части проведения соответствующих работ другими организациями. Однако, данный пункт не возлагает на балансодержателя обязанности по непосредственному проведению соответствующих работ.
Пункт 4.4 договора, действительно, предусматривает обязанность Администрации по уведомлению Общества о победителе конкурса по выполнения капительного ремонта и иных работ в отношении жилищного фонда. Однако, суду не представлено доказательство проведения конкурса в отношении работ по ремонту трубопроводу или проверке его технического состояния, или проведению профилактических или иных работ, целью которых являлось бы предотвращение тех нарушений, которые были установлены в ходе проверки.
Также суд апелляционной считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность должен нести наймодатель – муниципальное образование либо казначейство, на балансе которого находится жилищный фонд.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2006), ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса РФ. То есть, обязательства ОАО «Территориальная генерирующая компания №10», взятые им добровольно на основании указанного выше договора, по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем муниципальных многоквартирных домов г. Тюмени, собственники помещений в которых не выбрали способ управления многоквартирным домом, сохраняют свою силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по выполнению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в силу чего наличие вины Общества подтверждается.
Судом первой инстанции обоснованно было установлено отсутствие нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
В силу изложенных обстоятельств, судом первой инстанции правильно установлено, что ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, в связи с чем основания для отмены или изменения рушения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2007 по делу № А70-3240/29-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | О.А. Сидоренко Л.А. Золотова |